Конспект урока по окружающему миру на тему: » Почва» ( 3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: 1) познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
2) узнать о преобладающих почвах родного края;
3) развивать познавательную активность, умение наблюдать, высказывать своё мнение;
Оборудование: карта Башкортостана, плакат «Почвообразование», «Разрез почвы», образец почвы, материал для опытов.
I . Сообщение темы и цели урока.
В названии темы урока «Земля- кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу.
— Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже;
— Вспомните, как называется верхний слой земли (верхний слой земли называется почвой);
— Рассмотрите почву, что вы видите? (остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки);
— Какого цвета почва? (темного);
— Вся поверхность суши планеты покрыта почвой? (её нет в высоких горах, некоторых пустынях, в Антарктиде);
— Давайте выясним, как формировалась почва:
1. Она возникла в результате разрушения горных пород (мелкозем), под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности человека.
Этот процесс идет и в настоящее время. Для образования слоя почвы толщиной 2,5 см на твердых породах, таких как гранит, базальт, может потребовать 1200 лет, а на мягких всего несколько десятилетий.
2. Основная роль в почвообразовании принадлежит? Отгадай загадку:
Дышит, растёт, а ходить не может (растения).
3. В почвообразовании участвуют и животные: черви, кроты, личинки насекомых.
— Мой хвост не отличить от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк).
Под землёй коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в чёрном
Меховом своём пальто. (Крот).
— А каким образом они участвуют в почвообразовании?
Они рыхлят породу, смешивают с перегнивающими корнями растений, а после смерти сами превращаются в перегной. Ходы дождевых червей идут на глубину до 1,5 м, по ним проникают в почву что? (вода и воздух), рисунок червяка.
4. Активные почвообразователи — микроорганизмы, бактерии. Они разглаживают перегной до минеральных веществ.
5. Большую роль в почвообразовании играют лишайники (показать гербарий). Итак, что такое почва?
ПОЧВА — это верхний рыхлый слой Земли.
А вот науку о почвах — почвоведение — создал великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев.
Докучаев написал много научных книг. Одна из них «Русский чернозём». (таблица «Почвообразование»).
— А теперь выясним, что входит в состав почвы?
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы увидите? (из почвы идут пузырьки). Вывод: есть воздух.
Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Что осталось на салфетке? (влажное пятно). Вывод: есть вода.
— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы? (вода в стакане стала мутной).
— Что вы видите на дне стакана? (на дне стакана песчинки, а сверху глина). Вывод: в состав почвы входит песок и глина.
— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (появился дым и чувствуется неприятный запах).
— Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
— Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Вывод: в составе почвы есть перегной-гумус.
— Возьмём несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и поместим их на стекло. Нагреваем стекло над огнём. Что вы видите? (на стекле образовался белый налет).
— Кто догадался, что это? (соль).
СОЛИ — это питательные вещества, необходимые растениям.
В ходе работы открывается схема «Состав почвы»:
— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (от количества перегноя).
Основное свойство почвы — ПЛОДОРОДИЕ.
-В природе существует большое количество типов почв. Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
— Какая зона в Башкортостане? (лесная).
— Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (чернозем, в ней много перегноя).
В Башкортостане выделяют 4 основных типа почв:
1. Серые лесные — на севере Башкортостана.
2. Дерново — подзолистые — на севере Башкортостана, хвойные леса.
3. Чернозёмы — в лесостепях и степях.
Мы познакомились с типами почв, свойствами, но не ответили на вопрос: Почему землю называют кормилицей? (Чтение сказки о волшебной кладовой).
— Что называют волшебной кладовой?
— А почему посеешь горсточку, а соберешь сто горстей?
— Что издавна делает земля-матушка? (земля кормит людей).
Вот почему землю называют кормилицей?
— А чтобы земля была плодородной, её нужно удобрять. А чем?
(торфом; образец показать, органические удобрения (навоз), минеральные удобрения (азот, калий, фосфор). Их получают на заводе.
Почва нуждается в защите. Высказывания Докучаева «Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы — НЕТ».
— Что нужно делать для защиты почвы? (высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву (уг. стр), умеренно применять удобрения (нитраты, яд убивает червей, личинки насекомых), умеренно орошать (болото), вспашка поперек склонов (2300 оврагов).
1- А как вы должны защищать почву? (ходить по тропинкам, не выкидывать мусор в почву).
Высказывание Н. Чапека
— Ребята, а какие пословицы о земле вы знаете?
а) Земля кормит людей, как мать детей.
б) Земелька чёрная, а белый хлеб родит.
в) Без хозяина земля полная сирота.
Что называют почвой?
1. Слой земли, на которой растут растения.
2. Одна из составляющих частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие.
4. Основное свойство почвы.
Домашнее задание : стр. 36 № 3, стр. 34 пересказ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-560558
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок + презентация по окружающему миру для 3 класса «Почва. Её состав и свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Почва.Её состав и свойства.3-класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Почва. Её состав и свойства. Презентацию подготовила: учитель начальных классов школы имени М.Кашгари г.Кентау Карабаева Сабахат Садировна
Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам!
Горючие полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые
Нерудные полезные ископаемые
Индивидуальная работа Горючие п. и. Рудные п. и. Нерудные п.и. фосфорит железо газ медь нефть гранит песок уголь глина соль свинец известняк алюминий мрамор
Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат. В группе должен быть ответственный. Один говорит, другие слушают. Правила работы в группе П
Работа в группах.
Работа с картой Казахстана
Земля Земной шар Поверхность Почва
Основные понятия: Почва – верхний плодородный слой земли. Чернозём – богатая перегноем почва. Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Докучаев Василий Васильевич (1марта 1846 — 8ноября 1903) Основатель почвоведения и географии почв.
Круговорот веществ в почве
Скалы бесплодных земель Бисти, США. Антарктида
правила работы в паре Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.
состав почвы Животные почвы лишнее медведка перегной минеральные соли воздух сверчок песок жаба хомяк перегниль ил змея крот одноножка вода червь личинка жука медведь мышь многоножка глина цемент коричневый жёлтый красный
Практическая работа Состав почвы
Это интересно! Образование почвы. 1см почвы за 250-300 лет 20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться. Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Я Мне понравилось смог узнал
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.
Домашнее задание Подобрать материал о животных почв. Учебник стр. 67
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Почва.Её состав и свойства.docx
План конспект урока по окружающему миру предоставила: учитель начальных классов школы имени М.Кашгари города Кентау Южно-Казахстанской области.
Тема: Особенности почвы и её состав.
Цель: 1.Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
2. Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение
работать в группе, находить общее решение.
3. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
Тип урока: исследование, работа в группах.
Оборудование: карточки, образцы почв, спиртовка, стекло, стаканы с водой, штатив, кроссворд, презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
2.Психологический настрой на урок.
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( слайд 7)
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( слайд 8)
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Из географической карты Казахстана:
1-группа: в каких областях добывается нефть. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи нефти.
2-группа: в каких областях добывается уголь. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи угля.
3-группа: в каких областях добывается соль. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи соли.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию. ( домашнее задание)
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и целей урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
Значение слова «земля» несколько. Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев.
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( слайд 20)
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червя.
5. Закрепление нового материала.
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (слайд 28)
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: « Почва» ( слайд 29)
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (слайд 32)
Это интересно! Образование почвы.
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
-Прочитайте правила работы смайликами и оцените урок. Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
Источник