Меню

Абиотические факторы при выращивании культурных растений

Приспособления у растений и животных к абиотическим факторам среды

Вопрос 1. Что такое абиотические факторы среды?
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, — свет, температура, влажность, геомагнитное поле Земли, гравитация, состав водной, воздушной, почвенной среды, роза ветров в данном регионе, микроэлементный состав почв и воды.

Вопрос 2. Какие приспособления существуют у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды?
По отношению к температуре окружающей среды живые организмы делят на две группы: пойкйлотермные, температура тела которых зависит от окружающей среды и гомойотермные, поддерживающие постоянную температуру тела независимо от ее колебаний во внешней среде.
Пойкилотермный организм не только получает теплоту из среды, но и отдает ее в пространство. За счет процессов обмена веществ животные с непостоянной температурой тела могут некоторое время регулировать температуру тела (пресмыкающиеся, пчелы и др.), но такие возможности крайне ограничены. Кроме того, у пойкилотермных организмов выработались определенные структурные, физиологические и поведенческие реакции, позволяющие избежать резких изменений температуры тела.
У животных существует много приспособлений для борьбы с переохлаждением или перегревом.
С наступлением зимы растения и пойкилотермные животные (животные с непостоянной температурой тела) впадают в состояние зимнего покоя, который характеризуется снижением интенсивности обмена веществ. В осенний период в тканях запасается большое количество жиров и углеводов; количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. У растений сбрасывается листва, наблюдается одревеснение побегов и утолщение их пробкового слоя, зимующие почки водных растений опускаются на дно водоемов, птицы отлетают в более теплые края и т.п.
В жаркое время года включаются физиологические механизмы, защищающие организм от перегрева. У растений усиливается испарение воды через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У растений и животных также выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева у растений — это густое опушение, придающее листьям светлую окраску и усиливающее отражение падающего света, вертикальное положение листьев, свертывание листовых «пластинок (у злаков), уменьшение поверхности листа, развитие колючек (кактусы), способность к запасанию большого количества воды, развитая корневая система и др. Эти особенности строения одновременно обусловливают уменьшение потери воды растениями. У животных в этих условиях также усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожные покровы. Кроме того, пойкилотермные животные избегают перегрева путем выработки приспособительного поведения: выбирают места обитания с наиболее благоприятным микроклиматом. В жаркое время они скрываются в норах или под камнями, проявляя активность в определенное время суток. Гораздо меньше зависят от температурных условий среды гомойотермные животные (животные с постоянной температурой тела), что позволило им освоить практически все места обитания — от полюсов до экватора. Однако для большинства живых организмов оптимальной является температура от 15 до 30 °С.
Основные способы регуляции температуры тела у пойкилотермных животных — поведенческие: изменение позы, поиск благоприятных микроклиматических условий, смена мест обитания, рытье нор и т.п. Например, пустынная саранча в прохладные утренние часы подставляет солнечным лучам широкую боковую поверхность тела, а в полдень — узкую спинную. В жаркие часы дня многие животные прячутся в тень или норы, некоторые виды пресмыкающихся взбираются на кусты, чтобы избежать соприкосновения с раскаленной поверхностью почвы. В ряде случаев низшие растения и животные с непостоянной температурой тела переживают жаркое время года в состоянии анабиоза.

Вопрос 3. Укажите, какая часть спектра видимого излучения Солнца наиболее активно поглощается хлорофиллом зеленых растений.
Излучение Солнца выполняет по отношению к живой природе двоякую функцию. Во-первых, это источник тепла, от количества которого зависит активность жизни на данной территории; во-вторых, свет служит сигналом, определяющим активность процессов жизнедеятельности, а также ориентиром при передвижении в пространстве. Для животных и растительных организмов большое значение имеют длина волны воспринимаемого излучения, его интенсивность и продолжительность воздействия (длина светового периода суток, или фотопериод). Видимый, или белый, свет составляют около 45% общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Ультрафиолетовые лучи составляют около 10% всей лучистой энергии. Невидимые для человека, они воспринимаются органами зрения насекомых и служат им для ориентации на местности в пасмурную погоду. Лучи ультрафиолетовой части спектра необходимы и для нормальной жизнедеятельности человека. Под их воздействием в организме образуется витамин D.
Наибольшее значение для организмов имеет видимый свет с длиной волны от 0,4 до 0,75 мкм. Энергия видимого света используется для процессов фотосинтеза в клетках растений. При этом листьями особенно сильно поглощаются оранжево-красные (0,66—0,68 мкм) и сине-фиолетовые (0,4—0,5 мкм) лучи.

Вопрос 4. Расскажите о приспособлениях живых организмов к недостатку воды.
Вода — необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в том или ином местообитании определяет характер растительности и животного мира в данной местности.
Растения выработали ряд приспособлений к периодическому недостатку влаги. Это резкое сокращение вегетационного периода (до 4—6 недель) и длительный период покоя, который растения переживают в виде семян, луковиц, клубней и т.д. (тюльпаны, гусиный лук, мак и др.). Такие растения называются эфемерами и эфемероидами. Другие, не прекращающие роста в сухой период, имеют сильно развитую корневую систему, по массе намного превосходящую надземную часть. Уменьшение испарения достигается уменьшением листовой пластинки, ее опушением, сокращением числа устьиц, преобразованием листа в колючки, развитием водонепроницаемого воскового налета. Некоторые виды, например саксаулы, теряют листву, и фотосинтез осуществляют зеленые ветви. Многие растения способны запасать воду в тканях стебля или корня (кактус, африканские пустынные молочаи, степная таволга). Выживанию в условиях сухого периода способствуют и высокое осмотическое давление клеточного сока, препятствующее испарению, и способность терять большое количество воды (до 80%) без потери жизнеспособности.
Пустынные животные имеют особый тип обмена веществ, при котором вода образуется в организме при поедании сухого корма (грызуны). Источником воды служит и жир, накапливающийся у некоторых животных в больших количествах (верблюды, курдючные овцы). Копытные способны в поисках воды пробегать огромные расстояния. Многие мелкие животные на период засухи впадают в анабиоз (рис. 7).


Рис. 7. Двоякодышащая рыба протоптер переживает засуху (от 6—9 месяцев
до 4 лет) в состоянии анабиоза в коконе из выделяемой им слизи (А).
После дождей или при помещении кокона в воду протоптер оживает (Б, В).

Вопрос 5. Охарактеризуйте влияние различных видов ионизирующего излучения на животный и растительный организмы.
Наиболее губительное действие ионизирующее излучение оказывает на высокоразвитые и сложные организмы, причем человек отличается особой чувствительностью к подобному воздействию. Большая доза, полученная организмом за короткий промежуток времени (минуты, часы), нанимается острой в противоположность хроническим дозам, которые организм мог бы выдерживать на протяжении всего жизненного цикла. Любое превышение уровня излучения над фоновым или даже естественный высокий фон может повысить частоту мутаций. У высших растений чувствительность к ионизирующему излучению прямо пропорциональна размеру клеточного ядра. У животных такой простой зависимости нет. Для них наибольшее значение имеет чувствительность определенных органов и систем. Так, млекопитающие чувствительны даже к низким дозам вследствие легкой повреждаемости облучением костного мозга и эпителия кишечника. Радиоактивные вещества могут накапливаться в почве, воде, воздухе и и телах самих живых организмов; передаваться и аккумулироваться при передаче» по пищевой цепи.

Читайте также:  Усталость почвы что делать

В опрос 6. Каково влияние загрязняющих веществ на состояние биогеоценозов?
Влияние загрязняющих веществ на состояние биогеоценозов выражается в изменении свойств почв (закислении, переходе в растворимое состояние токсичных элементов); в изменении свойств воды (повышении минерализации, повышении концентрации нитратов и фосфатов, насыщении поверхностно активными веществами); изменении соотношения элементов в почве и воде, что часто приводит к ухудшению условий развития растений и животных. Как следствие, нарушается структура биоценоза, обедняется видовой состав. Численность многих растений и животных исчезают, а других, наоборот, увеличивается. Например, при загрязнении водоёма химическими реагентами происходит его заорастание, исчезают многие животные и т.д.

Источник

Абиотические факторы при выращивании культурных растений

Представим, что на свете не осталось ни одного растения. Что же тогда случится? То, что некрасиво будет, — это полбеды. А вот то, что без растений мы не сможем жить — это, действительно, очень плохо. Ведь у растений есть один очень важный секрет!

В листьях растений происходят удивительные превращения. Вода, солнечный свет и углекислый газ — тот, который мы выдыхаем, превращаются в кислород и органические вещества. Кислород необходим нам и всем живым существам для дыхания, а органические вещества — для питания. Так что можно сказать, что в растениях находится настоящая химическая лаборатория по производству жизненно необходимых веществ [1].

Растения используются человеком не только как источник питания, но и как сырье для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, химической и другой.

Так как значение растений очень важно для жизнедеятельности человека, поэтому очень важно, чтобы урожай культурных растений были стабильно высокими. Учитывая все выше сказанное и, определив для себя актуальную проблему исследования, мы хотели бы проанализировать, как внешние условия: свет, тепло, влага, воздух влияют на рост и развитие растений, а, следовательно, и на увеличение урожая. Объектом исследования являлись семя и росток фасоли, клубень картофеля и луковица репчатого лука. Предмет исследования: влияние внешних условий на рост и развитие растений. Мы поставили перед собой цель — изучение условий прорастания и развития растений на примере лука репчатого, картофеля и фасоли.

Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Практическим путём выявить влияние внешних условий: отсутствия света, влаги, воздуха на прорастание семян и рост растений.

2.Изучить информацию о влиянии внешних условий на рост растений из литературных источников.

3.Проанализировать результаты и сделать выводы.

В своей работе мы использовали следующие методы:

инструментальный (цифровой фотоаппарат)

анализ (используется для написания выводов)

поисковый метод (поиск информации в разных источниках)

В своей гипотезе предполагаем, что растениям для роста и развития необходимы вода, воздух, оптимальная температура, питательные вещества, свет.

Глава 1. Состояние вопроса

1. 1. Влияние света на рост и развитие растений.

Влияние света на растения просто огромно. Без солнечного света невозможна жизнь ни одного растения, он необходим им для нормального развития. Так под влиянием света на растения, в листья растения происходят различные химические реакции под названием фотосинтез, во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме того свет нужен для того, что бы у растения была энергия [5].

Некоторые растения очень быстро приспосабливаются к недостатку света. Но, тем не менее, проявляются симптомы, говорящие о том, что растению недостаточно света. Когда растению не хватает света, рост растения замедляется. А листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше [7].

Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение будет мало цвести, цветочки будут бледнее, а бутоны будут плохо развиваться и опадать.

1.2. Влияние тепла на рост и развитие растений

Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди культур выделяют следующие группы.

— Морозостойкие и зимостойкие. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до –10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития — 15—20 градусов тепла.

— Холодостойкие. Семена этих культур прорастают при 2—5 градусов тепла. Температура выше 25 градусов угнетает растения.

— Теплолюбивые. Семена этих культур прорастают при 12—15 градусов. Температуры ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетают растения. При 0 градусов они погибают [4].

— Жаростойкие выдерживают температуры выше 40 градусов.

Недостаток тепла задерживает рост растений. Низкие температуры могут вызвать не только повреждение их наземной части, но и подмерзание корней. Особенно сильно при этом страдают молодые растения, они развиваются слабыми и нередко погибают.

При температурах выше оптимальных возможна гниль верхушки.

Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток. Так, ночью растения не расходуют энергию на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Кроме того, снижается расход питательных элементов на дыхание. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5—7 С ниже, чем днем.

1.3. Влияние воды на рост и развитие растений

Вода — необходимое условие для роста и развития любой флоры

Растения содержат 70—95 % воды, которая необходима для поддержания клеток в состоянии наполнения. При недостатке воды клетки растения ослабляются, и растения увядают. С помощью воды передвигаются питательные элементы, благодаря ее испарению происходит регулирование температуры растений.

Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие культур. На почвах переувлажненных или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются [6].

Читайте также:  Регулирование водно воздушного режима почв

Человек по вкусу, запаху и цвету не может отличить воду из природного источника и воду городского водоснабжения, а животные и растения чувствуют это сразу. Значение качества водынельзя переоценить в жизни растений [2].

1.4. Влияние воздуха на рост и развитие растений

Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и углерод. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отметим, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и стебли в кислороде недостатка не испытывают, но корни, особенно на плотных почвах, часто подвержены кислородному голоданию. Следовательно, почву необходимо поддерживать в рыхлом состоянии. При неблагоприятных для дыхания условиях наступает кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений [13] . Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. Значит, должно быть, постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.

1.5. Тропизмы у растений

Тропизмы — это изменение положений органов закрепленных в почве растений, вызванные внешними раздражителями, причем направление движений органов зависит от направления, по которому это раздражение наступает. [9] Движение стеблей и корней под действием силы тяжести получило название геотропизма.

Если ростовые изгибы происходят под влиянием воды или уменьшения влажности воздуха, то говорят о гидротропизме.Ростовые изгибы органов растений под влиянием одностороннего освещения называют фототропизмом.[8]

Хемотропизм это ростовая реакция на некоторые химические вещества. Корни растений изгибаются по направлению к питательным веществам.

Аэротропизм — ориентировка в пространстве, связанная с неравномерным распределением кислорода. Аэротропизм свойствен в основном корневым системам. [12]

Тигмотропизм (гаптотропизм) — это ростовые изгибы в ответ на прикосновение. Тигмотропизм свойствен лазающим и вьющемся растениям. [8]

Термотропизм— изменение роста корней в сторону благоприятного теплового режима. [3]

Электротропизм (гальванотропизм)— проявляется при помещении органа растения в электростатическое поле или при пропускании тока через растение.

Травмотропизм — ростовая реакция на одностороннее поранение.

Глава 2. Методика, объекты и объем выполненных исследований

2.1. Влияние воды на прорастание семян фасоли

Мы решили проверить, как наличие воды влияет на прорастание семян фасоли. Мы взяли три ёмкости, поместили несколько семян фасоли и заполнили разным количеством воды. В первой емкости семена оставили без воды, во вторую мы положили влажный бинт и в него завернули семена, и в третьей семена фасоли были полностью покрыты водой. Проводили наблюдения каждый день. В первой ёмкости, где не было жидкости, с фасолью ничего не произошло. Во втором стакане семена фасоли начали прорастать на второй день. В третьем стакане, заполненном самым большим количеством воды, фасоль не проросла, на четвертый день появился неприятный запах, а вода стала мутной. Семена во втором стакане продолжили рост (приложение 1).

Таким образом, можно сделать вывод, что растениям для прорастания необходима вода, но в определенном количестве.

После того, как мы убедились, что растениям нужна вода, решили узнать какая именно вода подходит растениям. Для этого мы провели второй эксперимент. Мы взяли две баночки, на дно которых положили вату и посадили туда луковицы репчатого лука. Одну луковицу мы поливали водой из-под крана, а вторую талой снеговой водой.

Через неделю мы увидели, что более интенсивный рост корней и листьев наблюдался у той луковицы, которая была посажена в баночку с талой снеговой водой, так как эта вода была природная и обладала нужными для роста веществами. Вода, налитая из-под крана была, скорее всего, хлорированная, и из-за этого луковица проросла хуже (приложение 2).

2.2. Влияние света на рост и развитие ростков фасоли

Еще одним важнейшим абиотическим условием для жизни растений является свет. Он необходим для фотосинтеза. И если его будет совсем мало, то растение обречено на гибель, поскольку хлорофилл начнет стремительно разрушаться, что приведет к пожелтению листьев и дальнейшему процессу разрушения самого растения. При недостатке естественного освещения, можно заменить его искусственным.

Мы решили провести эксперимент. Пророщенные семена фасоли были посажены в два стакана. Один стакан мы поставили в тёмное место (шкаф), а другой на подоконник и проводили наблюдения. Изменения стали заметны через три дня. Те растения, которые находились в темном, месте развивались плохо, а те, которые получали достаточное количество света, расти крепкими, с крупными зелеными листьями.

Можно сделать вывод: когда растению не хватает света, рост растения замедляется, листья вытягиваются вверх, а черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше. Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были бы быть. Нижние листья желтеют и отмирают (приложение 3)

2.3. Влияние воздуха на рост и развитие ростков фасоли

Следующим важным абиотическим фактором является воздух. Воздух играет огромную роль в жизни растений. Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни, и листья, и стебли растений. Правда ли воздух нужен для растений? Для своего эксперимента мы взяли две колбы, и заполнили их на половину водой. Туда мы поместили ростки фасоли. Одну колбу оставили неизменной, а в другую поверх воды добавили подсолнечное масло. Та фасоль, которая стояла в колбе с маслом, через пять дней стала вянуть. Произошло это из-за образовавшейся на поверхности воды плёнки, которая не пропускала кислород к корням. Фасоль, которая стояла в воде без масла, получала кислород, и поэтому осталась живой и продолжила свой рост (приложение 4).

2.4. Изучение тропизмов у разных растений

Мы заметили, что в процессе своей жизни растения могут двигать отдельными частями тела. Например, комнатные растения поворачивают свои листья к свету. В науке такие движения называют тропизмами. Тропизмы – это реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя. Мы решили изучить такие тропизмы, как геотропизм, гидро- и фототропизм (приложение 5).

Опыт 1. Геотропизм

Мы взяли ёмкости и насыпали туда земли, посадили пророщенные семена фасоли: одно корнем вверх, второе корнем вниз, третье корень по горизонтали. Все три корня в процессе своего роста устремились вниз, и все стебли направились вверх. Вывод: Значит, корень обладает положительным геотропизмом, а стебель положительным фототропизмом.

Читайте также:  Сет амбар для урожая фое

Однако, можно заметить, что растения, развивающиеся из семян, корень которых изначально был направлен вниз, а стебель вверх, росли и развивались быстрее. Те проростки, корень которых мы расположили вверх, проросли не сразу, их рост был медленным, они выглядели не такими здоровыми, как предыдущие.

Опыт 2. Фототропизм

Клубень картофеля положили в лабиринт (коробка из-под обуви с отверстием с одной стороны и перегородками внутри). Через месяц можно наблюдать, как стебли картофеля начали устремляться к свету, и обходить препятствия лабиринта.

Опыт 3. Гидротропизм

Пророщенные семена фасоли расположили по краям блюдца с помощью пластилина, внутрь налили воду и наблюдали. Через три дня корни начали расти в направлении воды. Так мы поняли, что корень обладает еще и положительным гидротропизмом.

Глава 3. Результаты исследований

По итогам проведенных опытов, можно сформулировать результаты исследования.

Результат первого опыта показал, что вода необходима растению с момента прорастания семени и на всем протяжении жизни. Талая снеговая вода и водопроводная обладают неодинаковыми действиями на рост и развитие растений. Талая вода поглощается растениями быстрее, чем водопроводная, растения развиваются быстрее.(Приложение 1).

На примере второго опыта видно, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света. Чем меньше света попадает на растение, тем хуже оно растёт. Растения следуют за светом, листья тянутся к источнику света.

Третий опыт наглядно показывает, что для нормального роста растениям необходим воздух. Если корни растения не получают достаточного количества воздуха, растение болеет и не может нормально развиваться.

В ходе эксперимента была обнаружена способность частей растения к росту в определенном направлении. Эти явления называются тропизмами. Так, корень растения обладает геотропизмом (при любом положении проростка в пространстве главный корень всегда изгибается вниз), а стебель обладает фототропизмом (тянется к свету). Рост клеток растяжением идет в темноте интенсивно, в результате образуются длинные, вытянутые, имея бледную окраску стебли. Стебли, находясь в горизонтальном и вниз положении, в темноте меняют свое направление роста (растут вверх). На свету растяжение клеток тормозится, поэтому за один и тот же промежуток времени стебли выросли меньше, чем в темноте. Под действием солнечных лучей стебли приобретают яркую окраску. Вывод: как бы мы не располагали растение, стебель его неизменно растет вверх. Такая тяга к солнцу позволяет растению наиболее полно использовать энергию солнечного света, столь необходимую для фотосинтеза.

Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей средой; они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называются факторами среды, или экологическими факторами. К факторам неживой природы, или физическим факторам, (абиотическим) относятся свет, влажность, тепло, ветер, дождь, град, солевой и газовый состав почвы и воды – и это далеко не полный перечень. Факторы среды очень разнообразны. Так же разнообразны и ответы на их воздействие со стороны живых организмов.

Очень важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет является одним из важнейших абиотических факторов, особенно для фотосинтезирующих зеленых растений. Только на свету осуществляется важнейший в биосфере процесс – фотосинтез. Свет влияет на скорость роста и развития растений, на интенсивность фотосинтеза.

Значение воды нельзя переоценить в жизни растений, так как она является необходимым компонентом клетки. Оказалось, что водопроводная вода и снеговая по – разному влияет на рост и развитие растений. Луковица, которая проращивалась в талой снеговой воде, росла значительно быстрее, что обусловлено, вероятно, более интенсивным проникновением влаги в растительные ткани. В водопроводной воде есть вещества, которые добавляют для сохранности труб и дезинфекции воды, которые неблагоприятно действуют на растения. Талая вода является стимулятором роста, так как в этой воде больше растворенных солей, необходимых для растений.

Интересно отметить, что русские крестьяне с глубокой древности использовали талую воду для замачивания семян. Так, например, бобы рекомендовали сеять только после замачивания в «озимой воде, полученной в результате таяния мартовского снега, собранного в мае по лесным оврагам.

Подводя итоги проделанной нами работы, можно сказать, что поставленная нами цель работы и задачи выполнены. Мы пришли к следующему выводу: для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей).

Артамонов В.И. Занимательная физиология растений / В.И.Артамонова — М.: Агропромиздат, 1991. — 336с.

Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся / Н.В. Батурицкой, Т.Д. Фенчука — Мн.: Нарасвета, 1991. — 208 с.

Занина М.А. Физиология растений/ М.А.Заниной — Балашов.: Изд-во «Николаев», 2005. — 64 с.

Иванов В.Б. Практикум по физиологии растений — М.: Академия, 2001. — 144с.

Лебедев С.И. Физиология растений — М.: Агропромиздат, 1988. — 544 с.

Медведев С.С. Физиология растений: Учебник / С.С. Медведева — Спб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2004. — 336 с.

Максимов Н.А. Как живет растение / Н.А.Максимова — М.: «Колос», 1966. — 176 с.

Полевой В.В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов / В.В. Полевого — М.: Высш. шк., 1989. — 464 с.

Рейнхольд Вайнар Движения у растений / В.С. Рейнхольда — М.: Знание, 1987. — 176 с.

Томпкинс Питер, Берд Кристофер Тайная жизнь растений — М.: Гомеопатическая Медицина, 2006. — 444 с.

Третьяков Н.Н., Карнаухова Т.К. , Паничкин Л.А. Практикум по физиологии растений — М.: Агоропромиздат, 1990. 271 с.

Якушина Н.И. Физиология растений/ Н.И. Якушеной — М.: Просвещение, 1993.

Влияние воды на прорастание семян фасоли

Влияние качества воды на рост листьев и корней репчатого лука

Влияние света на рост и развитие проростков фасоли

Растение, выросшее на свету

Растение, выросшее в темноте

Влияние воздуха на рост и развитие растений

Растение в колбе с водой

Растение в колбе с водой и подсолнечным маслом

Растение фасоли в колбе с водой растет и развивается нормально

Растение фасоли в колбе с водой, на поверхности которой образовалась пленка из масла, завяло, листья начали засыхать

Определение тропизмов у корня и стебля фасоли

Определение фототропизма у стебля картофеля

Стебли картофеля растут в направлении источника света (отверстие в коробке) и обходят препятствия на своем пути

Определение гидротропизма у корня фасоли

Пророщенные смена фасоли расположили по краям блюдца при помощи пластилина

Источник

Adblock
detector