Исследование влияния различных факторов на выращивание кристаллов в домашних условиях
В ходе работы проведен анализ литературы по данной тематике, исследованы основные вопросы, касающиеся понятия кристалл, дан небольшой исторический очерк, показан ряд применений кристаллов в повседневной жизни, исследованы факторы, влияющие на процесс кристаллизации на основании наблюдения. В процессе работы была выдвинута гипотеза, что, кристаллы можно вырастить в домашних условиях.
Тема исследовательской работы: «Исследование влияния различных факторов на выращивание кристаллов в домашних условиях»
Цель исследования: вырастить кристаллы разнообразных веществ из растворов и исследовать влияние различных факторов на выращивание кристаллов в домашних условиях.
Задачи:
· собрать, изучить и систематизировать литературу, воспользовавшись различными источниками;
· познакомиться со способами выращивания кристаллов и научиться выращивать кристаллы в домашних условиях;
· провести наблюдения за процессом кристаллизации и вывить факторы, влияющие на процесс выращивания кристаллов.
· обобщить результаты наблюдений.
Объект исследования: кристаллы.
Предмет исследования: влияние различных факторов на процесс выращивания кристаллов в домашних условиях.
Продукт: фотодневник по выращиванию кристалла в домашних условиях, коллекция кристаллов, презентация, картина из выращенных кристаллов, сравнительные таблицы кристаллов разных веществ.
Методы исследования:1) сбор информации; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) анкетирование.
Актуальность исследования: выращивание кристаллов — интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать свою работу. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека.
Практическая значимость состоит в создании классной коллекции «Кристаллы», составлении презентации с фотографиями выращенных кристаллов. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.
Деятельность обучающегося состоит в умении находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах. Работа формирует навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
В ходе реализации проекта на основании проделанной работы мы показали, что кристаллы можно выращивать в домашних условиях, но для этого необходимо соблюдать несколько условий.
В итоге исследования — поставленные цели достигнуты. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_ayupov.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава I. Разнообразный мир кристаллов и их применение
Глава II. Способы выращивания кристаллов в домашних условиях……………………..………..7
2.1. Способы и условия выращивания кристаллов в домашних условиях……. …….7
Опыт 1. Выращивание кристаллов медного купороса…………….………………………………. 8
Опыт 2. Выращивание кристаллов морской соли……….……..……..……………..………………8
Опыт 3.Выращивание кристалла селитры…………. …………………………………………. …..8
Опыт 4. Выращивание кристаллов питьевой соды……………….………………………………. 8
Опыт 5. Выращивание кристаллов сахара…..……………………………………………. ………. 8
Опыт 6. Выращивание кристаллов фосфата моно аммония из набора «Чудесная радуга кристаллов»…………………………………………………..……….………………………………..9
Опыт 7. Выращивание кристаллов поваренной соли…..…………………….……………………. 9
Опыт 8.Сравнение кристаллов морской и поваренной соли……………………………………….9
Опыт 9.Влияние окрашивания раствора на процесс кристаллизации……………………………..9
Опыт 10.Влияние температуры раствора на процесс кристаллизации……………………………9
«Чем больше вглядываешься в кристалл, тем
глубже он затягивает вас в свою глубину очарования»
Кристаллы — удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.
В начале года на уроке окружающего мира мы изучали свойство воды – растворимость. В одном из стаканов мы растворили поваренную соль. После урока стакан оставили на подоконнике и забыли про него. Через несколько дней мы с удивлением заметили, что на стенках стакана появился белый налет. Мне стало интересно, как так получилось. Оказалось, как сказала Светлана Семеновна, начался процесс кристаллизации. А так как я очень любознательный, мне нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, стало еще интересней и появилось много вопросов:
— Что такое кристаллизация? Как происходит этот процесс? Что такое кристалл? Где встречаются кристаллы? Как выглядят? Какие бывают? Можно ли вырастить кристаллы самим? А, если да, то из чего и как? Я решил сам попробовать найти ответы на эти вопросы. Я провел в классе анкетирование, из результатов которого выяснил, что мои одноклассники тоже не знают, что такое кристалл, 2 считают, что это стекло, 3, что это светящийся предмет, а 16 человек оставили вопрос без ответа, 10 человек считают, что их можно встретить в пещерах. Всему классу хочется узнать, как можно больше о кристаллах, и они хотели бы научиться выращивать кристаллы в домашних условиях. Вот так и появился наш проект.
Тема моего проекта «Исследование влияния различных факторов на выращивание кристаллов в домашних условиях»
Цель исследования: вырастить кристаллы разнообразных веществ из растворов и исследовать влияние различных факторов на выращивание кристаллов в домашних условиях.
Для того чтобы достичь поставленной цели я поставил перед собой задачи:
- собрать, изучить и систематизировать литературу, воспользовавшись различными источниками;
- познакомиться со способами выращивания кристаллов и научиться выращивать кристаллы в домашних условиях;
- провести наблюдения за процессом кристаллизации и вывить факторы, влияющие на процесс выращивания кристаллов.
- обобщить результаты наблюдений.
Гипотеза: я предполагаю, что вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.
Объект исследования: кристаллы.
Предмет исследования: влияние различных факторов на процесс выращивания кристаллов в домашних условиях.
Продукт: фотодневник по выращиванию кристалла в домашних условиях, коллекция кристаллов.
Методы исследования: 1) сбор информации; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) анкетирование.
Актуальность исследования : выращивание кристаллов — интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать свою работу. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека.
Практическая значимость состоит в создании классной коллекции «Кристаллы», составлении презентации с фотографиями выращенных кристаллов. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.
Глава I. Разнообразный мир кристаллов и их применение
В недрах земли люди порой находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то специально выпиливал, затем полировал, чтобы они приобрели именно такую форму. Правильность и совершенство формы этих камней часто поражают человека своей красотой. Иногда, нам трудно поверить, что они образовались сами без участия человека. Именно такие камни с природной, не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Так что же такое кристаллы?
В толковом словаре Владимира Даля кристалл — «ископаемое, образующее от природы правильное геометрическое тело; гранка, гранник, самогранник; переиначено в хрусталь , самородное, горное стекло, или белое, граненое стекло». [4,164] По С.И.Ожегову – это «твердое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение» [7,248] Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры. Существуют монокристаллы и поликристаллы. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическим. Одиночные кристаллы называются монокристаллами . Изучением кристаллов занимается специальная наука кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки. Кристаллография – это наука о строении, свойствах, образовании и росте кристаллов, которая зародилась в18веке. Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, светящиеся многочисленными сколами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.
1.2 История происхождения слова «кристалл»
Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд» [7,161], а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже давно. Первые сведения о горном хрустале мы находим у римского учёного Плиния Старшего (I век н. э.). В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков. Но словом «кристалл» называют не только кристаллы замерзшей воды. Почти все камни, горные породы состоят из кристаллов. Соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни [7,161]. В древности кристаллам приписывали всякие необыкновенные свойства. Считали, например, что кристалл аметиста навевает счастливые сны, изумруд спасает мореплавателей от бурь, сапфир помогает при укусах скорпионов, алмаз бережёт от болезней, топаз приносит счастье в ноябре, гранат – в январе и т. д. Человека, укушенного змеёй, заставляли съесть толчёный изумруд. Древние инки поклонялись как божеству большому кристаллу зелёного изумруда.
Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных кристаллов достигают подчас человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров. Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, на подобии величественных колонн. Иногда образуются дендриты — это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые. Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый». Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа.
1.4. Применение кристаллов
Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить. Поэтому ограничусь несколькими примерами. Например, каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике — поваренной, или пищевой, солью. Ни с чем несравнимый вкус соли человек оценил давно. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.
Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище.
Самый твердый и самый редкий из природных минералов — алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Кристалл кварца используется в телефонных трубках. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца — это и есть горный хрусталь т.е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.
Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках 20 в. Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры уже вытеснили пленочные фотоаппараты, жидкокристаллические телевизоры и мониторы постепенно изживают старые. (В 1888 г. австрийский ботаник Реинедзер обнаружил, что при нагревании кристалл размягчался и в дальнейшем превращался в настоящую жидкость) . И сейчас ещё часто люди, рассматривая чудесные, сверкающие, переливающиеся многогранники кристаллов, не хотят верить, что они созданы природой, а не человеком.
Источник
Исследовательский проект Выращивание кристаллов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьная научно-практическая конференция
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Андреева Лариса Александровна
учитель химии и биологии
Каждый из нас привык видеть вещества в трёх состояниях: газообразном, жидком и твёрдом. Ту же самую воду мы видим в этих состояниях. Когда мы выходим на улицу зимой и ловим рукой снежинку (это и есть твёрдое состояние воды) и она тает у нас на ладони, превращаясь в каплю воды (это жидкое состояние воды), то мы при этом видим два состояния воды, и как она из одного переходит в другое. Если рассмотреть снежинку поближе, то можно увидеть много маленьких кристаллов различной формы, из которых она состоит. Также и узоры, которые мороз рисует на окнах, тоже можно назвать кристаллическими. Когда мы смотрим на эти узоры, мы задумываемся, насколько бывают разнообразны формы кристаллов.
Нас это заинтересовало, и нам захотелось узнать из чего и как можно получить кристаллы ещё больше и красивее. А самое главное, что мы сами можем получить кристаллы и для этого достаточно химической лаборатории, которая находится у нас в школе. И поэтому мы решили изучить эту тему получше, побольше узнать о кристаллах, их строении, из чего и как их выращивают, сделать несколько опытов для получения кристаллов. И описание этих опытов, интересная информация и факты о кристаллах, которые мы нашли в ходе нашей работы, находятся в нашем проекте.
на исследовательскую работу « Выращивание кристаллов » учениц 6а класса, МОУ СОШ № 4 , Титовой Анастасии .
Данная исследовательская работа выполнена в рамках внеурочной деятельности, кружка «Чудеса вокруг нас».
Содержит 19 страниц. В ходе выполнения исследования автор использовала 11 научных, литературных и Интернет источников. Авторы четко наметила задачи соответственно цел и данной работы и умело осветила проблему данного вопроса.
Действуя принципу «Думай глобально, но действуй локально» авторы проекта умело наметили и провели ряд экспериментов: приготовили горячий насыщенный раствор какой-либо соли ( хлорида натрия, сульфата меди или железа, и т. д.), осторожно охладили его , чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным ), и, наконец, ввели затравку — кристаллик той же соли, подвешенный на нитке. После этого прикрыли сосуд листком бумаги, поставили в вытяжной шкаф и следили, пока не вырастет крупный кристалл, на что несколько месяцев; в течение этого времени изредка подливали понемногу насыщенный раствор по мере испарения. Все результаты проведенных экспериментов авторы зафиксировали в виде дневника наблюдений, проанализировали и использовали в заключительной части проекта.
Результаты данного проекта заключаются в том, что:
1. Узнали много нового и интересного о формах и размерах, о способах выращивания кристаллов.
2. Сделали много опытов по выращиванию кристаллов. Большинство опытов получилось.
3. Выращенные кристаллы оставили в кабинете химии как экспериментальный
материал для отработки данной темы в рамках школьного научного общества, а также в качестве дидактического материала на уроках химии.
4. Удалось вырастить крупный кристалл медного купороса. Кристалл получился правильной формы, что может служить хорошим наглядным пособием для учителя на уроках химии.
В исследовании авторами научного проекта принадлежит достаточная степень самостоятельности, так как большинство результатов исследований проводились ими самостоятельно. Данная работа проводилась под руководством педагога, по составленной программе, включающей эксперименты.
Выявлены незначительные погрешности, не влияющие на качество данного проекта.
Заключение: рекомендую продолжить данные исследования по теме. Работу по выращиванию кристаллов можно продолжить, исследуя процесс роста кристаллов из растворов солей .
Научный руководитель : учитель химии и биологии МОУ СОШ № 4 Андреева Л.А.
Цель и задача работы. 6
1 Теория кристаллов. 9
1.1 Что такое кристалл. . 10
1.2 Происхождение слова «кристалл». 10
2 Образование кристаллов. 11
2.1 Образование кристаллов в природе. 11
2.2 Выращивание кристаллов в промышленности. 12
2.3 Выращивание кристаллов в домашних условиях. 14
2.3.1 Приготовление раствора. 14
2.3.2 Фильтрация раствора. 14
2.3.3 Выращивание крупных одиночных кристаллов. 15
2.3.4 Выращивание сростков кристаллов (друз). 16
3 Мои результаты. 17
Список используемой литературы. 19
Цель работы:
— вырастить кристаллы веществ искусственным путем и выявить их особенности.
Задачи научной работы:
ознакомится с научно-популярной литературой по заданной теме;
изучить методики о способах искусственного выращивания кристаллов;
вырастить кристаллы поваренной соли, медного купороса, сернокислого калия и чистой меди;
описать результаты наблюдений и сделать выводы;
закрепить навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы.
Объект исследования: кристаллы
Предмет исследования : процесс кристаллизации
Гипотеза: мы предполагаем, что вырастить кристаллы, в лабораторных условиях возможно
работа с источниками информации
Характер исследования : прикладной
Время проведения исследования: октябрь- март 2017 года
Прикладная ценность исследования:
· выращенные кристаллы послужат в кабинете химии как экспериментальный материал для отработки этой темы в рамках школьного научного общества, а также в качестве дидактического материала на уроках химии.
Нередко в земле находят камни такой формы, как будто их кто-то нарочно вырезал, отшлифовал и отполировал. Правильная форма этих многогранников, безукоризненная плоскость их гладких, блестящих граней поражает нас. Такие камни с природной, т. Е. Сделанной не руками человека, многогранной формой называют кристаллами. Кристаллы льда и снега – звёздочки снежинок, а также кристаллы прозрачного кварца – горного хрусталя – еще с незапамятных времён привлекали к себе внимание людей.
Кристаллы очень разнообразны и по величине и по форме. Одни из них – маленькие, узкие, острые, как иголки; другие — как столбы, достигают нескольких метров в длину; бывают кристаллы виде лепестков тоньше листа бумаги и в виде пластов в метр толщиной.
Раньше кристаллы считали редкостью, «игрой природы» и люди совсем не знали их строения. Но когда были, изобретены лупа и микроскоп, новый мир раскрылся перед людьми. Посмотрите в лупу на свежий излом гранита, мрамора, песчаника. Эти породы тоже состоят из кристаллов, только очень мелких и тесно соприкасающихся друг с другом. Все металлы сложены из кристаллов. В глине, каучуке, саже, костях, волосах, волокнах шерсти, шёлка, целлюлозы найдены мельчайшие, даже в микроскоп не различимые, зёрна кристаллического строения.
Мы живём в мире кристаллов. Наши дома и города построены из камня и металла, т. е. в основном из кристаллов.
Мы каждый день едим кристаллы. Сахар, соль – это тоже кристаллы; их легко различить даже невооружённым взглядом.
Нет такого места на Земле, где — бы не было кристаллов. И не только на Земле! Из межпланетного пространства иногда прилетают к нам осколки небесных тел- метеоритов. Оказалось, что их строение ничем не отличается от строения наших земных минералов и горных пород: они тоже состоят из кристаллов.
Итак, кристаллы повсюду. Они разнообразны, красивы, загадочны.
Развитие науки и техники привело к тому, что многие редко встречающиеся в природе кристаллы стали необходимыми для изготовления деталей приборов и машин, для выполнения научных исследований. Потребность во многих кристаллах возросла настолько, что удовлетворить ее за счет расширения масштабов выработки старых и поисков новых природных месторождений оказалось невозможно.
Кроме того, для многих отраслей техники и, особенно, для выполнения научных исследований все чаще требуются кристаллы очень высокий химической чистоты с совершенной кристаллической структурой. Кристаллы, встречающиеся в природе, этим требованиям не удовлетворяют, так как они растут в условиях, весьма далеких от идеальных.
Таким образом, возникла задача разработки технологии искусственного изготовления кристаллов многих элементов и химических соединений.
1 Теория кристаллов
1.1 Что такое кристалл?
Кристалл – это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.
В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода – одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.
Вы, конечно, обращали внимание на бесконечное разнообразие снежинок. Еще в 17 веке знаменитый астроном Иоганн Кеплер написал трактат «О шестиугольных снежинках», а спустя три столетия были изданы альбомы, в которых представлены коллекции увеличенных фотографий тысяч снежинок, причем ни одна из них не повторяет другую (рис 1).
Рисунок 1 – Разнообразие снежинок.
Кристаллы – вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы или молекулы) «упакованы» в определенном порядке. В результате при росте кристаллов на их поверхности самопроизвольно возникают плоские грани, а сами кристаллы принимают разнообразную геометрическую форму. Каждый, кто побывал в геологическом музее или на выставке минералов, не мог не восхититься изяществом и красотой форм, которые принимают «неживые» вещества (рис.2, 3).
Рисунок 2 – Кристаллы лазурита.
Рисунок 3 – Кристаллы витерита.
1.2 Происхождение слова «кристалл»
Слово «кристалл» звучит почти одинаково во всех европейских языках. Много веков назад среди вечных снегов в Альпах, на территории современной Швейцарии, нашли очень красивые, совершенно бесцветные кристаллы, очень напоминающие чистый лед (рис.4). Древние натуралисты так их и назвали – «кристаллос», по-гречески – лед; это слово происходит от греческого «криос» – холод, мороз. Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять. Один из самых авторитетных античных философов Аристотель писал, что «кристаллос рождается из воды, когда она полностью утрачивает теплоту». Римский поэт Клавдиан в 390 году то же самое описал стихами:
Ярой альпийской зимой лед превращается в камень.
Солнце не в силах затем камень такой растопить.
Аналогичный вывод сделали в древности в Китае и Японии – лед и горный хрусталь обозначали там одним и тем же словом. И даже в 19 в. поэты нередко соединяли воедино эти образы:
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи.
А.С.Пушкин. К Овидию
Рисунок 4 – Друза горного хрусталя.
2 Образование кристаллов
2.1 Образование кристаллов в природе
Минеральные кристаллы образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действительности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных горных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.
Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Например, горный гранит содержит кристаллы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, которые медленно охлаждаются и образуют кристаллы различных видов.
Природа продолжает преподносить нам сюрпризы, создавая все новые чудеса. Совсем недавно, в 2000 году, в мексиканской пустыне Чихуахуа была открыта необычная пещера, где находятся самые большие природные кристаллы, которые когда-либо создавала природа (рис.5). Мегакристаллы селенита были сформированы гидротермальными жидкостями, исходящими от пещер, расположенных ниже.
Рисунок 5 – Пещера кристаллов
Селенит – разновидность гипса, отличающаяся характерным параллельно-волокнистым строением. Свое название селенит получил за красивые желтовато-серебристые лунные переливы на его поверхности (в Древней Греции Селеной называли богиню Луны).
В горе Найса на глубине 300 метров, в рабочей шахте, где велась добыча цинка, серебра и свинца, шахтеры совершенно случайно обнаружили пустоты, в которых их взору открылись огромные кристаллы селенита. Эти невероятно красивые образования, созданные природой, образуют три полости, которые получили поэтические названия «Глаз Королевы», «Пещера Парусов» и «Стеклянная пещера».
Это самые большие из известных на сегодня природных кристаллов – полупрозрачные лучи неимоверной длины до 15 метров, диаметром 1,2 метра, весом не менее 55 тон каждый – волшебно-причудливым образом переплетены между собой и создают в пещере неимоверной красоты пейзаж. Но полюбоваться этой красотой непросто. Попасть в пещеру без специального обмундирования и оборудования невозможно без риска для жизни. Температура воздуха там составляет около 50 градусов Цельсия, а влажность – практически 100%! Даже в специальном костюме находиться в этих пещерах можно не очень долго – около часа.
Но не только это мешает спелеологам в путешествии по пещере гигантских кристаллов. Нагромождения кристаллов так причудливо сплетены, что порой между ними нельзя пройти человеку, но разрушать эту красоту у ученых и исследователей рука не поднимается.
Увидеть это природное чудо света все же возможно – здесь нам на помощь приходит фотография (Приложение А), но она, к сожалению, не может полностью передать «холодную» кристаллическую красоту подземных пустот, заполненных огромными кристаллами.
Исследователи уверены, что подобных пещер в мексиканской пустыне еще несколько, и они ждут своих первооткрывателей!
2.2 Выращивание кристаллов в промышленности
Начиная с XIX века появились технологии выращивания искусственных кристаллов. Некоторые из этих ювелирных камней настолько совершенны, что их крайне сложно отличить от натуральных. Синтетические кристаллы востребованы в промышленности и на рынке ювелирных изделий.
Первые успешные попытки синтеза драгоценных камней приходятся на конец XIX века. В 1877 году Эдмон Фреми и Шарль Фейль получили кристаллы рубина.
В 1902 году Огюст Вернейль смог синтезировать рубины методом плавления в пламени, положив начало промышленному синтезу ювелирных камней. Данный метод, с некоторыми изменениями, до сих пор остается одним из самых распространенных способов выращивания кристаллов ювелирного качества. Порошковая шихта, состоящая из оксида алюминия с добавлением 2% оксида хрома, помещается в печь. Под ударами молотка шихта попадает вниз, контактирует с кислородом и водородом, достигая в пламени температуры 2000 о С. Капли расплавленного материала падают на стержень, на котором образуется шарик кристалла, медленно приобретающий грушевидную форму.
Рисунок 6 – Схема аппарата Вернейля
и монокристалл корунда, полученный этим методом.
Особое место среди кристаллов занимают драгоценные камни, которые с древнейших времен привлекают внимание человека. Люди научились получать искусственно очень многие драгоценные камни. Например, подшипники для часов и других точных приборов уже давно делают из искусственных рубинов. Получают искусственно и прекрасные кристаллы, которые в природе вообще не существуют. Например, фианиты – их название происходит от сокращения ФИАН – Физический институт Академии наук, где они впервые были получены. Фианиты – искусственные кристаллы, которые внешне очень похожи на бриллианты (рис.7).
Рисунок 7 – Фианит.
Исследователи из США сумели вырастить огромные кристаллы пирофосфата калия. Самый крупный из кристаллов весит 318 килограмм. Он рос в большом баке, где при температуре 65 градусов Цельсия испарялся раствор пирофосфата калия. Молекулы отлагались на затравке размером меньше наперстка, и через 52 дня вырос прозрачный гигант почти без дефектов.
Кристаллы будут использоваться для сооружения сверхмощных лазеров.
2.3 Выращивание кристаллов в домашних условиях
2.3.1 Приготовление раствора
Раствор готовят из слегка тёплой (не горячей!) воды. Воду лучше брать дистиллированную, но можно и кипячёную. Химический стакан на половину объёма наполняют водой и небольшими количествами (
по 10гр) добавляют соль. После каждой новой порции соли раствор тщательно перемешивают. При этом раствор может начать охлаждаться, т. к. при растворении вещества расходуется тепловая энергия на расщепление его на ионы. После того, как вещество перестаёт растворяться, добавляют последние 10гр вещества и перемешивают. Уже готовый раствор фильтруют во второй химический стакан, в котором и будет происходить рост кристалла. Стакан накрывают листком бумаги и ждут появления первых кристалликов.
2.3.2 Фильтрация раствора
Конечно же, для фильтрации раствора лучше всего использовать хороший, лабораторный фильтр из фильтровальной бумаги и стеклянную воронку. Если готового фильтра нет, то его можно сделать из обычной промокашки. Для этого из неё вырезают круг диаметром не менее 10см, сгибают его вдвое и затем ещё вдвое. Если теперь отогнуть крайний листок получившегося конуса, то получится бумажная воронка. Её вкладывают в стеклянную и фильтруют раствор. Это надо делать очень осторожно, следить за тем, чтобы уровень жидкости в стеклянной воронке не был выше краёв фильтра.
В самом крайнем случае, если под рукой нет даже промокашки, то фильтр делается из ваты. Вату плотно вставляют в горлышко воронки и затем фильтруют раствор. Естественно, чем плотнее вата, тем медленнее и качественнее происходит фильтрация.
2.3.3 Выращивание крупных одиночных кристаллов
Для того, чтоб кристалл вырос крупным и геометрически ровным, т. е. имел природную форму, необходимо довольно много времени. Обычно кристалл вырастает на 0,1-0,8мм в сутки, что во многом зависит от соли. Т. е. за месяц – полтора можно вырастить довольно крупный кристалл.
Выращивание крупного одиночного кристалла – очень длительный и сложный процесс, требующий терпения и осторожности. Для начала вам потребуется затравка – маленький кристаллик, который и будет центром кристаллизации. Обычно кристаллик, используемый как затравка, представляет собой уменьшенную копию выращиваемого кристалла.
Для того, чтобы получить затравку, используется очень простой метод: готовится максимально концентрированный раствор соли, переливается в стакан с вертикальными стенками и накрывается листком бумаги. Через несколько дней на дне стакана появляются первые кристаллики. Обычно они все имеют разную форму. Именно из них и отбираются те, которые имеют более правильную форму.
Раствор, в который собираются погрузить затравку, желательно приготовить заранее и оставить на пару дней для выпадения первых кристалликов (чтобы быть уверенным, что затравка не растворится). Раствор фильтруют от выпавших кристалликов, переливают в чистый стакан и погружают туда затравку. Стакан накрывают бумагой и оставляют на полке. Уже через неделю можно заметить, что кристалл заметно подрос. Чем дольше он будет оставаться в растворе, тем крупнее он станет.
Раствор со временем испаряется и если верхняя часть кристалла окажется на воздухе, то это может испортить весь кристалл. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо добавлять раствор по мере необходимости.
В процессе выращивания кристалла может возникнуть ещё одна проблема: в ходе роста основного кристалла на дне появляются и растут другие, случайно выпавшие кристаллы. Их желательно удалять хотя бы раз в 1-2 недели.
2.3.4 Выращивание сростков кристаллов (друз)
Это – один из самых быстрых способов выращивания кристаллов. Если выращивание одиночных кристаллов занимает много времени и рассчитано на постепенный, правильный рост кристаллов, то выращивание друзы гораздо легче, потому что оно ориентируется на быстрое, хаотическое выпадение кристаллов.
Для начала вам потребуется приготовить перенасыщенный раствор соли в горячей воде. После охлаждения раствора в него вносят затравку – подвешенный на ниточке кристаллик. Уже через 5-10 часов можно увидеть большое количество кристалликов на нитке, на затравке, на дне стакана. Раствор оставляют в покое в течение 3-5 дней, затем вынимают нитку с кристаллом, раствор нагревают, добавляют воды и снова делают максимально концентрированным. После охлаждения в него вновь вносят нитку с уже подросшим кристаллом и оставляют на 3-5 дней.
Эту процедуру повторяют до тех пор, пока кристалл не достигнет необходимого размера. Кстати, довольно неплохие результаты получаются, если смешать оба метода: сначала вырастить друзу, а потом погрузить её в раствор для медленной кристаллизации.
Изучив литературу, мы приступили к выращиванию кристаллов
3 Мои опыты
3.1 Медный купорос
Самые быстрорастущие и красивые кристаллы в моей коллекции. Мною были выращены монокристаллы и друза (рис.9).
Рисунок 8 – Монокристаллы и друза медного купороса.
3.2 Поваренная соль
После приготовления раствора, я поместил в насыщенный раствор нитку. На следующий день нитка покрылась кристаллами соли. Взяв один из получившихся кристаллов, я решил использовать его в качестве затравки для монокристалла. К сожалению, монокристалл NaCl мне получить не удалось, ребро грани кристалла составляет всего 2 мм, поэтому вместо роста монокристалла, начинают образовываться рядом соседние кристаллики. Таким образом, получилась друза, напоминающая кубик. Неудивительно, ведь поваренная соль имеет кубическую сингонию.
Рисунок 9 – Кристаллы NaCl (поваренной соли)
3.4 Мои результаты
Выращивание кристаллов – очень интересный и увлекательный процесс.
К сожалению, в данном процессе присутствует элемент случайности. Вроде и раствор насыщенный, и охлаждается медленно, а кристалл не образовывается, или готовишь новый раствор для бóльшего роста кристалла, а утром видишь, что кристалл не только не стал больше, но и совсем растворился … Тем не менее, можно выделить общие признаки роста кристаллов.
Во-первых, чем насыщеннее раствор, тем быстрее вероятность образования кристалла. Чем лучше отфильтрован раствор, тем больше вероятность образования монокристалла, т.к. примеси, оставшиеся в растворе, служат дополнительными центрами кристаллизации. Если раствор охлаждать недостаточно медленно, то это, с большой долей вероятности, приведет к образованию друзы (сростка кристаллов), т.к. его молекулы не успеют построить правильный кристалл. А при слишком резком охлаждении образуется аморфное (стеклообразное) состояние вещества. Например, при очень быстром охлаждении (миллионы градусов в секунду) даже металлы можно получить в некристаллическом стеклообразном состоянии.
Источник