Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Вариант 1 (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Т…ма теплой августовской ночи еле видны тусклые звезды (кое)где мерцающие в облачном небе. Мягкая (не)слышная от глубокой пыли дорога в поле по которой катится теле…ка с двумя м…лодыми седоками – мелкопоместной барышней и юношей гимназистом. Пасмурные з…рницы осв…щают иногда пару (ровно)бегущих рабочих лошадей со спута…ыми гривами в простой упряжи и картуз и плечи малого в запашной рубахе на козлах на мгновение открывают (в)переди поля опустевшие после рабочей поры и дальний п…чальный лесок. Вчера вечером на деревне был шум крик трусливый лай и визг собак; с уд…вительной дерзостью когда по избам уже ужинали волк зарезал в одном дворе овцу и едва (не)унес ее – (во)время выск…чили на собачий гам мужики с дубинами и о…били ее уже околевшую с разорва…ым боком. Теперь барышня нервно х…хочет заж…гает и броса…т в темноту спички весело крича Волков боюсь. Спички осв…щают удл…не…ое грубоватое лицо юноши и ее возбужде…ое (шороко)скулое личико. Кач…ясь на бегу теле…ки она жжет и бросает в т…мноту спички буд(то) не зам…чая что гимназист обн…мает ее. Она отодв…гает его локтем он намере…о громко и просто имея в виду малого на козлах говорит ей Отдайте спички. Сейчас сейчас! Кричит она и опять в…пыхивает спичка потом з…рница и тьма еще гуще слепит теплой чернотой в которой все кажется что теле…ка катится назад. ( По И. Бунину).
2.Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т. п.)
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.
Был … (красивый, прекрасный, изумительный) июльский день, один из тех дней, которые … (случаются, происходят, совершаются) только тогда, когда погода … (наладилась, определилась, установилась) надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не … (пылает, горит, пыхает, пламенеет) пожаром: она разливается … (незлобным, кротким, покорным) румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время … (страстной, жаркой, знойной) засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но … (светлое, яркое, лучистое) и приветно лучезарное – мирно … (появляется, всплывает, обнаруживается) под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и … (погрузится, нырнет, углубится) в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка … (засверкает, загорится, заблестит) змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять … (потекли, двинулись, хлынули) играющие лучи, — и весело и … (торжественно, величаво, величественно) словно взлетая, … (поднимается, возвышается, вздымается) могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых … (длинных, высоких, долговязых) облаков, золотисто-серых, с … (мягкими, шелковистыми, нежными) белыми краями.
4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Стреляный воробей 2. Ни зги не видно 3. Хоть пруд пруди
б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Возносить до небес 2. На краю света 3. Олух царя небесного
в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово вода
5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы А – Б), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.
Образец: астроном
6. Заполните недостающие части таблицы
Произношение согласных звуков
Употребление собирательных числительных
двое, трое и т. д.
Образец
Произношение [чн] — [шн]
7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Редактор внес в рукопись стилевые поправки.
2. Предложенное решение кажется проблемным.
3. Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне.
4. Воздвигнут мемориальный памятник.
5. На кафедре появилась свободная вакансия.
6. Туристов встретили местные аборигены.
7. Доверчивые документы переданы адвокату.
8. Мы купили экономную стиральную машину.
9. Он привык существовать своим умом.
10. Басни соловья не кормят
8. Выполните задания по предложенному тексту.
1)Составьте тезисный план текста.
2)Сделайте из текста выписку о литературных пристрастиях мало читающих Россиян.
3)Составьте аннотацию к тексту.
4)Представьте содержание текста в виде таблицы (схемы, диаграммы, графика).
Справка
- Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые оформляются в виде цитат или собственных формулировок. Выписка – дословная или документально точная запись частей текста. Аннотация (от лат. annotation — замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку
Круг чтения и читательские запросы Россиян: статистика Фонда «Общественное мнение»
Три четверти Россиян более или менее регулярно что-либо читают. Каждый второй читает газеты (52% ответов), каждый третий – книги (35%), каждый четвертый – журналы (24%), а 2% – некие иные виды печатной продукции. Четвертая часть (24%) респондентов сказали в ходе опроса, что они ничего не читают.
Что касается содержания потребляемой печатной продукции, то наиболее востребованный жанр у наших сограждан – это новости, текущая информация о событиях в стране и за рубежом: отвечая на вопрос «Какие тексты, публикации Вы чаще всего читаете?», его с одинаковой частотой отмечали и много, и мало читающие (63% и 61% соответственно). Но в других отношениях читательские интересы названных групп респондентов различаются. У тех, кто читает мало, на втором месте – легкое чтение на темы повседневной жизни (мода, кулинария, обустройство быта, здоровый образ жизни и пр.) – 37%. Художественная литература у этой группы респондентов – на третьем месте (29%). Далее следуют: литература по специальности (21%); публикации, связанные с различными хобби (18%); публикации на общественно-политические и экономические темы (16%), учебная и справочная литература (14%), научно-популярные тексты (10%). Среди тех, кто читает много, художественная литература востребована практически так же, как и новости (59%). Легкое чтение на повседневные темы также пользуется спросом в этой группе (43%). Однако здесь значимо (в полтора-два раза) популярнее – в сравнении с читающими мало – литература по специальности (35%), справочная и учебная литература (28%), публикации на общественно-политические и экономические темы (27%), научно-популярные тексты (21%). Литература, связанная с увлечениями, хобби респондентов, востребована в этой группе так же, как и среди мало читающих (18%). Помимо этого, каждый десятый (10%) среди много читающих упомянул публикации на религиозную тему (среди мало читающих – 5%).
Судя по полученным данным, рынок сегодня довольно полно удовлетворяет интересы читающей публики России: 61% респондентов (или 80% от числа читающих вообще) сказали, что той литературы, которая им нужна и интересна, публикуется достаточно. С этим мнением одинаково часто соглашались как те, кто читает много, так и мало читающие граждане. Недостаток в интересующей их литературе испытывают 10% респондентов (или 14% от числа читающих). Отвечая на открытый вопрос: «Какой именно литературы. Сегодня, на Ваш взгляд, публикуется недостаточно?», – 2% опрошенных сказали, что им не хватает общественно-политической литературы, причем некоторые озвучивали запрос на доступную и правдивую информацию («события в политическом мире, а если есть, то большая статья, там все так запутано, что не разберешь»; «о том, что делается в нашей области»; «не освещается жизнь города»; «о пенсионерах нет ничего, только о коммерсантах, которые награбили себе все»; «новости в правдивом изложении»). (Ирина Шмерлина)
9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т. п.).
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
* Вещунья — предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы. ()
10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.
1. Гражданином быть обязан. 2. Здоровый образ жизни.3. Оптимизм – это сила надежды.
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
По б…рюзовому неб…склону бе…конечно высокому и (прозрачно)нежному местами подернутому словно (бело)снежным кружевом маленькими перистыми обл…чками быстро подн…мается зол…тистый шар солнца жгучий и осл…пительный зал…вая радостным блеском вод…ную холмистую поверхность океана. Голубые рамки д…лекого г…ризонта огр…ничивают его бе…предельную даль.
Как(то) торжестве…о бе…молвно кругом.
Только могучие (светло)синие волны св…ркая на солнце своими сер…бристыми верхушками и нагоняя одна другую плавно пер…ливаются с тем ласковым почти нежным ропотом который точно наш…птывает что в этих широтах под тропиками век…вечный старик океан всегда находится в добром распол…жении духа.
Бережно словно заботл…вый нежный пестун несет он на своей исп…линской груди плывущие корабли (не) угрожая морякам бурями и ураганами.
(Не) видно сегодня (н…) одного белеющего паруса (не) видно (ни)одного дымка на г…ризонте. Большая океанская дорога широка.
Изредк… бл…снет на солнце сер…бристою чешуйкой летучая рыбка покажет ч…рную спину играющий кит и шумно выпустит ф…нтан воды высоко прореет в воздухе темный фрегат или (бело)снежный альбатрос пронесется над водой маленькая серая петрель направляясь в далеким берегам Африки или Америки и снов… пусто. Снова р…кочущий океан солнце да небо светлые ласковые нежные.
(По К. Станюковичу)
2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т. п.)
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.
Началось … (тихое, спокойное, мирное) течение служебного дня. Никто не … (тревожил, баламутил, волновал) стол регистрации смертей и браков. В окно было видно, как граждане, … (вздрагивая, поеживаясь, сжимаясь) от весеннего холодка, … (расходились, удалялись, разбредались) по своим домам. Ровно в полдень … (залился, грянул, запел) петух в кооперативе «Плуг и молот». Никто этому не удивился. Потом … (раздались, зазвучали, пронеслись) … (резкое, металлическое, пронзительное) кряканье и клекот мотора. С улицы имени товарища Губернского выкатился … (плотный, крепкий, компактный) куб дыма. Клекот … (усилился, увеличился, усугубился). Из-за дыма … (быстро, в темпе, вскоре появились … (контуры, очертания, линии) исполкомовского автомобиля Гос. № 1 с … (маленьким, крохотным, мизерным) радиатором и … (большим, исполинским, громоздким) кузовом. Автомобиль, барахтаясь в грязи, пересек Старопанскую площадь и, колыхаясь, … (исчез, утратился, сгинул) в ядовитом дыму. Служащие то и дело стояли у окна, комментируя … (эпизод, факты, происшествие) и ставя его в … (узы, связь, контакт) с возможным сокращением штатов. (И. Ильф, Е. Петров)
4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Водить за нос 2. Бить баклуши 3. Плечом к плечу
б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Кот наплакал 2. Хоть глаз выколи 3. От горшка два вершка
в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово взгляд
5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы Б – В), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.
Образец: астроном
6. Заполните недостающие части таблицы
Склонение количественных числительных
Согласование подлежащего и сказуемого
Образец
Произношение [чн] — [шн]
7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Туристы обратили внимание на детали и подробности.
2. Мы помнили и не забывали его советов.
3. Произошло криминальное преступление.
4. Гуманитарный поступок нашего товарища вызвал восхищение.
5. Бережный хозяин не оставит урожай под осенним дождем.
6. Укол не был больным.
7. Зарплату за май месяц выплатили вовремя.
8. Из командировки отец привез памятные сувениры.
9. Его гуманность и человеколюбие известны всем.
10. Враги приближались все ближе.
8. Выполните задания по предложенному тексту.
1)Составьте тезисный план текста.
2)Сделайте из текста выписку о российских реалиях, влияющих на негативное отношение к России в мире.
3)Составьте аннотацию к тексту.
4)Представьте содержание текста в виде таблицы (схемы, диаграммы, графика).
Справка
- Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые оформляются в виде цитат или собственных формулировок. Выписка – дословная или документально точная запись частей текста. Аннотация (от лат. annotation — замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку