Урок 32. Биологический круговорот. Почва (§32) — Рабочая тетрадь 6 класс — Дневник географа-следопыта Летягин (Ответы и гдз)
Мы ответим на следующие вопросы.
1. Кто считается основателем науки о почвах?
Известный ученый В. В. Докучаев считается основателем науки о почвах по той причине, что он первым в мире занялся изучением почв и параллельно с университетской работой начал проводить полевые исследования почв в разных регионах еще тогда царской России. Помимо всего прочего ученый создал первую классификацию природных зон, которую впоследствии доработали и конкретизировали другие ученые, в частности Л.С. Берг, что в свою очередь в 60-х годах 20-го века позволило разработать периодический закон географической зональности. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886). В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации и др.
2. Что называют почвой?
Почва — тончайший поверхностный слой земной коры (в среднем 1 — 2 м), обладающий плодородием и возникающий в результате совместного действия воды, воздуха и организмов. Почвы нашей планеты уникальны. Они образуют почвенную оболочку — особую природную «пленку», которая регулирует взаимодействие биосферы, гидросферы и атмосферы Земли. Почва — среда обитания многих живых существ.
3. Как образуются почвы?
Образование почв начинается с выветривания горных пород. На земной поверхности в результате процессов выветривания они растрескиваются и рассыпаются. На выветренной горной породе расселяются сначала лишайники и мхи, в результате их жизнедеятельности появляется слой темного порошкообразного материала — мелкозема. Он заполняет трещины в глыбах, в них вырастают скальные растения. Постепенно, в течении тысячелетий, однородная горная порода превращается в почву, разделенную на горизонтальные слои.
4. Какое вещество обеспечивает плодородие почвы?
Зависит плодородие почвы от наличия в ней органических веществ и прежде всего гумуса — чем толще это темное вещество, тем выше плодородие почвы. Самыми плодородными почвами считаются черноземы, верхний слой которых мог превышать 100 см и содержать до 10 — 12 % перегноя.
5. Из каких слоев состоит почвенный профиль?
В почве выделяют три основных слоя: 1) поверхностный — максимально насыщенный корнями, обогащенный органическими веществами, богатый жизнью; 2)переходный; 3) нижний, подпочвенный — почвообразующий. Плодородие почвы зависит от всех слоев.
6. Какие живые организмы обитают в почве?
Почва — место обитания живых организмов. В почве обитает огромное количество разнообразных микроорганизмов и почвенных животных, обеспечивающих ее развитие. Большая часть массы животных приходится на долю дождевых червей (50 — 90%). Участвуя в биологическом круговороте, микроорганизмы и животные прямо и косвенно воздействуют на почву, придают ей особые свойства.
7. Из каких механических частиц состоит почва?
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой частей. Твердая часть — минеральные и органические частицы. Они составляют от 80-98 % почвенной массы и состоят из песка, глины, илистых частиц, оставшихся от материнской породы в результате почвообразовательного процесса. Соотношение этих частиц характеризует механический состав почвы. Жидкая часть почвы, или почвенный раствор, — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится от долей процента до 40-60 %. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания. Газообразная часть, почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Почвенный воздух содержит больше углекислого газа и меньше кислорода, чем атмосферный воздух, а также метан, летучие органические соединения. Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, водоросли, актиномицеты и др.) представителей беспозвоночных (простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок), роющих позвоночных. Они обитают в основном в верхних слоях почвы, около корней растений, где добывают себе пищу. Некоторые почвенные организмы могут жить только на корнях. Почва содержит микроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, сера, железо и др.) и микроэлементы (бор, марганец, молибден, цинк и др.), которые растения потребляют в ограниченных количествах.
Мы научимся определять механический состав и кислотность почвы, разработаем меры по повышению плодородия почвы.
1. Биологический круговорот веществ
- По рисунку расскажите о биологическом круговороте веществ в светлое время суток.
2. Почва и ее образование
- Впишите пропущенные слова.
Почвой называют 1 — 2 метровый поверхностный слой земной коры, обладающей плодородием и возникший в результате преобразования его воздействием воды, воздуха и организмов .
- Опишите и нарисуйте последовательность процесса образования почвы.
Этап 1. Выветривание горных пород, под воздействием воды, воздуха и природных факторов.
Этап 2. Расселяются лишайники и мхи. В результате их жизнедеятельности появляется слой темного порошкообразного материала — мелкозем. Он заполняет трещины в глыбах и создает условия для распространения в трещинах корней скальных растений.
Этап 3. Постепенное превращение однородной горной породы в почву, разделенную на горизонтальные слои, которые в совокупности образуют почвенный профиль.
3. Почва — место обитания живых организмов
- Сделайте подписи к рисункам, укажите название живых организмов, виды их деятельности, влияние на плодородие почв.
Насекомые и микроорганизмы, участвуют в образовании плодородного слоя (рис. 1). Растения используют влагу и питательные вещества почвы (рис. 2). Черви участвуют в образовании плодородного слоя (рис. 3). Змеи, мыши роют в почвах норы, рыхлят ее (рис. 4).
Школа географа-следопыта
1. Полевое исследование механического состава почвы.
- Напишите в таблице названия почв по механическому составу.
Источник
Биологический круговорот. Почва.
Биологический круговорот. Почва. Презентация для урока в 6 классе.
Просмотр содержимого документа
«Биологический круговорот. Почва.»
Биологический круговорот. Почва.
Чем обеспечиваются жизнедеятельность организмов на Земле и единство биосферы?
Из каких процессов состоит биологический круговорот веществ?
С чего начинается круговорот веществ в природе? Как он проходит?
Почва – это среда обитания многих живых организмов.
Личинки майского жука
Как образуется почва?
Важнейшая составляющая часть почвы – перегной (гумус).
Что такое перегной?
- разновидность плодородной земли, которая состоит из перепревшего навоза и остатков растений — сорняков, опавших листьев.
- это грунт, в котором много полезных питательных веществ.
От перегноя зависит плодородие почв (способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой).
Черноземы – самые плодородные почвы.
Их верхний слой раньше мог превышать 100 см и содержать до 10-12% перегноя.
В почве выделяют три слоя:
В конце 19 века появилась наука об образовании, строении, составе и свойствах почв. Основателем почвоведения является русский ученый В.В.Докучаев.
Источник
Биологический круговорот. Почва.
Биологический круговорот. Почва. Презентация для урока в 6 классе.
Просмотр содержимого документа
«Биологический круговорот. Почва.»
Биологический круговорот. Почва.
Чем обеспечиваются жизнедеятельность организмов на Земле и единство биосферы?
Из каких процессов состоит биологический круговорот веществ?
С чего начинается круговорот веществ в природе? Как он проходит?
Почва – это среда обитания многих живых организмов.
Личинки майского жука
Как образуется почва?
Важнейшая составляющая часть почвы – перегной (гумус).
Что такое перегной?
- разновидность плодородной земли, которая состоит из перепревшего навоза и остатков растений — сорняков, опавших листьев.
- это грунт, в котором много полезных питательных веществ.
От перегноя зависит плодородие почв (способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой).
Черноземы – самые плодородные почвы.
Их верхний слой раньше мог превышать 100 см и содержать до 10-12% перегноя.
В почве выделяют три слоя:
В конце 19 века появилась наука об образовании, строении, составе и свойствах почв. Основателем почвоведения является русский ученый В.В.Докучаев.
Источник
Биологический круговорот почва конспект
Автор: Петрова Елена Владимировна
Организация: МОАУ «СОШ №6»
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк
Класс: 10, УМК И.Н. Пономарёвой, 2 часа в неделю
Урок №7
Тема:
Круговорот веществ и энергии в природе
Цель:
расширение представлений обучающихся об учении о биосфере и его значении в экологии.
Задачи:
1) закрепить знания обучающихся о круговоротах различных химических элементов в биосфере;
2) развивать умение работать с биологическим текстом, выделять главное, систематизировать, преобразовывать в схемы;
3) осуществлять воспитание бережного отношения к природе, к жизни на планете Земля в любых её проявлениях.
Оборудование:
электронная презентация, схемы круговоротов.
Ход урока
I Организация начала урока
II Проверка домашнего задания:
1)Проверка учителем наличия конспектов, составленных обучающимися дома самостоятельно.
Далее проверка домашнего задания происходит по рядам:
2) Устный опрос отдельных обучающихся по терминам словаря, индивидуально и в парах:
- Проверка наличия словарей и записанных в нём слов.
- Дать определения терминов: биологический круговорот.
Биологический круговорот веществ – переход питательных химических элементов от неживой природы из почвы и атмосферы в живые организмы с соответствующим изменением их химической формы и возвращение их в почву и атмосферу в процессе жизнедеятельности организмов с их останками после смерти, а затем повторное поступление химических элементов в живые организмы после процессов деструкции и минерализации с помощью бактерий и грибов.
Круговорот веществ в природе — относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе. Различают большой круговорот веществ, или круговорот воды на планете, и малый, или биологический, круговорот.
Устойчивое развитие – развитие такой системы «общество – природа», которая обеспечивает удовлетворение потребностей общества без ущерба основных параметров биосферы и одновременно не сокращает возможности будущим поколениям удовлетворять свои потребности.
Устойчивость экосистемы – способность экосистемы сохранять функционирование в пределах естественного колебания её параметров.
3) устный рассказ отдельных обучающихся по содержанию составленных дома конспектов
4) письменная работа остальных обучающихся с текстом по материалам параграфа:
— Прочтите текст и вставьте недостающие слова в предложения
Учение о биосфере
- Биосферой называют область существования живых организмов. 2.Основоположником учения о ней является В.И. Вернадский . 3. Живая оболочка Земли имеет нечёткие границы, которые распространяются на 20км в атмосферу , занимают почти всю гидросферу и опускаются на 7,5км в литосферу . 4. В состав биосферы входит: живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. 5. Совокупность всех живых организмов планеты образует живое вещество. 6. Вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов, например, кислород, торф, нефть, называется биогенным . 7. Косное вещество – это вещество, сформировавшееся без участия живых организмов. например, лава. 8. Смесь неживой природы с результатами деятельности живых организмов называется биокосным веществом. 9. В живом веществе по биомассе массе большую часть занимают растения – около 95%. 10. Живое вещество биосферы выполняет 3 главные функции: газовую , окислительно-восстановительную и концентрационную .
Оценка: всего 15 слов.
7-9 слов – «3»,
10-12 слов – «4»,
13 – 15 слов – «5».
III Сообщение темы, цели, задач урока:
— Главное назначение биосферы – обеспечение круговорота веществ.
— Запишите тему: Круговорот веществ и энергии .
IV Изучение нового материала:
1)большой круговорот веществ и энергии в природе – общие вопросы – активизация знаний обучающихся, выступление заранее подготовленного учащегося с использованием презентации, запись основных положений, зачерчивание схем:
— Как вы понимаете – что такое круговорот веществ и энергии?
— Какие виды круговорота вы знаете?
— На самом деле основных круговоротов два: большой (геологический) и малый (биохимический).
— В большом круговороте используется энергия солнца и энергия с глубин Земли.
— в большом круговороте перераспределяются (переносятся) вещества между биосферой и недрами Земли: магматическими и осадочными породами.
— Послушаем выступление о большом круговороте веществ.
Большой(геологический) круговорот веществ в природе
Магматические горные породы выветриваются, разрушаются и образуют осадочные гордые породы. В подвижных зонах земной коры (зоны вулканической активности) они вновь погружаются вглубь литосферы. Под действием высоких температур и давления осадочные горные породы вновь переплавляются и превращаются в магму.
В результате землетрясений, извержений вулканов новая магма поднимается на поверхность. Она остывает и вновь начинает выветриваться, разрушаться, образуя осадочные породы. Так вещества из недр Земли постоянно доставляются на её поверхность.
Но большой круговорот выглядит не как круг, а развивается по спирали. Это происходит потому, что каждый новый цикл круговорота не повторяет в точности старый, а вносит что-то новое (одни вещества улетучиваются, другие вещества включаются в круговорот в совершенно разных количествах – не таких, как было ранее). Это со временем приводит к весьма значительным изменениям.
К большому круговороту веществ и энергии относится и круговорот воды. Это круговорот воды между сушей и океаном через атмосферу. Вода испаряется с поверхности Мирового океана. Кстати, на это затрачивается почти половина солнечной энергии, поступающей к поверхности Земли. Испарившаяся вода переносится ветром на сушу, где выпадает в виде осадков. Осадки стекают назад в Мировой океан поверхностными или подземными водами.
Круговорот воды происходит и по более простой схем: вода испаряется с поверхности океана, конденсируется и выпадает в виде осадков сразу в тот же океан. Подсчитано, что в круговороте воды на Земле ежегодно участвует более 500 тысяч км 3 воды. Круговорот воды играет очень важную роль на планете, т.к. он участвует в формировании природных условий на планете (климат, ветер). Вода используется и живыми организмами. Таким образом, весь её запас на Земле распадается и вновь восстанавливается, т.е. происходит полное обновление всей воды за 2 млн. лет.
2) Малый (биогеохимический) круговорот веществ и энергии – общие вопросы – активизация знаний обучающихся, выступление заранее подготовленных учащихся с использованием презентации, запись основных положений, зачерчивание схем:
— Малый круговорот веществ , он же биогеохимический, в отличие от большого круговорота, протекает лишь в пределах биосферы.
— Этот круговорот для жизни биосферы – главный, и он сам является порождением жизни.
— Изменяясь, рождаясь, умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете.
— Происходит это благодаря биогеохимическому круговороту.
— Сущность его в том, что живое вещество образуется из неорганических соединений в процессе фотосинтеза, в превращении органических веществ при разложении вновь в неорганические вещества.
— Неорганические вещества и солнечная энергия включаются из неживой природы в живую – превращаются в органические вещества.
— После смерти живых организмов органические вещества, разлагаясь, разрушаются до неорганических и возвращаются в неживую природу.
— Главным источником энергии малого круговорота является солнечная радиация, с которой начинается фотосинтез.
— Эта энергия неравномерно распределяется по поверхности земного шара: на экваторе количества тепла в три раза больше, чем, например, на архипелаге Шпицберген (80 0 северной широты).
— Часть солнечной энергии теряется: отражается, поглощается почвой, рассеивается и т.д.
— На фотосинтез тратится максимум около 5% от всей энергии солнца, а чаще всего вообще 2-3%.
— В масштабах планеты действует биогеохимический круговорот – обмен макро- и микроэлементов и простых неорганических веществ (СО2 и Н2О) с веществом атмосферы, гидросферы, литосферы.
— Круговорот отдельных веществ В.И. Вернадский назвал биогеохимическими циклами.
— Суть цикла в следующем: химические элементы поглощаются живыми организмами, потом покидают его (как продукт выделения или просто после смерти организма) и возвращаются в неживую природу, а затем, через какое-то время, вновь попадают в живой организм, и т.д.
— Такие химические элементы называются биофильными.
— Этими биогеохимическими циклами и обеспечиваются функции живого вещества в биосфере.
— В биогеохимических круговоротах имеется резервный фонд (вещества, не связанные с организмами) и обменный фонд (биогенное вещество, вещество вокруг организмов).
— В биосфере в целом выделяют: 1) круговорот газообразных веществ с резервным фондом в атмосфере и гидросфере (океан); 2) осадочный цикл с резервным фондом в земной коре (в геологическом круговороте).
— Отдельно следует сказать, что на Земле лишь один процесс не тратит, а запасает, связывает и даже накапливает солнечную энергию – это фотосинтез.
— Мы помним, что энергия никуда не исчезает, а просто переходить из одного вида в другой.
— Только автотрофные организмы способны огромную энергию Солнца превращать в энергию химических соединений путём фотосинтеза.
— В этом заключается главная планетарная функция живого вещества на Земле.
— Рассмотрим основные биогеохимические циклы.
— Наиболее важным органическим веществом является белок.
— В состав белка входят углерод, азот, кислород, фосфор и сера.
— Рассмотрим круговороты этих веществ.
— В их основе лежат трофические (пищевые) связи.
— Вспомните: кто такие продуценты, консументы, редуценты?
— Продуценты – создатели органического вещества – это все растения и часть бактерий.
— Консументы – это потребители органического вещества.
— Выделяют консументы 1 порядка – травоядные, консументы 2 и последующих порядков – хищные животные.
— Редуценты – это разрушители, разлагатели органического вещества до простых неорганических веществ.
— Чаще всего это часть животных, бактерии, грибы.
— Послушаем выступления о малых круговоротах.
Биогеохимические циклы углерода, азота и кислорода
Круговороты углерода, азота, кислорода более совершенные, т.к. их много в атмосфере.
Рассмотрим круговорот углерода, а точнее наиболее подвижной его формы – углекислого газа. В основе этого круговорота лежит трофическая (пищевая) цепь:
продуценты (растения) улавливают углерод из неживой природы – из атмосферы — в процессе фотосинтеза; консументы (животные) поглощают тела продуцентов, других консументов ; благодаря этому углерод курсирует из тела растений в тела животных; редуценты (черви, грибы, бактерии) разлагают отмершие тела, превращают их в почву, возвращая тем самым углерод вновь в неживую природу. Скорость оборота углекислого газа около 300 лет.
В Мировом океане трофическая цепь нарушается, т.к. часть углерода в мёртвых организмах падает на дно, уходит в осадочные породы. Частично он накапливается в биосфере в форме мела, известняка, кораллов, каменного угля, нефти и надолго остаётся вне круговорота. В процессе жизнедеятельности растений, животных и человека углерод может быть освобождён и тогда вновь окажется в круговороте.
Больше всего во включении углерода в живые тела принимают участие леса, они содержат до 500млрд т этого элемента, что составляет 2/3 его запаса в атмосфере. Вмешательство человека в круговорот углерода приводит к возрастанию содержания углекислого газа в атмосфере.
Рассмотрим круговорот кислорода. Земля – единственная планета Солнечной системы, где в атмосфере содержится много свободного кислорода. Скорость круговорота кислорода – 2тысячи лет. Основной поставщик кислорода на Земле – зелёные растения и фотосинтезирующие цианобактерии. Ежегодно растения выделяют около 500*10 9 т кислорода. Главные потребители кислорода – животные, почвенные организмы, сами растения и человек. Все они дышат кислородом, используя его, таким образом, для образования энергии в виде молекул АТФ.
Подсчитано, что человек тратит на промышленные и бытовые нужды 23% кислорода, вырабатываемого в процессе фотосинтеза растениями. Следовательно, необходимо значительное усиление фотосинтеза и другие радикальные меры. Необходимо помнить, что многие растения в зимний период не осуществляют фотосинтез. Только леса Южной Америки (Амазония, Тасмания) круглый год снабжают планету кислородом, являясь «лёгкими» планеты.
Круговорот азота не менее сложен и охватывает всю планету. Запасы азота в атмосфере неисчерпаемы — азот занимает 78% от её объёма. Но поглощение его растениями ограничено, т.к. использовать чистый азот они не могут, а только азот в соединении с водородом или кислородом. Биологическую фиксацию азота могут осуществлять только некоторые прокариоты: азотофиксирующие аэробные бактерии (азотобактер), некоторые анаэробные почвенные бактерии (клостридиум) и клубеньковые бактерии (ризобиум). Эти бактерии «дружат» путём симбиоза с бобовыми растениями, ольхой, облепихой и т.д. Поселяясь на корнях этих растений, бактерии насыщают их азотом. От этих растений через цепи питания азот получают все остальные организмы. Наряду с азотофиксирующими бактериями, в природе есть бактерии возвращающие азот в природу – денитрифицирующие бактерии. Проблема в том, что сначала соединения азота превращаются бактериями гниения в нитраты, нитриты, аммонийные соединения. Часть нитратов загрязняет подземные воды, впитывается растениями из почвы. Азот возвращается бактериями в атмосферу вновь с выделенными при гниении газами. Американские учёные подсчитали, что если будет уничтожено только 12 видов таких бактерий, то жизнь на Земле прекратиться.
Круговорот фосфора и серы
Круговороты серы и фосфора очень важны, но менее совершенны, т.к. основная их масса содержится в резервном, «недоступном» фонде. Эти круговороты – типичные примеры осадочных циклов, которые легко нарушаются и часть веществ выходит из круговорота. Возвратиться обратно в круговорот вещества могут лишь в результате геологических процессов (извержение вулканов, поднятие и опускание земной коры) или путём извлечения живыми организмами.
Из всех элементов фосфор считается наиболее дефицитным. Он входит в состав цитоплазмы и нуклеиновых кислот клеток. Фосфор содержится в горных породах, образовавшихся в прошлые геологические эпохи. В случае подъёма этих пород, их выветривания, фосфор выносится в море в виде известного минерала апатита.
Общий круговорот фосфора можно разделить на две части – водную и наземную. В воде фосфор усваивается фитопланктоном и передаются по пищевой (трофическое) цепи от организма к организму вплоть до морских птиц. Их экскременты (гуано) снова попадают в море и вступают в круговорот. Из отмирающих морских животных, особенно рыб, фосфор снова попадает в море и в круговорот. Но часть скелетов рыб после их гибели падает глубоко на дно океана, и фосфор выпадает из круговорота, откладываясь в осадочных породах.
На земле фосфор извлекается растениями из почвы и далее переходит по цепи питания из одного организма в другой. Возвращается фосфор в почву после гибели растений, животных или с их экскрементами. Теряется фосфор, когда с водой вымывается из почвы и переносится в водоёмы. Это вызывает бурный расцвет водных растений, «цветение» водоёмов и их эвтрофикацию. Большая же часть фосфора уносится в море и там теряется безвозвратно. Это может привести к потере запасов фосфорсодержащих руд (фосфоритов, апатитов), поэтому человечеству не следует ждать, когда Земля сама вернёт потерянные отложения.
Сера, также, как и азот, входит в состав аминокислот белков, из которых состоят клетки. Сера тоже имеет основной резервный фонд в отложениях и в почве, а также и в атмосфере. В горных породах сера встречается в виде сульфидов, в растворах в виде иона, в газообразной форме в виде сероводорода или сернистого газа. В некоторых организмах она накапливается в чистом виде, и при их отмирании на дне морей образуются залежи самородной серы. И в воде, и на суше серу в виде иона (SO4) усваивают автотрофные организмы (в основном растения). Она переходит из организма в организм по цепям питания. После их гибели сера возвращается в почву или воду и может быть использована снова.
Однако, круговорот серы часто нарушается деятельностью человека. Виной тому, прежде всего сжигание ископаемого топлива, особенно угля. Сернистый газ (SO2) нарушает процессы фотосинтеза и приводит к гибели растительности.
— И так, мы рассмотрели основные круговороты веществ и энергии, протекающие на Земле.
3) Механизмы устойчивости биосферы – беседа с обсуждением спорных вопросов:
— Биосфера – это открытая система
— Что это значит? ( в неё постоянно поступают из космоса энергия, вещества)
— Биосфера остаётся стабильной, устойчивой – почему это происходит? (саморегуляция).
— Рассмотрим механизмы устойчивости биосферы:
1. Неизменное положение Земли в космосе в течение длительного времени – что это обеспечивает (постоянный приток солнечной радиации в определённом количестве во все части земного шара).
2. Геохимическая функция живого вещества – что это значит? (биологический круговорот веществ, в котором участвуют живые организмы, — главное условие существования биосферы)
3. Равновесие между образованием органических веществ и их расходованием (если равновесия не будет, круговорот нарушится).
4. Внутренняя упорядоченность экосистемы («всё связано со всем», мир – система, состоящая из взаимосвязанных элементов).
5. Видовое разнообразие — как это работает? (чем больше видов, тем меньше последствий от исчезновения какого-либо вида; исчезнувший вид тут же заменяется другим, живущим в сходных условиях).
V Физ.минутка
VI Закрепление изученного
1) Выполнение заданий из КИМов:
№1. Работа с текстом:
Известно, что на дне океанов погребены большие массы органических остатков, в том числе содержащих много фосфора. Происходит их медленная минерализация. Однако в круговороте этот фосфор участия не принимает.
Укажите основную причину этого явления и его возможные последствия (выполняется устно)
(круговорот фосфора не завершённый; последствия: возможно постепенное изъятие фосфора как элемента, что может привести даже к гибели организмов или их сильным изменениям, т.к. он входит в состав цитоплазмы и нуклеиновых кислот клеток; с другой стороны, если произойдёт поднятие дна Мирового океана, то фосфор может снова включиться в круговорот).
№2 Работа со схемой
Расставьте компоненты схемы в правильном порядке (письменно):
1. Азотфиксирующие бактерии
2. Аммиачные соединения почвы
3. Денитрифицирующие бактерии
4. Зелёные растения
5. Животные (заяц, лось)
6. Атмосферный азот
7. Азот в составе белков (растительных и животных)
Ответ: 6, 1, 4, 5, 7, 3, 2
Как круговорот азота связан с цепью питания лося? (ест клевер и др. дикорастущие бобовые растения)
Какие изменения произойдут в круговороте, если из него изъять азотфиксирующие бактерии и почему? (азот не будет включён в биологический круговорот)
Можно ли азот отнести к хорошо сбалансированным круговоротам и почему? (является достаточно цикличным, т.к. азот не выпадает из биогеохимического круговорота).
№3 Работа со схемой (схема начерчена на доске)
Закончите схему круговорота углерода: покажите стрелками направления движения углерода, допишите названия компонентов, участвующих в круговороте:
2) Выполнение заданий из банка заданий ЕГЭ (письменно):
1. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается
1)
интенсивностью размножения продуцентов
2)
борьбой за существование
3)
перемещением веществ в трофических цепях
4)
приспособлением организмов к условиям жизни
2. Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте
Источник