Меню

Битва за урожай италия

Аграрная политика Муссолини

Содержание

Основная цель [ править | править код ]

Основная цель корпоративной системы, согласно фашистскому законодательству, сводится к тому, чтобы «объединить все синдикальные организации различных факторов производства, работодателей, трудящихся и лиц свободных профессий по определенным отраслям производства и определённым категориям предприятий». «Корпорации, — утверждали фашисты, — являются унитарной организацией производительных сил и полностью представляют их интересы, вследствие, чего они должны быть органами государства!».

Значение и ценность корпоративной системы, согласно утверждениям фашизма, состоит в том, что она должка «рекомендовать» способы «организации и координирования производства», распределять отрасли промышленности, соразмерять зарплату с ценами, то есть играть важную роль в «капиталистической рационализации», организуя новое итальянское общество.

В конечном счете корпоративная система сводится к тому, что государство, в качестве верховного регулирующего органа должно контролировать производство.

К созданию «отраслевых корпораций» фашизм пришёл поэтапно, подчиняя всякое самостоятельное движение аграриев. За пактом Палаццо Вигони (1925 г.), которым было установлено, что трудовые договоры не могут заключаться без фашистских профсоюзов, последовал сначала декрет о роспуске профсоюзных комитетов на предприятиях, а затем и закон от 3.04.1926 г., которым было уничтожено право на забастовки и юридически были признаны лишь фашистские организации, только потом последовало создание «отраслевых корпораций» . [1]

Реализация [ править | править код ]

Налоговая реформа [ править | править код ]

Первыми мероприятиями фашистов B области аграрной политики сразу после захвата власти явились мероприятия налогового порядка. Фашисты обещали трудящимся крестьянам полное освобождение от налогов. Однако, по введенному фашистами закону, доход крестьянина полностью подлежал обложению в размере; 10 % от доходов крестьян. Но при этом все существовавшие ранее налоги, такие как: на вино, на скот, провинциальный, были отменены.

Таможенная реформа [ править | править код ]

Одной из характерных особенностей итальянского сельского хозяйства была его высокая себестоимость. Для ограждения от иностранной конкуренции были существенно повышены пошлины на импортируемые в страну продукты, например, на ввозимую в страну кукурузу — на 600 %, на масло — на 400 %, сахар — 300 %.

«Битва за хлеб» [ править | править код ]

В центре аграрных мероприятий фашистского правительства стояла «зерновая кампания», или «борьба за хлеб» ( итал. Battaglia del grano ) . [2]

В 1925 году Италия импортировала 25 миллионов тонн пшеницы, из общего потребления в 75 миллионов тонн. Чтобы изменить эту ситуацию, сократить дефицит в торговом балансе, было предложено организовать кампанию для достижения полной сельскохозяйственной самообеспеченности. «Битва» была провозглашена на заседании палаты депутатов 20 июня 1925 года. 4 июля королевским указом был образован Постоянный комитет зерна ( итал. Comitato permanente del grano ), председатель комитета — Муссолини.

Комитет разработал комплекс средств, включавший: таможенный протекционизм, выдачу денежных премий хозяйствам, добивающимся наиболее высокой урожайности с Га и пропаганду применения химических удобрений, селекционных семян, рядовых посевов и т. д . [1] и контролировал их применение.

С 26 июля 1925 г. были обнулены таможенные пошлины и налог с продаж на нефть, предназначенной для сельскохозяйственных целей; затем по мере роста собственного производства, правительство постоянно повышало пошлину на привозную пшеницу: в 1929 г. пошлина с 3 лир была повышена до 7,50, в 1928 г. до 11; в 1929 г. до 14; в 1930 г. до 16 и в 1931 г . — до 20,5 лир. Одновременно, в результате мелиорации и освоения целинных земель было построено 5000 новых ферм и пять новых сельскохозяйственных городов на земле, освоенной при осушении Понтийских болот . [3]

С момента начала «борьбы за хлеб» сбор пшеницы увеличился за период 1926—1932 гг. 56 до 75 млн центнеров. В 1931 г. Италия самостоятельно покрыла потребности в зерне, а в 1933 г. производство зерновых достигло рекордной цифры в 82 млн тонн (в среднем по 15 центнеров с гектара). Этого удалось достигнуть как за счет энтузиазма масс, так и в результате вытеснения других сельскохозяйственных и садовых культур, распашки целины и увеличения капиталовложений в сельское хозяйство.

В «битве за урожай» участвовали все категории населения, включая священников, которые в свободное от полевых работ время призывали прихожан отдавать все свои силы сельхозработам во имя продовольственной безопасности родины. Между провинциями было организовано фашистское соревнование, а весной его победители получали призы. И в этой кампании вездесущий Муссолини вдохновлял массы личным примером: с голым торсом он занимался молотьбой, а после работы танцевал с крестьянками. А прирученная пресса сообщала: «После четырех часов молотьбы Дуче совершенно не устал».

В ходе «битвы за урожай» Муссолини пришел к мысли, что если в Италии расширить посевы риса, то продовольственная проблема будет решена раз и навсегда. Поэтому следует убедить крестьян в пользе и необходимости его употребления в пищу. Дуче распорядился оборудовать 30 передвижных кухонь, которые готовили блюда из риса и давали их попробовать всем желающим, чтобы те на личном опыте убедились, что рис приумножает силы человека, благотворно влияя на его организм. В прессе началась кампания по пропаганде риса . [4]

Проводились также «аникампании» по борьбе с «мерзким» и «несовершенными» сельхозкультурами, к таковым, в частности были отнесены капуста брокколи, фарро, чечевица и репа. Пропагандисты пытались на систематической основе убедить фермеров, чтобы фермеры заменили их с зерном . [2]

Источник

Битва за урожай – не просто фигура речи советского ТВ

Наряду с официальными сюжетами (торжественная дикторская подача), международными (как правило, тревожно), культурными (красиво, цветисто) и спортивными (звучало победно) в новостные программы Центрального телевидения включались репортажи, под общим названием «Вести с полей» .

В них рассказывалось работе тружеников сельского хозяйства необъятной страны, о которой в школе гордо говорили подрастающему поколению как об одной шестой часть суши. Телезрителям ежевечерне в программе «Время» сообщались подробности жатвы и уборочной страды , рассказывались истории о новаторских технологиях и об успехах передовиков сельскохозяйственной отрасли.

Самой рейтинговой темой выпуска была «Битва за урожай» . В этих сюжетах всегда существовала интрига и настоящая драма, а именно — парторганизация своим примером вдохновила народ, люди вышли и сделали все, как надо, вопреки природных катаклизмам типа засухи, дождя или даже нашествия саранчи. Да, это была действительно битва (как, впрочем, и для сегодняшнего агрария) — с погодными условиями, с малоприятными сюрпризами зоны рискованного земледелия, а также ежедневный, тяжелый физический труд.

Читайте также:  Подкормка малины мочевиной осенью

Вот один из таких сюжетов, в котором рассказывается об уборке урожая зерновых культур в колхозе «Паломене» Кайшядорского района Литовской ССР. Запись 1978 года.

А еще документалисты снимали фильмы о том, как непросто было вести хозяйство, особенно при массовом оттоке молодежи из сельской местности в города. Авторы документальной ленты «Вторая целина» на примерах хозяйств Владимирской, Горьковской и Московской областей рассказывают о проблемах развития сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР.

На нашем канале вы можете посмотреть другие материалы о ведении сельского хозяйства в СССР (переходите по ссылке) .

Гостелерадиофонд продолжит публиковать для вас интересные материалы советского телевидения. Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь на наш канал, прошлое может вас удивить.

Источник

Советская армия в «битвах за урожай»

Сегодня о Советской армии нередко говорят в превосходных тонах как об одной из сильнейших армий в истории, которая могла дойти до Ла-Манша «за две недели». Книги о ней полны иллюстраций с грандиозных манёвров, в которых участвовали сотни тысяч человек и десятки тысяч единиц техники. Но многие из тех, кто служил в Советской армии, чаще вспоминают бесконечные хозяйственные работы, начиная от ухода за свиньями в подсобном хозяйстве и заканчивая пресловутой укладкой снега кубиками. Кроме того, проводились и более масштабные хозяйственные мероприятия, которые переворачивали с ног на голову всю Советскую армию, срывая процессы боевой подготовки и подрывая систему боевой и мобилизационной готовности. В этой и следующих статьях мы расскажем о данном аспекте истории Советской армии, начав с её участия в ежегодных «битвах за урожай».

«Целинные войска»

Непосредственной задачей Вооружённых сил СССР в ходе этой «битвы» было выделить личный состав и автомобильный транспорт для вывоза урожая с полей на элеваторы и в хранилища. Солдаты, которые в этом участвовали, вспоминают тяжёлый труд до 20 часов в сутки в течение нескольких месяцев, пока шла уборка. Офицеры же вспоминают жуткие хлопоты, мотание по войскам, проверку готовности всего и вся, контроль отправки эшелонов, убытие рекогносцировочных групп в сельскохозяйственные регионы страны, обустройство полевых лагерей, проблемы с водой, горячим питанием, запчастями и дисциплиной, чрезвычайные происшествия и восстановление «убитых» машин после возвращения в гарнизоны. Мы расскажем о том, как эта аграрная эпопея влияла на боеспособность советских вооружённых сил.

Прежде всего, боеготовность войск существенно снижалась дважды в году из-за особенностей их комплектования (весной и осенью — плановые демобилизация и призыв). С этой цикличностью научились справляться, и войска выходили на пик своей боеспособности к сентябрю. Поэтому на сентябрь чаще всего назначались итоговые учения и показные манёвры с участием союзников и иностранных наблюдателей. Но именно в этот период разгоралась «битва за урожай», отбиравшая огромное количество техники, водителей и лучших специалистов авторемонтной службы. Например, по состоянию на 1 сентября 1970 года в СССР на уборке урожая находилось 88 тысяч военных автомобилей, а на 1 сентября 1969 года — даже 95 тысяч!

Эта практика началась в 1956 году, когда в соответствии с постановлением Пленума ЦК КПСС «Об освоении целинных и залежных земель» от 2 марта 1954 года командование вооружённых сил приняло решение об оказании помощи труженикам села в уборке урожая. Ранее военнослужащих привлекали на колхозные поля лишь от случая к случаю, и это не было системным явлением. С 1956 года каждое новое постановление пленума ЦК КПСС всё шире вовлекало военных в решение проблем сельского хозяйства.

Масштабы участия военных в уборочной кампании были таковы, что Министерство обороны СССР ежегодно готовилось к ней, как к настоящей боевой операции. Так, в 1970 году Минобороны всего выделило для оказания помощи сельскому хозяйству 102 тысяч автомобилей и около 210 тысяч человек. Максимальная численность военнослужащих, участвовавших в уборочной кампании, достигала 250 тысяч. Ответственным от Минобороны за отправку на «битву за урожай» автомобильных и ремонтно-восстановительных батальонов, а также подвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ-1 и ПАРМ-3) был заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск. Он возглавлял комиссию, которая за полмесяца-месяц до отправки объезжала войска для проверки их готовности к маршу и работе. На местах за подготовку отвечали военачальники в ранге заместителя командующего округом (флотом); в Группе советских войск в Германии из-за особенностей её статуса этим занимался заместитель начальника штаба Группы — начальник организационно-мобилизационного управления. В своей деятельности они руководствовались «Инструкцией о подготовке автомобильных батальонов и организации их работы в период уборки урожая» №348/78, утверждённой Начальником Генерального штаба Маршалом Советского Союза Н.В. Огарковым 3 июня 1978 года. Думается, что Председатель Объединённого комитета начальников штабов Вооружённых сил США очень удивился бы, узнав, какие документы рассматривает и утверждает для отправки в войска его советский коллега.

«Борцы за урожай» сводились в так называемые оперативные группы. Начиная с 1970 года, вооружённые силы формировали по 53 оперативные группы с автобатальонами, которым ежегодно присваивались одни и те же номера (вплоть до 1992 года). Первый штат отдельного автобатальона был утверждён Начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генералом армии С.М. Штеменко 24 июля 1964 года. Батальон мог состоять из трёх или четырёх автомобильных рот (соответственно 300 или 400 линейных грузовиков). Всего на батальон приходилось 46 офицеров, 599 солдат и сержантов, 8 легковых автомобилей, 400 линейных грузовиков, 6 грузовиков для хозяйственных нужд батальона, 10 автоцистерн, 1 водоцистерна, 4 войсковых автомобильных ремонтно-эксплуатационных мастерских (ВАРЭМ), 1 комплект ПАРМ-1, 1 санитарный автобус, 1 душевая установка, 1 машина-автоклуб, 4 кухни-автоприцепа, 16 очажных кухонь, 20 водомаслогреек.

В дальнейшем штат менялся в сторону увеличения количества линейных грузовиков до 500 единиц и усиления автономности батальона. Штатным расписанием стало предусматриваться по два водителя на каждый линейный грузовик. В 70-80-х годах это были, в основном, ЗиЛ-130, «Урал», ЗиЛ-157 и ГАЗ-66 с нарощенными бортами, чтобы перевозить не менее 3 т зерна. Основной «боевой единицей» считалась автомобильная рота в составе управления роты, трёх автомобильных взводов, одного взвода обеспечения (отделения продовольственного, технического и вещевого обеспечения, отделение обеспечения ГСМ).

Читайте также:  Как приготовить опилки для компоста

«Почётная миссия»

Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

В военных округах, на оперативной территории которых должны были работать батальоны «борцов за урожай», по приказу министра обороны, начиная с 1971 года, создавались специальные временные штабы под руководством заместителя командующего округом. Это было связано с тем, что в несколько округов (прежде всего, Среднеазиатский, Приволжский, Сибирский, Северокавказский, Туркестанский и Одесский) одновременно прибывала большая масса войск. Например, в Среднеазиатский военный округ ежегодно прибывали на работу несколько десятков автобатов — в среднем 50 тысяч автомобилей. В 1971 году их прибыло 54 тысячи, а в 1973 — даже 63,5 тысячи. Численность прибывавшего в Казахстан личного состава достигала 130 тысяч человек, временно увеличивая общую численность войск на территории округа почти вдвое. Размещение этой массы, руководство и обеспечение возлагались на принимающий округ. Он же обеспечивал связь с местными властями, начиная с ЦК компартии и совета министров республики и до председателей колхозов и совхозов. Поэтому нет ничего удивительного, что с таким опытом уборочных кампаний Среднеазиатский и Туркестанский военные округа успешно справились с задачами транзита и обеспечения войск, воевавших в Афганистане.

Формирование сельхозбатальонов, как правило, продвигалось медленно. Командиры всех степеней полагали, что этим должны заниматься хозяйственники, и выделяли им далеко не лучших людей и часто неисправные автомобили. Только постоянный контроль со стороны ответственных за опергруппы позволял улучшить ситуацию. При этом следствием их усердия стало крайнее осложнение оперативной подготовки командиров и штабов и превращение реальной боевой подготовки войск в её имитацию.

Оборона страны без солдат и автомобилей

Дело в том, что и без этих колхозных полей один миллион человек из пятимиллионных Вооруженных сил СССР постоянно находились на различных работах в гражданском секторе. Из числа оставшихся одна треть постоянно находилась на боевой службе, на дежурствах и в караулах. Хозяйственные работы в войсковых частях тоже никто не отменял. И на этом фоне надо было изыскать еще четверть миллиона человек для полугодовой работы в колхозах. А в добавок к этому изъять до 100 тысяч войсковых автомобилей и запчасти к ним. Чтобы читатель понял, как это много, приведем такой факт: по состоянию на 1972 г. во всем Одесском военном округе имелось только 23 983 единицы автотракторной техники. Из них в кадровых частях — 9331, а остальные 14652 находились на хранении. Иными словами, «битва за урожай» могла поглотить почти весь войсковой парк боеготовых автомобилей.

Достоин цитирования доклад начальника автотракторной службы Киевского военного округа генерал-майора Л. Страхова №02/553 от 10 августа 1966 года. В тот год из округа направили на уборку урожая 9 отдельных автомобильных батальонов сводного состава, а всего из вооружённых сил — 50 тысяч машин. Как следствие этого, произошло обвальное падение боевой готовности. Страхов докладывал:

«В войсковых частях и учреждениях, расположенных на территории Округа, имеется в наличии всего 6434 грузовых транспортных строевых и учебных автомобилей. В это число входят автомобили строительных частей (570 штук или 9% от общего количества), железнодорожных корпусов (750 штук или 12% от общего количества), ракетных войск, центральных баз, складов, полигонов и т.п. (1600 штук или 24% от общего количества). Согласно Ваших указаний Округ на уборку урожая отправил 3459 грузовых бортовых автомобилей, или практически подавляющее большинство автомашин мотострелковых и танковых дивизий и частей боевого обеспечения. В частях округа осталось всего по 3-8, а в соединениях по 30-35 грузовых автомобилей».

Случись война в момент этой «битвы за урожай», и войсковое имущество, боеприпасы и горючее погибли бы на складах и в гарнизонах, как в 1941 году. Их просто некому было бы вывезти и рассредоточить, а в войсках некому было бы их принять. Возимый боекомплект в частях и соединениях превратился бы в «носимый» или «стационарный». О выдвижении войск из внутренних военных округов на фронт в Центральную Европу в соответствии с их оперативным предназначением не могло быть и речи.

Читайте также:  Подготовка грядок под посев

Чтобы вконец не разрушить систему боевой и мобилизационной готовности, в Минобороны приняли соломоново решение: не изымать автомобили из войсковых частей, а направлять на уборочную новые машины, произведённые промышленностью для нужд армии, но ещё не распределённые с заводов в войска. В разное время такие машины составляли до 30% всего автомобильного парка опергрупп. Теперь проблема состояла в том, что войска, отдавая лучшее, сами оставались с неисправной и изношенной техникой. В то же время новые машины, прошедшие «битву за урожай», прибывали в войска в таком состоянии, что уже требовали капитального ремонта.

Ко всему прочему, в войсках просто не имелось достаточного количества водителей и специалистов по обслуживанию и ремонту автотракторной техники, чтобы укомплектовать опергруппы. Поэтому военные комиссариаты по всему СССР получали наряды штабов округов на комплектование автобатов при помощи призыва военнообязанных для прохождения кратковременной переподготовки. Например, военный комиссариат Курганской области (Уральский военный округ) ежегодно отбирал и направлял в войска 600-800 таких «партизан». В автобатах, укомплектованных бойцами групп войск за рубежом, морской пехотой и ВДВ, «партизаны» составляли от 30 до 50% личного состава. Они даже не попадали в свои войсковые части, а сразу направлялись в колхозы по местам назначения автобатов. Нет нужды говорить, что военнообязанные негативно относились к такой переподготовке. Это провоцировало рост количества чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, которые «вешались» на статистику соединения, сформировавшего «целинный отряд».

Чтобы понять, как это выглядело на практике, приведём пример 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В 1978 учебном году дивизия подверглась критике из-за низкого уровня дисциплины, несмотря на хороший уровень боевой подготовки. Статистику испортили десять чрезвычайных происшествий с десантниками «целинного батальона», и заместитель Министра обороны С.Л. Соколов едва не снял с должности командира дивизии. Здесь кроется корень ещё одной проблемы Советской армии: вместо боевых командиров должности постепенно занимали усердные завхозы. Более того, в завхозов и «предпринимателей» быстро вырождались прославленные участники Великой Отечественной войны. Об их деятельности (особенно в группах войск за рубежом) иногда просто неловко писать, но из песни слов не выкинешь, и о некоторых эпизодах мы расскажем в следующих частях этого цикла.

Становится понятно, почему некоторые командующие армиями и даже группами войск весьма туманно представляли себе особенности своего ТВД и противостоявших им войск противника, не могли нанести обстановку на карту и внятно сформулировать своё решение. Они продвигались по службе благодаря другим талантам, постепенно превращая Вооружённые силы СССР в гигантскую трудовую армию. Жёсткую и нелицеприятную оценку последствий участия войск в «битвах за урожай» высказал Министр обороны СССР Г.К. Жуков в своей докладной записке в ЦК КПСС №61с от 10 мая 1956 года:

«Привлечение большого количества военнослужащих на работы не только нарушает нормальный ход боевой подготовки, понижает боевую готовность частей, но и создаёт ненормальное положение в организации караульной и внутренней служб, а также в уходе за оружием и обслуживании боевой техники. Кроме того, направленные на работы военнослужащие, будучи оторванными от боевой и политической подготовки и используемые рассредоточенными мелкими командами или одиночками, выходят из-под контроля своих начальников и разлагаются под влиянием окружающей обстановки. По возвращении в свои части они, как правило, являлись главными нарушителями воинской дисциплины, зачинщиками пьянства, самовольных отлучек, непослушания, а в ряде случаев и неповиновения начальникам. Всё это отрицательно влияло на общее состояние дисциплины в войсках. Выделение автомашин на работы в народном хозяйстве также отрицательно сказывалось на качестве боевой подготовки, так как остающиеся в частях машины не в состоянии были обеспечить учения…»

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.

По материалам книги автора «Тень ядерной войны над Европой. Обзор оперативно-стратегического планирования НАТО и Варшавского Договора».

Источник

Adblock
detector