Иштар
Иштар («богиня», персидское – Истар, иврит – Ашторет, семитское – Астарта, греческое – Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эла, сестра владычицы подземного мира Эрешкигаль и жена Баала.
Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею – богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка – чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской – Инанна.
Из рукописи «Нисхождение Иштар»
Текст сохранился в двух версиях – фрагмент Ашшура (XI век до нашей эры) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до нашей эры). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).
Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла.
Богиня подземного мира Эрешкигаль приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (в шумерской мифологии Думузи).
Источник
ИШТАР
ИШТАР — главное женское божество месопотамского (шумеро-аккадского) пантеона, богиня плодородия, любви, войны и распри, в астральном плане — олицетворение планеты Венера.
Имя Иштар происходит от семитического термина «астар», который у разных групп семитоязычных народов означал либо «богиня», либо «бог». Иштар именовалась «госпожой неба и земли», «госпожой небесного света», «госпожой стран», «госпожой воинств» и др. По-видимому, Иштар приписывали и дар целительства. Например, статую Иштар Ниневийской царь Митанни Тушратта в XIV веке до н. э. прислал на время в Египет Аменхотепу III для излечения какого-то недуга, которым тот страдал. Женщины уповали на помощь Иштар при родах.
Генеалогия Иштар и её место в пантеоне связаны со многими богами. Культ её, возможно, восходит к культу Ишхары, более древней богини с аналогичными функциями, чьё имя имеет ещё дошумерское происхождение. Кроме того, со времени III династии Ура (конец III-го тысячелетия до н. э.) известен культ аккадской богини Нанайи, которая по своим функциям близка Иштар и, может быть, является её ипостасью, продолжавшей свою жизнь в ахеменидское и эллинистическое время и пользовавшейся признанием не только в Месопотамии, но также в Сирии и Иране. В регионе восточно-средиземноморского побережья Иштар почиталась под именем Астарты.
Образ Иштар оказал влияние на культы плодородия у хурритов, хеттов и др. Иштар также стала почитаться в Египте со времени Нового царства (середина XVI века — третья четверть XI века до н. э.), в Мемфисе ей было построено святилище. В самой же Месопотамии центром культа Инанны-Иштар был город Урук, где обряды и празднества в честь богини носили оргиастический характер. Храмы Иштар находились и во многих др. городах Месопотамии: Уре, Исине, Аккаде, Мари, Ниппуре, Нузи, Ниневии, Арбеле, Ашшуре. В храмах Иштар для служения и празднеств в её честь содержались жрицы, блудницы, евнухи, а также певицы, танцовщицы и музыкантши.
Символ Иштар — восьмиконечная звезда или многолепестковая розетка. Её священные животные — пантера и лев, она нередко изображалась стоящей на спинах этих животных. Скульптуры и рельефы представляют Иштар по-разному: крылатой, иногда четырёхкрылой, обнажённой с подчёркнутыми половыми признаками, в длинном одеянии, но с обнажённой грудью, с сосудом с льющейся водой, с атрибутами воительницы, ведущей на верёвке пленных, и др.
Согласно местным городским традициям, Инанна-Иштар в Уре считалась дочерью Нанны (Сина), сестрой Уту (Шамаша) и Эрешкигаль, богини загробного мира; в Ашшуре — дочерью и супругой верховного бога Ашшура; в Уруке — бога Ана [Ану(м)]; с возвышением культа Энлиля — его дочерью. В роли мужа Инанны-Иштар иногда фигурирует Забаба — бог-покровитель Киша, но в большинстве мифов — бог-пастух Думузи. В качестве сына Иштар упоминается бог-воитель Шара из города Умма. Нередки были теофорные имена, включающие имя богини: наместник Мари Пузур-Иштар («Тайна Иштар»), царь Исина Липит-Иштар («Прикосновение Иштар») и др.
Инанна-Иштар стала одним из центральных образов мифоэпического творчества народов Месопотамии, формирование которого началось в Шумере, в связи с чем б. ч. мифов посвящена Инанне. Особенно обширен цикл мифов об Инанне и её супруге Думузи, ставший основой для ритуала «священного бракосочетания». В шумерских и аккадских вариантах получил развитие миф о Гильгамеше и небесном быке: в отместку герою, отвергшему любовь Иштар, богиня насылает на Урук чудовищного быка, которого тот всё же побеждает. В шумерских и аккадских вариантах сохранился самый популярный миф о нисхождении Инанны-Иштар в преисподнюю.
Причём в шумерском варианте Инанна спускается в загробный мир из желания оспорить и обрести власть у своей сестры, царицы этого мира, но, будучи побеждена ею, право вернуться на землю обретает ценой «замены» себя своим супругом Думузи, который отныне полгода должен проводить в царстве мёртвых, а др. полгода — на земле. В аккадской версии мифа Иштар спускается в загробный мир для спасения безвременно погибшего супруга и после мучительных испытаний добивается его возвращения через каждые полгода на землю. Именно этот миф лёг в основу представлений о смене времён года, об умирающем и воскресающем боге.
Иллюстрации:
Иштар. Статуя из храма в Мари. Нач. 2-го тыс.до н. э. Национальный музей (Халеб). Архив БРЭ.
«Иштар на льве». Рельеф из Эшнунны Лувр (Париж). Архив БРЭ.
Источник
Богиня Иштар — легенда о богине любви в аккадской мифологии
Многие философские течения имеют в большей или меньшей степени связь с древними религиями и культами. В те времена многобожие было нормой и за каждую сферу отвечало конкретное божество. Одним из известных персонажей древних культов является богиня Иштар.
Кто такая Иштар?
Центральное женское божество аккадской мифологии имеет воплощения и в других странах, например, в Египте она известна, как Астарта, а в Греции ее представляют одним из воплощений Афродиты. Если интересует, Иштар богиня чего, то есть, за какую сферу она отвечает, то ее считают покровительницей любви. Во всех своих воплощениях она является олицетворением женской сущности и сексуальности. С ней связывают все, что имеет отношение к сексу, в том числе и извращения. Иштар – это богиня воительница и демон жесткости. Часто ее называют покровительницей блудниц и куртизанок.
Где жила Иштар?
Согласно исторической информации в 7-5 веке до нашей эры на территории современного Ирана существовало несколько государств, а называли эту территорию Месопотамией. Богиня любви и плодородия Иштар имела широкое влияние на людей, поэтому ее культ распространился на разные территории, но основное место ее поклонения – Аккадское царство. В мифах не указано, где проживала сама богиня Иштар, но есть свидетельства, что она опускалась в подземное царство и поднималась на небеса.
Муж Иштар
Супругом богини любви признают Баала, который является богом стихий в Сирии. Еще он был божеством плодородия, солнца и войны. В древности слово «Баал» являлось неким эпитетом для обозначения разных богов и градоначальников у древних семитов. Муж богини Иштар вызывал у людей страх и чтобы задобрить его, ему приносили жертвы, человеческие в том числе. Многие историки считают Баала первым глобальным богом-покровителем. Супруг Иштар имел еще одно имя – Ваал и многие маги и богословы, считают его страшным адским демоном.
Дети Иштар
Достоверной информации, касающейся потомства богини любви, нет, но есть предположения, что у нее был сын. На самом деле Иштар имела большое количество любовников, причем не только среди богов и людей, но и животных. Она отличалась своей ненасытной похотью и ветреностью. Стоит заметить, что из-за этого это божество было выбрано гомосексуалистами и проститутками покровительницей. Богиня любви Иштар губила своих любовников страстью, которая становилась тяжелыми кандалами. Возможно, из-за этого у нее так и не появились дети.
Легенда про богиню Иштар
В известном «Сказании о Гульгамеше» рассказывается о том, что богиня погубила своего возлюбленного Таммуза, который был богом плодородия. Ее поступок стал причиной конфликтов с другими небожителями. Легенда об Иштар гласит, что для искупления своей вины она спустилась в темное царство мертвых, которым правит ее сестра. Богиня должна пройти через семь врат, и у каждой преграды ей нужно было отдавать откуп – свои украшения, которые лишали ее мистических сил и могущества. В итоге в низшее царство она зашла обнаженной и беззащитной.
Ненавистная сестра посылает на нее 60 болезней и закрывает во дворце, чтобы она там мучилась. В это время страдает не только богиня Иштар, но все люди на земле, поскольку начинает чахнуть природа, а животные, птицы и люди не могут размножаться. Верховное божество Эйе понимает трагичность ситуации, приказывает оживить богиню любви. В качестве откупа она оставляет в темном царстве своего возлюбленного Таммуза.
Богиня Иштар – символ
Одним из важных символов этого божества является круг, оплетенный лентой, внутри которого находится восьмиконечная звезда. В этом рисунке круг олицетворяет собой небо, а звезда – солнце. Символ богини Иштар является ясным небом, которое и воплощает богиню. Существует много вариантов этого рисунка, используемых для разных целей, например, есть звезда Иштар, которую наносили на перстни-печати правителей в Вавилоне, другие изображения встречают в мозаиках и в разных украшениях.
Поклонение Иштар
Известен ритуал, который можно проводить, чтобы выразить богине любви свое почтение и обратиться к ней за помощью. Использовать его разрешается только в ситуации, когда не получается длительное время решить важную проблему. Учтите, что основные сферы влияния Иштар – личная жизнь, но также помогает она в материальных вопросах и в разных конфликтах. Ритуал состоит из нескольких этапов:
- Приступать к действу необходимо днем и идеально, если на сооруженный алтарь будут попадать солнечные лучи. Если обряд проводится в помещении, тогда обязательно нужно открыть окно.
- Соорудите алтарь, который должен быть низким, и покрыт скатертью белого цвета. Лучше всего, если она будет из шелка. По углам и в центре поставьте белые свечи.
- Возле свечи, которая находится в левом ближнем углу, поставьте хрустальный кубок, наполненный молоком. За ним поставьте кадильницу с такими травами: по 1 части шалфея и полыни, и 2 части календулы. Растения нужно поджечь и сразу потушить пламя, чтобы они только тлели. В правом ближнем углу поставьте статую белого голубя.
- Встаньте на колени, а затем, грустным голосом должна быть прочитала молитва Иштар. После каждой строчки, необходимо совершать поклон, чтобы лоб касался пола.
- Если все сделано правильно, нет дурных помыслов, и богиня Иштар вышла на контакт, тогда будет ощущаться жар. Поднимите кубок с молоком, скажите заговор и все выпейте.
- После этого обратитесь к богине своими словами и попросите ее о помощи в решении существующей проблемы. Обязательно пообещайте ей покормить голубей и постоянно славить ее в своих мыслях. Попрощайтесь, затушите свечи и травы. Окно должно оставаться открытым, пока весь дым не уйдет.
- Если с первого раза контакт установить не получилось, не нужно отчаиваться и можно предпринимать еще попытки, только уже на следующий день. Запрещено проводить этот ритуал большего одного раза в сутки.
Источник
Статья Иштар
Asy999
Иштар (Истар, Ашторет, Анунит, Нана, Инанна) — в аккадской мифологии — богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне.
Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
«Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. «Ты возлюбила льва, могучего и крепкого», — говорит герой Гильгамеш Иштар, — «и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут.» Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и — если верить Гильгамешу — эта любовь стала причиной смерти Таммуза»
Иштар была дочерью Нинурты. Ей особенно поклонялись в северной Месопотамии, в ассирийских городах Ниневия, Ашур и Эрбиль. Кроме львов на воротах её символом также является восьмиконечная звезда. (Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.)
Миф о Нисхождении Иштар. Текст сохранился в двух версиях — фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана. Иштар спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит #богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно — амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.
Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по #аналогии с #шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода — с любимой (подобно Персефоне).
Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь.
Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.
В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.
Функции богини
Снобизм шумерам был непривычен. В сохранившихся текстах говорится, что Иштар — богиня любви. И тут же следует одно многозначительное дополнение: богиня любви и проституток. Следует отметить, что храмовая проституция в шумерских номах была распространенным явлением. Поэтому нет ничего странного в том, что Иштар являлась и хранительницей семейного очага.
О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке «битва» дословно на русский переводится как «пляска Иштар». Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.
Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.
В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.
В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.
Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.
Иштар — богиня коварства
В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.
Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.
Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.
Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.
Под разными именами Иштар вошла в мифологию других семитов, населявших Древнюю Месопотамию. Упоминания о ней сохранились даже у евреев, которые, если верить Библии долгое время жили в Уре. В священных текстах евреев Иштар известна под именем Ашторет и предстает в своей темной ипостаси как жестокая и мстительная богиня, полностью лишенная того романтического налета, что придавала ей вавилонская легенда о смерти Таммуза.
Представления шумеров значительно обогатили мифологию таких народов как греки и римляне. Существуют теории, что греческий миф о Деметре и Персефоне представляет собой региональный вариант предания об Иштар и Думузи. Однако, серьезных доказательств этому до сих пор не обнаружена. Зато известно, что находящиеся на одном уровне развития народы имеют и сходные представления о мироустройстве.
Источник