Бог плодородия: египетский, славянский, римский бог плодоролия
Вполне естественно, бог плодородия как культ пользовался значительным влиянием среди людей с древних времен. Именно от урожая зависело, каков будет уровень жизни у большинства народов. Исключение составляли воинствующие племена, которые кормились награбленным.
В статье раскроются основные символы плодородия, которые культивировались в Древнем Египте, Риме и у славян-язычников.
Боги плодородия в древних культурах
Бог плодородия чаще всего ассоциировался с землей, водой, илом. Древние люди возносили своему божеству дары, проводили молитвенные обряды. Все это должно было ублажить его для хорошего будущего урожая, от наличия которого зависела дальнейшая жизнь человека.
В некоторых культурах, например, Древнего Египта, бог мог существовать в своем земном воплощении. Люди представляли его в виде животного. С древних времен во многих цивилизациях было принято отмечать праздник плодородия, который проводили в преддверии сбора урожая. На нем люди благодарили высшие силы за предоставленный урожай.
Боги Древнего Египта
В египетской мифологии бог плодородия играл значительную роль. Он отвечал, помимо урожая, за скотоводство, караваны и мужскую силу. Называли его по-разному, но чаще упоминалось имя Мин. По легенде, он создал себя сам из хаоса.
Благодаря своей значимости он стоял практически на одном уровне с главными богами, Ра и Осирисом. В образе божества его изображали с огромным фаллосом, который означал мужскую потенцию и символизировал плодородие почвы. Это также делало его властителем всех земных женщин.
Египетский бог плодородия в позднее время стал символом целостности государства. Это было крайне важно в условиях войны. Фараоны часто использовали образ бога для воодушевления армии, придание ей однородности и целостности.
Земное воплощение египетского бога плодородия
Большинство египетских божеств могли существовать в образе животных. Египетский бог плодородия не был исключением. Мин проявлялся в виде большого и сильного быка. Это животное ассоциировалось у египтян с плодовитостью и плодородием. Даже фараон считал себя наследником Мина.
Бог плодородия в образе быка должен был обеспечивать людей урожаем дважды в год. Поэтому ему подносились огромные дары и посвящались молитвы. Жрецы умоляли Мина послать прекрасный урожай, который напрямую зависел от реки Нил и ее разливов.
Боги Древнего Рима
В отличие от Древнего Египта, римский бог плодородия представлен в женском образе. Это богиня, и называли ее Цецера, а изображали красивой женщиной с фруктами. Часто на рисунках она стояла вместе с покровительницей жатвы Анноной.
Поскольку римляне большинство божеств позаимствовали из греческой мифологии, то и у Цецеры есть аналог. Это известная многим Деметра. С именами этих богинь связан миф про мать и ее похищенную дочь. По легенде, у Цецеры была единственная дочь, прекрасная Прозерпина. Однажды Плутон, бог подземного царства, похитил ее у матери, чтобы сделать своей женой. Она стала жить под землей вдали от матери.
С тех пор, пока дочери нет, Цецера грустит, и природа увядает. Чтобы мир не был уничтожен окончательно, похитителю приказали возвращать Прозерпину к матери на часть года. В это время Цецера счастлива, и все вокруг расцветает. Так греки и римляне объясняли смену времен года, приход весны и осени.
Существовал в Древнем Риме бог плодородия и в мужском обличие. Его называли Либер. Он также был покровителем виноделия. Особенно его почитали земледельцы, которые посвящали ему праздник, проходивший в середине марта.
Образ Матери-Земли у славян
Бог плодородия у славян часто связан с образом Земли. Она считалась матерью всего живого, средоточием плодородия. При этом ее сила была бы бесполезной без воды, которой она наполняется с небес. Славяне просили святых наполнить Землю росой, чтобы она могла принести зерно. Она была кормилицей, а также символом материнства, женского начала.
В таком образе божество схоже с высшими силами других народов. Помимо славян, плодородие в облике Матери-Земли встречается у греков (Деметра), иранцев (Анахита), литовцев (Жемина) и других.
Дажьбог
Бог плодородия у славян существовал и в мужском обличье. Называли его Дажьбог, что означало «дающий». Он олицетворял собой силу светила, животворящее тепло, яркость. Люди ждали от него здоровья, исполнения желаний, различных благ.
Символами Дажьбога считались пылающие металлы, такие как золото и серебро. Днем этого божества считается 22 сентября, день осеннего равноденствия. В это время весь урожай был собран и проводились последние работы в садах и на полях. Люди собирались в день Дажьбога и Макоши на общее празднество, разжигали костер, водили хороводы, закатывали на гору горящее колесо (символ солнца) и угощались лучшей едой.
Само имя «Дажьбог» имеет один корень со словами «дать», «дождь», которые означали «раздавать» и «делиться». Бог посылал дождь и солнце, которые напитывали землю влагой и теплом. Его часто представляли в виде осеннего неба с дождевыми и грозовыми облаками, а иногда и градом.
Славянский бог плодородия имел свои символические знаки. Они означали солнце и имели вид солнцеворотов или солнечной розетки. Древние славяне носили такие знаки на одежде, украшали ими свои жилища, изображали на посуде.
Плодородие у славян зависело от Матери-Земли и Дажьбога. Урожай был возможен только при единстве мужского и женского начала. Земля дарила жизнь, а влага с небес питала ее для лучшего плодородия.
Источник
Мин — бог плодородия
Мин — один из древнейших богов Египта Мин — бог изобилия, плодородия, скотоводства, деторождения и мужской силы; бог Восточной (Аравийской) пустыни, покровитель торговли и добычи полезных ископаемых, защитник путников и иностранцев. Изображался в виде человека, одна рука которого поднимает вверх плеть.
Сам же Мин обычно имеет черный цвет – цвет плодородной почвы после окончания разлива Нила. На голове у него корона, часто украшенная двумя высокими перьями.
Мин — «неудобный бог»
Преддинастические скульптуры фаллического бога Мина. Музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания Неотъемлемой частью изображений и статуй Мина является наличие эрегированного полового члена, из-за чего многие изображения этого божества пострадали в период господства, с одной стороны, норм средневекового ислама, с другой стороны, викторианской морали: «неудобный» атрибут удаляли, вырубали, замазывали и т.д.
Мин – один из древнейших богов Египта. Мину начали поклоняться задолго до строительства первых пирамид — еще в преддинастический период, что подтверждается эмблемой бога, появляющейся на глиняной посуде уже в это время.
Мин непременный участник всевозможных ритуалов там, где играли роль регенерация, изобилие и мужская потенция, то есть в огромном количестве ритуалов. Поскольку любой процесс можно представить в виде первоначального зачатия с последующим рождением.
Например, ритуалы, связанные с качествами Мина, как «производителя урожаев», являлись частью церемоний фестиваля Сед, который проводился первый раз на 30-летие правления фараона, а затем каждые 3 года его правления, чтобы с помощью магических ритуалов омолодить силы фараона, восстановить его выносливость и способность дальше управлять страной.
Греки отождествляли Мина с Паном
Рельеф из храма в Карнаке с изображением Мина. Песчаник. Эпоха Птолемеев. Собрание Британского музея. Одним из главных культовых центров бога Мина была столица пятого нома Верхнего Египта город Коптос (cм. Карта Древнего Египта). В древние времена Коптос являлся последней остановкой для караванов прежде, чем им войти в долину Вади Хаммамат – самый удобный и короткий маршрут по Аравийской пустыне между Фивами и Красным морем.
Постепенно Мин стал покровителем караванов и торговли, защитником путников и богом Восточной (Аравийской) пустыни.
В Вади Хаммамат находились каменные карьеры и золотые рудники – их покровителем и покровителем работ по добыче камня и золота также стал считаться Мин.
Тесно связан был Мин и с городом Акмимом, который был еще одним важным культовым центром этого древнеегипетского бога. Греки называли этот город Панополисом, то есть городом Пана, поскольку они отождествляли греческого бога Пана с Мином.
Сын и муж Исиды
Мин и Исида. Рельеф из храма Рамзесса в Абу Симбеле Во время Среднего царства его культ стал сливаться с культом бога Хора (Гора) из-за наделения Мина королевскими качествами.
Он, как и бог Гор, был в воззрениях древних египтян правителем объединенного Египта. В результате Мин иногда считался сыном Исиды.
С другой стороны, сам Мин был членом триады в составе Исиды в качестве его жены и Гора – их сына.
В эпоху Нового царства он часто рассматривался как проявление бога Амона в качестве бога создателя. В этом случае к перьям на короне добавлялся солнечный диск.
Особенности иконографии Мина
Следует обратить внимание на то, что на всех изображениях Мин держит плеть (цеп) в поднятой руке весьма своеобразно. Исследователи считают, что таким символическим образом был изображен половой акт: угол образованный ручкой и собственно плетью обозначает влагалище, а вытянутая рука – половой член.
Вторая рука на рельефных изображениях Мина, как правило, отсутствует, но на дошедших до нас многочисленных статуях и статуэтках этого бога она охватывает фаллос у основания.
Мин часто изображается с высоким растением – салатом-латуком, почитавшимся древними египтянами в качестве усилителя мужской потенции, в первую очередь, видимо, потому, что оно содержит в себе белый сок, напоминающий человеческую сперму.
Легенда о Мине и фараоне
Мины — новоделы из сувенирной лавки в Каире С неиссякаемой потенцией Мина и его постоянной готовностью к оплодотворению связана следующая легенда.
Когда враги стали угрожать Египту, фараон собрал в свою армию всех мужчин и отравился на войну. Каково же было удивление, когда вернувшись через длительное время с войны, мужчины обнаружили, что в их отсутствие жены успели нарожать детей по всей стране. И все эти дети были на одно лицо.
Оказалось, что это Мин не давал женам скучать и грустить — каждую ночь он удовлетворял огромное число женщин. Фараон возмутился и приказал отрубить ему руку и ногу. Однако когда через несколько лет началась новая война и армию пополнили многочисленные отпрыски Мина, фараон кардинально поменял свои взгляды и воздал Мину всевозможные почести.
Ныне в Египте туристам предлагают большой выбор статуэток Мина – без одной ноги и одной руки, но с наличием внушительного главного атрибута этого бога.
Источник
Загадочные зооморфные боги Древнего Египта
Появление зооморфных богов Древних Египтян уходит корнями в эпоху неолита, когда на берегах Нила начали появляться первые поселения — номы. Что стало причиной зооморфности главных египетских богов до сих пор не до конца понятно. Но, мы попробуем внести ясность в этот вопрос.
Зоолатрия – религиозный культ, основанный на почитании животной формы
В комплексе с анимализмом, теротеизмом, тотемизмом, этот культ служил для поклонения богам, появляющимся в теле животных. Это самые древние религиозные представления человечества. Например, в Северной Америке поклонялись медведю, в Южной Америке – ягуару, в Южной Азии – змее и тигру, в Океании – акуле.
В Древнем Египте каждое племя имело своего тотемного животного. Мемфис – быка, Бубаст – кошку, Эдфу и Летополис – сокола.
Египетские номы и их боги
Доминирование определенной формы бога зависело от того, в каком климате, с каким типом растительности, рельефом, и животным миром, располагалось поселение. Кстати ном – слово греческое, египтяне называли свои племенные селения сепат или спат.
Каждый ном обладал своим пантеоном божеств, которые воплощались в форме деревьев, камней, небесных тел, животных и насекомых. Само поселение также персонифицировалось тотемным животным. Например, Гермополь имел облик зайца, в которого воплощалась богиня Унут.
Во времена поздних династий божества объединялись в Триады и Эннеады, во главе каждого союза стоял демиург.
Самые почитаемые Триады Древнего Египта
Фиванская Триада, включала бога солнца Амона, его супругу Мут, богиню неба и их сына Хансу, бога луны. Уже в XVI–XIV вв. до н.э этот союз вышел на уровень государственного культа. В этот же период царствующий фараон получил статус бога Амона.
Мемфисская Триада – Птах, покровительствующий ремеслам, искусству, и по совместительству божество справедливости. Его супруга Сехмет, богиня войны, и их сын Иефертум, покровительствующий растительному миру.
Великая Эннеада египетского мира
Во времена правления фараонов дельта великого Нила представляла собой болото, в определенные периоды, превращающееся в огромное озеро. Возможно, поэтому вода у древних египтян отождествлялась с хаотическим божеством воды Нун. В водах этого первозданного океана родился бог Атум. Он создал сам себя, и стал первым богом на Земле. Ему нужен был хоть клочок суши, но вокруг него была лишь вода, Нун. И тогда Атум поднял из воды холм Бен-Бен, а кроме этого, Атум создал богов. Из его дыхания родился бог воздуха Шу, из плевка – богиня влаги Тефнут. Шу и Тефнут создали брачную пару, их детьми стали бог Земли Геб, богиня неба Нут, и они тоже полюбили друг друга, родив Хора, Осириса, Нефтиду и Исиду. Заплакав от радости, Атум полил слезами землю, породив человечество.
Так появилась Эннеада, великая девятка египетских богов.
Додинастические боги Древнего Египта
Древнейшее египетское антропоморфное божество – бог плодородия Птах. Его изображали в виде мумии, держащей в руке посох Уас, оплодотворяющий землю. Мумия — олицетворение праха земного, из которого происходит все сущее. Но и до Птаха, египтяне поклонялись природе, олицетворяемой богом Мином. Позднее два бога плодородия древнего Египта трансформировались в культ Осириса. И возникла одна из значимых триад богов плодородия: Мин-Птах-Осирис.
Хнум – бог, сотворивший людей, изображался в виде человека с головой барана, или в виде самого барана, с закрученными рогами. Существует версия, что Хнум, слепивший первых людей, на гончарном круге, не зря имеет форму барана. Это животное – одно из первых одомашненных людьми.
Смотрим в глубь веков
Истоки зооморфизма Древнего Египта исследователи нашли в поселении Чатал Хююк, периода неолита. Самый ранний культурный слой, относится к 7 тысячелетию до нашей эры. Здесь были найдены скульптуры, так называемых, неолитических мадонн, а также головы быков, вырезанные из камня. В храмах Чатал Хююка главное место занимают статуи животных, баранов, быков, оленей. В скульптурах воплощается основная идея тотемизма – возможность зачатия от животных, растений, объектов природы.
Еще более древний храм Гебекли-Теп украшен вырезанными из камня животными: кабанами, лисами, львами, быками, газелями. Здесь можно найти и изображения птиц, например, грифа, с которым были связаны первые похоронные обряды у огнепоклонников.
В древнем мире животные были источником достатка и благополучия, это касается одомашненных коров, баранов, овец. Но, выйдя за пределы обитаемой зоны, человек неизбежно сталкивался с дикими животными, часто смертельно опасными. Воплощая богов в их форму, человек как бы одомашнивал диких животных, понижая планку страха, и тревожности. Свой – значит его можно попросить о покровительстве, о защите, заключить, такой себе пакт о ненападении. Насколько хорошо это работало, мы уже не узнаем, результат поклонений богу-животному скрыт веками. Но, мы можем любоваться прекрасными скульптурами и росписями на стенах, оставленными нам древними египтянами, и пытаться расшифровать древние загадки.
Источник