Меню

Бог плодородия кто это

Бог плодородия: египетский, славянский, римский бог плодоролия

Вполне естественно, бог плодородия как культ пользовался значительным влиянием среди людей с древних времен. Именно от урожая зависело, каков будет уровень жизни у большинства народов. Исключение составляли воинствующие племена, которые кормились награбленным.

В статье раскроются основные символы плодородия, которые культивировались в Древнем Египте, Риме и у славян-язычников.

Боги плодородия в древних культурах

Бог плодородия чаще всего ассоциировался с землей, водой, илом. Древние люди возносили своему божеству дары, проводили молитвенные обряды. Все это должно было ублажить его для хорошего будущего урожая, от наличия которого зависела дальнейшая жизнь человека.

В некоторых культурах, например, Древнего Египта, бог мог существовать в своем земном воплощении. Люди представляли его в виде животного. С древних времен во многих цивилизациях было принято отмечать праздник плодородия, который проводили в преддверии сбора урожая. На нем люди благодарили высшие силы за предоставленный урожай.

Боги Древнего Египта

В египетской мифологии бог плодородия играл значительную роль. Он отвечал, помимо урожая, за скотоводство, караваны и мужскую силу. Называли его по-разному, но чаще упоминалось имя Мин. По легенде, он создал себя сам из хаоса.

Благодаря своей значимости он стоял практически на одном уровне с главными богами, Ра и Осирисом. В образе божества его изображали с огромным фаллосом, который означал мужскую потенцию и символизировал плодородие почвы. Это также делало его властителем всех земных женщин.

Египетский бог плодородия в позднее время стал символом целостности государства. Это было крайне важно в условиях войны. Фараоны часто использовали образ бога для воодушевления армии, придание ей однородности и целостности.

Земное воплощение египетского бога плодородия

Большинство египетских божеств могли существовать в образе животных. Египетский бог плодородия не был исключением. Мин проявлялся в виде большого и сильного быка. Это животное ассоциировалось у египтян с плодовитостью и плодородием. Даже фараон считал себя наследником Мина.

Бог плодородия в образе быка должен был обеспечивать людей урожаем дважды в год. Поэтому ему подносились огромные дары и посвящались молитвы. Жрецы умоляли Мина послать прекрасный урожай, который напрямую зависел от реки Нил и ее разливов.

Боги Древнего Рима

В отличие от Древнего Египта, римский бог плодородия представлен в женском образе. Это богиня, и называли ее Цецера, а изображали красивой женщиной с фруктами. Часто на рисунках она стояла вместе с покровительницей жатвы Анноной.

Поскольку римляне большинство божеств позаимствовали из греческой мифологии, то и у Цецеры есть аналог. Это известная многим Деметра. С именами этих богинь связан миф про мать и ее похищенную дочь. По легенде, у Цецеры была единственная дочь, прекрасная Прозерпина. Однажды Плутон, бог подземного царства, похитил ее у матери, чтобы сделать своей женой. Она стала жить под землей вдали от матери.

С тех пор, пока дочери нет, Цецера грустит, и природа увядает. Чтобы мир не был уничтожен окончательно, похитителю приказали возвращать Прозерпину к матери на часть года. В это время Цецера счастлива, и все вокруг расцветает. Так греки и римляне объясняли смену времен года, приход весны и осени.

Существовал в Древнем Риме бог плодородия и в мужском обличие. Его называли Либер. Он также был покровителем виноделия. Особенно его почитали земледельцы, которые посвящали ему праздник, проходивший в середине марта.

Образ Матери-Земли у славян

Бог плодородия у славян часто связан с образом Земли. Она считалась матерью всего живого, средоточием плодородия. При этом ее сила была бы бесполезной без воды, которой она наполняется с небес. Славяне просили святых наполнить Землю росой, чтобы она могла принести зерно. Она была кормилицей, а также символом материнства, женского начала.

В таком образе божество схоже с высшими силами других народов. Помимо славян, плодородие в облике Матери-Земли встречается у греков (Деметра), иранцев (Анахита), литовцев (Жемина) и других.

Дажьбог

Бог плодородия у славян существовал и в мужском обличье. Называли его Дажьбог, что означало «дающий». Он олицетворял собой силу светила, животворящее тепло, яркость. Люди ждали от него здоровья, исполнения желаний, различных благ.

Символами Дажьбога считались пылающие металлы, такие как золото и серебро. Днем этого божества считается 22 сентября, день осеннего равноденствия. В это время весь урожай был собран и проводились последние работы в садах и на полях. Люди собирались в день Дажьбога и Макоши на общее празднество, разжигали костер, водили хороводы, закатывали на гору горящее колесо (символ солнца) и угощались лучшей едой.

Само имя «Дажьбог» имеет один корень со словами «дать», «дождь», которые означали «раздавать» и «делиться». Бог посылал дождь и солнце, которые напитывали землю влагой и теплом. Его часто представляли в виде осеннего неба с дождевыми и грозовыми облаками, а иногда и градом.

Читайте также:  Показатели для определения загрязнения почвы

Славянский бог плодородия имел свои символические знаки. Они означали солнце и имели вид солнцеворотов или солнечной розетки. Древние славяне носили такие знаки на одежде, украшали ими свои жилища, изображали на посуде.

Плодородие у славян зависело от Матери-Земли и Дажьбога. Урожай был возможен только при единстве мужского и женского начала. Земля дарила жизнь, а влага с небес питала ее для лучшего плодородия.

Источник

Бог плодородия

В древности многобожие было распространено повсеместно. За каждый важный аспект жизни отвечало определенное божество, имеющее свои конкретные характеристики. Чтобы обращаться к богам за помощью, люди делали различные тотемы, ставили храмы, и при любой возможности приносили им жертвы и различные дары.

Греческий бог плодородия

Приапа причисляли к низшим божествам, поэтому относились к нему, мягко сказать, неуважительно. Изображали его в виде чучела с головой окрашенной красной краской и с большим фаллосом. Священным животным этого бога принято считать осла, который является символом похоти. Достоверной информации, кто именно является родителями Приапа, нет. Наиболее популярная версия указывает, что отцом его был Дионис, а матерью – Афродита.

Бога плодородия также считали покровителем виноградников и садов. Его часто использовали для того, чтобы отпугнуть воров от огорода. Фигурки Приапа греки обычно делали из дерева или обожженной глины. В Малой Азии было установлено огромное количество стел в виде фаллоса. Кстати, их называли местом жизни и смерти. Праздники, посвященные этому богу, сопровождались оргиями и весельями.

Египетский бог плодородия

Мин является покровителем мужской силы и разливов Нила. Согласно легендам жил он на болотах, где росло большое количество цветков лотоса, которые считались мощным афродизиаком. Именно это обуславливало его постоянную потенцию. Когда в Египте начались войны, все мужчины ушли отдавать долг стране и чтобы женщинам не было грустно, Мин удовлетворял все их потребности. Согласно легендам, он мог за одну ночь совокупиться с 50 женщинами. Когда фараон вернулся домой, он заметил огромное количество детей, похожих на бога плодородия, и за это он отрубил ему руку и ногу. Изображали его с большим возбужденным фаллосом и с поднятой одной рукой, а в другой находится плеть. На голове у него корона с двумя большими перьями. Есть также информация, что Мина считали защитником урожая. В честь его проводили праздник ступеней. Земным воплощением в качестве животного у этого бога плодородия был большой бык. К символам Мина относили также латук, который считается одним из сильных афродизиаков.

Римский бог плодородия

Либер был особенно популярным среди землевладельцев, которые проносили ему дары в надежде получить хороший урожай. Его праздником считалось 17 марта. Именно в этот день юноши впервые надевали тогу. На праздник римляне собирались на перекрестках в масках из коры и листочков. В этот день люди раскачивали огромный фаллос, сделанный из цветов. Супруга Либера – богиня плодородия Либера.

Древнефиникийский бог плодородия

Адонис очень красив, и именно поэтому на него обратила внимание богиня любви Афродита. Увлекался он охотой и однажды там его убил вепрь. Афродита не могла унять свое горе, и Зевс сжалился и велел богу подземного царства отпускать весной на полгода Адониса на землю. Когда бог поднимался, вокруг вся природа расцветала и приветствовала его, по возвращению обратно все будто надевало траур, и наступала осень.

Бог японский плодородия

Инари является не только богиней плодородия, но и исцеления. Была она покровительницей воинов, актеров, кузнецов и девушек легкого поведения. Многие считали ее загадкой, поскольку в разных районах Японии она представлялась с разным полом. Некоторые люди считали ее молодой девушкой, а другие стариком с бородой. В общем, изначально бог плодородия был бесполым, но имел веки, и только со времен ее стали считать женщиной. Изображали ее часто с лисьей мордой, а если ее представляли женщиной, то она непременно имела длинные волосы, а лицо было несравнимо с красотой луны. В руках Инари держит камень, который исполняет желание.

Источник

Фрейр — бог Природы, бог Изобилия и Плодородия.

Фрейр – бог Изобилия и Плодородия.

Бог Фрейр, представитель Богов Ванов, одна из ключевых фигур в Скандинавско-германском пантеоне богов.

Германские племена знали его под именем Ингви.

В Северной Традиции Бог Фрейр обычно ассоциируется с руной — Ингуз.

Читайте также:  1 предпосевная подготовка почв

Фрейр, был сыном бога Ньёрда, Бога моря и морских стихий.
У Фрейра была сестра-близнец — богиня Любви и Красоты, красавица Фрейя.

По одной из версий бог Фрейр родился в Асгарде, по другим сведениям, пришел вместе с отцом в Асгард как «почетный заложник мира» после войны между богами асами и богами ванами.

Имя матери близнецов в Эддах напрямую не упоминается, но в некоторых Мифах и Легендах делается намёк, что бог Ньёрд и его сестра Нертус имели общих детей, возможно, что ими были как раз Фрейр и Фрейя.

В дословном переводе имя Фрейр (Ингви), означает «Господин».

В «обязанности» этого Бога входило: орошение земли дождями, напитывание растений солнечным Светом, обильный урожай, плодородие и благополучие в целом.

Фрейр — единственный из Богов, который пожертвовал своим волшебным Оружием — Солнечным клинком, ради Любви.

Это было не безрассудство — это был осознанный шаг во Имя Любви.
Меч (Солнечный клинок) бога Фрейра — единственное оружие, которое было способно сразить огненного исполина Суртра в великой Битве Богов.
Без него Фрейр был обречен на гибель, впрочем, как и весь Старый Мир, но тем не менее он пошел на эту жертву во имя Любви.

Фрейр – так же был и Богом Магии, и считался Мастером Сейта. Эта магическая техника в эпоху викингов воспринималась «немужественным видом волшебства», однако, согласно Скандинавской Мифологии, именно мужнины, в подавляющем большинстве, практиковали Магию Сейта.

В Скандинавской Мифологии есть очень интересный эпизод, рассказывающий о поездке Скирнира (слуги Фрейра), и о сватовстве к возлюбленной бога Плодородия, великанше Герд.

Великанша Герд не приняла предложение руки и сердца бога Природы, и тогда Скирнир стал угрожать ей, в случае отказа, Рунами и различными руническими заклятиями.

Скирнир, по сути, в этом эпизоде, не кто иной, как сам бог Фрейр, который наподобие луча Света проник в подземные глубины Йотунхема (Мира великанов йотунов).

В итоге великанша Герд вынуждена была согласиться на свадьбу с богом Фрейром.

Владение руническими техниками говорит о том, что богу Фрейру были доступны различные виды Магии, более того — вполне вероятно, что именно он является Владыкой Магии в целом.

Исходя из эддических текстов, бог Фрейр был не самый «активный» участник деяний Богов Асгарда, но он был дружен с богом Света Бальдром, а это уже говорит о многом, ибо бог Бальдр хоть и считается самым добрым из рунических богов асов, но дружбу водил весьма избирательно.

В эддических текстах бог Фрейр характеризуется как щедрый и милосердный бог, а так же его ассоциируют (наравне с сестрой-близнецом) как Бога Любви.

Даже в «Перебранке Локи», бог лжи и коварства, не находит в его адрес обвинений более серьезный, чем утрата Солнечного Клинка.

Если собрать по крупицам сведения о боге Фрейре из различных источников, то мы видим что бог Изобилия ещё и блестящий наездник, владеющий двумя вепрями, один из которых был сделан магами-кузнецами из золота.

Ему также принадлежит волшебный корабль, который можно сложить до размеров платка и спрятать в карман или дорожную сумку.

Кроме того, Фрейр — Благородный Воин, и в великой битве богов (Рагнарёке), даже при отсутствии своего грозного оружия (Солнечного клинка), бог Солнечного Света сражается оленьими рогами, что указывает на тесную связь этого бога с Силами и стихиями Природы.

У бога Фрейра и великанши Герд родился сын по имени Фьельнир, который, согласно скандинавским легендам, положил начало династии Инглингов – великих правителей народов Северо-запада Европы.

Поэтому большинство населения Скандинавии считают себя потомками бога Фрейра (так же как некоторые славяне считают себя внуками бога Сварога).

Если брать дохристианские времена, то жители ферм и селений обращались к богу Фрейру за помощью в обильном урожае, и за бытовым изобилием в целом. В его честь проводились различные ритуалы и обряды.

Хочется так же отметить, что Фрейр – один из самых миролюбивых рунических богов, но всё же это был бог-воин и бог-защитник.

Вот вкратце и всё.

Уважаемый Читатель, я буду Рад, если прочитанная информация пойдёт Вам во Благо и на расширение Вашего Мировоззрения.

С Уважением ко всем, писатель, Лев Невский .

Источник

Бог Род: упоминания и предположения учёных

В нашей прошлой статье мы говорили о рожаницах , нынче же пришла пора потолковать о персонаже, вместе с которым они упоминаются у восточных славян в письменных источниках. Эти письменные источники – церковная обличительная литература, а персонаж – Род.

Читайте также:  Как обрезать красную смородину осенью чтобы был хороший урожай схема

Мне доводилось слышать мнение от не-специалистов, что Род – изначально самое наиглавнейшее божество у славян. Полагаю, истоки таковых утверждений следует искать в трудах академика Рыбакова, хоть упомянутые не-специалисты их и не приводили в качестве источника, потому как наверняка не читали. Просто: Род главный – и всё, точка.

Что ж, попробуем разобраться, хотя выводы каждый для себя сделает сам.

Ниже мы поговорим о трактовке Бориса Александровича Рыбакова, а также приведём мнения других исследователей. Однако для начала ознакомимся с письменными упоминаниями Рода и рожаниц.

Упоминания

Начнём с такого источника как «Слово святого Григория, изобретено в толцех». Это такая русифицированная адаптация поучения Григория Богослова, одного из Отцов Церкви, по легенде жившего в период времени с 325 по 389 год. Направлено сие поучение было против античного язычества (эллинского, но с вкраплениями египетского). В адаптации добавлены, что естественно, и элементы славянского.

Дата написания «Слова» – XI–XIV века.

Цитата из означенного источника:

Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне – Коруна же является матерью антихриста – и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы [Диониса, рождённого из Зевсова бедра]. И недоношенный плод [почитают] и Гермафродита… Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу – Роду и Рожанице…

Вот в такую компанию попали наши славянские боги. Кстати, отмечу, на всякий случай, что Гермафродит – это изначально персонаж греческой мифологии, сын посланника богов Гермеса и богини любви Афродиты (что отражено в самом его имени: Герм ес Афродит а). В более поздних вариантах мифа был слит в единый организм вместе с влюблённой в него нимфой Салмакидой.

Однако вернёмся к «Слову святого Григория». Особое внимание в оригинале уделяется античным культам богини-матери и бога-сына (автор – или авторы – стремится донести до аудитории, что следовать им, мягко говоря, очень плохо, а христианство – единственный правильный выбор, за который не последует кара небесная). Что любопытно, русификаторы назвали следование этим самым культам родопочитанием.

Цитата из означенного источника:

…проклятого же Осирида [Осириса] рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам, прежде Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням.

Смешались в кучу египтяне, греки, сарацины, халдеи. Однако мне, всё же, интересно, почему Перун в сей адаптации прямо назван богом славян, а вот Род с рожаницами – вроде как пришлые? На основании того, что в оригинале критикуется эллинский культ бога-матери и бога-сына, отождествлённых с Родом и рожаницами? Или же подразумевается, что культ Рода и Рожаниц сложился в протославянские времена?

Впрочем, древнерусские церковные поучения частенько наделяют славянских богов эпитетами, ассоциирующимися с чужеземцами, дабы подчеркнуть их чужеродность христианству. Так, например, в одной из редакций «Беседы трёх святителей» Перун становится «эллинским старцем», а Хорс – простите, «жидовином». Ну а поскольку «Слово святого Григория, изобретено в толцех» направлено, главным образом, против народного почитания Рода и Рожаниц, то и иноземными названы они, в качестве противовеса не побрезговали даже Перуна признать богом славян. Ещё любопытно, что именно богом , а не лже-богом или мнимым богом, как упомянутого выше по тексту Бохмита: он «родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом». Не бог, а просто назвали. В отличие от Перуна. Хотя для христиан, понятное дело, существует только один бог.

А вот весьма любопытный комментарий к Евангелию XV века – «О вдуновении духа в человека»:

То ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети… Всем бо есть Творец Бог, а не Род.

Не обошли вниманием Рода и рожаниц и исповедальные вопросы. Вот, к примеру, таковой из «Устава преподобного Саввы» XVI века:

Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?

Источник

Adblock
detector