Меню

Бог плодородия сын зевса

Боги древней Греции список и описание, какими были сыновья Зевса

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Боги первого поколения

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

Источник

2. Дети Зевса от бессмертных

496–406 до н. э.) – древнегреческий драматург.

2. АФИНА. В юности Зевс дружил со своей двоюродной сестрой Океанидой Метис. Дружба эта продолжилась и тогда, когда Зевс стал царем всех богов и людей и даже когда Зевс женился на Гере. В один прекрасный день подруга сообщила Зевсу, что она беременна и что у нее родится дочка, а после должен родиться сын, который станет царем всего мира. Зевс спросил, откуда ей это известно, и Метис ответила, что от их бабки Геи. Обеспокоенный Зевс отправился к Гее, и та подтвердила, что Метис действительно предопределено родить царя всего мира независимо от того, будет ли его отцом Зевс или какой другой бог. Зевсу это очень не понравилось и, вспомнив, как в подобных случаях поступал его отец титан Кронос, он улучил момент и проглотил Метис. Причем Океанида оказалась не в желудке Зевса, как можно было бы ожидать, а в его голове, и это вполне понятно, если учесть, что «Метис» по-гречески означает «мудрость», а где же еще находиться мудрости, как не в голове царя всех богов и людей. Там же в голове появилась и их дочь Афина, и это причинило Зевсу такие головные боли, что потребовалось хирургическое вмешательство. О том, как оно происходило, лучше всех рассказал Лукиан из Самосаты*, который утверждал, что знает все, о чем разговаривают боги. Приводим диалог из его книги «Разговоры богов».

Читайте также:  Когда можно рвать шпинат с грядки

Г е ф е с т. Что мне прикажешь делать Зевс? Я пришел по твоему приказанию, захватив с собой топор, хорошо наточенный, – если понадобится, он камень разрубит одним ударом.
З е в с. Прекрасно, Гефест: ударь меня по голове и разруби ее пополам.
Г е ф е с т. Ты, кажется хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, если тебе нужно.
З е в с. Мне нужно именно это – чтобы ты разрубил мне череп. Если ты не послушаешься, тебе придется, уже не в первый раз, почувствовать мой гнев. Нужно бить изо всех сил, немедля! У меня невыносимые родовые муки в мозгу.
Г е ф е с т. Смотри, Зевс, не вышло бы несчастья: мой топор остер, – без крови дело не обойдется, – и он не будет такой хорошей повивальной бабкой, как Илифия.
З е в с. Ударяй смело, Гефест; я знаю, что мне нужно.
Г е ф е с т. Что же, ударю, не моя воля; что мне делать, коли ты приказываешь? Что это такое? Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа: носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении, – это не шутка! Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? А она уже скачет и пляшет военный танец, потрясает щитом, поднимает копье и вся сияет божественным вдохновением. Но главное, она настоящая красавица и в несколько мгновений сделалась уже взрослой. Только глаза у нее какие-то серовато-голубые, – но это очень идет к шлему. Зевс, в награду за мою помощь при родах позволь мне на ней жениться.
З е в с. Это невозможно, Гефест: она пожелает вечно оставаться девой. А что касается меня, то я ничего против этого не имею.
Г е ф е с т. Только это мне и нужно; я сам позабочусь об остальном и постараюсь с ней справиться.
З е в с. Если тебе это кажется легким, делай как знаешь, только уверяю тебя, что ты желаешь неисполнимого.

Появившись на свет из головы Зевса, Афина сразу показала свои исключительные способности. От отца она унаследовала большую силу и стала мощной воительницей: когда богам пришлось воевать с гигантами, она одна сразила двух из них – Энкелада и Палланта. От матери же Афина унаследовала незаурядный ум и в сложных случаях могла дать разумный совет самому Зевсу. За это Зевс любил ее больше, чем даже своих законных детей. Будучи такой умной, Афина уже в юности изобрела разные полезные вещи. Когда Зевс создал быка, а Посейдон – коня, Афина придумала ярмо и уздечку. Потом Афина научила людей строить корабли и сама изготовила для корабля Арго первый парус. Она же изобрела веретено и ткацкий станок и научила женщин ими пользоваться. Кстати, последнее изобретение очень понравилось Гере и многим другим богиням, которые неплохо его освоили и даже состязались между собой в ткацком ремесле. Самой Афине, однако, пришлось состязаться с простой смертной ткачихой. Расскажем, как это случилось.
В лидийском городе Колофоне, славящимся своими пурпурными красителями, жила Арахна, про которую некоторые говорили, что она была царской дочерью. Но, скорее всего, прав Овидий**, утверждавший, что Арахна была дочерью простого красильщика. Она была столь искусной ткачихой, что слава о ней вышла далеко за пределы Колофона. Возгордившись этим, она дерзнула вызвать на состязание саму Афину, которая, говорят, приняв образ старухи, безуспешно пыталась отговорить ее от этого намерения. Во время состязания Афина выткала полотно, искусно изобразив на нем свой спор с Посейдоном за обладание Аттикой (об этом споре мы расскажем, когда будем говорить про Аттику). Арахна же довольно откровенно изобразила любовные похождения Зевса, и, хотя работа была совершенна и безупречна, целомудренная Афина, увидев такую порнографию, посчитала это за непочтение к своему божественному отцу и в страшном гневе разорвала это полотно на части. Девушка так испугалась, что попыталась повеситься. Афина же не допустила этого, подхватив ее в воздухе, но в наказание за дерзость превратила ее в паука, а веревку – в паутину, которую Арахна продолжает ткать и поныне***.
____________________
* Лукиан (

120–180 гг.) – греческий писатель-сатирик поздней античности, родился в Сирии, в городе Самосате.
** Публий Овидий Назон (43 до н.э.–18 н.э.) – римский поэт.
*** Арахна – по-гречески паук.

3. ОРЫ, ХАРИТЫ И МУЗЫ. К огорчению Геры Зевс сходился со многими другими богинями и, что ей было особенно обидно, со смертными женщинами.
Титанида Фемида очень любила порядок и любила устанавливать законы, на которые поначалу мало кто обращал внимание. Но когда римляне дали ей новое имя – Юстиция, во всех странах образовали министерства этого ее имени. У нас тоже имеется Министерство Юстиции, но его работников часто называют по-гречески – «служителями Фемиды». Помимо того, что Фемида считалась основательницей правопорядка, она была еще и женщиной и Зевс признавал ее только в этом качестве, вследствие чего у нее родились дочери, так называемые оры, которым она дала имена: Ирена (Мир), Эвномия (Законность) и Дике (Справедливость) и которые стали богинями сущностей, обозначенных этими именами. Если верить Овидию, они имели еще и общественную обязанность – каждое утро запрягать коней Гелиоса и открывать для них ворота Олимпа, состоящие сплошь из густых белых облаков.
От Эвpиномы, самой красивой дочери Океана, у Зевса родилась Харита, на которой женился Гефест, и еще много других дочерей, которых всех также прозвали харитами за их красоту, потому что имя Харита означает «прелесть». Три хариты – Аглая (сияющая), Эвфросина (благомыслящая) и Талия (цветущая) – стали подругами Афродиты, в Риме их назвали «грациями». Из других харит известны Пейто (убеждение), Клета (желанная), а также Пасифея – супруга Гипноса и мать Морфея, бога сновидений.
От Зевса и титаниды Мнемозины (памяти) родились девять муз, которые стали заниматься науками и искусствами. Это Клио – муза истории, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Эвтерпа – лирики, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной песни, Каллиопа – эпической поэзии, Урания – астрономии, Полигимния (Полимния) – священных гимнов. Музы имеют привычку вдохновлять на творческие подвиги поэтов, музыкантов, артистов и прочих подобных личностей, которые напрочь лишены чувства благодарности, ибо уверены, что на самом деле их вдохновляют жены или возлюбленные, и именно этих женщин называют своими музами.
Как и для прочих богинь, для муз строили храмы. Храмы для них строят и теперь, они называются музеями. В них приносят старые картины и скульптуры, старую мебель, черепки от разбитой посуды и ржавые наконечники для стрел и копий. Считается, что музам все эти вещи очень нравятся.

4. ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ. Почти все мужчины считают, что красота и ум редко совмещаются в женщинах, и, когда хотят жениться, напряженно думают, кого взять в жены – умную или, наоборот, красивую. Возможно, что в этом вопросе мужчины ошибаются, но что касается бессмертных богинь, то здесь всё так и есть.
Из трех сестер Зевса самой умной была Гестия. Из-за этого она никогда не вышла замуж – кому из смертных или бессмертных захочется иметь жену, которая умнее его самого. Тем не менее, древние греки и особенно древние гречанки чтили Гестию как богиню семейного очага и молились ей, когда этот очаг неважно горел.
Две других сестры Зевса – Гера и Деметра – были красавицами, но немного менее умными, чем Гестия. Зевс не сомневалоя, какую жену ему выбрать, конечно, красивую, а ума у него и у самого достаточно. Гера стала официальной женой Зевса и царицей богов, Деметра же, богиня плодородия, тоже стала его женой, но менее официальной. Она родила Зевсу дочь Пеpсефону, которую называют также Ко’рой. Плутон, брат Зевса и властитель подземного царства, влюбился в Персефону и как-то за рюмкой нектара поведал Зевсу, что хотел бы жениться на ней. Зевс ответил Плутону, что он его уважает, но ничего не выйдет: Деметра не отпустит дочь к нему в Аид, к тому же она знает, что от подземного бога не может быть никакого потомства. Плутон хлебнул еще нектара и спросил:
– А если я ее украду?
– Вряд получится, но попробуй, я возражать не буду.
Персефона в то время была еще совсем юной и любила играть в куклы со своими подругами нимфами на том лугу, где Деметра вырастила для нее множество прекрасных цветов. Плутон упросил свою бабку Гею вырастить на этом же лугу еще один цветок, который был красивей прежних и издавал сладкий дурманящий запах. Персефона, увидев его, захлопала в ладоши, но как только она коснулась его своим пальчиком, земля разверзлась и появился Плутон на колеснице, запряженной четверкой черных коней. Он схватил Персефону, которая из за действия цветка не могла ни шевельнуться, ни маму позвать, и увез в подземное царство.
Только один Гелиос видел как исчезла Персефона и, когда Деметра, взяв светильник, стала ночью и днем бродить по земле, разыскивая дочь, назвал ей имя похитителя. Догадавшись, что Плутон мог так сделать только с ведома Зевса, Деметра, разгневанная на своих братьев, покинула небо, приняла вид смертной женщины и пришла в Элевсин. Женщины из дворца Келея, царя Элевсина, пригласили ее сесть подле них, и одна из служанок по имени Ямба, будучи навеселе, сказала какую-то шутку, говорят, что не очень приличную, но заставившую богиню улыбнуться. С тех пор сохраняется обычай во время праздника Фесмофорий, который устраивается в честь Деметры и празднуется одними женщинами, говорить неприличные шутки. Это побуждает Деметру вспомнить о добром к ней отношении и увеличить плодородие полей. Многие наши женщины тоже любят неприличные шутки, но произносят их не во время Фесмофорий, а когда попало, поэтому эти шутки не приносят им никакой пользы.
У супруги Келея Метаниры был ребенок, и Деметра стала его нянчить. Желая сделать мальчика бессмертным, богиня ночью клала дитя в огонь, но однажды Метанира увидела это и громко закричала; дитя погибло, уничтоженное огнем, Деметре же пришлось явить свою божественную сущность. Тем временем земля перестала давать плоды, и Зевс вынужден был повелеть Плутону вернуть Персефону на землю. Плутон дал ей зерен граната, и она съела их, не зная, что вследствие этого брак делается нерасторжимым, хотя об этом и тогда, и сейчас известно каждому эллину и поедание граната до сих является в Греции важным элементом брачного ритуала (мы, к сожалению, этот хороший способ не применяем, хотя гранаты теперь продаются в каждом магазине).
Дело было при свидетеле, каковым оказался Аскалаф, сын подземной реки Ахеронта и нимфы подземного озера Гериопы. После того как он, присягнув водой Стикс, подтвердил, что гранат Кора ела, та была принуждена третью часть каждого года оставаться у Плутона (и в это время земля перестает плодоносить). Остальное время Персефона находится с матерью. Аскалафа же разгневанная Деметра превратила в филина.
Старшему из сыновей Келея и Метаниры Триптолему Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала не виданные прежде зёрна, которыми Триптолем, поднявшись к небу, засеял землю. Так на земле появилась пшеница.

Читайте также:  Раствор байкал для компоста

5. АПОЛЛОН И АРТЕМИДА. Богиня Лето, дочь титана Кея и титаниды Фебы, сошлась с Зевсом, и за это Гера преследовала ее по всей земле, пока та не пришла на остров Делос, где у нее родились близнецы: вначале родилась Артемида – богиня-охотница, а затем с помощью Артемиды Лето родила бога Аполлона, целителя и прорицателя. При рождении Артемиды небо освещала луна, когда же родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Бог Гефест принес им в подарок стрелы, а луки они изготовили себе сами.
Постигнув искусство прорицания, Аполлон прибыл в местность, называемую Пифо и находящуюся у подножия горы Парнас. Там рядом с расщелиной было прорицалище, основанное богиней Геей и охраняемое порождением Геи драконом Пифоном. Сначала предсказания давала дочь Геи титанида Фемида, затем она передала прорицалище своей сестре Фебе, а та – своему внуку Аполлону. Но когда Аполлон пришел туда, дракон Пифон не давал ему проникнуть к расщелине, заявив, что теперь он будет прорицать сам. Тогда Аполлон убил Пифона выстрелом из лука и завладел оракулом. Затем Аполлон пришел к морю и, обернувшись дельфином, поплыл к Криту. В море он увидел корабль из Кносса, бывшего в те времена столицей Крита, и привёл этот корабль в ближайшую от Пифо гавань. Моряки все время удивлялись, почему корабль не слушается руля и плывет туда, куда им было совсем не нужно. Все разъяснилось, когда Аполлон принял обычный вид и повелел морякам идти в Пифо, чтобы стать там первыми жрецами храма Аполлона. Город, основанный рядом с храмом, назвали в честь Аполлона-дельфина Дельфами. Храм же был построен Трофонием и Агамедом, сыновьями царя Эргина, на том самом месте, где был убит Пифон. На склонах окрестных гор имеется множество источников, один из них, Кастальский ключ, был посвящен Аполлону и музам, его водой стали очищаться прибывшие на богомолье. Когда кому-либо нужно было получить предсказание, на треножник в сокровенной части храма садилась пророчица, называемая пифией. Под действием дурманящих испарений, исходивших из расщелины, пифия произносила внушенные богом слова, которые растолковывались жрецами и служили оракулом. Сначала пифиями выбирались девственницы. Но однажды пифию соблазнил и похитил проситель, явившийся за советом, после такого скандала вместо девственниц стали выбирать старух. Мало кто отваживался на какое-либо серьезное предприятие, не посоветовавшись с богом.
Жители Делоса очень гордились рождением на их острове Аполлона и вели себя с земляком запанибрата: когда он появлялся на острове, чуть ли не похлопывали его по плечу. Бога это сильно раздражало и, в конце концов, когда делосцы превзошли всякую меру неучтивости, он наслал на остров чуму. Делосцы кинулись к дельфийскому оракулу, чтобы узнать как прекратить поветрие, и бог ответил: «Удвойте жертвенник». Жертвенник Аполлону имел форму куба и островитяне, не долго думая, изготовили в точности такой же куб и поставили его на первый. Но эпидемия не прекратилась. После повторного обращения оракул разъяснил, что удвоенный жертвенник также должен иметь форму куба. Но если принять ребро исходного куба за единицу длины, то ребро затребованного куба должно иметь длину, равную кубическому корню из двух. Отрезок в точности такой длины нужно было построить с помощью циркуля и линейки (других инструментов у древнегреческих математиков не было). Делосцы это сделать не смогли, но Аполлон сжалился над ними и чуму прекратил.
В дальнейшем делосскую задачу пытались решить самые великие ученые древности: Гиппократ Хиосский, Архит Тарентский, Платон, Эратосфен и другие. В позд¬нейшие времена этой задачей также занимались не слабые ученые, достаточно назвать Виета, Декарта, Гюйгенса и Ньютона. Лишь в 1837 г. французский математик Пьер Ванцель доказал, что построить с помощью циркуля и линейки отрезок, длина которого равнялась бы кубическому корню из двух, невозможно, после чего умер от переутомления, не дожив до 34 лет. Так стало известно, что Аполлон задал делосцам неразрешимую задачу.
Богиня Артемида, занявшись охотой, на всю жизнь осталась девственницей, мужчины ее никогда не интересовали. Аполлон женским полом очень даже интересовался, но в отличие от отца Зевса не увлекался чужими женами, его интересовали юные девушки. Однако у него часто случались неудачи: девушки, которые ему нравились его отвергали несмотря на то, что он был красавцем и притом известным артистом, о чем мы еще будем говорить.
В заключение скажем несколько слов о судьбе дельфийского оракула. Газы, вырывавшиеся из расщелины, со временем иссякли, тем не менее, дело продолжалось. Пифию стали окуривать одуряющими растениями, которые оказывали действие, подобное действию газов. Так оракул проработал до 391 г., когда храм закрыли по приказу императора Феодосия, Аполлона же этот император бесцеремонно отправил на пенсию. Когда же Зевс попытался заступиться за сына, император объявил изумленному богу, что как его самого, так и его сына нет и никогда не существовало. Этот же император в 393 г. запретил Олимпийские игры, за что христианские писатели стали назвать его Великим, а Зевс наслал на него водянку, от которой тот и умер в 395 г. сорока восьми лет от роду. Олимпийские игры возродились лишь через полторы тысячи с лишним лет в 1896 году.

6. ГЕРМЕС. Атлант, сын титана Иапета был женат на Океаниде Плейоне и имел семь дочерей, которых почему-то называют не Атлантидами, а по имени матери – Плеядами. Три Плеяды стали возлюбленными Зевса: Майя, ро дившая бога Гермеса, Тайгета, родившая Лакедемона, и Электра, родившая Дардана и Иасиона. Две Плеяды удостоились внимания Посейдона: Алкиона, родившая Гириея и Гиперенора, и Келено, родившая Лика. Плеяда Стеропа родила от Ареса Эномая. Лишь самая младшая из Плеяд Меропа пренебрегла богами и вышла замуж за смертного Сизифа, который, кстати, тоже не любил богов и делал им всяческие пакости. Меропа родила Сизифу сына Главка, а от него родился Беллерофонт. Плеяды вместе с их родителями были, в конце концов, все превращены богами в звезды и помещены в созвездии Телец.
Гомер называет еще дочерью Атланта ту Калипс;, которая семь лет держала Одиссея на своем острове Огигии, но если Гомер прав, то Калипсо является дочерью Атланта никак не от Плейоны, поскольку Плеядой ее никто никогда не называл. Впрочем есть и такие, кто приписывает Калипсо совсем других родителей.
Майя, старшая из дочерей Атланта, в честь которой римляне впоследствии назвали месяц май, родила Гермеса в пещере горы Киллена, находящейся в Аркадии. Когда он лежал еще в колыбели, завернутый в пеленки, он выбрался из них, отправился в Пиерию и там украл коров, которых пас бог Аполлон (богам в то время чего только ни приходилось делать). Привязав к ногам коров ветки, заметающие следы, Гермес погнал их к Пелопоннесу, спрятал в пещере и после этого быстро возвратился в Киллену. Перед пещерой он увидел черепаху, поймал ее и из ее щита сделал первую лиру. Аполлон же, обнаружив пропажу, при помощи искусства гадания открыл вора и пришел в Киллену. Майя показала ему Гермеса, спящего в своей колыбели сном праведника. Тогда Аполлон отнес его к Зевсу и стал требовать обратно своих коров. Отец обоих богов приказал Гермесу отдать похищенное, но тот все отрицал. Убедить Аполлона он, однако, не смог и тогда привел его в Пилос и отдал коров. Пока Аполлон выгонял их из пещеры, Гермес играл на лире, и его игра так понравилась Аполлону, что он отдал Гермесу часть стада в обмен на лиру. Лукиан из Самосаты, который утверждал, что знает, о чем разговаривают боги, передает такой диалог:

Читайте также:  Роль удобрений для почв

Г е ф е с т. Аполлон, ты видел новорожденного ребенка Майи? Как он красив! И всем улыбается. Из него выйдет что-нибудь очень хорошее, это уже видно.
А п о л л о н. Ты ожидаешь много хорошего от этого ребенка? Да ведь он старше Иапета, если судить по его бессовестным проделкам!
Г е ф е с т. Что же дурного мог сделать новорожденный ребенок?
А п о л л о н. Спроси у Посейдона, у которого он украл трезубец, или Ареса: у него он тайком вытащил меч из ножен, не говоря уже о том, что у меня он украл целое стадо.
Г е ф е с т. Как! Новорожденный ребенок, который еще с трудом держится на ногах?
А п о л л о н. Сам можешь убедиться, Гефест, пусть он только подойдет к тебе.
Г е ф е с т. Ну вот он и подошел.
А п о л л о н. Что же? Все твои орудия на месте? Ничего не пропало?
Г е ф е с т. Все на месте, Аполлон.
А п о л л о н. Посмотри хорошенько.
Г е ф е с т. Клянусь Зевсом, я не вижу клещей!
А п о л л о н. Увидишь их – в пеленках у мальчика.
Г е ф е с т. Вот ловкий на руку! Словно он уже в утробе матери изучил воровское искусство.
А п о л л о н. Ты не слышал еще, как он быстро и красноречиво говорит. И прислуживать нам уже начинает. А вчера вызвал Эрота на борьбу и в один миг победил его, не знаю каким образом подставив ему подножку, а потом, когда все стали его хвалить и Афродита взяла его к себе на руки, он украл у нее пояс, а у Зевса, пока тот смеялся стащил скипетр, и если бы огнемет не был так тяжел и не был таким огненным, он, наверное, стащил бы и его.
Г е ф е с т. Да это какой-то чудесный мальчик.
А п о л л о н. Мало того: он уже и музыкант.
Г е ф е с т. С чего ты взял?
А п о л л о н. Нашел где-то мертвую черепаху – и вот сделал из нее музыкальный инструмент: прикрепил два рога, соединил их перекладиной, вбил колки, вставил кобылку, натянул струны и стал играть очень складно. Это еще не все: Майя рассказывала, что он ночью не остается на небе, а от нечего делать спускается в преисподнюю, очевидно с тем, чтобы и оттуда что-нибудь стащить. И крылья есть у него, и он сделал какой-то жезл, обладающий чудесной силой; с этим жезлом в руке он ведет души и спускает умерших в подземное царство.
Г е ф е с т. Я дал ему этот жезл поиграть.
А п о л л о н. За это он прекрасно отблагодарил тебя: клещи-то.
Г е ф е с т. Хорошо, что ты мне напомнил. Пойду отберу у него клещи, если, как ты говоришь, они спрятаны в его пеленках.

Когда Гермес вырос, Зевс сделал его своим вестником. Гера, узнав об этом, решила, что и ей нужен вестник, и поставила на эту должность Ириду (т. е. Радугу), дочь Тавманта. Что же касается Гермеса, то у него оказалось много других обязанностей. Он собирает души умерших и доставляет к переправе, где Харон забирает их в свою лодку и перевозит в Аид. Гермес также покровительствует торговле и путешествиям, его изображения до сих пор помещают на эмблемах банков, торговых фирм и пароходств. Гермес научил продавцов как лучше упаковывать товары, поэтому хорошую упаковку они стали называть герметической. Потом химики так стали называть упаковку своих колб и пробирок, не допускающую проникновение воздуха или воды. В наше время герметически упаковывают еще водолазов и космонавтов. Своим покровителем когда-то считали Гермеса воры, помня, как он украл коров у Аполлона. Нынешние воры уже не ищут небесных покровителей, однако нередко находят земных.

7. МУЗЫКА НА ОЛИМПЕ. Получив лиру от Гермеса, Аполлон через некоторое время заменил черепаховый корпус полым корпусом из дерева, увеличил число струн и таким образом изготовил первую кифару*. Его игра вызывала восхищение богов, особенно когда он выступал вместе с музами, которые устраивали под его музыку танцы. За это Аполлон получил от эллинов почетное звание «Мусагет», оно означает «Водитель муз» и примерно соответствует нынешнему званию «Заслуженный артист».
Благодаря Аполлону музыкальное искусство стало на Олимпе довольно модным. Богиня Афина также не преминула приобщиться: сделала из костей оленя двойную флейту – авлос и играла на пиру богов. Всем богам понравились ее красивые мелодии, но богини едва сдерживали смех и, в конце концов, сказали ей, что, когда она играет, ее лицо выглядит невероятно смешным. Тогда Афина отправилась в лес и стала играть над ручьем, наблюдая за своим отражением в воде. Увидев, что при этом ее лоб напрягается, а щеки сильно раздуваются, Афина выбросила флейту прочь, посулив все несчастья тому, кто ее подымет. Эту флейту нашел силен** Марсий, сын нимфы горы Олимп и неизвестно какого отца. Как только Марсий поднес флейту к губам, она сама заиграла мелодии, которые наигрывала на ней Афина. Довольный Марсий стал играть сельским жителям, и те, придя в восторг, уверили его, что сам Аполлон не сыграет лучше на своей кифаре. По этой причине он отважился вызвать Аполлона состязаться с ним в музыкальном искусстве. Разгневанный такой наглостью Аполлон согласился при условии, что победитель сможет делать с побежденным все, что захочет. Началось состязание, судьями которого были все девять муз. Так как мелодии Аполлона и мелодии Афины были одинаково прекрасны, судьи не могли выявить победителя, и тогда еще больше разгневанный Аполлон стал играть на перевернутой кифаре, после чего потребовал, чтобы Марсий сделал то же. Тот не смог этого сделать, поскольку на флейте такой фокус невозможен, и Аполлон, признанный победителем, привязал Марсия к высокой сосне и убил, содрав с него кожу, которую повесил на дерево во Фригии. Кожа высохла и поскрипывала всякий раз, когда были слышны звуки флейты, а если же вблизи звучала кифара, кожа презрительно молчала.
______________________
* Кифара, точнее «китара» – усовершенствованная лира, имеющая полый корпус, изготовленный из дерева или металла. В Испании это слово произносилось как «гитара» и в таком виде сделалось названием совсем другого инструмента (нынешняя гитара – щипковый инструмент, на кифаре играли бряцанием, как на нашей балалайке).
** Си’лены – потомки Си’лена, сына бога Пана.

Источник

Adblock
detector