Меню

Бог плодородия у удмуртов

Язычество удмуртов

Удмурты — финно-угорский народ. Основным местом проживания является Удмуртская Республика и соседние регионы. Как славяне и другие народы, имеющие древнюю культуру и историю, до крещения удмурты были язычниками. Их язычество в некоторой степени отличалось от язычества центральной Руси, однако основные черты всех исконных верований схожи. После принятия христианства, язычество слилось с новой религией, образовав двоеверие, где до сих пор можно проследить стародавние верования и понятия, которые дошли до наших дней практически в неизменном виде.

Как же выглядит язычество Удмуртов? Каково их мировоззрение, какие существуют Боги, духи и как удмурты чтят своих божеств? Об этом мы и поговорим далее.

Мифологию удмуртов приравнивают к мифологии других финно-угорских народов. Для удмуртов свойственен дуалистический космогонизм, то есть вечное противостояния добра и зла, света и тьмы. Так же, как и во многих других языческих верованиях, мир делится на три составляющие: верхний, средний и нижний, или: мир Богов, мир людей и мир духов. Насчёт верховного божества возникают некоторые разногласия, но всё же большинство исследователей и сами удмурты склоняются к тому, что главным Богом их предков был Инмар. По другой версии, главным Богом считался Кылдысин. Согласно дуалистической философии, у Инмара есть противник, представитель тёмной силы — Керемет, Кереметь, Луд. Ещё одним очень почитаемым божеством считается Воршуд. Воршуд — это Бог семьи, Бог всего рода, помощник, хранитель домашнего очага.

В наше время именно Инмар считается главным Богом удмуртов. Инмар в чём-то схож со славянским Сварогом. Инмар — это неперсонифицированное божество, которое зачастую не предполагает личности, а символизирует мироздание и небо. Как и Сварога (сварга — небо), имя Инмара можно перевести, как — небесное нечто. Так же Инмара сравнивают с высшим Богом других народов, который соотносится с ними и по схожести имени и по своим признакам: Ильма, Юма (прафинно-угорское божество) — Бог неба, воздуха, фин., кар. Ильмаринен, саам. Ильмарис, коми Ён и другими. Представления об этом божестве достаточно категоричны: Инмар — добрый Бог, творитель небес, земли, людей.

Кылдысин — один из высших Богов в пантеоне удмуртов. Кылдысин является божеством плодородия. Он покровительствует женщинам, роженицам, плодородию земли, растениям, животным и так далее. Важность этого бога сложно переоценить для народов, от плодородности почв, приплода скота и птицы, способности женщин рожать детей зависела сама жизнь. Исследователи предполагают, что «Кылдысин» происходит от древнего слова — кылдись — создающий, творящий, оплодотворяющий. Приставка «ин» вероятно произошла от древнего же слова — инь, которое означает самку, мать, женщину. Достоверно неизвестно, какое место занимал этот Бог в древности, но ближе к XX веку учёные зафиксировали его статус следующий после Инмара. Иногда Кылдысин осуществляет посредническую роль между Инмаром и людьми. Му-Кылчин/Кылчин-мумы считается земным двойником Кылдысина, обитает внутри земли, является покровителем земли и женского начала.

Самое большое количество сведений имеется о Воршуде (шуд вордысь). Воршуд или Воршуды — это охранитель людей, покровитель семьи, даритель счастья. Культ Воршуда также относят и к культу предков. Воршуд обитает в воршудном коробе, который имеется в каждом жилище или святилище — куале. В воршудный короб удмурты бросают различные жертвы и приношения, к примеру: серебряные монеты, беличьи шкурки, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальную посуду, кусок жертвенного хлеба, крупу, ветки деревьев и другое. В честь Воршуда устраиваются моления в самые разные дни и праздники, когда только это представляется возможным. Выглядит Воршуд по-разному, иногда это дух, который не имеет образа, иногда он изображается как гусь с серебряным клювом, бык с золотыми рогами, человекоподобный образ и другие. Воршуд имеет и множество имён. Так, например, исследователи уже успели найти около 70 имён одного и того же божества — покровителя дома, семьи и рода, среди которых, такие как: Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.

У северных удмуртов одними из высших Богов также считаются: Куазь, который является покровителем атмосферы, погоды и погодных явлений; Мудор — покровитель родовой территории; Инву — Бог небесных вод, небесной стихии, дождя.

Пантеон языческих богов удмуртов довольно обширен. Исследователи насчитывают около 40 духов и божеств, а также их строгую иерархию. Нюлэсмурт (лесной человек) Лудмурт (полевик, луговик), Вумурт, Вупуш (водяной) Толпери (дух ветра), Кыль (злой дух), Мыж (болезнь, порча), Чер (злой дух эпидемических болезней), Коркамурт (Корка кузё) — домовой, Гидкуамурт (Гид кузё, гидмурт) — усадебный человек или хлевник, Мунчомурт (Мунчо кузё) — банный человек, By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи), Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли), Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца), Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды), Вукузё — водяной, Тэлькузё — леший, Ягпери — дух бора, Кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, а также многие другие.

У удмуртов было развито языческо-жреческое сословие. Существует оно и в сегодняшние дни. В число главных представителей входят: жрец — вӧсясь, заклинатель — утись, резник — парчась, знахарь — туно и тӧро. Тӧро — человек, который пользуется большим уважением и присутствует на всех церемониях, праздниках, обрядах, жертвоприношениях и так далее.

Читайте также:  Луковая шелуха как удобрение для рассады томатов

Главными служителями культа у удмуртов являются жрец вӧсясь и утись. Вӧсясь — человек, который молится. Обычно выбирается на 12 лет или даже пожизненно. Интересным фактом является то, что в качестве жрецов обычно выбирают рыжеволосых, как наиболее любимых богами. Обязательными атрибутами жреца являются: головной убор и берёзовые ветви, которые спускаются с плеч. Берёзе и берёзовым веткам в удмуртских верованиях уделяют особое внимание. Так, например, каждый, кто обращается к Богам, должен держать в руках или иметь на себе ветку берёзы. Утись — человек, который заклинает. У последнего имеются помощники, каждый из которых специализируется на определённом действии. Один закалывает жертвенное животное, другой следит за жертвенным костром и так далее. Заклинания, которые являются одновременно и общением с Богами, и прошением, и магическим обрядовым действом, называются — куриськоны. Кроме служителей языческой веры, существуют также Туно — могущественные колдуны, знахари, шаманы.

Жреческое сословие, кроме всего вышесказанного, делится ещё на два крупных и основополагающих рода. Одни молятся Инмару и делают это только днём, вторые жрецы молятся его антиподу Луду и делают это только ночью. Эти два рода вовсе не враждуют, не считаются белыми и чёрными, хорошими и плохими и так далее. Весь мир, по мнению язычников удмуртов, держится на обоих столпах в равной степени и не может существовать один без другого. Но всё же, представители двух жреческих родов стараются не пересекаться, а члены их родов никогда не вступают в перекрёстные браки.

Удмуртским капищем можно назвать специальный деревянный дом, который называется — Куала. Это ритуальная бревенчатая постройка с двускатной крышей. Обычно такой ритуальный дом находится во дворе у жреца или в лесу. Здесь проходят славления Богов, принесение жертв и другие мероприятия в определённые для этого дни. Кроме священных мест куала, существуют и другие святилища, например такие, куда по-традиции выбрасывают вещи умершего человека, где проводят обряд встречи весны, где приносят в жертву гуся, а также священные рощи (луд). Рощи состоят из, считающихся священными, деревьев, в число которых входят такие сорта, как: берёза, ель, сосна, рябина, ольха.

В язычестве удмуртов существуют идолы, которые изображают Богов и духов. Так исследователи находят древнейшие идолы, которые сделаны из дерева и даже из серебра.

Интересно и то, как представляли себе мир древние удмурты. Земля, согласно верованиям этого народа, держится на рогах священного подземного быка. Если бык стоит неподвижно, то в мире царит спокойствие и хорошая погода, если бык начинает двигать рогами, трясёт головой, то в мире наступают землетрясения и различные катаклизмы. Сам бык стоит на огромной рыбе, которая плавает в подземном море.

Удмуртская вера говорит о том, что не существует рая и ада (о чём говорит нам и славянская языческая вера). Есть мир людей (Явь, средний мир), мир, где живут духи или души умерших (Навь, нижний мир), а также мир, где обитают правящие Боги (Правь, верхний мир).

Язычество удмуртов, является гораздо более полным, чем язычество других народов, и подверглось уничтожению в меньшей степени. Попытки внедрения нового учения в языческие племена начались ещё в XIII веке, но первый зарегистрированный факт крестившихся произошёл только в 1557 году. Тогда Иван Грозный пожаловал привилегии 17 крестившимся удмуртским семьям. После этого всё как будто бы затихло, и язычество вновь вернулось на своё место. Новая попытка искоренить язычество была предпринята в XVIII веке. На этот раз она стала более успешной, однако такое позднее вливание нового учения позволило сохранить язычество удмуртов практически в первоначальном виде. И до сих пор в некоторых селениях проводятся языческие обряды, живут жрецы, возводятся святилища, чтятся священные рощи и приносятся жертвы семейным духам Воршудам. Такое удивительное явление в какой-то мере может пролить свет на забытые традиции и нашего собственного язычества.

Источник

Языческие обряды и мифология вотяков (удмуртов)

Одним из древнейших божеств, которым поклонялись в давние времена объединения финно-угорских племен, был покровитель неба Инмар. Кроме этого верховного божества были еще и другие высшие силы – Кылдысин, Куазь, Инву. Хотя чаще всего становится не ясно, о каких божествах мы говорим – так называли одного бога неба или это самостоятельно существующие боги.

Кстати, все древние удмуртские молитвы (куриськон) имели одинаковое начало: «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Обращение к одному из верховных божеств Инву было необходимо, чтобы он дал крестьянам небесную влагу, такую необходимую для урожая. Главному богу неба в мифологии противостоит злое божество, олицетворяющее в более позднее время в исламе образ Шайтана (черта).

Искать верховное божество в верованиях удмуртов может и не стоит, вряд ли он было на самом деле. К примеру, извесный ученый-этнограф Г. Верещагин предполагал, что такое божество – это воршуда, а потом сделал вывод на пользу Нолэсмурта. Д.Островский был уверен в существовании сразу трех главных удмуртских богов – Инмара, Керемети и Шайтана. Но Н.Первухин доказывал преимущества таких богов, как Инмар, Кылдысин, Куазь. В работах П. Луппова встречается уже другое трио – Инмар, Кылдысин и Кереметь. Но уже под влиянием сначала христианской религии, а затем ислама, на первое место выдвигается бог неба Инмар, которому наделяют все черты христианского Бога.

Читайте также:  Технологии выращивания мясных голубей

На авторитетный взгляд Н.Первухина, высшая троица удмуртских богов в составе Инмара, Кылдысина и Куази, отображает тройное разделение мирового пространства на небесное, воздушное и земное. Есть среди современных ученых последователи такой гипотезы. Но ученый В.Чураков не поддерживает точку зрения этого ученого. Он доказывает, что имена этих богов просто являются синонимами имени одного верховного бога вотяков. Тот факт, что в удмуртов существовал такой языческий пантеон богов, доказать сложно, поскольку в удмуртских мифах нет и никогда не было четкой и единой системы взглядов.

Но не стоит забывать о том, что удмуртский народ на протяжении веков поклонялся главному прародителю и покровителю человеческого рода – воршуду.

Мифические существа удмуртов

Изучая удмуртскую мифологию, мы находим не только имена верховных богов, но и знакомимся с многими более низкими существами. К ним относятся дух воды – Вумурт, покровитель жилища домашних животных – Гидмурт, лесной дух – Нюэлсмурт, покровитель ветров – Толпери, хранитель домашнего очага – Коркамурт, дух дубового леса – Ягпери, дух, обитающий в поле – Лудмурт и другие.
В процессе развития человеческой цивилизации и хозяйства в Удмуртии, часть имени духов «мурт», что означает «человек», изменилось на другое, более подходящее название «кузё», в переводе – «хозяин».

Обожествляли удмурты и те явления, которые приносили им несчастья и болезни, заносили в душу страх и недоверие. Одним из таких страшных существ, которые считались врагами человека, стал Палэсмурт, так называемый «получеловек». А еще в древних удмуртских сказаниях встречаются огромные по размерам существа – Алангасары и зэрпалы, которые могли навредить человеку даже своими размерами.

Бог Инмар

Мы уже знаем, что Инмар в мифах вотяков представляет верховного бога, творца Вселенной. Удмуртам было легко принять христианство, поскольку Инмар сразу же приобрел образ Бога-Отца. Это верховное божество всегда было предвестником чего-то хорошего в жизни удмуртов. Он всегда борется со злом и его проявлением в образе бога Керемета (его другие имена – Луд, Шайтан). Можно считаль родственными по духу финского бога Ильмаринену, марийского бога Йыну, а также бога народа коми – Ену.

Удмуртский народ знает, если искренне помолиться и попросить в Инмара урожая, то он его обеспечит. А еще с такой же просьбой можно обратиться к другим божествам, какими в мифах являются Кылдысин, Куазь, Инву.

Существует поверье, что создавая Вселенную, бог Инмар приказал злому богу Керемету (Шайтану) окунуться в воды мирового океана и достать на самом дне землю, взять ее в рот и поднять наверх. Керемет был очень хитрый и решил утаить частицу добытой земли для себя. Но случилось так, что верховный бог начал расширять земные просторы. Керемет не выдержал и выплюнул украденную землю, так на земной поверхности выросли горные вершины.

Верховный бог Инмар сначала не знал, какие живые существа создать на земле, поэтому занялся созданием алангасаров (великанов), а только позже создал человека. После появления людей на земле великанов не стало. Когда в Удмуртии распространяется христианская религия, то мифические божества сливаются с образом бога.

Инмар, как верховное божество, очень похож на славянского бога Сварога. Именно они и у славян, и у удмуртов олицетворяют сотворение Вселенной. Инмар имеет своих двойников в религиях разных народов. Боги, схожие своими именами и предназначением, оказывается, есть у всех северных народов.

В своем отношении к Инмару удмурты всегда придерживаются одного мнения. Во всех мифах Инмар выступает в образе доброго божества и творца всего прекрасного на земле.

Бог Кылдысин

Давайте познакомимся ближе еще с одним главным божеством в триаде удмуртских богов. Кылдысин – это бог плодородия. Он покровитель женщины-матери, урожая, всего живого на земле. Так сложилось, что продолжение рода человеческого, его выживание на земле, зависело от благосклонности именно этого божества.

Ученые доказали, что имя бога произошло от удмуртского названия создателя и творца – кылдись. Окончание «ин», скорее всего, обозначало в давние времена женщину, роженицу, продолжательницу рода. В принципе, никто не знает, на каком месте в древности находился этот бог, но уже в 20 веке ученые доказали его важную роль после верховного бога Инмара. Кылдысина так любят, что считают его посредником между человеком и верховным богом Инмаром. В мифах есть и земной двойник Кылдысина, обитающий в земных недрах. Он тоже защищает землю и женщину-продолжательницу рода.

Бог Вортуг

Очень много сведений есть в мифологии о Воршуде. Оказывается, воршуды – духи, охранявшие людей от злых сил, покровительствующие семейному счастью и приносящие радость в дом. По сути, воршуды – это такие домовички, живущие в специальной воршудской коробке. Такую коробку обязательно ставят в каждом доме, а также в святилище (куале). Удмурты так уважали своего домового, что постоянно одаривали его своими подношениями, бросая в короб и монеты, и дорогие шкурки белки, и другие ритуальные предметы. Для восхваления Воршуда при первом удобном случае в разные дни и на праздники читали молитвы.

Этот добрый дух появляется в разных образах. Чаще всего он не олицетворен, но бывают случаи, когда он приобретает образ гуся, но с серебрянным клювом, или огромного быка, у которого золотые роги. Он бывает даже человеком и не перестает удивлять другими интересными образами. Для воршуда люди придумали очень много названий. Ученые-этнографы уже нашли в удмуртских мифах и сказаниях не меньше 70 имен, которые принадлежат хранителю семейного благополучия. Они очень разные, но близкие к удмуртской мифологии.

Читайте также:  Сидераты способствующие раскисления почвы

Другие боги Удмуртов

Не надо забывать о том, что удмурты имели и других почитаемых богов. К ихним верховным языческим божествам принадлежал покровитель атмосферных явлений Куазь, защитник всей местности, где расселялись удмурты – Мудор, божество, покровительствующее небесным водам, ниспадающим на землю в виде дождя и снега – Инву. Свои божества удмурты очень уважали, изображая в виде идолов. Археологи находят древнейшие деревянные и серебряные скульптуры.
И на этом имена удмуртских богов не заканчиваются. Их насчитывают не меньше 40. У них, судя по мифам, существовала строгая иерархическая лестница. Конечно, на верху этой лестницы находились верховные божества во главе с главным богом Инмаром. Удмуртский народ, исповедуя языческую религию, обожествляли все явления природы, душевные переживания и необъяснимые явления. Поэтому у них, кроме богов, было очень много духов. О многих из них мы уже упоминали, среди них были добрые духи: Толпери – дух ветра, Коркамурт (Корка кузё) — домовой, Гидкуамурт (Гид кузё, гидмурт) — усадебный человек или хлевник, Мунчомурт (Мунчо кузё) – банный человек, By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи), Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли), Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца), Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды). Очень интересно, что многие божества и духи имели женское начало. Это означало, что удмуртский народ почитал женщину – прародительницу и обожествлял ее.

А есть мифические существа, несущие зло: Кыль, Кутёсь, Мыж, насылавший болезнь и порчу порчу, Чер – злой дух эпидемий, Вукузё – водяной, Тэлькузё — леший, Ягпери — дух бора, насылающий болезни. Люди боялись их и почитали еще больше, чем добрых, чтобы они не наслали беду на род человеческий.

Удмуртские жрецы

Во времена господства языческой религии в удмуртов самым почитаемым сословием были жрецы. Это сословие как-то сумело сохраниться, не смотря на принятие народом христианской веры. Главным жрецом стал восясь, заклинателем выступал утись, резником был парчась, знахарем – туно и тёро. Кстати, именно тёро был самым необходимым и значимым человеком, присутствовавшим во время всех обрядов. Он был ближе к людям, чем любой из представителей жреческого сословия.

Но все же основными посредниками между людьми и божествами были жрецы восясь и утись. Восясь совершал молитву богам, его избирали на этот пост на целых двенадцать лет, а если он заслуживал уважения, то и на всю жизнь. Интересно, что жрецами старались выбирать людей с рыжими волосами. Считалось, что именно рыжеволосых уважают и любят боги.

Главными ритуальными предметами у жрецов был головной убор и спускающиеся на плечи березовые ветки. И неудивительно, ведь в Удмуртии береза занимала особое место в жизни людей, поэтому все в этом дереве считалось священным. И тот, кто обращался к богу, обязательно имел в руках или на одежде березовую ветку.

И наконец, утись занимался заклинанием. У него были помощники, специализирующиеся на конкретном действии. Кто-то убивал животных для жертвоприношения, кто-то поддерживал огонь в жертвенном костре и т.д. Те слова, с которыми итись обращался к богу, были и молитвой, и просьбой, и магическим ритуальным действием, а назывались они куриськоны.

Кроме жрецов, в языческой религии были люди – Туно, занимающиеся колдовством, знахарством и шаманством.

Жрецы, кроме того, что мы о них уже знаем, делились на две группы. Одна из них поклонялась верховному богу Инмару только днем, а другая молилась его противоборствующей злой силе Луду ночью. Важно то, что эти такие разные группы жрецов не разделяются на черных и белых, между ними нет вражды и ненависти. Просто каждый из них выполняет свою миссию на земле. Люди одинаково преклонялись и уважали жрецов, понимая, что мир держится на двух основах, им правит изначально доброе и злое начало. Сами жрецы из разных сословий предпочитают не соприкасаться в разных жизненных ситуациях, у них никогда не бывает смешанных браков.

Место, где удмуртские жрецы осуществляют жертвоприношения и поклоняются богам, называют Куала. Это такой дом из деревянных бревен, покрытый двускатной крышей. Чаще всего, его строят где-то в лесу или там, где живет жрец. Именно в этом доме прославляют богов, приносят им жертву и проводят другие ритуальные действия в конкретные дни.

В язычников есть не только куала, но и иные священные места, куда, к примеру, традиционно выбрасывают одежду усопшего, встречают весну, проводят жертвоприношение домашней птицы. Есть даже священные рощи (луд), где растут только священные деревья. Здесь, конечно, есть береза, хвойные деревья, рябина и другие.

Источник

Adblock
detector