Меню

Богиня плодородия любви двуречья

Богини Междуречья

Богини аккадской, шумерской, семитской, вавилонской, древнеиранской мифологии

Aнат – богиня охоты и битвы. Она почиталась как дева-воительница, сестра и возлюбленная бога Балу. В преданиях, Aнат предстает как жестокая и необузданная богиня. В эллинистический период богиня отождествлялась с Афиной, позднее с Артемидой и Минервой.

Ардви или Ардвисура Анахита, в зороастрийской мифологии богиня воды и плодородия, покровительница гармонии и всего живого на земле, олицетворение божественной силы и любви.

Асират или Ашера, в древнесемитском мифотворчестве богиня, супруга и дочь верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица сущего. Богине Асират приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил фаллос, а ее капищами – густые, зеленые рощи.

Астарта – в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей.

Деркето – ассирийская богиня, отчасти также божество у хананеев и финикиян. Но особенно эта богиня почиталась у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы.

Зеновия (или иначе Зенобия) Пальмирская, царица ассирийских земель. Зеновия Септимия являлась властительницей значительной части Востока во времена Древнего Рима, её войско покорило Египет.

Инанна – в шумерской мифологии Междуречья богиня любви, плодородия и распри. Символ богини – пучок тростника; она часто изображалась с сияющими солнечными лучами вокруг головы. Подобно Иштар, Инанна спустилась в подземное царство Эрешкигаль.

Иштар – в аккадской мифологии Междуречья центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала.

Нинмах – в шумеро-аккадском мифотворчестве богиня-мать. Упоминания о Нинмах встречаются еще со времени правителя Меслима, около 26 столетия до нашей эры в городе Адаба, где было ее святилище Эмах.

Нисаба – в шумерской мифологии богиня письма и покровительница науки. Со временем Нисаба стала также считаться богиней мудрости и архитектуры.

Роксолана или Хюррем Хасеки – любимая жена султана Сулеймана II Великолепного. В юности она была похищена и в 1520 году подарена в качестве наложницы в гарем османского султана.

Семирамида – дочь богини Деркето, вскормленная голубями. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, относят к ее деятельности возведение всех ассиро-вавилонских памятников, а также памятников персидского зодчества, и даже египетских пирамид, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны.

Эрешкигаль – в мифологии народов Месопотамии богиня и хозяйка царства мервых, владычица подземного мира и сестра Инанны.

Источник

Богиня Иштар — богиня плодородия и любви. Мифология и история

Среди многочисленных шумерских, а затем и аккадских, сверхъестественных существ одной из наиболее почитаемых была богиня Иштар, или по-другому Инанна. С ее именем связывается множество различных преданий, которые, видоизменившись, стали достоянием мифологии многих других народов.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.

Читайте также:  Чем подкормить ипомею батат для быстрого роста

Функции богини

Снобизм шумерам был непривычен. В сохранившихся текстах говорится, что Иштар — богиня любви. И тут же следует одно многозначительное дополнение: богиня любви и проституток. Следует отметить, что храмовая проституция в шумерских номах была распространенным явлением. Поэтому нет ничего странного в том, что Иштар являлась и хранительницей семейного очага.

Исходя из того, что один из атрибутов богини — мельница, Иштар первоначально почиталась как хранительница урожая, но постепенно ее образ усложнялся, откуда и противоречия в теогонии. В Уруке, например, ее почитали как покровительницу правосудия, а также приносили жертвы как богине победы. Следы первоначального культа сохранились в том, что Иштар, помимо прочего, считалась небесной покровительницей пастухов.

Брак Иштар

О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке «битва» дословно на русский переводится как «пляска Иштар». Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.

Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.

Смерть Думузи

Легенда о внезапной гибели божественного пастуха принадлежит уже к вавилонскому периоду, однако именно она была воспринята другими народами и странами. Богиня Иштар в этих мифах предстает уже не только женой, но и сестрой Думузи. Потрясенная его внезапной смертью — а в этих мифах она ничем не мотивирована — богиня решает спуститься в подземный мир, где правят Эрешкигаль и ее муж Нергаль.

Далее миф повествует об оскорблениях и унижениях, которые пришлось пережить богине во время ее путешествия. У нее отобрали все украшения, сорвали одежду. Едва Иштар добралась до престола подземных владык, как Нергаль поразил ее шестьюдесятью страшными болезнями, а Эрешкигаль объявила, что назад непрошеную гостью уже не выпустит.

Лишь вмешательство других богов вынудило Эрешкигаль освободить Иштар. Из подземного мира богиня вынесла сосуд с волшебной водой. Омыв ею тело Думузи, она вернула его к жизни.

Древнейшие варианты

В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.

В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.

Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.

Иштар — богиня коварства

В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.

Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.

Читайте также:  Как ухаживать за ежемалиной весной чтобы был хороший урожай

Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.

Иштар в памяти потомков

Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.

В числе прочих были выстроены сохранившиеся по сей день ворота богини Иштар. Они были проделаны в одной из двойных стен, высота которых составляла немногим менее восьми метров, а толщина — четыре метра. Выполнено все это было из кирпича, облицованного цветной глазурью. Ворота были украшены зооморфным орнаментом. Наиболее частым мотивом были изображения львов — символов Иштар.

Масштаб построек VII века до н.э. поражает. Укрепления Вавилона, в том числе и ворота Иштар, были обнаружены во время раскопок Багдада. Изображения животных находятся на уровне глаз человека и выполнены в натуральную величину.

Культ Иштар у других народов

Под разными именами Иштар вошла в мифологию других семитов, населявших Древнюю Месопотамию. Упоминания о ней сохранились даже у евреев, которые, если верить Библии долгое время жили в Уре. В священных текстах евреев Иштар известна под именем Ашторет и предстает в своей темной ипостаси как жестокая и мстительная богиня, полностью лишенная того романтического налета, что придавала ей вавилонская легенда о смерти Таммуза.

Представления шумеров значительно обогатили мифологию таких народов как греки и римляне. Существуют теории, что греческий миф о Деметре и Персефоне представляет собой региональный вариант предания об Иштар и Думузи. Однако, серьезных доказательств этому до сих пор не обнаружена. Зато известно, что находящиеся на одном уровне развития народы имеют и сходные представления о мироустройстве.

Источник

Иштар – шумерская богиня любви и войны

Верования и традиции шумеров представляли часть одной из самых древних культур человечества. Многие боги шумеро-аккадского пантеона в дальнейшем стали прототипами известных нам египетских или греческих божеств, хотя, конечно, сильно преобразились в новой интерпретации. Ярчайшей богиней шумеров была Иштар, которой поклонялись в самых разных регионах, а культ имел огромное значение для людей.

Покровительница плодородия была прекрасной, любвеобильной и коварной. Позднее Иштар даже стали называть демоницей. Что же повлияло на столь резкие перемены в отношении к богине? Что могут открыть в Иштар предания, дошедшие до наших дней?

Богиня Иштар и её семья

Иштар – центральное женское божество шумерских верований. Она выступает покровительницей любви, воплощением сексуальности и красоты, из-за чего порой Иштар сравнивают с Афродитой, греческой “коллегой”.

На мой взгляд, это не совсем верно. В отличие от многих других богинь любви, Иштар является также воительницей. В ней сочетаются женственность и жестокость, силы защитницы и разрушительницы.

Имя богини связано со словом “астар”, и именно так в древности народы называли сияющую звезду на небосклоне, ею являлась планета Венера. Иштар почиталась у самых разных народов, из-за чего в мифах о её происхождении встречаются достаточно противоречивые сведения.

Например, “Эпос о Гильгамеше” называет её родителями бога неба Ану и его жену Анту. В известном предании о схождении Иштар в потусторонний мир её отцом выступает бог луны Син, а сестрой – покровительница мира мёртвых Эрешкигаль.

Читайте также:  Гигиена выращивания цыплят бройлеров курсовая

Центром почитания Иштар было Аккадское царство, однако культ её был распространён по всей Месопотамии и за её пределами. Нередко её имя появляется в древних источниках рядом с именами правителей, и это неслучайно.

Супругом богини считался Баал, покровитель стихий, солнца и плодородия. Баал очень часто отождествлялся с могущественными царями, что также являлись своего рода “мужьями” Иштар. Чтобы задобрить Баала, люди приносили ему жертвы, причём человеческие в том числе.

Конкретного упоминания о детях Иштар нет, хотя есть незначительные отсылки к ранним преданиям. Согласно мифам, богиня точно имела сына. Не исключено, что у неё родились и другие дети, ведь Иштар не славилась верностью и скромностью.

Эта богиня предавалась любви с самыми разными божествами и людьми. Неслучайно куртизанки считали её своей покровительницей и защитницей. Иштар поощряла всякие любовные связи, а со временем её имя стало отождествляться с похотью и безнравственностью.

Путешествие Иштар в мир мёртвых

Об Иштар нам рассказывают самые разные легенды. Одной из самых интересных, насыщенной различными образами мне показалась история о сошествии богини в Преисподнюю.

Из-за ветрености и легкомыслия Иштар был погублен Таммуз, бог плодородия. Богиня должна была искупить свою вину, для чего отправилась в царство мёртвых. У врат в потусторонний мир она требует открыть ей путь, в ином случае грозит выпустить на свободу всех умерших.

О приходе Иштар слуги докладывают её сестре, царице Преисподней Эрешкигаль. Та, испугавшись гнева могущественной богини, приказала впустить Иштар.

Путь к владениям Эрешкигаль оказывается долгим и непростым. Иштар проходит семь врат, и возле каждых из них лишается части своего одеяния или украшений, в которых заключена защитная магическая сила.

Перед властительницей мира мёртвых Иштар оказалась совершенно беззащитной. Эрешкигаль, втайне ненавидящая сестру, насылает на неё шесть десятков болезней, запирает в тёмном подземелье. Во время отсутствия Иштар на земле люди и животные, растения и стихии начинают чахнуть. Жизнь останавливается, ведь с ней нет главной богини.

Именно тогда верховный бог Эйе принимает решение освободить Иштар, что он и приказывает её сестре. Увы, вернуться просто так богиня не могла, ей пришлось оставить в царстве мёртвых своего возлюбленного Таммуза, которому она так мечтала вернуть жизнь.

Почему богиня стала демоницей?

Времена менялись, и верования шумерского народа начинали претерпевать изменения, переходя в период упадка. Если изначально Иштар считалась богиней плодородия и любви, покровительницей жизни, без которой всё живое на земле умирало, то через несколько столетий всё кардинально поменялось.

В более поздних преданиях мне встречаются характеристики Иштар как богини-демоницы разврата и блуда. От этих перемен пострадал и её супруг Баал, которого стали причислять к тёмным жестоким демонам.

Языческие культы всевозможными способами пытались очернить и, надо признать, это успешно удалось. Иштар превратилась в коварную искусительницу, не ведающую о справедливости, моральных принципах и чести.

Она не гнушается вступать в связь с самыми разными людьми – от правителей до бродяг, с животными или божествами. Иштар в своём “новом” облике практически не имела положительных черт, из-за чего вскоре была вытеснена другими божествами, превратившись в забытую властительницу страсти и любви.

Иштар в работах современных художников

Иштар постигла участь многих божеств. Из могущественной защитницы и покровительницы продолжения жизни она превратилась в блудницу, однако вины её в этом не было. Образ Иштар меняли лишь сами люди – в зависимости от времени и требований, которое оно предъявляло. Несмотря на это, Иштар была и остаётся одним из самых значимых древних божеств, что сумели оказать огромное влияние на более поздние верования и даже направления религии.

Источник

Adblock
detector