Деметра
Прекрасная девушка с волосами цвета спелой пшеницы или немолодая скорбящая мать — может ли быть два образа, более противоречащих друг другу? А на самом деле, это одно и то же лицо — богиня Деметра.
Деметра — одна из самых влиятельных богинь Олимпа. Она олицетворяла для древних людей мать-землю, которая дает жизнь всему живому и принимает в себя умерших.
Деметра — богиня плодородия, помощница земледельцев, наполняющая их житницы плодами земными. Она — хранительница жизни, покровительница всего живого, дарующая способность плодоносить людям, животным, растениям, почве.
В римской мифологии Деметру называли Церера, это все та же богиня жатвы и плодородия. Римляне изображали ее пышной матроной с фруктами в руках.
История Деметры
Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос — боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса. Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей — Урана и Геи — смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса. Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.
Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод. Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых. Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.
Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром. А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден. По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.
Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.
В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», — говорит о Деметре древний поэт.
Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке. Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна. Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
5% Доп. Скидка от Грекомании
Amada Colossos Resort
5-звездочный отель с видом на пляж Каллифея — на восточном побережье Родоса, с прямым выходом на 430-метровый золотистый пляж и Эгейское море
5% Доп. Скидка от Грекомании
Pomegranate Wellness Spa Hotel
Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.
5% Доп. Скидка от Грекомании
Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери — Персефоны.
Похищение Персефоны Аидом
Этому событию Гомер посвятил гимн, в котором описывает происходившее со множеством подробностей. Он рисует картину, как прекрасная Персефона среди юных подруг гуляла на лугу, собирая цветы. Матери, «златосерпой» Деметры, рядом с девушкой не было.
Вдруг из земли показался цветок, которого до этого никто никогда не видел: «благовонный, ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных… благоуханью его и вверху все широкое небо, вся и земля улыбалась, и горько-соленое море».
Персефона протянула к невиданному цветку руки, но он оказался только приманкой. В этот миг Аид, бог царства мертвых, явился на бессмертных конях и золотой колеснице, схватил деву и повез прочь. Напрасно призывала Персефона своего отца Зевса, он не собирался ее защищать, наоборот, тайно дал согласие отдать дочь в жены своему брату.
Свидетелями похищения были только двое: Геката — богиня лунного света, и Гелиос — бог солнца. Но когда от «бессмертного вопля» Персефоны «ахнули», как говорит Гомер, и бездна моря, и горные вершины, материнского слуха Деметры достиг крик дочери. Безутешная скорбь овладела сердцем Деметры, и она, разодрав на себе одежды, устремилась на поиски. По суше и морю скиталась Деметра, «как легкокрылая птица», но никто — ни боги, ни смертные — ничего не могли поведать о Персефоне. Девять дней скиталась безутешная мать, не вкушая пищу богов — нектар и амброзию, ни разу не омыв свое тело.
На десятый день скорбной богине встретилась Геката и рассказала, что слышала крик Персефоны, но не видела, кто ее похитил. Вместе — Деметра и Геката — отправились к Гелиосу. Бог солнца рассказал им о том, что Зевс добровольно отдал дочь в жены Аиду. Безутешная Деметра, разгневанная на Зевса, решила не возвращаться на Олимп, а пошла скитаться среди смертных людей.
В городе Элевсине, в образе старушки, она без сил опустилась на камень у колодца. Дочери местного царя Келея, придя за водой и познакомившись со «старой почтенной женщиной», пригласили Деметру в родительский дом. Входя, богиня коснулась головой потолка и озарилась сиянием, благодаря чему, супруга царя Келея, царица Метанира, узнала в ней бессмертное существо. Царица тотчас уступила богине свой трон, но Деметра не села на него, а опустилась на обычный стул, который предложила ей одна из царских служанок, «многоумная» Ямба. Мучаясь тоской по дочери, Деметра не ела и не пила, была подавлена своей глубокой скорбью. Но «многоразумная» Ямба своим балагурством и острыми шутками смогла вызвать у богини улыбку и даже смех. Потом по имени умной служанки «ямбом» стали называть форму стихосложения.
Отказавшись пить красное вино, Деметра попросила сделать особый напиток, добавив в воду ячневую муку и траву со вкусом мяты. Впоследствии этот напиток, как сообщает Гомер, стал «обрядовым» в культе Деметры.
Деметра, оставшись в доме царя Келея, приняла на себя заботы о царском сыне — младенце Демофонте, став его кормилицей. Днем она кормила ребенка и натирала его благовониями, а ночью, тайно от родителей, закаляла, погружая в огонь. Если бы Деметра довела начатое дело до конца, Демофонт стал бы неподвластным старости и смерти. Но его мать, царица Метанира, подглядела однажды, как Деметра погружает младенца в огонь. Вскрикнув, она помешала священнодействию. Разгневанная богиня объявила, что теперь Демофонт лишен возможности стать бессмертным. В этот миг из старушки Деметра преобразилась в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющей кожей, от ее одежд распространялось благоухание. «Чтимая всеми Деметра пред вами, — объявила богиня. — Бессмертным и смертным я величайшую радость несу и всегдашнюю помощь. Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме… Таинства ж в нем я сама учрежу, чтобы впредь, по обряду чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли».
В точности исполнили царь Келей и жители Элевсина повеление Деметры — построили ей великолепный храм. В новом храме богиня уединилась и, одев траурные одежды, предалась безутешной скорби по своей любимой дочери Персефоне. Из-за этого «ужаснейший год низошел на кормилицу-землю, бесплодными сделались пашни». Весь человеческий род погиб бы от голода, если бы не смилостивился над ними Зевс…
Посылая к Деметре слуг и богов, он просил ее вернуться на Олимп и вернуть земле способность плодоносить. Но разгневанная богиня была непреклонна, она отвечала, что ничего не изменит, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс отправил своего сына Гермеса, который был проводником душ умерших в ад, на переговоры с Аидом. Гермесу удалось уговорить Аида отпустить Персефону на свидание с матерью.
Провожая жену, бог царства мертвых дает ей проглотить гранатовое зернышко, для того, как объясняет Гомер, «чтоб навек супруга его не осталась там наверху с достославной Деметрою». Золотая колесница с бессмертными конями Аида отнесла Персефону к храму скорбящей матери. Мать и дочь сидели, обнявшись, и не могли наговориться. Счастью их не было конца.
Деметра вновь сделала плодоносными нивы, на которых заколосилась пшеница, и щедро одела природу зеленью. Вместе с Персефоной она вернулась на Олимп, где они продолжали жить среди других богов две трети года, а на одну треть года Персефона возвращалась в царство мертвых к своему мужу Аиду.
Культ Деметры
Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен — Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.
Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории — это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры. Во второй день совершалось жертвоприношение — в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами. Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.
Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.
Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые — в феврале — и Великие — в сентябре — мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.
Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих — быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.
Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.
Источник
Деметра
Деметра (др.-греч. Δημήτηρ ) | |
---|---|
Деметра Богиня плодородия и земледелия | |
Мифология: | древнегреческая |
В иных культурах: | Церера, Кибела, Мать Сыра-Земля |
Отец: | Кронос |
Мать: | Рея |
Супруг: | Иасион (по некоторым мифам) |
Дети: | Персефона, Плутос, Арейон, Деспина |
Иллюстрации на Викискладе ? |
Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ , также Δηώ ) — в древнегреческой мифологии [1] богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te [2] .
Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами.
Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида [3] . Сестра и супруга Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы.
По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос [4] и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.
У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону [5] . Зевс соблазнил её в образе змеи [6] . Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо [7] . Посейдон соблазнил её в образе коня [8] (см. ниже).
Получила от Аида как брачный дар Сицилию [9] (её могут также называть родившейся на Сицилии [10] ).
Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров [11] .
В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды. Иногда Деметру видели в созвездии Девы [12] .
Содержание
Похищение Персефоны
Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.
Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку [13] . Она посетила Иду [14] . Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах [15] .
В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфион. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея [16] . Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.
Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять свое кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться [17] .
Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребенка бессмертным, заворачивала его в пеленки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребенка. По одной из версий ребенок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своем божественном обличие и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.
В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната [18] , чтобы в определенное время года она возвращалась к мужу [19] .
Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.
В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.
Эпитеты Деметры
- Анфея — имя богинь [20] — эпитет Деметры как матери Евбулея[21] .
- Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры [22] .
- Геркинна — эпитет Деметры [23] .
- Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах[24] .
- Део («Део конеродная») — имя Деметры [25] в пророчестве Пифииаркадянам[26] .
- Деоида — Деметра либо её дочь, соблазненная Зевсом в облике змеи [27] .
- Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры [28] , святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония[29] .
- Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло [30] .
- Каллигения — эпитет Деметры [31] .
- Карпофора (дарительница плодов).
- Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
- Просимна — эпитет Деметры [32] .
- Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии[33] . В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба») [34] .
- Фесмофора («Законодательница/Закононосительница») — эпитет Деметры [35] . Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт [36] . Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах[37] . Также есть божество Фесмодотейра [38] .
- Фурия (Турия) — эпитет Деметры [23] .
- Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры [39] .
- Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров [40] . В Спарте её культ основан Орфеем[41] .
- Эннея — эпитет Деметры [23] . От места похищения Персефоны.
- Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чье имя нельзя разглашать непосвященным, и коня Ариона[42] .
Культ и праздники Деметры
Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. [43] В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра [44] .
Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам.
О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.
В литературе и искусстве
Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Упомянута в «Одиссее» (V 125). Была пьеса Аристия «Деметра». Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы.
В астрономии
В честь Деметры назван астероид (402) Хлоя, открытый в 1895 году.
См. также
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 364—366, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 422—423
- ↑ Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. М., 1988. С. 85
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
- ↑ Гесиод. Теогония 969—974; Гигин. Астрономия II 4, 7
- ↑ Орфика, фр. 58, 145 Керн
- ↑ Овидий. Метаморфозы VI 114; по возможно ошибочному мнению Ф. А. Петровского (Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. Т. 2. С. 504), «Деоидой» Овидий называет именно Деметру, а не Персефону
- ↑ Арнобий. Против язычников V 20
- ↑ Овидий. Метаморфозы VI 119
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XXX 67
- ↑ Арнобий. Против язычников I 36
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 14, 3
- ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
- ↑ Каллимах. Гимны VI 8
- ↑ Еврипид. Елена 1322
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 43, 2
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 39, 1
- ↑ Гимны Гомера V 195—204; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1
- ↑ Овидий. Метаморфозы V 537; Овидий. Фасты IV 608
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 90
- ↑ Орфические гимны XLI См. комм.
- ↑ Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 541
- ↑ 123 Ликофрон. Александра 152
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 119
- ↑ Гимны Гомера V 47
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 42, 6
- ↑ Овидий. Метаморфозы VI 114
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 565
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 39, 4.5
- ↑ Аполлодор, фр.37 Мюллер // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.62
- ↑ Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 299
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 37, 2
- ↑ Элиан. Пёстрые рассказы I 27
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 143
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 5, 2; 68, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 42, 6
- ↑ Орфический гимн к Мусею, ст.25
- ↑ Софокл. Эдип в Колоне 1601; Аристофан. Лисистрата 835; Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 35, 5
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 14, 5
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 25, 5-7, ссылка также на Антимаха
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 31, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 13, 8
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1