Меню

Богиня плодородия символ женственности покровительница семейной верности жена осириса

Изида

Изида (Исида) (егип. is.t, др.-греч. ;;;;, лат. Isis) – одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора. Первоначальные черты Изиды в период Нового царства переносятся на Хатхор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ Изиды пользовался широкой популярностью в Егпите и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысячи имен».

«Вот я пред тобою… мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь… Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там Фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики – Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, – Пафийской Венерой, критские стрелки – Дианой Диктиннской, трехязычные сицилийцы – Стигийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней, одни – Юноной, другие – Беллоной, те – Гекатой, эти – Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне – почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем, – царственной Изидой». (Апулей Золотой осел)
В мифах «Об Исиде и Осирисе», богиня предстает как верная супруга Осириса, воскресившая мужа, убитого родным братом Сетом. Превратившись в самку коршуна – птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса. Вместе Нефтидой, а также богиней Хекет, Изида выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей.

Символом Исиды был царский трон (егип. is), знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя».

Небесные проявления Исиды – это, прежде всего, звезда Сопдет (Сириус), «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На стеле Изиды написано: «. Я – мать Хора царя. Я – восходящая (звезда) в созвездии Пса. » Эта звезда – Сириус. Новогодний восход Сириуса в лучах Солнца вылился в традицию изображать Изиду в скульптуре и живописи, держащую на руках младенца солнечного Гора. Позже эта традиция была заимствована христианами в изображении Богородицы.

Другое проявление Изиды – грозная гиппопотам Исида Хесамут (hsmwt, мать грозная), с помощью своих спутников – крокодилов, хранящая в небесах ногу расчлененного Сета (Месхетиу – «Бычья нога», созвездие «Большая Медведица»). Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды – богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня – запад, ее ритуальные предметы – систр и священный сосуд для молока – ситула.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н.э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Изида. В IV в. до н.э. храм Изиды был построен в Пирее, во II в. до н.э. на острове Делос. Известны также святилища Изиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ Изиды распространяется начиная со II в. до н.э.; воздвигаются храмы Изиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Изиды в Галлии, Испании, Британии. Если сначала ее культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и Изида выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об Изиде писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал). Культ Изиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кельне).

Изида, Исида — воплощение Е.И. Рерих (см. Дн-10.11.34) и мифический образ. «. И.-Латона, Богиня Земли и Воды» (ТД1-421). «. И. была Луною, руслом реки Нила, или же Матерью-Землею, для рождающих энергий которой вода являлась необходимостью, тоже лунным годом в 354-364 дней, устанавливающим периоды беременности. » (ТД1-481). «. одновременно и мистическая и физическая Природа. » (ТД1-536). «. египтяне признавали, что наука стала процветать в их стране только со времени И-ы-Озириса, которых они продолжали почитать, как Богов, «хотя они появились как цари в человеческой форме». «Говорят, что этот царь [И.-Озирис] построил города в Египте, остановил наводнение Нила; изобрел агрикультуру, употребление винограда, музыки, астрономии и геометрии»» (ТД2-459). «. И. говорит: «. Я была первая, открывшая смертным тайну пшеницы и ржи». «И.-Озирис» царствовали в Египте. более, нежели 75000 лет тому назад!» (ТД2-469). «. образ И-ы слился в позднейших легендах с образом Великой Матери Мира» (П-3.9.35).

Почиталась под этим именем в Египте и в греко-римском мире, однако имеет много аналогов и под другими. Обучила людей выращивать и готовить хлеб, использовать лекарственные растения и другие медицинские средства. Символ Природы. Сокрытие И-ы под покрывалом символизировало тайны Природы; познание этих тайн описывалось как постепенное снятие одежды. Мать всех созданий, при этом остающаяся Непорочной. Богиня любви, плодородия, семейного очага, ветра, неба. На небе ей соответствуют Сириус и Луна. Сестра и преданная супруга Озириса, противница-победительница Сета. Владела различными тайными знаниями. Таковы легенды.

Читайте также:  Может ли навоз навредить почве

Стали известны и реальные факты. «»И. и нареченная сестра ее Нефтид — посвященные Сестры Братства в Абидосе. Также был Брат, нареченный Озирисом. Сестра И. — уроженка долины Нила. Брат Озирис пришел с Востока. И. обладала тайным знанием. Когда же пришел юноша, нареченный позднее Озирисом, Указ исполняя, Сестра И. отдала часть Тайного Знания новоприбывшему. Озирис послан был передать часть Знания народу, но не мог преуспеть и принужден был вернуться в Братство. Не удалось ему рассеять людской мрак, называемый Сетхом. После трех лет Братство послало Гора подготовить приход И-ы. Ему удалось пронзить Сетха. И. явилась в мир и положила начало знанию Египта. И. — Владычица среди Владык»» (П/П-24.8.36; ср. Дн-3.12.24).

Источник

Исида — жена Осириса, мать Гора

Богиня Исида — одна из самых популярных богинь Египта.
Богиня Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) — одно из самых почитаемых божеств из всех богов и богинь Древнего Египта.

Исида – богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований», символ женственности, покровительница моряков, охранительница умерших.

В сложившемся мифологическом каноне, связанном с гелиопольской энниадой (девять важнейших богов и богинь Гелиополя), Исида — дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Гора.

Популярная богиня по всему Египту

Исида (Изида) — одно из самых старых божеств Египта, но происхождение ее культа пока неясно. Вероятно, что ей сначала поклонялись как местной богине на территории Дельты в районе городов Буто и Бусирис (см. Карту Древнего Египта), где находился самый старый культовый центр Осириса.

Ее культ стал позже популярен по всему Египту, она стала богиней с чрезвычайно широким перечнем качеств, свойств и возможностей. Недаром в греко-римском мире ее назвали «та, у которой тысяча имен». Исида (Изида) — ее греческое имя, она была известна древним египтянам как Асет (или Aст, Исет, Усет).

Исида в мифах об Осирисе

Исида, кормящая Гора-ребенка — Горпократа. Справа богиня Нефтида (сестра Исиды), слева — богиня Мут. Спереди — три змеи-кобры, центральная в короне Нижнего Египта. Поздний период. Композиция из Британского музея. Бронза. Волосы Исиды и передние грудные части змей позолочены. Высота — 22 см. В традиционной версии мифа об Осирисе Исида ищет тело своего мужа, погубленного коварным Сетом. Она собрала все части тела Осириса, которые были рассеяны коварным Сетом по всему Египту.

По ее настоянию боги Анубис и Tот разработали первый ритуал мумификации, чтобы дать жизнь Осирису после смерти. Она смогла вернуть мужа на короткое время к жизни и зачать от него ребенка – будущего бога Гора.

Пока Гор был маленьким, она прятала его болотах Дельты. Хотя ребенок здесь был в безопасности от Сета, здесь ему угрожали другие опасности – такие, как скорпионы, змеи и крокодилы. Одна из самых важных обязанностей Иcиды состояла в том, чтобы защитить ребенка от этих опасностей и излечить любые укусы или раны.

Интересно, что во многих источниках по истории Египта именно Исида иногда выступает главным врачевателем от укусов скорпионов, а не Серкет, хотя в ряде мифов об Осирисе именно богиня-скорпион излечила от укуса сына Исиды Гора. А в мифе «О семи скорпионах» уже Исида излечивает сына богатой женщины, укушенному в наказание за негостеприимство богачки одним из семи скорпионов, в которых воплотилась Серкет.

В текстах ряда стел, начиная с конца Нового царства, Исида почитается как Великая Богиня, дарующая защиту и исцеление.

Позже, как только Гор вырос, Исида стала помогать ему в его борьбе против Сета. Эта борьба закончилась победой Гора и воскрешением Осириса.

Исида и другие богини-защитницы

Исида — мать и защитница фараонов. Фрагмент рельефа из храма в Нубии. В период Нового царства Исида часто отождествляется с богиней Хатхор (чье имя означает «Дом Хора (Гора)» — возможно, это признак того, что первоначально эта богиня считалась матерью Гора). От Хатхор к ней перешел головной убор, украшенный рогами коровы с диском солнца между ними.

В ипостаси богини-коровы ей можно было поклоняться как матери бога-быка Аписа (Хепа).

Исида была идентифицирована не только с Хатхор, но имела много общего с другими богинями – такими, как Аментет, Нехбет, Сехмет, Бастет, Мут. Она была одной из четырех богинь-защитниц (наряду с Бастет, Хатхор или Нефтис, Серкет и Нейт), защищавших саркофаг и канопы (сосуды, в которых хранились внутренние органы умершего).

Считалось, что она помогает покойному в его трудной поездке по загробному миру; ее иногда называли также в качестве одного из судей мертвых.

Пережившая эпоху фараонов

Исиде поклонялись во множестве храмов, самые важные из которых были в городах Коптосе (город в Верхнем Египте), Бухене (Нубия), Абидосе (здесь она входила в священную триаду вместе с Осирисом и Гором) и острове Филе (находился недалеко от Асуана). Из-за тесной связи с богиней Хатхор играла важную роль в Дендере (Хатхор была богиней покровительницей этого города).

Культ Исиды пережил эпоху фараонов. В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью далеко за пределами Египта. Культ Исиды просуществовал до 6 века нашей эры и был отменен декретом римского императора Юстиниана около 537 г. н.э.

Значение ее имени и иконография

Имя богини, возможно, означает «трон», хотя точно это не доказано. Но является бесспорным то, что она была связана с королевским троном, который представлен иероглифом, который часто изображается на ее голове. Исида, как также полагали, была символической матерью живущего фараона, который был земной персонификацией Гора – сына Исиды.

Исида обычно изображается как женщина с символом трона на голове, иногда как женщина с рогами коровы и солнечным диском между ними. Также она предстает в египетской иконографии с крыльями, приложенными к ее рукам, или как птица (здесь отмечается соотношение к эпизоду мифа об Осирисе, в котором к она вернула ему дыхание жизни с помощью крыльев).

Читайте также:  Классификация агрономических свойств почвы

Исида изображалась также и в виде коровы. Могла изображаться в виде женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта с пером богини Маат. Много статуэток последнего периода древнеегипетской истории, где Исида изображена кормящей грудью своего сына Гора (Хора), сидящего у нее на коленях.

Широко распространенным символом богини был амулет тет — так называемый «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто изготавливавшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы.

Источник

Исида

Исида (Исет)

Исида
богиня женственности и материнства
Мифология: Древний Египет
Толкование имени: «та, что у трона»
Имя на других языках: греч. Ἶσις
лат. Isis, Isidis
В иных культурах: отождествлялась с финикийской Анат и Иштар,греческая Рея,Кибела
Занятие: помогала женщинам при родах, оберегала детей
Отец: Геб
Мать: Нут
Брат: Осирис, Сетх, Хор-Ур (Гор Старший)
Сестра: Нефтида
Супруг: Осирис
Дети: Гор
Связанные персонажи: Осирис, Сетх, Гор, Нефтида, Геб, Нут, Ра
Иллюстрации на Викискладе ?

Иси́да (Изи́да) (егип. js.t , др.-греч. Ἶσις , лат. Isis ) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Содержание

Истоки культа

Исида
в иероглифах

,

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса, Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Миф об Осирисе и Исиде

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела [1] . В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Миф о Ра и Исиде

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра». [2]

Читайте также:  Раствор коровяка с глиной

Символы

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Центры почитания

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул. Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями с Исидой

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями [кем?] с Исидой [источник?] […]
Да не будет не знающего меня
нигде и никогда! Берегитесь,
не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я
почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и
дева. Я мать
и дочь. Я члены тела
моей матери. Я неплодность,
и есть множество ее сыновей. Я
та, чьих браков множество, и
я не была в замужестве. Я облегчающая роды
и та, что не рожала. Я
утешение в моих родовых муках. Я
новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто
породил меня. Я мать
моего отца и сестра моего
мужа, и он мой отпрыск.

(Гром. Совершенный Ум. Гимн из библиотеки Наг-Хаммади, I—III вв. н. э.) [3]

Исида в классической музыкe

Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte ) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта, ария Зарастро «O Isis und Osiris» (О вы, Изида и Осирис).

Исида в античной традиции

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. [4] Жена Осириса. [5] Её отождествляли с Деметрой. [6] [7] Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора). [8]

Отождествляется с Ио, дочерью Инаха [9] , египтяне так назвали Ио. [10]

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. [11] Поместила Сириус на голову Пса. [12] Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами. [13]

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой [14] .

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат. Iseum ) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды [15] . Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета [источник не указан 601 день] .

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:

Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма. [16]

Однако ряд сходств, упоминаемых Фрэзером, является спорным. Например, Фрэзер упоминает тонзуры жрецов Исиды, хотя, согласно Плутарху, жрецы Исиды полностью удаляли волосы на голове и теле.

Источник

Adblock
detector