Меню

Богиня плодородия тетка гермеса

Скифская богиня земли и плодородия

Скифская Великая Богиня — Мать. Курган-Большая-Цимбалка, конский налобник. 4в.до.н.э

Среди скифских и греко-скифских памятников довольно часто встречаются изображения женщины — Великой Богини Матери. Скифы называли её Апи и изображали в виде змееногой богини, с поднятыми руками или руками, в которых были зажаты змеиные или львиные головы.

Изображения змееногой богини получило широкое распространение не только у скифов Северного Причерноморья, но и в Индо-арийской цивилизации (Хараппа, Махен-джо-Даро — «Курган Мёртвых«), и на острове Крит в до греческую эпоху, и на Анатолийском полуострове и в Месопатамии.

Скифы считали Змееногую богиню своей родоначальницей и божеством земли. Змеи в скифской мифологии символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.

Учёные выяснили, что скифский язык принадлежит в Индоевропейской группе языков, к которому относятся и все славянские языки. Возможно, имя скифской богини Апи происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита: Апи, Апи-ети — apI , apy-eti — истекать, как река; изливаться в совокуплении; Апьяя — apyaya — изливая реки; выходя и исчезая (о водах); опьяняя; Ахи — ahi — змеи, символ подземных вод.

Апи — abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов. На санскрите — апи-пад — abhi-pad — падая ниц, подойти к (божеству) с мольбой.

Возможно, значение имени скифской богини Земли Апи содержат все эти символы плодородия, достатка, сытости, изобилия и процветания:

Апта — Apta — наполнить, получить, достигнуть изобилия, гарант здоровья (родственное слово в рус. яз. — аппетит).
Апита — ApIta — уПИТАнный, полный, толстый, опухший, насыщенный. (родственные слова в рус. яз.: пить, питать, упитанный,аппетит…)

Апья (пьяяте, Апьяяти, Апипаян) — Apyai (pyAyate, A-pyAyayati, A-pIpayan) — изобиловать, процветать, набухать, расти, пополняться, жиреть.

АпиАя — ApyAya — становится полной, увеличиваясь, упиваясь.

АпиАяна — ApyAyana — Повышать благосостояние, радуясь; Акт насыщения и наполнения (жиром). Разбухать, увеличиваться и процветать. Сытость, удовлетворённость, веселье. (родственные слова в рус. яз. — опьянеть, пьян, пьянеть…) (Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche ).

На Архаическом языке остготов (восточных готов), пришедших в Причерноморье, в Приазовье и в Тавриду в 150 – 235 годах нашей эры, и долгое время жившими в соседстве с греческими переселенцами и скифами слово Апи — aiþi — мать, атта — atta — Вышний отец. В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. Связи Крыма с христианской Византией

В Тавриде (Крыму) были построены готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), княжество Феодоро, торговцами готовами-трапезитами, живущими на «столовой горе» (близ Алушты) под покровительством и защитой Византии. В 1253 г., Фламандский монах В. Рубрук свидетельствует, что остготы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum).

По свидетельству Геродота, скифы, родство которых с германскими и славянскими племенами почти несомненно, согласно исследованиям Бергманна, признавали Апи — богиню Земли женой Дива — неба, и почитали её Великой Матерью, а Дива — отцом Богов и людей. (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Том 1. Глава III. Небо и земля.)

Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богини Апи — Матери Богов и легендарного Геракл. Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар — jar , что означает »зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» — яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.

Читайте также:  Сад чудес радуга удобрение инструкция по применению

На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметтой, похожей на бычьи рога.

Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.

В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, повелительницу всего животного мира и владычицу зверей.

Во многих скифских курганах встречаются золотые бляшки с изображением крылатой женской фигуры с тремя парами завитков и пальметкой вместо ног. Простёртыми в стороны руками она держит концы стеблей или змей, вырастающих из нижней пары побегов.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

В керченском кургане Куль-Оба найдено изображение змееногой богини, которое отличается от изображения, найденного в кургане Цимбалки.

Скифская богиня земли Апи предстаёт в калафе, священном уборе, символизирующем плодородие земли, и в длинной одежде из тонкой летящей ткани, подпоясанной в талии. Из-под пояса женщины тянутся, поднимаясь вверх на длинных шеях, головы двух львиных грифонов и двух змей. За плечами богини, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. В одной руке богиня держит скифский акинак (кинжал), а в другой — отрубленную бородатую голову.

Изображение скифской змееногой богини, держащей в руках головы змей, символизирующих подземное царство. За плечами богини земли стилизованные головы крылатых грифонов, которые впоследствии стали изображаться в виде крыльев богини земли.

На бронзовой бляхе из Ольвия (VI век до н. э.) изображена скифская модель Мирового древа, в основе которого заложен знак Богини-Матери.
В центре крестового изображения свернулся крылатый хищник – символ динамической энергии мира, в окружении трёх голов крылатых грифонов, охраняющих верхний, средний и нижний мир скифского мироздания.
Композиция опирается на прямоугольник, в котором изображены четыре круторогие бараньи головы, между которыми расположился ромб-вульва – порождающий знак плодородия Богини-матери.

Крылатая богиня из кургана Большая БлИзница, д. Стеблиевки. Тамань.

На Таманском полуострове в кургане Большая Близница образ скифской богини Апи ещё больше изменился, её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листьев растений, а вместо рук — большие крылья, поднятые, как руки вверх. На голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры.

Такие образы змееногой скифской богини часто встречаются на Боспоре, в Херсонесе в резных деревянных, каменных или гипсовых изображениях на саркофагах, на ритуальных чашах.

Под ручкою большой серебряной чаши из кургана Чертомлык изображена богиня земли и плодородия — Великая Мать богов с поднятыми вверх руками.

Во Фракии в мавзолее кургана Свиштари скифская Великая Богиня Апи предстаёт в элегантном греческом платье, края которого волнами поддёрнуты вверх и уж нет никаких голов змей и грифонов.

Великая Мать богов изображена с поднятыми руками, встречающая души, вернувшиеся домой, после долгого скитания на земле.
«Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на ее могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. «Земля сотворена, яко человек» (А.А. Коринфский)

Змееногая богиня скифов со временем меняет свой облик, на золотой бляшке их Херсонеса она изображена крылатой, летящие края платья загнуты вверх, напоминая изогнутые шеи грифонов и змей. В руках змееногая богиня крепко держит головы двух змей.

На зеркале из кургана Келермес изображена богиня владычица змей, держащая в руках двух леопардов.

В Александропольском кургане найдено изображение крылатая Богиня, в калафе на голове, с двумя животными по сторонам.

Образ женского земного божества скифов, владычицы зверей и змей близок культу малоазийской Великой Матери — Кибеле (Сибела, Сибера, Сибирь).


Влияние культа богини Кибелы (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), Цибела или Сибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη), прослеживается в изображении скифских звериных образов, подчиняющихся сильной руке властной богини. Богиня Килела (Сибела) известна под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов, её корону венчали символы Солнца, на груди изображён знак Луны — «Лунница», ей покорялись царственные львы, сидящие у трона Кибелы (Сибела, Сибера = Сибирь).
В древнегреческой мифологии Кибела — богиня богатства и сокровища, властительница Севера, царица царей, Великая Мать Богов.

Читайте также:  Применение аммиака как удобрения

Изображения Кибелы появляются на предметах явно не Причерноморского происхождения, но они схожих по форме с ионийскими изображениями Великой Матери, восседающей на троне, в окружении львов.

Несмотря на грубость и бесформенность изображения, в этой богине можно узнать характерные черты владычицы зверей, Великой Матери богов, культ которой был распространён в Скифии и в греческих колониях Причерноморья.

Кибела из Александропольского-кургана

Змееногая богиня окружена головами грифонов, по канонам геральдики, их головы обращены в противоположные стороны. Скифская богиня, подобна Кибеле, держащей львов, она попирает ногами две драконьи головы и держит за рога головы двух драконов.

Великая Мать Богов, повелительница царей Природы — львов, всей жизни человеческой, именно поэтому её изображали много рукой, эта традиция до сих пор сохранилась в Индии. Триединое женское божество — Великая Мать Богов повелевает Рождением (плодородием), Жизнью и Смертью.

В 1946 г. в Херсонесе найдена терракотовая пластинка с изображением змееногой крылатой богини, увенчанной бычьей головой в высоком калафе, головном уборе богини земли.

Ноги божества земли переходят в растительные завитки, концы которых с листьями и цветами схвачены, раскинутыми в стороны руками богини. Божество с бычьей головой олицетворяет природу и её плодоносящие силы.

Образ таврского божества, отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество — это ещё матриархальная богиня, родоначальница скифов, предок и властительница всего живого и мёртвого, олицетворение всей природы, а не только людей и животных, начинает менять свой облик.

Бычья голова божества указывает на культ почитаемого священного животного — таврского быка, который является звериным двойником и символическим образом богини земли. Культ рогатого таврского божества лёг в основу представлений жителей Херсонеса о богине — покровительнице города — «белой корове». Высокий культ местной таврской богини-девы у греков-херсонеситов позволяет допустить, что эти местные культурные начатки религиозных воззрений никогда не истреблялись и существовали до великой смены религий. Константин Философ застал в Таврии и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Константин Философ назвал этот народ, среди «многих родов», «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu) в перечне народов между обрами (аварами) и козарами. Слишком явно здесь наличие греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый», «Тавры-росы», *Ταυρο-ρως (греч. ταυ̃ρος -«бык»;*ros/*rus– «белый»,), то есть *tur-rus– «Тур светлый»; известно, что Ταυροσκúθαι — тавро-скифы поклонялись белому быку. Азовско-Черноморская Русь.

Греки, поселившись на южном берегу Тавриды, и познакомившись с таврским божеством, восприняли его, как образ весьма близкий религиозным греческим верованиям.

Промахос (Мать Богов) — змеи за плечами, на юбке квадраты с точками — знак плодородия. 580 г. до н.э. Сицилия.

На юге Крыма, где владычествовало таврское божество, греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос), как Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»). Синоним имени Девы-Афины (греч. Ἀθηνᾶ Παρθένιου) Парфенос (греч. Παρθένιου -Дева) — Партенит в античном Крыму. Античные греческие писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией, то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров («Тавры-росы», *Ταυρο-ρως ) очень рано проникли в древнегреческую религиозную культуру.

Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёх ликой богиней луны и ночных призраков— Гекатой, или двойником Артемиды.

Читайте также:  Чайная заварка как удобрение для каких растений

В Херсонесе богиню Деву изображали, как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.

Образ владычице зверей, богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в Тавриду.

Облик таврской Девы с её бычьей головой, змеевидными растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифской богини Матери (Апи), властительницы животных и покровительница плодородия — Мать-Сыра-Земля.

На схеме рисунка для вышивки изображены квадраты с 4 точками — это магический знак «засеянного поля» — символ плодородия. Этот символ — знак «засеянного поля» и изображение Богини-Матери, восходит к древнейшим эпохам зарождения Индоевропейской культуры, временам праславянского единства языка, традиций и общей культуры.

Сопоставления образов богинь указывают на близкое родство змееногой прародительницы скифов и образа
Великой Матери богов, принятом в до греческую эпоху на острове Крит, а также поклонению «змееногой богине» праславян и русов Азово-Черноморской Руси. Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии.

Змеевик князя Владимира Мономаха

На языческом обереге «змеевике» князя Владимира Мономаха (1076—1094 гг.), найденном в Черниговской земле, надпись упоминающая христианское имя владельца, данное ему после обряда крещения: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]». Василий — крестильное имя Владимира Мономаха (греч. Μονομάχος — «единоборец») .

Драхма. 340 — 325 г.г. до н.э. Херсонес Таврический.

Бык, как символ земли, был на монетах древнего Пантикапея (Керчь), столицы Боспорского царства, с надписью «П-А-N». Буква «А» располагалась на монете над головой быка, причём перевёрнутая буква «А» была символом Быка, напоминала бычьи рога.

Минойская цивилизация, Крит. Увенчанная бычьими рогами Великая Богиня Мать, между двумя львиными грифонами, 1650-1450 до н.э.-оникс-перстень

Во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, которую всегда изображали с поднятыми вверх рукам, в окружении зверей, львов, грифонов, змей.

В минойском пантеоне богов Великая Богиня Мать-кормилица, увенчана бычьими рогами, её часто изображали в виде козы, сидящей на священном алтаре. Как известно из минойских мифов коза Амальтея выкормила верховного бога Зевса в одной из пещер острова Крит.

Черты богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником — животным тотемом – священным быком.

Великая Богиня Мать на Крите изображали и в виде крылатой пчелиной матки (лат. Апи —apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.

Основываясь на мифах Минойской цивилизации Крита, создавались религиозные воззрения и мифы и легенды древней Эллады.

На остров Крит зародилась Крито-Микенская культура, ставшая родоначальницей древнегреческой культуры, было занесено первыми переселенцами из Причерноморья имя скифской Великой Богини Матери Земли-кормилицы АПИ, где оно трансформировалось в имя АФИна (др.греч. (Άθηνά). Древнегреческая богиня Афина во многих чертах напоминает Змееногую богиню скифов Апи.

Шлем богини Афины украшает крылатая богиня-мать, рядом с нею два крылатых грифона с львиными телами и орлиными головами. Как известно лев — царь зверей, а орёл — царь среди птиц. На груди богини Афины щит из-под которого выползают змеи Богини Матери-Земли-кормилицы — это змеиная эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») сделана из шкуры мифической козы Амалфеи, которая выкормила Зевса в пещере на острове Крит.

Звериный стиль, господствовавший в скифском искусстве, наглядно демонстрирует тесную связь образов животного мира с культом Природы и плодородия.

Языческий талисман со змеевидной фигурой скифской богини Апи, богини земли-матушки и плодородия, защищающий владельца от болезней и смерти, принадлежал в XI веке русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 г.г.). У золотого змеевика Владимира Мономаха есть и другое название — «черниговская гривна Владимира Мономаха».

Источник

Adblock
detector