ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § 21 География почв России
Вопросы в начале параграфа
Почему Россия имеет большое разнообразие типов почв?
Россия имеет большое разнообразие типов почв, так как богато разнообразие почвообразующих факторов (климат, воды, рельеф, горные породы, животные, растения).
Вопросы из текста параграфа
1. Рассмотрите схемы образования солонцов я солончаков. Какая между ними разница? Как вы думаете, где растения не могут произрастать вовсе – на солонцах или солончаках?
Солончаки образуются при высокой испаряемости и поступлении в почвенный профиль солей при близком залегании солёных грунтовых вод, когда грунтовые воды по капиллярам подходят к поверхности и испарение образует кору, препятствующую промыву почвенного профиля. Солонцы образуются при формировании в почвенном профиле карбонатов и гипса и поступлении воды из грунтовых вод.
2. Посмотрите по карте, где на территории России встречаются эти типы почв.
На территории России солонцы и солончаки встречаются в низовьях Волги на Прикаспийской низменности.
3. Почему пойменные почвы имеют слоистое строение?
Пойменные почвы имеют слоистое строение, так как при их формировании чередуется затопление и отступление воды, когда вода затапливает пойму, на ней накапливаются песчаные наносы, на которых накапливаются питательные вещества. Когда вода отступает, на песчаных наносах развиваются процессы гумификации и образуется гумус.
4. Чем можно объяснить высокое плодородие пойменных почв?
Высокое плодородие пойменных почв объясняется накоплением здесь в период затопления питательных веществ, которые осаждаются в пойме из речной воды.
5. Где распространены пойменные почвы (рис. 89)?
Пойменные почвы располагаются в долинах рек.
6. Как используются речные поймы?
Речные поймы используются как пастбища или распахиваются для выращивания различных сельскохозяйственных культур.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные внешние признаки почв разных типов.
Основные внешние признаки подзолистых почв: белый или серый горизонт вымывания и небольшой гумусовый горизонт.
Основные внешние признаки дерново-подзолистых почв: наличие небольшого белого или серого горизонта вымывания и наличие большего, чем горизонт вымывания гумусового горизонта.
Основные внешние признаки темно-серых лесных почв: темно-серый цвет верхнего горизонта, расположение гумусового горизонта в середине профиля.
Основные внешние признаки чернозёмов: мощный (до метра и более) однородный гумусовый горизонт.
Основной внешний признак каштановых почв: коричневый цвет (каштановый) на всей мощности профиля, к низу профиля чуть светлеет.
Основные внешние признаки почв пустынь и полупустынь: отсутствие выращенного гумусового горизонта, профиль почв серый и светлеет к нижней части профиля.
2. Сопоставьте почвенную карту России с климатической и с картой природных зон. Выясните главную закономерность в размещении типов почв на территории страны. Какими основными причинами она определяется?
Расположение почв по территории России подчиняется закону широтной зональности. Также распределение почв обусловлено условиями увлажнения территории атмосферными осадками.
3. Под определенной растительностью формируются вполне определенные почвы, т.е. характер растительности во многом определяет почвенные свойства. Существует ли обратная зависимость – влияет ли почва на растительность?
Почва также влияет на растительность, так же как и растительность на свойства почвы. Это проявляется в том, что для каждого типа растительности подходят определенные свойства почвы (влагосодержание, содержание гумуса, содержание неорганических веществ и прочее).
4. Сопоставьте почвенную карту и карту плотности населения. Какие районы и с каким преобладающим типом почв наиболее заселены?
Наиболее заселены территории с распространением дерново-подзолистых, серых лесных и черноземных почв. Это связано с тем, что издревле здесь формировались сельскохозяйственные районы, и эти территории были наиболее заселены исторически (здесь ядро русского государства).
5. Посмотрите по почвенной карте, какие типы почв наиболее распространены в России. Почему? Как эти почвы можно оценить с точки зрения сельскохозяйственного использования? Какой тип почв, с вашей точки зрения, требует больших затрат труда для получения урожая?
Наиболее распространены в России подзолистые и мерзлотно-таёжные почвы, так как наибольшая часть страны находится в таёжной зоне. С точки зрения сельскохозяйственного использования мерзлотно-таёжные почвы менее пригодны для ведения сельского хозяйства, чем подзолистые, так как в мерзлотно-таёжных почвах гумусовый горизонт представлен крупными почвенными частицами (грубогумусовый горизонт) и сильнокислой реакцией водного раствора почв, а также сильным зимним промерзанием профиля. Поэтому ведение сельхоз работ на мерзлотно-таёжных почвах намного дороже, чем на подзолистых почвах.
6. Какой тип почв наиболее распространен в районе вашего проживания? Как эти почвы используются в сельском хозяйстве?
Района моего проживания – Санкт-Петербург и Ленинградская область. В районе моего проживания распространены подзолистые и дерново-подзолистые почвы. В сельском хозяйстве почвы используются для выращивания ржи, овса пшеницы, картофеля и овощей, но лишь при должной мелиорации (известкование и внесение минеральных удобрений, в некоторых местах и осушение).
7. Используя почвенную карту мира, определите, какие страны характеризуются такими же типами почв, как и Россия. Как вы думаете, похожи ли эти страны по использованию сельскохозяйственных земель на Россию?
Похожими с российскими типами почв располагают Канада и США. Поэтому можно сказать, что эти страны похожи на Россию по использованию сельскохозяйственных земель, так как страны находятся в схожих климатических условиях.
Источник
Разнообразие почв России
Здравствуйте, уважаемые читатели нашего канала! Почва — это не только и не просто неотъемлемое средство сельскохозяйственного производства, но отдельный самостоятельный элемент окружающей среды, в значительной мере определяющий качество и образ нашей жизни во всех её сферах. В этой статье мы бы хотели познакомить вас с разнообразием почв России, отдав предпочтение прежде всего тем почвам, которые распространены в земледельческих районах нашей страны. Итак, краткий обзор почв — ниже.
Что такое почва?
Говоря научным языком, почва — это природное тело, формирующееся в результате преобразования слоёв земли под воздействием факторов почвообразования. Основоположник школы научного почвоведения Василий Васильевич Докучаев, творивший во второй половине в XIX века, выделял пять факторов почвообразования: материнскую породу, климат, живые организмы (растения, животные, микроорганизмы и др.), рельеф и время (геологический возраст территории). Сейчас помимо этих факторов говорят ещё о двух — грунтовых водах и хозяйственной деятельности человека.
Материальной основой почвы служит материнская порода: она определяет механический, минералогический и химический состав почвы. Климат определяет биологическое разнообразие территории, количество осадков и солнечной радиации, а рельеф служит фактором перераспределения климатических ресурсов. Живые организмы взаимодействуют с почвой, определяя качество и количество органического вещества. кислотность, структуру, доступность питательных веществ. Качество и уровень грунтовых вод определяют увлажнённость почвенного профиля, количество солей. Человек может повысить плодородие почвы, но его неразумная хозяйственная деятельность приводит к деградации почвенного покрова, способствуя эрозии и переуплотнению почв, а также их загрязнению и засолению. Уникальные сочетания всех этих факторов, помноженные на время, и дают всё многообразие почв и почвенных разностей. У каждой почвы — свой портрет.
От севера к югу
Большинство задействованных в земледелии почв имеют зональное распределение и сменяются в направлении от севера к югу: зона подзолистых почв сменяется зоной дерново-подзолистых, затем по мере движения на юг идут зоны серых лесных почв, чернозёмов и каштановых почв; в Сибири и на Дальнем Востоке зональные почвы представлены также луговыми почвами. Зона активного земледелия начинается с дерново-подзолистых почв. С них и начнём.
Тип почв, сформировавшийся в южнотаёжной зоне Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин в условиях значительного преобладания осадков над испаряемостью и промывного водного режима, преимущественно на суглинистых породах различного происхождения. Почвы кислые, плодородный гумусовый горизонт маломощный и не богат гумусом (1,5-2,5%), беден минеральными элементами. Дерново-подзолистые почвы требуют углубления пахотного горизонта и внесения органических и минеральных удобрений, известкования. В таком случае на почвах можно получать достойный урожай зерновых культур, картофеля, однолетних и многолетних трав.
Серые лесные почвы
Формируются в южной части лесной зоны и в лесостепи Европейской России и Сибири на глинистых и суглинистых отложениях различного происхождения: преимущественно лёссовидных, как карбонатных, так и бескарбонатных, а также в южных горных системах. Количество осадков преобладает над испаряемостью, формируя периодически промывной тип водного режима, поэтому наряду с процессом оподзоливания (вымывания) идёт активный дерновый процесс — процесс накопления органики, в том числе гумуса.
Серые лесные почвы разделяют на три подтипа: светло-серые, серые, тёмно-серые. Чем “темнее”, тем более плодородной является почва. Светло-серые и серые лесные почвы могут требовать известкования, углубления пахотного горизонта и внесения органических и минеральных удобрений. Актуальна для серых лесных почв борьба с водной эрозией. На серых лесных почвах успешно выращивают зерновые и пропашные культуры, картофель.
Распространены на слабодренированных низменных территориях на юге Западно-Сибирской равнины, в лесной зоне на юге Дальнего Востока, небольшими ареалами в степной и лесостепной зонах.
Формируются в условиях дополнительного поверхностного увлажнения при постоянной связи с грунтовыми водами.
Луговые почвы имеют гумусовый горизонт с большим количеством органического вещества (4-9% гумуса) и хорошей структурой. Нижние слои профиля оглеены вследствие постоянного переувлажнения.
Луговые почвы — ценные сельскохозяйственные угодья, использующиеся в первую очередь под пастбища и сенокосы, в меньшей степени — в качестве пашни.
“Чёрное золото земли” — чернозёмы — формируются в условиях южной лесостепи и степи под многолетней травянистой растительностью при периодически промывном или непромывном водном режиме на лёссовидных суглинках и глинах. Выделяют пять подтипов чернозёмов, при движении с севера на юг и уменьшении количества осадков:
Темноокрашенные, богатые гумусом (до 15%) и имеющие прекрасную структуру и водно-воздушный режим чернозёмы по праву считаются самыми плодородными почвами, и первые среди них — наиболее мощные и имеющие оптимальный водный режим чернозёмы типичные. Важно сохранять природный потенциал плодородия чернозёмов, защищая от водной и ветровой эрозии и перегрузок вследствие агротехнических мероприятий.
Южнее чернозёмов, в более засушливых условиях сухой степи на карбонатных лёссовидных суглинках сформировались каштановые почвы. Почвенный профиль никогда полностью не промачивается водой вследствие недостаточного количества осадков. Для каштановых почв серьёзной проблемой может быть ветровая эрозия и защелаченность. Обладая высоким естественным плодородием, эти почвы позволяют получать высокие урожаи зерновых, технических, овощных и плодовых культур.
Засолённые почвы — ложка дёгтя в бочке мёда
Среди плодородных серых лесных почв, чернозёмов и каштановых почв локальными участками, чаще всего приуроченными к пониженным элементам и формам рельефа (западины, понижения на склоне) или к местам выхода к поверхности засолённых пород, могут располагаться засолённые почвы — солоди, солонцы и солончаки. Имея низкое плодородие и создавая сложную, контрастную, структуру почвенного покрова, засолённые почвы часто осложняют освоение земель. Познакомимся с ними поближе.
Солоди формируются в условиях весеннего переувлажнения и последующего засушливого периода, когда происходит подтягивание близко залегающих минерализованных грунтовых вод. Профиль резко дифференцирован: имеют чётко различимые слои, в том числе белёсый осолоделый горизонт мощностью до 25 см. Соли скапливаются под осолоделым горизонтом, иногда создавая даже щелочную реакцию среды, в то время как верхние слои имеют нейтральное или кислое pH. Несмотря на высокое содержание гумуса (до 10%) солоди малоплодородны вследствие неблагоприятного водно-воздушного режима, засоления и низкого качества гумуса. В сельском хозяйстве используются обычно под пастбища и сенокосы.
Солонцы, как правило, формируются на рыхлых отложениях, содержащих карбонаты, гипс, легкорастворимые соли. Имеют резко дифференцированный профиль, в котором на глубине в среднем 15 см залегает очень плотный солонцовый горизонт, обязательно содержащий большое количество натрия.
Высокая щёлочность и неблагоприятные водно-физические свойства не позволяют использовать их без глубокой мелиорации. Чаще всего на практике выгоднее всего не трогать такие участки, борясь только со специфической солонцовой растительностью, имеющей свойство подтягивать соли к поверхности, способствуя тем самым дальнейшему засолению и распространению солонцовых участков.
Солончаки имеют засоление токсичными солями с поверхности и слабодифференцированный профиль. Формируются при выпотном или периодически выпотном водном режиме при близком залегании минерализованных грунтовых вод. Также могут возникнуть при неправильном режиме орошения. Мелиорация солончаков очень сложная и дорогая, и как правило, такие земли не используются в сельском хозяйстве вовсе.
Типы почв и внутриполевая неоднородность
Разные типы почв могут обусловливать неоднородность плодородия как на макроуровне — в масштабе хозяйства или административного района, так и на микроуровне: внутри одного поля могут соседствовать, например, серые лесные почвы и чернозёмы, чернозёмы и каштановые почвы, чернозёмы и солончаки и пр.
Источник
Урок географии в 8 классе «Образование почв и их разнообразие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ ООШ с.Татарский Шелдаис
Конспект урока географии в 8 классе по теме:
«Образование почв и их разнообразие»
учителя географии Маркиной Ирины Викторовны
сформировать понятие о почве как особом природном образовании, о строении, условиях образования и разнообразии почв, почвообразующих факторах .
дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой;
изучить структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу;
показать вклад В.В. Докучаева в создание «Почвоведения»;
познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
развивать умение работать с почвенной картой, таблицами, схемами;
закрепить представление о почвах как об одном из главных национальных богатств страны .
воспитывать чувство патриотизма и уважение к труду земледельца.
Оборудование: почвенная карта России; атлас 8 класса, учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство» (Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. / Под редакцией Дронова В.П.), коллекция «Почвы России». нетбук, мультимедийный проектор, презентация, карточки (кроссворд, тест),
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; рассказ учителя в сочетании с работой учащихся с учебником.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Форма организации : коллективная, индивидуальная.
Эпиграф урока: «Почвы — это зеркало ландшафта» .
Содержание (цель) этапа
Поприветствовать учащихся, организовать и подготовить учащихся к работе. Сообщение темы и цели урока.
Активизация опорных знаний
Выявить и активизировать знания учащихся о почвах, полученные в предыдущих курсах географии.
Изучение нового материала
Продолжить формирование знаний учащихся о почвах; познакомить со вкладом В.В.Докучаева в изучении почв России; разъяснить новые термины.
Закрепление изученного материала
Проверить усвоение учащимися основных понятий и терминов урока, повторить их значение.
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания.
Подведение итогов работы. Оценивание учащихся.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее;
оценка работы класса и отдельных учащихся.
VII.
Рефлексия.
Оценить активность учеников на всех этапах урока .
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня у нас урок изучения нового материала, мы начинаем изучать новую тему «Почвы и почвенные ресурсы нашей страны». На сегодняшнем уроке рассмотрим тему «Образование почв и их разнообразие». Цель урока — знание основных типов почв, условий, в которых они образуются, различий по механическому составу и структуре, закономерностей их размещения.
Актуализация опорных знаний:
Прежде, чем приступить к работе, вспомните:
Ответы учащихся на вопросы:
— Что такое почва? ( Рыхлый, верхний слой земли, на котором растут растения)
— Какие типы почв мы рассматривали в курсе 7 класса? (Красно-желтые, красно-бурые ферраллитные почвы, называют их так по цвету)
— Какие почвы Евразии вам известны? (Черноземы, подзолистые, бурые лесные, тундрово-глеевые, серые лесные, мерзлотно-таежные, дерново-подзолистые, каштановые, бурые полупустынные и пустынные)
— Почему почвы везде различны? ( Почвы отражают особенности климата территории, горных пород, растительности и животного мира, при изменении одного из этих компонентов изменяется и почва)
— От каких компонентов природы зависит образование почвы? (Главным образом от растительности и климата, другими важными почвообразующими компонентами являются горные породы, животный мир, рельеф)
Изучение нового материала.
1) Открыли тетради, запись даты, темы урока.
2) Почва – рыхлый, поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие – основное свойство почвы. Что такое плодородие? Это содержание в почве веществ, необходимых для жизни растений:
Питательные (минеральные) вещества;
3) Работа с коллекцией почв
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и положите в него кусочек почвы. Что вы видите? Выделяются пузырьки воздуха.
Вывод: в почве содержится воздух.
Опыт 2. Возьмите салфетку, насыпьте на нее немного почвы, прижмите почву плотно к бумаге. Что вы видите? Стряхните почву.
Вывод: в почве содержится вода.
Опыт 3. Нагрейте почву. Что вы видите?
Вывод: сгорает перегной, который образовался из останков растений и животных.
Опыт 4. Возьмите стакан с водой, добавьте кусочек почвы. Что наблюдаете?
Вывод: в почве содержится глина и песок.
4) Составление схемы «Состав почвы»
Впервые на различие почв в разных частях Земли и на отличие почв от других компонентов природы обратил внимание В.В.Докучаев.
— доказал зональность почв;
— выделил пять факторов почвообразования : материнская порода, климат, растения, животные организмы, рельеф и время;
— установил роль почвообразующих факторов;
— утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.
Сообщение учащегося о В.В.Докучаеве.
Василий Васильевич Докучаев – русский почвовед, основатель науки почвоведение. До него ученые считали почву геологическим образованием, своеобразной горной породой. В 1877-1878 г.г. Докучаев руководил экспедициями по изучению черноземов России. Экспедиции прошли от северных границ черноземных почв до Крыма и предгорий Кавказа. Они дали ученому богатый материал, на основе которого в 1883 году он опубликовал книгу «Русский чернозем», в которой обосновал теорию происхождения почв. Эта теория получила признание в России и за рубежом, русские слова «подзол», «чернозем», «солонец» и другие сделались международными. Докучаев впервые доказал, что почвы на земном шаре распределяются закономерно. И зависит это, главным образом, от особенностей климата, т.е. комбинации режимов тепла и влаги. Он также обратил внимание на влияние материнской породы и на роль рельефа местности и высоты над уровнем моря. Докучаев установил, что почвы располагаются зонами, поясами, соответствующими зонам определенного климата и растительности. Огромное научное и практическое значение имело и другое открытие Докучаева: леса на водоразделах регулируют водный режим рек, а также защищают почвы от эрозии. Ученый первый предложил для борьбы с засухой и эрозией плодородных почв высаживать защитные лесополосы в степи. Для проверки его предположения, после засухи 1891 года, лесные полосы были высажены в Каменной степи Воронежской губернии. Докучаеву удалось добиться организации бюро по почвоведению, которое впоследствии было преобразовано в Почвенный институт имени В.В.Докучаева (в Москве) и Почвенный музей (в Санкт-Петербурге).
5 ) Образование почв.
Работа со схемой в учебнике на с.125.
— Какие компоненты природы участвуют в формировании почв? (Климат, материнская порода, рельеф, животные, растения, время, деятельность человека).
— Попробуйте определить роль каждого компонента. (От климата, например, зависят условия увлажнения, температурный режим. Эти факторы непосредственно влияют на почву: недостаточное увлажнение может привести к засолению, избыточное к образованию особых глеевых или торфяных горизонтов. Они же влияют на почву опосредованно, т.е. через другие компоненты: климат влияет на растительность и животный мир, а те в свою очередь влияют на почву).
— С какими компонентами только односторонняя связь почв? (Климат, горная порода, время).
— С какими компонентам связь обоюдная? Приведите примеры. (С растениями, животными, рельефом, деятельностью человека).
— Каким компонентам вы отвели бы ведущее место? (Растениям и климату).
— Можно ли считать почвы очень зависимым компонентом природы? (Это действительно очень зависимый компонент природы, он чутко реагирует на изменения всех других компонентов, причем даже незначительные).
— С какого процесса может начинаться образование почвы? (С разрушения горных пород – выветривания).
— Какова роль микроорганизмов в образовании почвы? (Производство перегноя из остатков растений и животных).
— Какова роль климата в образовании почвы? ( Работа с текстом учебника, с.127).
— Какова роль растений и животных в образовании почвы? (Образование почв – долгий процесс, от 300 до 500 лет уходит на создание почв).
— Что имел в виду Докучаев, назвав почвы «зеркалом ландшафта»? (Что почвы являются отражением взаимодействия рельефа, климата, растительности и животного мира, а также деятельности человека).
В зависимости от условий почвообразования почвы могут быть:
Составление схемы (в тетрадь)
ПОЧВЫ
глинистые суглинистые песчаные супесчаные
7) Основные свойства почв:
Плодородие – способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.
Структура — физическое строение твёрдой части и порового пространства почвы, обусловленное размером, формой, количественным соотношением, характером взаимосвязи и расположением как механических элементов, так и состоящих из них агрегатов.
8) Различие почв.
Составление схемы в тетради «Различия почв».
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать продолжаем.
9) Строение почв.
Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый из них однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.
Рассмотрите почвенные горизонты на рис.47, с.128 в учебнике:
А 0 – лесная подстилка,
А 1 – гумусовый горизонт (чем он мощнее, тем плодороднее почва),
А 2 — горизонт вымывания ( он сформирован при избыточном увлажнении в подзолистых почвах, по цвету похож на золу и не содержит полезных солей и гумуса),
В – горизонт вмывания,
С – материнская порода, из которой образовалась почва.
Составление таблицы в тетради
Горизонт вымывания (подзолистый)
Формируется при избыточном увлажнении в подзолистых почвах, имеет цвет золы.
В нем много глины, поэтому он плотный. Играет роль фильтра.
Верхний слой горной породы , на котором происходит образование почвы.
Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от климата, растительности, горных пород и возраста. Выраженную слоистость имеют старые почвы. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Мощность почвенного профиля меняется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров ( см. рис. 47).
10) Разнообразие почв России.
Работа с почвенной картой.
1. Назовите почвы России. ( Тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, каштановые, черноземы.).
2. Есть ли закономерности в размещении почв? (Почвы подчиняются закону широтной зональности, нарушают зональность аллювиальные почвы, болотные и вулканические.).
3. Тип почв соответствует типу растительности — «Почва – Зеркало ландшафта».
1). Ответы учащихся на вопросы:
— Что называется почвой?
— Какие почвообразующие факторы вы знаете?
— Какова роль каждого из них?
— Какие свойства почв вам известны?
2). Разгадайте кроссворд:
1. Верхний плодородный слой земли (почва).
2.Одна из составных частей почвы (песок).
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной ).
4.Основное свойство почвы (плодородие).
3). Выполните тест.
1. Почва отличается от горной породы :
а) твердостью б) увлажнением
в) плодородием г) профилем
2. Материнская порода — это горизонт :
3. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) насекомые б) растения
в) млекопитающие г) вода
4. Плодородие почвы зависит от наличия в ней:
а) воздуха б) влаги
в) минеральных солей г) гумуса
5. Лучшей структурой почвы является:
а) песчаная б) пылеватая
в) комковатая г) зернистая
6. Почва, содержащая до 58% песка называется:
а) суглинок б) супесь
в) глинозем г) краснозем
7. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) бактерий б) личинок насекомых
в) червей г) млекопитающих
8. Способностью удерживать перегной обладают:
а) глина б) известняки
в) пески г) солончаки
Ответ: 1в, 2а, 3б, 4г, 5г, 6а, 7а, 8б
V . Домашнее задание:
Изучить §26, в контурных картах обозначьте черноземы и подзолистые почвы, по желанию — подготовить презентацию по теме: «Охрана почв».
VI . Подведение итогов работы. Оценивание учащихся.
Почва – незаменимый природный ресурс. Формирование почв чрезвычайно длительный процесс. Толщина верхнего плодородного слоя почвы, содержащего гумус, во многих типах почв редко превышает 20 см. на его образование природа затрачивает 2-7 тыс. лет. При недобросовестном отношении этот слой может быть разрушен за несколько лет. Это и потеря структуры почвы и обеднение ее питательными веществами. Истощение почв вызывает резкое снижение урожайности сельскохозяйственных культур. В борьбе за повышение урожайности особую значимость приобретает рациональное использование земли, бережное и ответственное отношение к ней.
VII . Рефлексия.
Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Я благодарю вас за активное участие на уроке, и хочу предложить вам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Приложение : Презентация Power Point .
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. / Под редакцией Дронова В.П., «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 класс. Москва: Дрофа, 2013.
С.Н. Грушина. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией В.П.Дронова «География России: 8-9 классы (1 и 2 части)». Москва: Дрофа, 2008.
Атлас и контурные карты по географии для 8 класса.
— Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»: http // geo .1 september . ru
Источник