Меню

Что делают с почвой ее обитатели

Что делают с почвой ее обитатели

ПОЧВА И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

1. Что такое почва?

Почва, обладающая плодородием — сложная природная система, состоящая из почвенных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов.

Почва образуется из выходящих на поверхность земли горных пород под влиянием различных факторов. Под действием ветра, атмосферной влаги, в связи с изменениями климата и температурными колебаниями горные породы, например, гранит, постепенно трескаются. На них появляются микроорганизмы, питающиеся преимущественно углеродом и азотом атмосферы и минеральными соединениями, которые они получают из горной породы. Микроорганизмы разрушают ее своими выделениями, и химический состав горной породы постепенно изменяется. Затем здесь поселяются лишайники и мхи. Животные и высшие растения окончательно разрушают горную породу, превращая ее верхний слой в почву.

2. Описание почвы

Для изучения морфологического строения почвы и описания характера почвообразовательного процесса делают почвенные разрезы. На вертикальном разрезе почвы видно, что она неоднородна и состоит из нескольких слоев, которые позволяют проследить превращение горной породы в почву. Каждый горизонт имеет буквенное обозначение.

Верхний горизонт (его обозначают буквой А) обычно окрашен в темный цвет, который зависит от накапливающегося в нем гумуса. Чем старше почва, тем мощнее гумусовый горизонт. В зависимости от типа почвы толщина горизонта А1 колеблется от нескольких сантиметров (например, в тундровых почвах) до 100 см и более (в черноземах). В почвах, занятых лесной растительностью, выделяют еще горизонт А0, т.е. лесную подстилку, которая лежит сверху горизонта А1.

В некоторых почвах, например, подзолистых, под гумусовым горизонтом образуется белесый горизонт А2 , напоминающий цветом золу. Из этого горизонта гумус и минеральные соединения вымываются в иллювиальный горизонт В, где и накапливаются. Горизонт В плотный, часто окрашен в красновато-бурый цвет. Под ним залегает слабо измененная, не содержащая гумуса горная (материнская) порода С.

Описание почвы по генетическим горизонтам осуществляется по следующим критериям.

  1. Мощность горизонта (см).
  2. Глубина залегания горизонта от поверхности почвы (см).
  3. Характер перехода в следующий горизонт (при переходе 1-2 см — резкий, до 5 см — постепенный и свыше 5 см — незаметный).
  4. Окраска.
  5. Структура (призматическая, глыбчатая, плитчатая, листоватая, зернистая, ореховатая, комковая, бесструктурная).
  6. Сложение (рыхлое, плотное, пористое, трещиноватое).
  7. Новообразования (в виде пятен, языков, подтеков, ходов животных).

Почвы различаются также по их механическому составу. Так, почвы нашего подзолистого типа (лесные) можно разделить на следующие виды: песок рыхлый содержит физической глины до 5%; песок связный — 6-10 % глины; супесь — 11-20 % глины; суглинок легкий — 21-30 % глины; суглинок средний — 31-40 % глины; суглинок тяжелый — 41-50 % глины; и собственно глина — глины свыше 50 %.

Определение механического состава почв полевым методом

Характер скатывания почвы в шнур Содержание физической глины, % Почва по механическому составу
Не скатывается 0 — 5 Песок рыхлый — почвы песчаные
Не скатывается, на руке остается пыль 6 — 10 Песок связный — почвы песчаные
Скатывается с трудом при диаметре(d) шнура 5 мм 11 — 20 Супесь — супесчаная
Скатывается при d > 3 мм 21 — 30 Суглинок легкий — суглинистые
Скатывается при d = 1,2 — 3 мм 31 — 40 Суглинок средний — суглинистые
Скатывается при d = 0,8 — 1,2 мм 41 — 50 Суглинок тяжелый — суглинистые
Скатывается при d = 0,8 — 1,2 мм и дает кольцо величиной с трехкопеечную монету свыше 50 Глина — глинистые
Читайте также:  Как подкормить комнатные растения луковой шелухой

По характеру почвообразовательных процессов на территории Ленинградской области выделяют подзолистые (табл. 2) и дерново-карбонатные почвы. Последний тип формируется на породах, содержащих значительное количество карбоната кальция (известняк). Они богаче других почв области перегноем (5-10% гумуса) и минеральными веществами.

Характеристика основных типов лесных подзолистых почв таежной зоны

Тип почв Характеристика почвенных горизонтов
Подзолистые Горизонт А1 менее 5 см,
Подзолистый А2 — мощный
а) слабоподзолистые А2 менее 15 см
б) среднеподзолистые А2 15 — 25 см
в) сильноподзолистые А2 25 — 35 см
г) подзолы А2 35 — 60 см, А1 отсутствует
Подзолисто-заболоченные С сизоватым оттенком
Торфянисто-подзолистые Горизонт торфа (Т) до 20 см

Описание почвы по генетическим горизонтам в полевых условиях ведут, заполняя ведомость (Ведомость «Описание почвы»).

Рисунок почвенного разреза Описание по горизонтам. Окраска, структура, механический состав, влажность, наличие корней, характер переходов

3. Компонент почвы

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой частей. Твердая часть — это минеральные и органические частицы. Они составляют 80-98 % почвенной массы и во многом определяют плодородие почвы.

В состав минеральной части входят:

SiO2 > Al2O3 > Fe2O3 > CaO, MgO, Na2O, K2O
70-99% 10-20% 2-5% 1-2 %

Жидкая часть почвы или почвенный раствор — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится от долей процента до 40-60 %. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания.

Газообразная часть, почвенный воздух, заполняют поры, не занятые водой. Почвенный воздух содержит больше углекислого газа и меньше кислорода, чем атмосферный воздух, а также метан, летучие органические соединения и др.

4. Почвенная фауна

Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, водоросли и др.), представителей беспозвоночных (простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок), роющих позвоночных.

Среди этого почвенного мира животных мы можем различить такие формы, которые всю свою жизнь проводят в земле, никогда не показываясь на ее поверхности (например, мелкие малощетинковые черви, нематоды), и такие, которых мы можем встретить и вне почвы (большинство животных). Последние связаны как с наземной фауной, в частности, с травяным покровом, кустарниками и деревьями, так отчасти и с водой (некоторые водные жуки, как плавунцы и водолюбы, окукливаются в земле; некоторые представители этих семейств закапываются на зимовку в землю, то же делают и тритоны).

Население почвы в лице ряда представителей несет, несомненно, черты приспособления к подземному образу жизни (таковы копательные передние конечности крота и т.д.). Но у многих животных мы никаких особенностей в этом отношении не найдем (различные гусеницы, многие личинки жуков, как, например, жужелиц и т.д.).

Живя в почве, многие животные оказывают заметное влияние на окружающую их среду. Во-первых, они могут влиять на механическую структуру почвы, разрыхляя и перерабатывая ее, а во-вторых, благодаря своей жизнедеятельности , изменяют ее в химическом отношении. Помимо этого, многие вступают во взаимоотношения с подземными частями растений, которые служат им пищей (личинки хрущей) или поселяются около корней, как некоторые муравьи. Наконец, значительная часть животных, живущих в почве, ведет хищнический образ жизни, нападая на различных представителей той же почвенной фауны (кроты, разные хищные личинки, жужелицы и др.).

Животных в почве мы можем найти почти всюду, но распределение их является весьма неравномерным. Для добывания материала могут быть применены следующие приемы:

  1. копание более или менее глубоких ям;
  2. рыхление или перекопка поверхностных слоев почвы лопатой;
  3. выкапывание отдельных растений для обнаружения насекомых на корнях;
  4. осмотр поверхности почвы для обнаружения гнезд животных, поселяющихся в почве;
  5. осмотр слоев земли на разрезах почвы, откосах у берегов рек, в оврагах, в искусственных сооружениях (ямах, рвах и т.д.)

Если необходимо произвести количественный учет фауны, то следует заготовить ведомости примерно по следующему образцу и вносить в них при раскопках соответствующие данные (Ведомость «Фауна почвы»).

Источник

Конспект экспериментальной деятельности «Почва и ее обитатели. Опыты с почвой»

Инга Махросенкова
Конспект экспериментальной деятельности «Почва и ее обитатели. Опыты с почвой»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ОПЫТЫ С ПОЧВОЙ

«ПОЧВА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ»

Воспитатель: Ребята, вы помните сказку про курочку и её цыплят, которые выращивали на своём поле пшеницу.

Помните, что работа их в поле была очень трудна, и они отправились за помощью к соседям Шарику и Мурзику, а они отказались помочь. Осенью курочка испекла пироги, соседи прибежали на запах, но хозяйка выгнала их не с чем.

Сегодня она пришла к нам в гости:

— Курочка, ребята знают, как тяжёл труд тех, кто заботится об урожае, как трудно выращивать растения.

— Работа по выращиванию урожая очень тяжёлая

А как он получается

И семена хорошие, полив, подкорм, уход,

А главное, что требует больших людских забот.

(Почва)

— Да, верно. Земля или правильная почва. Если дождливо, то почва – сырая грязь, а если сухо – пыль. По ней мы ходим, в ней мы выращиваем фрукты, овощи.

Почва – это плодородный слой земли, но чтобы вырастить урожай мало только посадить семечко в почву. Очень хорошо ребята, если вы будете владеть знаниями о почве и её обитателях.

(Да, да, в почве живёт много обитателей)

— Ребята, наша курочка прочла много книг и знает о почве очень много. И чтобы мы тоже лучше узнали о почве, она принесла нам немного земли со своего поля.

— Для начала рассмотрим почву через лупу.

— Для чего нам нужна лупа?

— Какая почва? (чёрная, рыхлая, мягкая)

— Что вы видите под лупой?

— Как вы думаете в почве есть воздух? (ответы детей)

— Чтобы это проверить, я возьму щепотку почвы и кину её в воду.

— Что вы заметили? (идут пузырьки).

Вода вытесняет из почвы воздух и идут пузырьки, значит в почве есть воздух.

— Размешиваем почву в стакане, но дно оседает песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор.

Вывод: значит почва состоит из:

Корень растений – это и есть перегной.

Курочка принесла глину, песок, перегной.

— Ребята, а что происходит, когда мы поливаем растения водой. Давайте польём воду на почву.

— Что вы заметили? (влажная почва пластична)

— Как вы думаете, почему можно слепить комок?

Курица-красавица у меня жила,

Ах, какая умница курица была (гладят по голове,

Шила мне кафтаны, шила сапоги (шьют,

Сладкие, румяные пекла мне пироги (пекут,

А когда управится, сядет у ворот

Сказку расскажет, песенку споёт.

— Курочка очень довольна, как вы хорошо провели опыты, и как много нового вы узнали. Сейчас она очень торопится, у неё много дел.

ИГРА «ЧТО Я ВИДЕЛ НА УЧАСТКЕ»

Воспитатель:Давайте вспомним наш участок и закончим следующие предложения:

— Осеню с деревьев на землю падают… (плоды, листья)

— Дождик поливает землю и листья… (становятся мокрыми)

— Жёлтые, оранжевые листья начинают покрываться тёмно-коричневыми и чёрными пятнами (чернеют)

— Мы часто видим как по земле ползают… (червяки, насекомые, муравьи)

— Когда мы копаем землю лопатами, мы иногда находим… (червяков)

— Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие обитатели подземного мира помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили.

Мы с вами узнали, что в почве есть воздух, значит там есть жизнь.

Сейчас мы узнаем, кто ещё живёт в почве.

ИГРА «ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Дети встают в круг,передают футляр с картинкой:

В почве я живу, живу

Пользу ей я приношу

Я ползу, ползу, ползу

По невидимым ходам

Кто же я подсказку дам

(называют насекомое, которое на картинке)

— Ребята, конечно же, подземные обитатели приносят только пользу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в младшей билингвальной группе «Поиграем с песком» Цель: формировать у детей представления о свойствах песка; Задачи: развивать тактильные ощущения, познавательную активность, любознательность;.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. «Морские обитатели». Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе для детей с ОВЗ «Цветные льдинки» Конспект экспериментальной деятельности в средней группе для детей с ОВЗ «Цветные льдинки» Цель: В процессе экспериментирования показать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель: развить в ребёнке исследовательские умения,формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: -закреплять.

Источник

Adblock
detector