Меню

Что доказывает этот опыт запиши вывод почва

3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 50, 51

Ответы к страницам 50 и 51

Чудо под ногами

Практическая работа «Исследование состава почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.

Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: вода пузыриться; значит в почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: стекло запотело; значит в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?
Вывод: в почве есть перегной.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?
Вывод: сначала на дно осел песок, затем глина; значит в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?
Вывод: вода испарилась, на стекле остался осадок; значит в почве есть минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
Читайте также:  Как самому сделать красивые грядки

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Источник

Конспект урока окружающего мира на тему «Почвы России. Опыты «Состав почвы» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема : « Почвы России. Опыт «С остав почвы».

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

Формировать у учащихся понятие “почва”;

Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер , мультимедийный проектор, таблицы , опорные слова , карточки с заданиями, конверты , учебник.

I . Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники

Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

— А чем занимаются сотрудники лаборатории? (. )

— И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

II Тема урока. Послушайте рассказ.

(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ : кладовка , каморка, комната, хранилище, амбар. )

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)

III .Коллективное составление плана урока

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка «Что такое почва ?»)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? (карточка «Свойства почвы» )

— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

— Значит, с чем познакомимся?

— С видами почв. (карточка «Виды почв»)

— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (» Почва человеку «)

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

Читайте также:  Укажите почвы характерные для зоны тайги ответ

«Что такое почва?»

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV . Работа по плану:

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

. Так что же содержится в почве, что обеспечивает жизнь животных и растений?

Практическая работа. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: В почве есть воздух.

— Для чего нужен воздух в почве?

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик , я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

— Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым . В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Дети: Песок, поверх которого осела глина.

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)

(Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).

Подведение итогов практической работы:

Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»

(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

2) Свойства почвы

— Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?

— Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?

— Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?

— Это — плодородие . ( » Плодородие «) СЛАЙДЫ

— Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

Большая советская энциклопедия ( Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. )

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)

— Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38 . Самостоятельное чтение.

— Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

— . (перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)

— что в почве обитают мелкие животные.

— Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Читайте также:  Составление смеси минеральных удобрений с заданными пропорциями минеральных веществ

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

— Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ

Какой тип почвы в нашем районе?

— Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные

4) Почва и человек

— Нужна ли почва людям? Для чего?

Вывод : Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.

— Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

. -Нуждается ли почва в защите ?

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа

V . Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

Почему земля – «кормилица»?

Возможна ли жизнь без почвы?

Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу .

— Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)

— Что нового каждый для себя узнал на уроке?

— На все ли пункты плана ответили?

— Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

Если урок был плодотворный — покажите плод яблока.

Если вам на уроке было комфортно — покажите цветок яблони.

Если вам на уроке было неуютно — покажите листок яблони.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Воздух ____________ __________

___________ _______________ _______________

Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________

1. Верхний плодородный слой земли — это…

А. глина Б. почва В. дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя Б. удобрений В. влаги

3. Перегной — это…

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

Б. растения и животные

В. корни растений

4. Основное свойство почвы — это…

5. Чернозём — это…

А. наиболее плодородная почва

Б. почва, содержащая песок

В. неплодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва. (толковый словарь Ожегова)

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.

(Большая советская энциклопедия)

ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах

Почему про землю говорят – «кормилица»?

Возможна ли жизнь без почвы?

Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

Отчего зависит плодородие почвы?

Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?

Источник

Adblock
detector