География почв
География почв — наука о закономерностях распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования.
Делится на общую и региональную. Общая география почв изучает факторы почвообразования и общие закономерности географического распределения почв, типы структуры почвенного покрова. Региональная география почв изучает вопросы районирования и занимается описанием почвенного покрова конкретных регионов.
Основной метод географии почв — сравнительно-географический, с помощью которого географическое распределение почв изучают в связи с факторами почвообразования. Широко используется картографирование — составление почвенных карт.
География почв возникла в конце XIX века, её основатель В.В. Докучаев, который выявил связи между почвой и формирующими её природными факторами, показал закономерности распространения почв и разработал метод профильного изучения почв в совокупности с факторами почвообразования.
Значительную роль докучаевская почвенно-географическая школа сыграла в развитии географии почв мира.
География почв в качестве учебного курса читается на биолого-почвенных и географических факультетах университетов или входит как обязательная составная часть в курс почвоведения. Первая кафедра географии почв была основана в 1926 году в Ленинградском государственном университете С.С.Неуструевым.
Впервые учебник по почвоведению и географии почв для географических факультетов университетов (И. П. Герасимов, М. А. Глазовская. Основы почвоведения и география почв) вышел в 1960 году.
См. также
Литература
- Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. — М: Советская энциклопедия, 1980. С.98.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «География почв» в других словарях:
ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ — ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ, наука о закономерностях формирования и пространственного размещения почв. Возникла в России в конце 19 в. (работы В.В. Докучаева о факторах почвообразования, горизонтальной и вертикальной зональности почв) … Современная энциклопедия
география почв — Отрасль физической географии и почвоведения, изучающая распространение почв на поверхности Земли и факторы, определяющие размещение и особенности почв … Словарь по географии
География почв — ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ, наука о закономерностях формирования и пространственного размещения почв. Возникла в России в конце 19 в. (работы В.В. Докучаева о факторах почвообразования, горизонтальной и вертикальной зональности почв). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
география почв — Раздел почвоведения, изучающий закономерности распространения почв и их связь с географической средой. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология, геофизика Обобщающие термины… … Справочник технического переводчика
география почв — область почвоведения, изучающая общие закономерности распределения почв, а также почвенный покров отдельных регионов и планеты в целом (педосферу). География почв изучает почвенный покров на разных иерархических уровнях строения педосферы в целом … Географическая энциклопедия
География почв — раздел почвоведения (См. Почвоведение), изучающий закономерности распределения почв на поверхности Земли в целях почвенно географического районирования. Делится на общую и региональную. Общая Г. п. изучает факторы почвообразования и… … Большая советская энциклопедия
География почв — раздел почвоведения, изучающий закономерности распространения п. и их связь с географической средой (см. факторы почвообразования ) … Толковый словарь по почвоведению
География России — Часть света Азия и Европа … Википедия
География (значения) — География наука о земной поверхности. Физическая география Экономическая география Социально экономическая география Политическая география Радикальная география Историческая география Стратегическая география Морская стратегическая география… … Википедия
ГЕОГРАФИЯ — (от гео. и . графия) наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные цели географическое исследовательско научное обоснование путей… … Большой Энциклопедический словарь
Источник
География почв
- География почв — наука о закономерностях распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования.
Делится на общую и региональную. Общая география почв изучает факторы почвообразования и общие закономерности географического распределения почв, типы структуры почвенного покрова. Региональная география почв изучает вопросы районирования и занимается описанием почвенного покрова конкретных регионов.
Основной метод географии почв — сравнительно-географический, с помощью которого географическое распределение почв изучают в связи с факторами почвообразования. Широко используется картографирование — составление почвенных карт.
География почв возникла в конце XIX века, её основатель В.В. Докучаев, который выявил связи между почвой и формирующими её природными условиями, показал закономерности зонального распространения почв и разработал методы профильного изучения почв в совокупности с факторами почвообразования.
Значительную роль Докучаевская школа почвоведения сыграла в развитии географии почв мира.
География почв в качестве учебного курса читается на биолого-почвенных и географических факультетах университетов или входит как обязательная составная часть в курс почвоведения. Первая кафедра географии почв была основана в 1926 году в Ленинградском государственном университете С.С.Неуструевым.
Учебник по почвоведению и географии почв для географических факультетов университетов (И. П. Герасимов, М. А. Глазовская. Основы почвоведения и география почв) вышел в 1960 году.
Источник
Конспект урока по географии 5 класс. Тема «Почва — зеркало природы»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Конспект урока географии 5 класс по ФГОС на тему «Почва — зеркало природы» в форме исследования с приложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почва — зеркало природы»
Учитель: Якимова Анжелика Юрьевна, учитель высшей категории МСОШ № 2 г. Тейково Ивановской области
Учебный предмет: география
Авторы УМК: И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс. 5 класс»
Тема урока: «Почва — зеркало природы».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.
- Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;
2. Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;
3. Выяснить этапы образования почвы;
1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;
1. Воспитывать бережное отношение к почвам;
2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.
- компьютер учителя
- проектор
- интерактивная доска
- комплект Surface RT
- оборудование для опытов
Структура и ход урока.
Дидактическая структура урока
«Географию знать нужно!» —
Скажем всем сегодня дружно.
Вдох, выдох – это раз,
Улыбнёмся – это два,
Все за парты сели три.
Садитесь. Начинаем урок.
Настраиваются на работу
На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли.
Угадайте оболочки Земли на ваших творческих работах. (Демонстрация работ через документ — камеру).
Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)
Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).
Какое из этих царств является создателем пищи для других?
Где растения берут себе силы для роста?
Наш урок будет посвящен почвам. Существует наука о почвах — почвоведение. Ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев изучал почвы и называл их тело природы.
На какие две группы делят все тела природы? (живые и неживые)
Возникает вопрос: почва — живое тело или неживое?
Давайте на уроке проведем исследование и ответим на этот вопрос .
Определяют проблему урока
-Какой объект мы будем исследовать, изучать?
— А знаете вы, как образуются почвы? А хотите узнать?
— А состав почвы, хотите узнать?
— А какое свойство почв самое главное, хотите узнать?
Тогда наш урок будет посвящен почвам.
В.В. Докучаев в своих трудах называл почву «зеркалом» природы.
Как можно тогда обозначить тему урока?
Тема урока: Почва – зеркало природы.
Запишите тему урока.
Определяют и записывают тему урока.
Выявление места и причин затруднения
Тема урока: Почва – зеркало природы.
Какова тогда цель нашего исследования? Что мы будем изучать? (Изучать почвы)
Что значит изучить почвы? (Изучить, что такое почва, ее состав)
Почва, как природное тело имеет свойства? Значит, что надо выяснить?
Почва возникла давно. Значит, что надо выяснить?
Отвечают на вопросы и определяют цель и задачи урока
Построение выхода из затруднения
Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело — почвы.
- узнать, что такое почва;
- выяснить, как появились почвы на Земле;
- выяснить, из чего состоят почвы;
- выяснить главное свойство почв.
План нашего исследования на доске (карточки):
- Образование почв.
- Главное свойство почв.
- Состав почв
- Понятие почва.
Уважаемые исследователи, что нам потребуется для работы?
Определяют порядок работы на уроке, определяют источники информации и оборудование для исследования
Изучим материал учебника (пункт 2 на с. 130). Прочитайте про себя.
Теперь поработайте в парах и составьте план «Этапы образования почвы» в карту урока.
- Разрушение горных пород
- Образование слоя песка и глины
- Заселение организмами
- …………………………
Проверка по цепочке – 1 ряд. Вопрос, а с какой скоростью образуются почвы? (0,5 – 2 см за 100 лет). Зная, что почвы образуются медленно, как надо к ним относиться?
У вас остался незаполненным 4 этап. Давайте вернемся к нему позже.
Рассмотрите рисунок 151 на с 131 и скажите, а как человек использует почвы?
Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.
Поэтому главное свойство почв – плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной)
А что такое перегной?
прочитайте на с 130 абзац сверху.
Запишите в карту урока
1. определение гумус —
Особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.
2 . Основное свойство почв – плодородие;
Вернемся к первому заданию. Что обязательно должно накапливаться в почве? – гумус. Какой будет 4 этап в образовании почв? – накопление гумуса
Отдохнули. Продолжаем исследование.
Мы выяснили, что в почве есть гумус. Только ли гумус?
Лабораторная работа. Нагреем почву – запах гнили, горит гумус, что осталось. Серая масса. Что это?
Не только из гумуса состоит почва. Ее состав гораздо сложнее. Изучим состав почвы, работая в четверках.
Работа в группах по 4. Темы работы групп:
1 группа — Газообразная часть
2 группа — Жидкая часть
3 группа – Живая часть
4 группа – Твёрдая часть
- Почемучка : открывает сайт, читает второму текст, озвучивает классу вопросы:
- Отвечайка: з аполняет ответы на карточке, озвучивает классу ответы.
- Теоретик: читает четвертому задание практической работы, озвучивает ход работы классу
- Практик: выполняет практическую работу, озвучивает вывод
Выступления групп и заполнение схемы в карте урока
Проверка полученной схемы по слайду презентации
Работают в парах и составляют план образования почвы.
Определяют главное свойство почв
Наблюдают демонстрационный опыт.
Работают в группах по 4 и изучают определённую часть почвы
Группы выступают перед классом с полученным результатом
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД
Личностные и познавательные УУД
Коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Что вы узнали о почвах?
Давайте теперь вернемся к проблеме:
А почвы живое тело или неживое?
Верно, особое тело, так как есть живая часть и неживая.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тема нашего урока: Почвы – зеркало природы. Что такое зеркало в быту? (отражение) Что же отразилось в почве?
А сколько в природе Земли мы знаем оболочек, а частей у почвы тоже 4. Посмотрите еще раз внимательно на части почвы.
Почвы – зеркало природы, так как ней отражаются все оболочки Земли. Выложите кластер «Части почвы» на своих планшетах.
Отвечают на вопросы, устанавливают причинно- следственные связи и делают вывод.
Включение в систему знаний и повторения
Выложите кластер на интерактивной доске.
Информация о д.з.
А почвы бывают разные. Одни дают хорошие урожаи зерна. На других превосходно растут леса.
Хотите о них узнать?
- параграф 26
- Творческое задание по выбору:
Составить выступление гида в музее почв (рисунок и мини — рассказ к нему) или сочинить продолжение сказки:
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Копируют домашнее задание на флэшкарты или отсылают себе на почту
Личностные, регулятивные УУД
Какое самое главное свойство почв? (Плодородие)
Какие два корня в слове «плодородие»?
У вас тоже на партах плоды. Если вы стали о почвах знать больше, то разместите свои плоды в корзину.
Источник