«Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что такое почва».Урок знакомит детей с новым материалом — «почва»; даёт представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; помогает учащимся выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы помогает ученикам установить состав почвы; знакомит детей с природными процессами образования почв. Урок расширяет знания детей о почве и приводит их в систему, развивает умения делать выводы, обобщения. Урок раскрывает роль почвы в жизни растений; помогает доказать учащимся необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Что такое почва» | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова
Урок по теме «Что такое почва»
учитель начальных классов
Тема урока: Что такое почва.
1.Познакомить детей с новым материалом — «почва»; дать представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы установить состав почвы; познакомить детей с природными процессами образования почв.
2.Расширить знания детей о почве и привести их в систему; развивать умения делать выводы, обобщения.
3.Раскрыть роль почвы в жизни растений; доказать необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить-
в моей всё это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам — моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш)-
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
2.Постановка цели занятия.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер-Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть еще один тайник. (На столе учителя стоит сундучок, в котором лежит «святая» земля). Раскрыть этот сундучок мы сможем, если будем правильно отвечать на вопросы и соберём как можно больше даров Великому мастеру-Природе! (Учитель даёт детям за правильные ответы карточки, на которых нарисованы овощи, фрукты, одежда, растения…)
3.Организация восприятия и осмысления новой информации.
-Почему нашу планету мы считаем красивой?
(Дети рассматривают слайды с красивыми пейзажами.)
-Что помогает ей быть такой красивой?
-А что такое почва?
-Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие — что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).
-Из каких слов оно состоит?
-Плодо — родный. Плоды, родить (рождать).
-Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
-Рассмотрите почву. Вы хотите узнать, из чего она состоит? Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
-Какой вывод можно сделать?
-В почве есть воздух.
-Возьмём промокательную бумагу и насыплем на неё немного почвы. Прижмём её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
-На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
-Что доказывает этот опыт?
-В почве есть вода.
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
-Это сгорает перегной – гумус — перегнившие остатки растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров — рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.
-Возьмём стакан с водой и почвой. Что вы видите? Сделайте вывод.
-На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.
-Что это за осадок? Давайте рассмотрим внимательно?
-В почве есть песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Перегной как бы склад, откуда в почву постоянно поступают соли.
4.Первичная проверка понимания.
-Давайте составим схему «Состав почвы»
Дети в классе занимаются хоровым пением. Ребята исполняют песню «Песенка защитников природа».
6.Решение проблемной задачи.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора.
Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше — Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.
Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита — одна из главных задач человечества.
-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
-Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?
7.Обобщение изучаемого на уроке.
-Теперь мы можем открыть наш тайник. (Учитель открывает сундучок и достаёт оттуда «святую» землю и карточку, на которой написано «Почва – мать и дочь жизни».)
-Почему почва – мать жизни?
-Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.
-А почему почва – дочь жизни?
-Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву.
-Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой». Они приписывали ей невидимую силу и способность исцелять от разных болезней. Эта земля привезена из монастыря «Серафима Саровского». Если приложить эту землю к больному месту – человек выздоравливает.
-А теперь давайте выставим на наборное полотно все карточки, которые вы заработали на уроке. (Дети выставляют карточки с изображением растений, овощей, одежды и т. д.)
-Кто даёт нам это?
8.Контроль за результатами учебной деятельности.
-А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
(Дети выполняют тест)
-Какое слово получилось? (отлично)
-На следующем уроке мы продолжим наш разговор о почве.
1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».
2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю – матушку».
10.Подведение итогов урока.
- Выбери правильное определение почвы
я) верхний слой земли, где есть песок и глина
е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода
о) верхний плодородный слой земли
2.Какая главная часть почвы?
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
4. Что используют растения для питания?
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
6. Выбери правильный ответ. Почву можно отнести:
м) к живой природе
н) к живой и неживой природе одновременно
л) к неживой природе
7.Какое утверждение верно?
а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть
о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие
я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности
Источник
Урок познания мира 2 класс на тему «Почва».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Открытый урок Серегина.docx
Урок познания мира во 2 классе.
Тема урока : Почва .Понятие о составе и пользе почвы. Лабораторная работа . «Определение состава почвы».
Цель: дать учащимся представление о почве как верхнем плодородном слое земли,
выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы;
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся со свойствами почвы, определить основное свойство почвы;
Развивающие: развивать речь учащихся, мышление,
развитие умения доказывать выдвигаемые предположения,
развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов
Воспитательные: воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе, любовь к Родине, бережного отношения к природе.
Оборудование : образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, горшочек с почвой, фильтровальная бумага, видео- демонстрация.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте гостей на трёх языках. ( на казахском, английском , русском языках)
Психологическая установка на работу.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Как вы готовы работать старательно, я сейчас проверю во время игры «Да-нет»
Слушайте внимательно задания. Если вы согласны с утверждением- зелёный сигнал, не согласны- красный.
Дидактическая игра «Да-нет»
Вода—это живая природа.
Вода—жидкость, поэтому она текучая.
Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она белая.
Вода несёт жизнь животным, растениям, человеку.
От загрязнения воды не страдает живая природа.
Человек должен заботиться о чистоте воды.
Человек не может прожить без воды 2-3 суток.
-А теперь отгадайте:
Мотивация и целеполагание.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Наша планета называется Земля. Почему нашу планету называют Землёй? А как землю назвать по-другому? (Почва) В огороде у нас земля. Для чего она предназначена? (Для жизни растений). Земля это слово многозначное.
Какие значения имеет слово ЗЕМЛЯ? . Назовите их.
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова — Земля- это почва.
Тема нашего урока: : Почва .Понятие о составе и пользе почвы. Лабораторная работа . «Определение состава почвы».
-Давайте определим цели, которые мы поставим на урок.
-Что такое почва? ( слайд 3)
-Какой состав имеет почва?
-Каково основное свойство почвы?
3. Совместное открытие знаний
-Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. -Сегодня на уроке вы станете учеными. Сделаем несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и определим свойство.
-Работать будем в группах. Правила работы в группах.
Разговариваем в полголоса
Слушать друг друга внимательно, не перебивать
Ученые никогда не забывают о технике безопасности Будьте внимательны при работе с приборами. . Работать будете по инструкции.
Прочитать внимательно инструкцию
Записать вывод в таблицу
Определить ученика, который расскажет о результате опыта
Время на выполнение опыта 5 минут. Когда прозвенит звонок — работа закончена.
Практическая работа учащихся (ученики проводят опыт)
Возьмите стакан с водой.
Бросьте туда комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
Запишите вывод в таблице.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Вывод: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Из почвы выходят _______________________________. Значит в почве есть ____________
Составление кластера «Состав почвы». Возвращаемся к кластеру, запишем слово- воздух.
Опыт №2 проводит учитель (вызвать ученика)
Инструкция:
Возьмите бумагу.
Насыпьте на нее немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы увидели на бумаге (какой стала бумага)?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Вывод: Мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.
Составление кластера «Состав почвы». Возвращаемся к кластеру, запишем слово- вода .
Опыт №3 проводит учитель (вызвать ученика)
Инструкция:
Беру горшок с почвой.
Наливаю туда немного воды.
Держу горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Опыт №4 видео-демонстрация
— Мы заметили, что в состав почвы входит песок и глина .
Составление кластера «Состав почвы». Возвращаемся к кластеру, запишем слова- песок, глина.
Вывод:
— В почве есть минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Составление кластера «Состав почвы». Возвращаемся к кластеру, запишем слово- минеральные соли.
— Вы долго трудились, пришло время отдохнуть.
4. Физкультминутка.
— Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг)
-Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
-Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
-Мы живём в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся).
5.Работа с текстом. 5 мин.
— Продолжаем наше исследование. пополним наши знания из научного текста.
Вопросы выводятся на слайд.
Инструкция: Внимательно прочитайте текст, чтобы вы могли ответить на следующие вопросы:
Что такое почва? Назовите основное свойство почвы. От чего зависит цвет почвы? Что такое перегной? От чего зависит плодородие почвы?
Почва — это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Плодородие — это основное свойство почвы. Цвет почвы зависит от количества перегноя.
Перегной — это перегнившие остатки растений и животных. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. На плодородной почве лучше растут растения.
— Вы готовы ответить на вопросы?
(Дети отвечают на вопросы друг другу, а затем учителю)
-На исследовании нам были переданы фотографии:
На слайд выводятся иллюстрации (пустыня, солончак, луг)
Рассмотрите внимательно иллюстрации. Что вы видите?
1.Как называется место, где вместо почвы песок? (пустыня)
— Где растения не растут или их совсем мало? Как вы думаете, почему в пустыне и на солончаке растет мало растений?
2. Как называются места, где на поверхности почвы мы видим белый налет? Что это такое(соль)? Эта земля называется солончак.
3. Где лучшая среда для роста растений?
— как называется место где растут травы, цветы и другие растения?
-Что вы можете сказать о количестве растительности на данных почвах?
-Почему в пустыне и на солончаковых почвах скудная растительность?
— Можем ли мы назвать эту землю плодородной?
— Как называется это место?
— Почему на лугу богатая растительность?
— От чего зависит плодородие почвы?
— Какого цвета плодородная земля?
Сравните почву по цвету. Темная земля – плодородная, а коричневая или желтая говорит о наличии песка и глины в почве. (слайд земля в разрезе)
— В разрезе можем сравнить песчаную и луговую землю
— Как называют землю с богатой растительностью? ПЛОДОРОДНАЯ
— От чего зависит плодородие почвы? (от к
оличества перегноя в ней)
Составление кластера «Состав почвы». Возвращаемся к кластеру, запишем слово-перегной. учащиеся вписывают на листочках в кластер. — Что входит в состав почвы?
— Мы провели исследования и опыты . Подведём итог нашей работы. Проведём тест- опрос.
7. Работа с тестом
1. Верхний плодородный слой земли:
А) глина б) почва в) песок
2. Главное свойство почвы:
А) упругость Б) текучесть В) плодородие
3. Где хорошо растут растения?
А) на песчаной почве б) на плодородной почве В) на камнях
4. На плодородие почвы влияет…
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины;
5. Цвет плодородной почвы:
а) коричневый б) черный в) желтый
Взаимопроверка в парах.
Поменяйтесь листочками. Проверяем. Если правильный ответ ставим над ним «+», если не верно — «-«
После на слайдах появляется верный ответ.
Оценивание по критериям.
5 правильных ответов — «5»
4 правильных ответа – «4»
3 – 2 правильных ответа — «3»
1 правильный ответ – «2»
7. Подведение итогов работы .
-Вначале урока мы ставили цели. Проверим, достигли ли мы их? Можем ли мы ответить на вопросы?
-Что такое почва?
-Какой состав имеет почва?
-Каково основное свойство почвы?
-Какое значение имеет почва для человека и растений?
1. Выучить состав почвы.
2. Нарисовать в тетради луг
8. Рефлексия Чтобы внести вклад в улучшение плодородия почвы .
Мы посадим «Дерево моего успеха»
Красный лист– Совсем ничего не понял(а)
Жёлтый лист — Понял (а), но остались еще вопросы
Зелёный лист — Все понял (а), могу помочь товарищу
Источник