Меню

Что называют почвой 3 класс окруж мир

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Учебные материалы: стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?

Идёт защита плакатов «Берегите воду!»

2. Мотивация учебной деятельности

Сказала лопата: «земля, чтобы рыть».

Ботинки сказали: «земля, чтоб ходить».

А люди сказали: «земля, чтобы жить».

О какой земле говорили герои стихотворения?

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.

3. Работа по теме урока

— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.

В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.

Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.

Практическая работа

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.

Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?

Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).

Дети заполняют схему в рабочей тетради и изготавливают модель «Что растения получают из почвы».

Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.

Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьёт,

И Вода старается —

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору.

Поселился, лезет в гору.

Трещины покрыла Почва.

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?

В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Читайте также:  Песчаная почва что лучше растет

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен

Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне» (с. 51-52).

— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?

Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.

— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

5. Рефлексия учебной деятельности

1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Одна из составных частей почвы. (Песок)

3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)

4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.

— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?

Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.

Источник

Урок «Что такое почва?», 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок окружающего мира в 3 классе «Эта удивительная природа»

( образовательная система « Школа России»)

( авт. А.А. Плешаков)

Что такое почва?

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель урока : создать условия для формирования у учащихся понятия о почве как верхнем, рыхлом, плодородном слое земли, на котором растут растения, местообитании животных, свойствах и составе почвы.

Читайте также:  Высокие грядки французский огород

— понятие о составе и свойствах почвы (основных компонентах почвы, цвет, запах, рыхлость, водопроницаемость, плодородие и др.)

— умения на основе наблюдений и опытов анализировать и определять состав и свойства почвы, устанавливать взаимосвязи между ее компонентами и функциями.

Метапредметные (осваиваемые учениками УУД)

— определять цель урока («Узнать, что такое почва?»)

— планировать этапы достижения этой цели с выделением таких учебных задач как: изучение строения почвы, особенностей компонентов, входящих в состав почвы

— выбирать способы достижения этой цели (работа в микрогруппах по проведению опытов, наблюдений) в соответствии с планом

— определять способы фиксации результатов наблюдений и опытов (в виде схемы строения почвы, заполнения карточки)

— осуществлять самостоятельный поиск информации о почве, перерабатывая полученную информацию, делая выводы и умозаключения

— предъявлять полученную информацию о почвах, в том числе и Пермского края, в письменной и устной речи с презентацией

— осуществлять самопроверку и рефлексию своей деятельности по изучению состава и свойств почвы.

На основе понимания важности почвы как условия жизни растений, животных и человека формирование бережного отношения к этому компоненту природы.

Доска (смарт доска)

Приветствие, пожелание успеха

Как называется раздел нашего учебника, который мы изучаем?

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Посмотрите на смарт доску, для вас задание

Для чего мы выполняли задание? молодцы! И нам нужно двигаться дальше!

Обратите внимание на слайд, поразмыслите что же такое описано?

А что вы знаете о почве? Какая она?

Что же такое почва?

Фиксирование затруднения . Выявление проблемы

А если почвы не будет совсем в мире, что произойдет?

Ваши жизненные наблюдения показывают, что вы знаете некоторые функции почвы. Но этого недостаточно оказалось, чтобы ответить на вопрос.

Что еще вы хотели бы узнать о почве? На какие вопросы хотели бы найти ответ?

Поиск, открытие нового знания

Читайте вопрос со слайда и готовьте на него ответ, ваши размышления

Скажите, а как мы узнаем о свойствах почвы.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

— Посмотрите на почву и скажите, какая она?

— Молодцы, все верно

— Когда вы поливаете цветы, что происходит с водой?

— Какой можно сделать вывод?

-Бросьте немного почвы в воду? Что с ней произошло?

— Какой вывод можно сделать?

— У почвы есть еще очень важное свойство!

— Скажите, а что растет на почве?

— А что созревает осенью на деревьях?

— Как вы думаете, какое же это свойство?

— Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Как вы понимаете смысл этого слова?

— Давайте теперь обобщим наши знания о свойствах почвы

Итак, какие выводы сделаем?

Что у нас далее по плану?

Итак, опыт первый.

Возьмите бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву обратно в стакан.

-Какой можно сделать вывод?

— Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы видите?

-Какой вывод можно сделать?

— Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте. Что вы видите?

— А что это за осадок? А еще?

— Какой можно сделать вывод?

-Итак, смотрим на наши схемы, что получилось?

— Какой запах вы почувствовали?

Такой запах получается при горении остатков животных и растений. Из остатков животных и растений образуется перегной или гумус. От какого глагола образовалось слова перегной. Объясните, почему?

— А для чего почве нужен перегной?

— Если мы нагреем почву, то на стекле появятся капельки воды и белый налет

— Как называется этот белый налет?

Читайте также:  Выращивание карликовых деревьев это

— А могут ли в почве обитать живые организмы?

-используя в своем ответе те действия, какие мы только что совершали, дайте полный ответ на вопрос: какой состав имеет почва?

— А как почва важна для человека?

Какие бывают виды почв?

-А какой(-ие) виды почв встречаются в Пермском крае?

-А вот и первое задание на дом! Что ж, продолжим урок!

А что нужно сделать, чтоб почва была плодородная?

Закрепление и проговаривание во внешней речи

Какие свойства почвы нам уже были известны?

Почему почва плодородная?

( Рабочая тетрадь №2,3)

Выполнение теста с последующей самооценкой

Включение нового в систему знаний

Является почва местом обирания животных? Почему?

Что растения получают из почвы?

· Какая была цель урока? На какие вопросы, поставленные в начале урока для работы над достижением цели, вы можете ответить?

Где нам могут пригодиться эти сведения?

· Найти дополнительную информацию о почвах Пермского края

Эта удивительная природа

Мы доказали что хорошо ориентируемся в изученном материале

Вначале живые существа …. Размышления детей… Все погибнет. Возникло затруднение.

Определяют цель работы на уроке «Узнать, что такое почва, ее состав, свойства и функции»

Определяют план работы

— чтоб расти, давать плоды.

— да, она является местом обитания

— кротов, дождевых червей, бактерии, микробы, личинки животных, мыши, лягушки зимой, улитки

В этом нам поможет

Опыт или наблюдение

Учащиеся заранее рассаживаются по группам 3-4 человека, учитель заранее подготавливает и выдает раздаточный материал

темная, светлая, да имеет запах, рыхлая

— опустилась на дно

— почва тяжелее воды

— растения, кустарники, деревья

почва «рождает» плоды,

— водопроницаемая, рыхлая, может быть темной или светлой, имеет свой запах, плодородие

теперь перейдем к изучению состава почвы. Начинаем!

По ходу изучения свойств почвы учащиеся заполняют заранее подготовленную для работы схему

— на бумаге осталось пятно

— в почве есть вода

-из почвы выходят пузырьки воздуха

— в почве есть воздух

— мусор, на дне появился осадок

— в почве есть песок и глина

— от глагола — гнить, то есть эти останки в земле гниют

— Он нужен для удобрения почвы; чтобы растения лучше росли, тогда и урожай будет больше.

— почва является местом обитания живых организмов

— воду, т.к. на бумаге осталось пятно; воздух, т.к. при опускании почвы в воду – были видны пузырьки; песок, глину, минеральные соли, живые организмы – на дне стакана был осадок; а еще почва содержит перегной

— мы можем сажать растения и получать плоды, но для этого нам нужно, чтобы земля была плодородная

-черноземная, глинистая, песчаная, бурая, серо-бурая, каштановая

— удобрять, рыхлить, поливать, обязательно должен быть перегной, воздух, вода, минеральные соли, т.е все компоненты почвы

фронтальная работа с классом при проверке

Выполнение, и самостоятельное оценивание теста (проверка по эталону)

Ответы на вопросы проходят в виде дискуссии

• В каком состоянии может быть вода?

• При превращении в лед вода сжимается или расширяется? (домашний опыт)

• Что такое «Круговорот воды в природе»?

• Почему воду нужно беречь?

• Как охраняют воду от загрязнения?

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

Тема урока «Что такое почва?»

1.Что такое почва?

2. Свойства почвы

4. Функции (значение) почвы

Как вы думаете, для чего нужна почва растениям?

А животным нужна почва?

А каких животных мы можем встретить в почве?

Темная или светлая? Имеет ли запах? Мягкая или твердая?

Сопровождают слайдами с изображением почвы.

Источник

Adblock
detector