§ 12. Значение растений в природе и жизни человека
1. Расскажите о значении растений в природе.
Основным источником органических веществ являются именно растения. Также они играют важную роль в жизни живых организмов на Земле, выделяя кислород для их дыхания, очищая воздух, защищая от шума и поглощая углекислый газ. Кроме того, растения обогащают почву полезными веществами, используются людьми для получения пищи, топлива, корма для животных и в качестве украшений.
2. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Для человека растения служат для получения пищи, материалов, топлива, сырья и другого.
При дыхании все живые организмы выделяют углекислый газ. Также этот газ выделяется при некоторых природных процессах. Растения поглощают этот газ и выделяют кислород.
3. Что получает человек из растений?
Человек получает из растений строительные материалы, топливо, сырьё для промышленности, вату, пряжу, ткань, бумагу, краски и другое.
4. Почему нужно увеличивать количество зеленых насаждений на Земле и оберегать их?
Растения окружаю человека всю его жизнь. Насаждения украшают города и дома, очищают и увлажняют воздух. Поэтому постоянно создаются парки, скверы, газоны, цветники.
5. Справедливо ли утверждение, что без растений жизнь на Земле была бы невозможна? Почему?
Да. Растения необходимы для жизни человека и животных, защищают почву от пересыхания, создают влажный микроклимат в древесных зарослях. Также растения выполняют важную функцию биологического процесса — фотосинтеза — который необходим для всего живого на Земле. Растения формируют климат и газовый состав атмосферы и климат.
6. Известно, что растения поставляют кислород для дыхания всех живых организмов. Также известно, что зимой в нашей зоне большинство растений не осуществляют фотосинтез и кислород не выделяют: у них нет листьев. Как тогда можно объяснить, что мы не испытываем недостатка кислорода в это время года?
Помимо растений, большое значение в обогащении атмосферы кислородом имеют вечнозелёные тропические леса и океан, который содержит огромное количество фотосинтезирующих водорослей.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
- Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
- Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
- Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
- Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Источник
Питание растений – что они получают из почвы?
Жующий вкуснятину человек – не исключение. Ведь все живое должно питаться полезным. Иначе организм гибнет. Узнаем, что растения получают из почвы, а что дает им заботливый аграрий.
Виды питания растений
Одно из 3 отличий флоры от фауны заключается в том, что она (как и вирусы) является связующим звеном между миром живой и неживой природы. В данном случае разговор о способности взаимодействия с неорганическими элементами окружающего мира. Как раз такие употребляют в пищу растения (им подойдет не только органическое питание).
Говоря понятнее, растение поглощает из почвы не одни разложившиеся останки живых существ и представителей флоры (их на некоторых участках поверхности может просто не быть). Но и минеральные элементы. Поэтому такую разновидность поглощения ученые нарекли «минеральным питанием». Само слово «минерал» – извод от латинского minera («рудник»), от которого также произошли русская «мина» («зарытая под землю») и английское mine («шахта»). В общем, термин прямо намекает на то, что вещества, о которых идет речь, находятся сугубо под землей.
Но существует еще и фотосинтез – процесс, во время которого «еда» для флоры образуется из того, что, по мнению человека, вообще нельзя съесть. Из углекислого газа и воды под воздействием солнечных электромагнитных волн образуется хлорофилл, формирующий хлоропласты – основной строительный материал растения.
Но далее в тексте разговор пойдет исключительно про те «пищевые продукты», которые в грунте.
Элементы, которые растения берут из почвы
Теперь подробнее по вопросу. Через корни растение получает из почвы готовые соединения 13 химических элементов: азота, калия, кальция, магния, фосфора, серы, хлора, железа, меди, бора, цинка, марганца и молибдена. Их окрестили «полезными». Остальная часть таблицы Менделеева траве, кустарникам или деревьям ни к чему. Вода (грунтовая, талая, осадочная) превращается в транспорт, использующийся для доставки еды к корням. Впитавшись подземными отростками травы и древостоя, вещества распределяются по организму искомого представителя флоры.
Названные материалы в полном составе содержатся в тех почвах, которые называют «черноземом». Остальные грунты богаты ими в разной степени. Вот почему работники сельскохозяйственных комплексов, да и просто садоводы-огородники подкармливают зелень. Более детально предназначение подкормки и ее способы будут описаны в следующей главе.
Зачем проводится подкормка?
Дефицит питательных веществ может сформироваться даже на ландшафте с благоприятным климатом (умеренный пояс и черноземная зона). Дело в том, что почва, использующаяся как аграрное пространство (место посева злаков, разбивания садов и огородов) со временем истощается. Давая людям урожай (сей термин образовался от глагола «рожать») пласты земной поверхности отдают все полезное в сами клубни, плоды, ягоды, пищевые стебли и так далее.
Подкормка необходима не только обедненной почве («целине»), но и слишком часто использующейся в сельском хозяйстве. В древности крестьяне со временем оставляли старые поля «под паром» (давали отдохнуть). Рубили лес, создавая новые («ниву»).
Как специалистами осуществляется подкормка? Издревле земледельцы опытным способом выяснили то, как создавать полезные для садовых деревьев и сельскохозяйственных растений соединения. Люди применяли золу (она уже многое содержит). А заодно навоз (набор, в основном, органических материалов, формирующихся в процессе испражнения или разложения). В последнем варианте микроэлементов больше. Навоз – продукт жизнедеятельности животных, изначально уже являвшихся накопителями полезных веществ.
Такой комбикорм наши древние предки назвали удобрениями («добром» когда-то величали не только положительные качества людей, но и все необходимое для жизни, в том числе и запасы еды). Сегодня пища составляется сразу из всех 13 элементов. Но для каждой культуры – свой набор таковых. Гранулы замешивают на воде (они там бродят): не забывайте транспортную роль воды.
Подкармливание человеком урожайной флоры связано не только с сохранением ей жизни, но и с увеличением самой ее урожайности. Больше качественных удобрений – больше плодов. При этом стоит знать, что можно и переборщить с некоторыми элементами, достигнув обратного эффекта. Если аграрий не знает, какие соединения минералов кого питают, он может вместо урожайной культуры накормить сорняк. А тот «высосет» из культуры все соки.
В итоге укажем: уход за ландшафтными или сельскохозяйственными растениями заключается не только в поливе и прополке, но и во внесении удобрений.
Источник
Минеральное питание растений
Урок 13. Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Минеральное питание растений»
Минеральное питание растений — это поглощение ими воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ.
Исследуя золу растений, учёные обнаружили множество химических элементов, в том числе и редких. Это говорит о том, что найденные элементы необходимы растениям и накапливаются в них.
Элементы, которые присутствуют во всех растениях, были отнесены к жизненно важным — это калий, кальций, магний, железо, сера и фосфор. Для разных растений они необходимы в различных количествах.
Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание.
Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.
Например, вещества, содержащие азот, способствуют росту растений.
А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.
Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.
Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.
Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.
Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.
Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.
Железо играет важную роль в дыхании растений. При его недостатке сначала лист желтеет, а потом белеет.
Кроме указанных жизненно необходимых элементов, растению нужны и другие… марганец, фтор, йод, бром, цинк, кобальт, стимулирующие рост растений. Если растение не получает хотя бы одно из нужных элементов, то процессы его жизнедеятельности резко нарушаются.
Рассмотрим, каким образом происходит поглощение питательных веществ.
Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела.
Высшие же растения поглощают их из почвы через корни. Поглощение воды и минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня.
Зона всасывания имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность её защищена покровной тканью — кожицей с корневыми волосками.
Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня.
Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Слизь облегчает проникновение корня между частиц почвы, а также растворяет минеральные вещества. Ведь только в растворенном виде они могут быть в дальнейшем поглощены корнем.
Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.
Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения.
Сила, которая вызывает одностороннюю подачу влаги от корней к побегам, называется корневым давлением. Чем сильнее корневое давление, тем выше поднимается жидкость.
Корневое давление можно наблюдать на опыте. У растения срезают стебель на высоте 10 см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой.
Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё.
После полива почвы очень холодной водой вода из трубки вытекает меньше. Благодаря опыту мы убедились, что поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.
Выделение пасоки можно наблюдать и в природе. Пасока — это жидкость, которая выделяется из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления.
Ранней весной, когда листья на деревьях ещё не развернулись, в стволах клёна, берёзы и других деревьев начинается весеннее сокодвижение.
Если ветка или ствол берёзы поранены, то из ранки начинает сочится сок — пасока берёзы. Пасока сладковата на вкус, в ней растворены различные питательные вещества, в том числе сахара и витамины. Она необходима растению для его весеннего роста, набухания и развёртывания почек. Берёзовый сок вкусен и полезен для здоровья человека, его заготавливают в берёзовых лесах, предназначенных к рубке.
Управление минеральным питанием растений
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.
Почва ― это верхний слой земли, обладающий особым свойством ― плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами.
Сельскохозяйственные растения так, как и другие растения поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения (от слова «организм») ― это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Навоз от разных видов животных отличается по составу, в свежем виде его нежелательно вносить в почву, так как он содержит семена растений, болезнетворные бактерии и даже яйца гельминтов. А вот отстоявшийся от 4 месяцев до 3 лет — отличное средство для обогащения разных видов почв.
Птичий помёт считается очень хорошим органическим удобрением, причём наиболее насыщенным по химическому составу, является куриный и голубиный.
Компост представляет собою смесь различных органических удобрений, которую складывают в кучи, ямы, ящики.
Минеральные удобрения ― это не природные удобрения, а созданные человеком.
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.
Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.
Конечно, намного проще использовать покупные минеральные подкормки, нежели возиться с органикой. Но ни одна «химия» не заменит природные компоненты.
Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Например, навоз вносят задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.
Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые им требуются в данный период жизни. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может навредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Источник