Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
Презентация по окружающему миру для 3 класса; «ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» АНОХИНА И.Н. МБОУ СОШ №11 Г. АЗОВА
Какими бывают формы суши? Формы поверхности Земли Горы Равнины Плоские Холмистые
Что такое земля? Поверхность суши Планета Почва Люди сказали «Земля, чтобы жить» Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить» Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть»
Почва – это верхний плодородный слой земли. Что такое почва?
Как образовалась почва? Формирование почвы начинается с разрыхления горных пород под воздействием солнечного тепла, ветра и атмосферных осадков. В результате появляется почвообразующая порода – основной источник минеральных солей почвы. Первыми на ней поселяются разные бактерии, водоросли, лишайники, которые создают условия для жизни растений.
Что такое гумус? В дальнейшем многие живые существа превращают растительные и животные останки в перегной – гумус- смесь сложных органических веществ. Это наиболее плодородная часть почвы. Может пройти 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Но если он образовался, у растений будут все необходимые вещества для их роста и развития.
Лишайники Растения Животные: черви, личинки, кроты. Микроорганизмы: грибы и бактерии «Участники» создания почвы.
Толщина слоя почвы. На равнинах почвенный слой может быть около полутора метров Толщина горных почв может составлять десятки сантиметров
Везде ли на Земле есть почвенный слой? Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.
Исследуем состав почвы. Проделаем опыты. Чтобы узнать какие вещества входят в состав почвы.
Опыт №1 Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы. И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки. В состав почвы входит воздух.
Опыт № 2 Почву насыпаем в стакан с водой и размешиваем. Вода стала мутной. Через некоторое время на дне стакана стали оседать песчинки и частицы глины. В состав почвы входят песок и глина.
Опыт №3 Насыпали немного почвы на тарелку и накрыли стеклянным стаканом. Сначала стенки стакана начали запотевать, а потом на стекле появились капельки воды. В состав почвы входит вода.
Опыт №4 Нагреваем почву над спиртовкой. Появляется лёгкий дымок и неприятный запах, как при горении останков растений и животных В состав почвы входит перегной.
Опыт № 5 Насыпаем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешиваем, фильтруем воду и наливаем немного на стекло. Наблюдаем. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. В почве содержатся минеральные соли.
Состав почвы воздух песок перегной минеральные соли глина вода
Плодородие – главное свойство почвы. Плодородие почвы — способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой. Плодородие почвы — залог богатого урожая.
Какими бывают почвы. Песчаные почвы плохо удерживают влагу, но хорошо пропускают воздух к корням растений. Глинистая почва плохо пропускает влагу и воздух. По механическому составу почвы бывают песчаными, супесчаными, глинистыми, суглинистыми. Эти почвы считаются менее плодородными, в них мало гумуса.
Какая почва более плодородная. Чёрнозём – самая богатая перегноем почва. Толщина его бывает до двух метров. По виду это чёрная, рассыпчатая или мажущаяся земля со специфическим запахом. Благодаря чёрному цвету она хорошо прогревается солнечными лучами.
Плодородие почвы можно улучшить Специальной обработкой почвы Проведением оросительных каналов. Внесением минеральных и органических удобрений.
Спасибо за внимание!
Источники: О.Т Поглазова Окружающий мир: учебник для 3 класса Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 https://elhow.ru/ucheba/geografija/geograficheskie-ponjatija/chto-takoe-pochva — Что такое почва? http://www.miksike.net/docs/7sreda/5-7-15-3.htm-Образование почвы https://ru.wikipedia.org/wiki — Гумус http://ru.depositphotos.com/stock-photos.html – Картинки почва
Описание. Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 3 классе, УМК «Гармония» по теме «Растительный мир: Почва». . Почва — это верхний плодородный слой земли. презентация включает себя данные о классифицировании почв по их механическому составу, о структуре и горизонте профиля почвенного слоя
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-356601
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок Окружающий мир 3 класс. Тема урока:”Почва, ее состав и свойства 3-й класс».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова
Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов
Урок ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС
Тема урока:”Почва, ее состав и свойства” 3-й класс.
формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
прививать интерес к учебному предмету;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Оборудование: ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».
1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир» Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»
1. Организационный момент
– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания
– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».
К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану
1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.
3. Объявление темы урока. Введение в тему
1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
4) – Вспомните сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте вывод :
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?
4. Изучение нового материала
– Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.
– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения)
– Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)
5. Практическая работа
– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока: “Исследование почвы” – Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.
1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …
– Заполните 1 строку листа наблюдений
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Запишите в таблице (воздух)
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод . (В почве есть вода)
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду,
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
– Запишите в таблицу.
Круговорот веществ
– Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.
Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
– Запишите в таблицу.
Физминутка (под музыку )
(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)
Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.
Весной солнышко согрело землю.
Семя отогрелось (распрямиться)
Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
И оно начало расти (подняли руки)
Появились корешки у семени (потопали ножками)
Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
Появлялись всё новые и новые листочки.
И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
Но вот наступила осень.
На месте цветка образовались семена
Растение сбросило их в почву.
Теперь они будут ждать новой весны.
– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)
– Докажем, что в почве есть минеральные соли.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
6. Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)
7. Закрепление. Кроссворд
1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли) – Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
– Это главное свойство почвы.
– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Источник