Меню

Что растения получают от почвы 3 класс окружающий мир

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Читайте также:  Как пользоваться ph тестером для почвы

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

Читайте также:  Встретишься движимый беспокоишься омываемый полешь грядки перестроенный

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Окр мир 3 кл Как написать план сообщения «Что растения получают из почвы»?

Задание по окружающему миру для 3 класса Задание для присутствующих: подготовить

сообщение к следующему уроку на тему: «Что растения получают из почвы?».

Подготовим сообщение на тему «Что растения получают из почвы» для 3 класса.

Для этого прежде всего составим план сообщения.

  1. Как питаются растения. Какие типы питания характерны для растений
  2. С помощью чего растения получают питание из почвы
  3. Какие вещества растения получают из почвы.
  4. Как человек помогает питаться растениям.

Пример сообщения на тему «Что растения получают из почвы»

Любое растение состоит не только из наземной части — кроны, стебля, стволы, веток или листьев, но и из подземной части — корневой системы. И как невозможно себе представить жизнь растения без его надземной части, точно также не сможет растение существовать без своих корней.

Для растений характерны два типа питания — воздушное, которое функционирует в основном днем, на солнечном свете, и почвенное, которое действует всегда.

За почвенное питание растений отвечают корни, корневая система, которая вытягивает из почвы необходимые для роста и жизни растения вещества.

Какие же вещества растения получают из почвы?

Прежде всего это вода, без которой невозможно всякая жизнь на нашей планете. Корни вытягивают воду иногда с очень большой глубины.

Второе вещество — минеральные соли, которые иначе называют питательными веществами, потому что они очень необходимы растению для роста, развития, созревания плодов.

Перечислим основные виды минеральных веществ, которые растения получают из почвы: это фосфор, азот, калий, железо, кальций, магний и многие другие. При дефиците этих элементов в почве растение растет слабым, часто болеет и потому человек специально вносит в землю недостающие элементы — подкармливает растение.

Фотографии для сообщения, доклада по теме «Что растения получают из почвы»:

Источник

Что растения получают из почвы – кратко что берут (3 класс, окружающий мир)

Растения окружают людей везде, приносят радость, успокаивают. Люди научились высаживать растения в полях, в садах, принесли в жилище. Для жизни растениям необходима почва. Её изучением, поисками способов сохранения плодородия занимается наука почвоведение. Как «накормить» растения, какая должна быть почва, что такое удобрения, рассмотрим в статье.

Науки о растениях и почвоведение

Науки о растениях и почвах взаимосвязаны. Сельскохозяйственными растениями занимаются растениеводство и агрономия, лесными ресурсами — лесоводство. В парках, теплицах, оранжереях трудятся отраслевые специалисты. Им требуются знания о почвах, понимание того, что берут растения из почвы, как сделать её плодородной.

Читайте также:  Удобрение сливы вишни осенью

Растения и почва

Как только семя попадает во влажную почву, оно набухает, кожица лопается и появляется корешок. Вскоре он обрастает тонкими корнями. Этот процесс хорошо виден на семенах фасоли, пророщенных в блюдце.

Рис. 1. Проросшие семена фасоли.

Вскоре из земли показывается зелёный росток. Пока продолжается надземный рост, растение наращивает корни. Из толстых корней отрастают тонкие, из тонких — корневые волоски. Именно они обеспечивают питание растения.

Корневые волоски похожи на нежный пушок, окружающий молодые корни. Оболочка волосков склеивается с частицами почвы, откуда они всасывают питательные вещества и воду. Длина волосков — от долей миллиметра до 1 см. В сухой или переувлажнённой почве корневые волоски не отрастают.

Корневая система может быть объёмнее надземной части и выходить далеко за пределы кроны. Так увеличивается площадь, с которой растения поглощают питательные вещества.

Что растения получают из почвы

Корни всасывают полезные компоненты из растворов, поэтому важно вовремя увлажнять грунт. Здоровая почва хорошо сохраняет влагу и содержит различные минеральные вещества. Для активного роста требуются соединения азота, для цветения и созревания плодов — соли фосфора. В конце лета, когда важно подготовить растение к зимним холодам, нужны калийные соли.

В зависимости от состава почвы могут потребоваться соединения кальция, магния, серы. Из-за недостатка серы растение не усваивает азот, желтеет, в семенах не накапливаются масла.

Рис. 2. Растение с дефицитом серы.

Кроме питательных веществ, растениям необходима вода. Охлаждение кроны происходит за счёт испарения с поверхности листьев. При постоянном недостатке воды растения гибнут. На территориях, где выпадает мало осадков, применяется искусственное орошение.

Рис. 3. Искусственное орошение.

Удобрения

В земледелии для предотвращения истощения почвы используются удобрения. При небольшой площади посевов применяется органическая подкормка — компост, то есть остатки растений, навоз, птичий помёт, переработанные микроорганизмами. Крупные хозяйства закупают минеральные удобрения, которые производят предприятия химической промышленности.

Класс удобрения и его необходимое количество определяется специалистом с помощью анализа почвы. Вреден и недостаток, и избыток внесённых веществ.

Что мы узнали?

Для питания растениям необходима развитая корневая система и плодородная почва. Почва должна содержать растворённые в воде элементы питания. При их недостатке применяются удобрения. Об этом можно рассказать в докладе на урок по окружающему миру в 3 классе.

Источник

Adblock
detector