Меню

Что разрушает почву если почва не укреплена корнями растений

Загрязнение почвы: причины, последствия и пути решения

Источники загрязнения почвы – это химические вещества и микроорганизмы, присутствие которых изменяет физические, химические и биологические свойства почвы, что приводит к снижению плодородия почвы, то есть её полезности. Ухудшение состояния и качества почвы также вызвано чрезмерной эксплуатацией и неправильным ее использованием фермерами.

Типы и источники загрязнения и деградации почв

Загрязнение почвы в России вызывается всеми химическими соединениями, радиоактивными элементами и микроорганизмами, присутствующими в почве в повышенных количествах. Результат –изменения характеристик почвы, что препятствует ее нормальному использованию.

Причины загрязнения почвы отмечаются в следующем:

  1. Газы и пыль, выбрасываемые промышленными предприятиями (химическими, нефтехимическими, цементными, сталелитейными заводами, электростанциями и т. д.);
  2. Твердые и жидкие промышленные и городские отходы;
  3. Химикаты, используемые в сельском хозяйстве (удобрения, химические средства защиты растений);
  4. Выбросы транспортных средств.

Другие факторы, разрушающие почву, – это природные явления, происходящие без вмешательства человека. К ним относятся такие естественные виды загрязнения почвы, как землетрясения, эрозия, засуха, пожары.

Эрозия почвы

Эрозия почвы – это процесс вымывания или растворения поверхностного слоя почвы. Другое определение – перемещение, сортировка и осаждение в другом регионе частиц почвы, вызванное вымыванием поверхностного слоя почвы дождевой или речной водой (водная эрозия) или сдуванием — ветровой эрозией.

Эрозия также может быть вызвана деятельностью человека, а именно:

  1. Неправильно проведенной мелиорацией;
  2. Вырубкой и сжиганием лесов;
  3. Слишком интенсивным выпасом животных;
  4. Ведением интенсивного сельского хозяйства;
  5. Чрезмерной эксплуатацией водных ресурсов.

Все это вместе или по отдельности приводит к постепенному ухудшению качества земли. Когда почва на участке полностью теряет свою потребительскую ценность, происходит ее опустынивание.

Почвы, на которых невозможно выращивание сельскохозяйственных культур, называют мертвыми почвами. В естественных условиях они встречаются:

  • в непосредственной близости от действующих вулканов;
  • в пустынных районах;
  • в промышленных ландшафтах, например, в отвалах.

Нередко этот процесс необратим, сопровождается сильным преобразованием земель. Строительство домов, укладка асфальта, тротуаров, выкапыванием карьеров, все это пример человеческой деятельности, полностью разрушающей определенные элементы окружающей среды.

Химическое загрязнение почвы

Однако наибольшее влияние на нарушение биологического баланса почвы оказывает химическое загрязнение. Его основные источники – промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Воздействие этих отраслей человеческой деятельности может привести к усталости почвы, снижению ее плодородия.

В крайних случаях загрязнение приводит к деградации почвы и растительности — опустыниванию. Примером такой деградации является техническое разрушение почвы.

Промышленные предприятия выбрасывают пыль, содержащую тяжелые металлы (например, свинец, ртуть) и газы (например, соединения серы, азота, хлора). Также источником загрязнения являются сырая нефть и ее производные, радиоактивные вещества. Наконец, на загрязнение в значительной степени влияет захоронение промышленных отходов.

Сельское хозяйство и транспорт, как источники загрязнения почвы

Современные сельскохозяйственные технологии также оказывают значительное влияние на химическое загрязнение почв. Причина – химическая обработка сельскохозяйственных культур. Применяются средства защиты растений – пестициды и токсичные компоненты, содержащиеся в удобрениях и средствах для роста растений.

Особенно негативно влияет на качество почв автомобильный транспорт:

  1. Загрязняет почву и растительность выхлопными газами, содержащими соединения свинца и вредные углеводороды;
  2. Отрицательно влияет на состояние почв из-за вышеупомянутой технической деградации почв, вызванной строительством коммуникационных и транспортных путей.

Последствия загрязнения почвы

Загрязнение изменяет состав и состояние почвы химически, физически и биологически. Чрезмерное использование искусственных удобрений и использование средств защиты растений нарушают течение вегетации растений и ухудшают структуру почвы. Это приводит к снижению плодородия почвы, что, в свою очередь, снижает урожайность. Следствием этого является снижение качества пищи и качества кормов для животных.

Основные последствия загрязнения почвы:

  1. Засоление, несоответствующая реакция (подщелачивание или закисление), сопровождающееся вымыванием питательных веществ, особенно калия;
  2. Ухудшение структуры почвы – пересушивание или заиление;
  3. Снижение плодородия почвы в результате изменения ее физических, химических и микробиологических свойств;
  4. Отрицательное влияние загрязнения почвы на развитие растений и организмов на более высоких уровнях пищевой цепи (на животных и человеке).

Химические загрязнители почвы в результате промышленной деятельности могут проникать через сельскохозяйственные культуры, а затем попадать в организмы животных и людей. Они также могут оказывать прямое влияние на загрязнение поверхностных и подземных вод в результате вымывания вредных веществ из почв.

Техническое и химическое загрязнение разрушает экологическую и эстетическую ценность растительного покрова. Химическое воздействие на состояние почвы изменяет ее pH, вызывая закисление. Подкисление почв приводит к угнетению развития микроорганизмов, а под влиянием процессов разложения органических веществ, выделяются ядовитые вещества.

Пути решения загрязнения почвы

Основные пути решения проблемы загрязнения почвы:

  1. Правильное земледелие с использованием преимущественно натуральных удобрений, рациональное использование искусственных удобрений и средств защиты растений;
  2. Предотвращение эрозии – мелиоративные работы, среднеполевые насаждения, облесение пустошей;
  3. Предотвращение загрязнения почвы из муниципальных источников – сокращение количества отходов и надлежащее управление (сортировка отходов, компостирование, сбор опасных отходов), очистка сточных вод;
  4. Ограничение промышленных источников загрязнения почвы – использование современных экологически чистых технологий и правильное обращение с производственными отходами;
  5. Очистка почвы от токсичных веществ и раскисление закисленной почвы;
  6. Для восстановления загрязненных почв предпринимаются сложные, многоступенчатые меры по восстановлению их полезности – рекультивация почв. Но такой территории требуется много лет, чтобы снова образовался слой почвы.
Читайте также:  Чем подкормить чеснок весной пожелтели листья

К сожалению, некоторые химические загрязнители могут оставаться в почве веками, и никакая обработка не может этого изменить. Поэтому, чтобы ускорить процесс удаления токсичных веществ из почвы и их реабилитации, загрязненную почву смешивают с чистой.

Источник

факторы разрушающие почву

ЕСТЬ ТАКИЕ ФАКТОРЫ
1. Неправильное применение удобрений и пестицидов. Внесение высоких доз азотных удобрений иногда отрицательно влияет на почвенную структуру и снижает противоэрозионную устойчивость почв. Применение повышенных доз пестицидов, содержащих соли тяжелых металлов, также может снижать плодородие почв, т. к. при обработке в ней уничтожаются полезные микроорганизмы и черви, а также изменяется кислотность.

2. Мелиоративные работы. При неправильной технологии таких работ снижается гумусовый слой почвы, плодородный слой почвы засыпается почвообразующей породой.

3. Лесозаготовки. Повреждаются и уничтожаются подлесок, травянистый покров, подстилка и верхний гумусовый слой почвы. Особенно большой вред почве наносят тракторные волоки и транспортировка леса по временным дорогам.

4. Раскорчевка леса. Вместе с корнями деревьев из почвы выносится большое количество гумуса.

5. Лесные пожары. Вместе с лесом уничтожается лесная подстилка и трава. Действие огня распространяется на гумусовый слой почвы, происходит деградация лесных почв.

6. Пожары на осушенных торфяных почвах. На пастбищах и пахотных массивах выгорает полностью органический слой почвы.

Деградация почвы включает процессы эрозии, сопровождается изменениями почвенной флоры и фауны, снижением плодородия, неблагоприятными изменениями в напочвенном растительном покрове, формированием бесплодных, пустынных земель. Различают также, ветровую (дефляционную) , ледниковую, оползневую, речную, биологическую и другие виды эрозии.

К эрозии почв нередко относят и всевозможные явления, снижающие плодородие почв и разрушающие почвенный покров, вызываемые антропогенными факторами:

Химическая эрозия (накопление в почве ядохимикатов) ;

Механическая эрозия (перемещение почвы со склонов различными машинами и агрегатами) ;

Засоление почв при орошении (накопление растворимых солей в почве) ;

Переувлажнение и заболачивание (совокупность явлений, возникающих в почве при постоянном увлажнении) .

Опустынивание – это уменьшение или уничтожение биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением его водных ресурсов, исчезновением сплошного растительного покрова, обеднением и перестройкой фауны и возникновением других условий, близких или аналогичных условиям пустыни.

Общими факторами, приводящими к опустыниванию земли, являются:

Деградация растительного покрова и сопутствующая ей эрозия почв в результате чрезмерного выпаса скота;

Усиление эрозии и дефляции засушливых земель при их интенсивном и нерациональном использовании;

Отсутствие рациональных соотношений между земледелием и животноводством;

Уничтожение растительного покрова при заготовке топлива;

Разрушение растительного и почвенного покрова при дорожном и индустриальном строительстве, геолого-разведочных работах, разработке полезных ископаемых и т. п. ;

Вторичное засоление, подщелачивание и подтопление орошаемых земель.

Ущерб от эрозии почв характеризуется следующими показателями. На слабоэродированных черноземах Русской равнины снижение толщины гумусового горизонта почвы на 1 см уменьшает урожай зерновых приблизительно на 1 ц/га. Полная и повсеместная компенсация потерь гумуса невыполнима из-за недостатка органических удобрений (а если была бы возможна, обошлась бы в миллиарды рублей в год) . С эрозией ежегодно теряется в 1,5 раза больше питательных веществ, чем вносится в виде минеральных удобрений. Смывается 30–50 % объема этих удобрений.

Экологический ущерб причиняется искажением потоков твердого и растворенного вещества в ландшафтах (заиление рек и озер, заморы рыбы в водоемах и т. п. ) , а вне непосредственного контакта с эродируемыми землями – множественными нарушениями природной среды при добыче, переработке и перевозке минеральных удобрений.

Источник

Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Повторить и закрепить материал из раздела« Почва». Раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения. Сформировать знания о значении почвы и ее охране. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Развивать познавательную активность, устную связную речь, зрительное и слуховое восприятие, долговременную память, логическое мышление.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, желание принимать участие в озеленении родного края.

Просмотр содержимого документа
«Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.»

Зугресская специальная общеобразовательная школа-интернат № 31

Разработка урока природоведения для 6 класса

Тема: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Учитель-дефектолог: Болдырева В.В.

г. Зугрэс 2015год

Тема урока: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Цели и задачи урока:

повторить и закрепить материал из раздела« Почва»; раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения; сформировать знания о значении почвы и ее охране; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

— развивать познавательную активность, устную связную речь, зрительное и слуховое восприятие, долговременную память, логическое мышление;

Читайте также:  Когда лучше культивировать почву

— воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, желание принимать участие в озеленении родного края.

Методическая цель урока: использование элементов интерактивных форм и методов работы ( по Е.Пометун); формирование познавательных, информационных, и коммуникативных компетентностей у учащихся.

Оборудование: таблица « Разрушение почвы», тестовые задания, информационный дополнительный материал, ИКТ ( видеофильм), таблица « Причины разрушения почвы».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-конференция.

I. Подготовительная часть

1. Организационный момент.

— Добрый день, уважаемые гости и дети.

— Сегодня мы проведем урок в форме конференции. На прошлом уроке я вас поделила на две группы — исследователи и эксперты. Каждая группа имеет своего руководителя. Руководители получили задания для самостоятельного их изучения в своих группах.

— А по какой теме были эти задания? ( По теме « Почва».)

— На каких еще уроках вы изучали эту тему? ( На уроках географии,

— Давайте вспомним пословицы о почве.

Пословицы о почве.

Учащиеся называют пословицы.

— Без ухода земля – круглая сирота.

— Больше землю удобряй – будешь иметь урожай.

— Из глубокой борозды высокий хлеб растет.

— Земле кланяйся низко – до хлеба будешь близко.

— Земля — наша мать, всех кормит.

— Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

— Какая основная мысль этих пословиц? ( Земля – наша кормилица, поэтому за ней нужно ухаживать, любить, оберегать.)

Молодцы, вы знаете много пословиц о почве.

Проверка изученного материала.

— С помощью тестовых заданий проверим полученные вами знания по теме «Почва» и узнаем об уровне вашей подготовки.

— Прочитайте внимательно вопросы и выберите правильный ответ.

Из чего состоит почва?

А) песок, глина, руда, перегной, вода;

Б) перегной, вода, воздух, глина, песок;

В) воздух, вода, перегной, песок.

2. Цвет почвы зависит от:

А) минеральных солей;

Б) количества воды;

В) количества перегноя.

3. Кто принимает участие в почвообразовании?

А) дождевые черви;

А) частички отмерших растений и животных;

Б) частички микроорганизмов;

В) песок и глина.

2. Главный признак почвы – это:

А) способность впитывать воду;

В) защищать растения.

Какую почву считают наиболее плодородной?

После выполнения заданий учащимися, предлагаю группам обменяться карточками для взаимопроверки.

2 Сообщение темы и задач урока.

Мы продолжаем изучать раздел « Почва» и сегодня на конференции будем работать над такой темой.

Тема конференции: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Задачи для учащихся:

— давать полные и правильные ответы на вопросы;

— читать выразительно и правильно текст;

— закрепить навыки работы в группах, парами, самостоятельно;

— любить природу и заботиться о ней.

3 Работа в тетрадях.

— запишите тему конференции в тетради.

4 Словарная работа.

— Для дальнейшей работы предлагаю повторить слова, которые мы выучили на предыдущих уроках.

— На доске закрыты слова, которые мы сможем открыть, узнав их значение.

Называю значение слова, а учащиеся называют его.

Как называется самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные? ( Почва)

Главный признак почвы? (Плодородие)

Органической частью почвы это — …? (Перегной)

Самая плодородная почва? ( Чернозем)

— Эти слова записаны в ваших словарях, еще раз обратите ваше внимание на их правописание.

— Объясните значение слов эрозия, оползень.

Эрозия почвы – означает разрушение почвы.

Оползень – обвал почвы.

Давайте еще раз прочитаем эти слова вместе и запишем их в словарь.

5 Вступительное слово учителя.

Вы уже знаете, что почва, как и вода, и воздух имеет большое значение для жизни на Земле. Без почвы не могут существовать растения, животные, человек. Почва — первоисточник многих природных богатств, основное средство сельскохозяйственного производства. Вот почему говорят, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

Верхний плодородный слой почвы , который дает жизнь растениям, сам образуется очень медленно. Ученые подсчитали, что для того, чтобы образовался слой почвы толщиной 5см, нужно не менее 2000лет.

Под влиянием физических, химических, биологических факторов происходит разрушение почвы. Главные разрушители почвы – вода и ветер. Но пока растительный покров целый , ни ветер, ни вода не могут разрушить почву. Во время вырубки леса, вспашки земли или уничтожения растений животными и человеком вода и воздух начинают все больше и больше разрушать почву, снижая ее плодородие. Часто причиной разрушения почвы является неумелая хозяйственная деятельность людей.

— Предлагаю вам посмотреть видео о разрушении почвы.

6 Использование ИКТ.

Просмотр видео « Разрушительные оползни».

— Что разрушают оползни?

— Какая опасность угрожает людям во время разрушения почвы?

— Какую работу проводят ученые, чтобы остановить разрушение почвы?

Читайте также:  Почва это 3 класс окружающий мир видеоурок

( Изучаются причины разрушения почвы, разрабатывается программа, как остановить разрушение почвы.)

7 Проверка самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.

— Вы получили Д/З проработать самостоятельно литературу по этой теме и подготовить короткие выступления.

— Над какой темой работала группа исследователей? ( « Разрушение почвы»).

Выступление группы исследователей:

Ветер, вода, люди своей деятельностью могут стать причиной разрушения почвы.

Очень сильные ветры сдувают почву, а потом в виде пыли переносят её в места, которые не пригодны для выращивания растений. Сильно повреждают поля пыльные бури. Опасны сильные ветры особенно во время вспашки почвы.

Почва разрушается и водой. Весной, во время таяния снега, вода бурными потоками течёт с полей. Она размывает плодородный верхний слой почвы и часть его уносит в реки и другие водоёмы. От потоков снеговой и дождевой воды на полях образуются углубления. Они увеличиваются из года в год и превращаются в овраги, которые уменьшают площадь полей.

Почва может разрушаться и во время неправильной обработки. Трактор после обработки почвы оставляет борозды. Если борозды проложены на склоне холма, то во время дождя потоки воды, которые стекают вниз, расширяют их и образуют промоины. Последние нередко становятся причиной образования оврагов и оползней.

— Вы хорошо подготовили материал. А какой вывод сделала группа при обсуждении этого вопроса?

Вывод делает руководитель группы:

Причины разрушения почвы – это ветер, вода, деятельность человека.

— слово предоставляется группе экспертов, они изучали значение почвы и её охрану.

Почва – это большое богатство. Если бы не было почвы, то не было бы растений, а без них не было бы животных, которые ими питаются, не было бы в воздухе кислорода, которым мы дышим. Не было бы почвы – не было бы жизни. Вот такая связь между почвой и всеми живыми организмами на Земле.

Плодородная почва – это богатство каждой страны. Люди должны сохранить её для своих потомков. Поэтому существует закон об охране почвы.

Почву нужно охранять. Ведь её может выдувать ветер, смывать вода. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.

Прошёл сильный дождь. Потоки воды мчат, размывая всё кругом, сносят почву. А присмотритесь, что происходит в лесу во время дождя. Здесь потоки воды встречают на своем пути препятствия в виде деревьев, кустов, травянистых растений , мхов, опавшего листья и хвои. Поэтому вода не размывает почву, а останавливается и просачивается в землю.

Почву защищают от размывания не только лесные, но и другие растения – полей, лугов, степей.

Чтобы защитить поля от сильного ветра, люди обсаживают их лесополосами.

Вода размывает в земле овраги и сносит плодородную почву. Чтобы овраги не увеличивались, их засыпают, а склоны засаживают кустарниками.

Вывод руководителя группы:

Почву нужно охранять. Не было бы почвы – не было бы жизни на Земле. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.

8 Работа в тетради.

Таблица « Причины разрушения почвы».

— Запишите причины разрушения почвы, используя таблицу.

Встаньте, люди, усмехнитесь,

Земле нашей поклонитесь.

И до солнца потянитесь,

Раз — присядьте, два – присядьте.

На места тихонько сядьте.

III Заключительная часть.

— Переходим к обсуждению этих вопросов. Работаем парами возле доски, используя таблицу « Разрушение почвы».

— Назови причины разрушения почвы. ( Причинами разрушения почвы могут быть ветер, вода, деятельность людей )

— Какое значение имеет почва? ( Почва — это большое богатство. Без неё не было бы жизни на Земле. Все живые организмы на Земле,

связаны между собой и почвой.)

— Как ветер разрушает почву ? ( Ветер сдувает почву, а потом в виде пыли переносит её на большие расстояния.)

— Как можно защитить почву от выдувания ветром? ( Чтобы защитить почву от выдувания ветром, нужно насаживать растения , а вокруг полей – лесополосы.)

— Как защитить почву от водного разрушения? ( Нужно правильно обрабатывать почву тракторами, засыпать ямы, склоны оврагов засаживать кустами и деревьями. )

— Как деятельность людей может привести к разрушению почвы?

( Там, где вырубили лес, образуются овраги и оползни. Поэтому такие участки нужно засаживать новыми растениями.)

— Молодцы и исследователи, и эксперты. Вы хорошо проработали материал и подготовились к конференции. Поэтому я хочу наградить вас грамотами. ( Награждаю группы грамотами.)

— Я хочу взять у вас интервью.

— Понравилась ли вам конференция?

— Какие вопросы рассматривались на конференции?

— Каковы причины разрушения почвы?

— Какое значение почвы?

— Выполнили ли вы задачи, которые стояли перед вами?

— Что вам понравилось больше всего?

Д/З с пояснением учителя.

Стр. 131-132 читать, отвечать на вопросы.

Читать и пересказывать, сделать зарисовку оврага.

Источник

Adblock
detector