Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.
Композиция: тонический стих (читается нараспев).
История создания
В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.
Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Значение произведения
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.
Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.
Действующие лица
Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
Обратите внимание на то, как интересно соотносятся былинные судьбы князя Вольги и князя Олега: если первый родился от змеи, то второй от змеи принял смерть.
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.
Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Дайте определение былины.
Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.
Источник
Микула Селянинович
Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольта брать дани-по́дати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.
Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, так же всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.
Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт, как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелко́вые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
– Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
– Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
– Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-по́дати.
– Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шёлковую плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
– Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
– Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать – других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелко́вые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы пол пути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
– Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул. Лемехи травой вычистил.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
– Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города́ хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга па́лицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
– Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
– Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
– Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.
Тёмная ночь идёт – пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
– Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!
Источник
Микула Селянинович
Былина
Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.
Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Пахарь где-то рядышком соху ведетЕдут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.
Третий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:
— Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
— Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
— Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.
— Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
— Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
— Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать — других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
— Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путем-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку пере прыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьет, приговаривает:
— Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
— Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
— Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
— Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном.
Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.
Темная ночь идет — пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать :
Источник
Микула Селянинович – как простой пахарь превзошёл всю княжескую дружину?
Когда речь заходит о русских богатырях, мы чаще всего вспоминаем знаменитую троицу (Илья-Добрыня-Алёша), а вот имя Микулы Селяниновича остаётся незаслуженно забытым. А ведь он был одним из главных силачей Руси, верным защитником родины, преданным сыном земли, впитавшим её силу.
Он трудолюбив и горд, решителен и отважен, а одержать победу над ним было невозможно, ведь ему покровительствовала сама Мать-Сыра Земля. О Микуле Селяниновиче сложено немало преданий, но самым известным остаётся сказание о его противостояние с князем Вольгой. Каким же был Микула Селянинович? Что олицетворял богатырь? И с каким христианским святым связывают его образ?
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / © Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / © Stepan Gilev / artstation.com
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / © Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Источник