Меню

Что такое блины с почвой

Первый был комом. Как блины стали неотъемлемым символом главного религиозного праздника России?

Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Максим Зиневич шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям

Масленица — один из древнейших русских праздников, который по сей день очень любят и чтят в России. От одной только мысли о румяных и маслянистых блинчиках у каждого россиянина просыпается аппетит, а масленичная неделя просто пропитана их вкусным ароматом. Однако далеко не каждый знает, как появились блины и почему раньше они не были привязаны к Масленице.

Блины могли появиться на Руси задолго до крещения. Вильям Похлебкин — знаменитый исследователь в области кулинарии — писал, что на стоянке около озера Ильмень были найдены фрагменты плоских блюд, в которых, по его мнению, хранились блины.

Существует и версия, по которой это мучное изделие появилось совершенно случайно. Якобы зазевавшаяся хозяйка так долго разогревала овсяный кисель, что он, подрумянившись и поджарившись, стал первым русским блином.

Мировая же история блинов берет свои истоки в Древней Греции. Там задолго до Рождества Христова пекли тагенитасы — плоские изделия из пшеничной муки, меда, оливкового масла и кислого молока. Первые упоминания об этом блюде появляются у поэтов Магнеса и Кратинуса и датируются V веком до нашей эры. То есть блины появились даже раньше, чем люди научились печь хлеб на закваске!

По исследованиям Вильяма Похлебкина, слово «блин» — это искаженное от «млин», которое, в свою очередь, связано с глаголами «мелю», «молоть». Кстати, стоит отметить, что настоящие русские блины были гречневыми, чуть реже — ржаными или ячменными. Пшеничные встречались нечасто, так как пшеницу мог позволить себе далеко не каждый. В целом раньше и пшеничный хлеб был редким продуктом.

Фото: Dmitry29 / Фотобанк Лори

В древние времена блины стали жертвенным блюдом. По преданию, их приносили в дар языческим богам — Велесу, Яриле, Перуну и другим. Накануне сырной недели старшие в семье женщины выходили на берег реки или к колодцу с опарой для блинов и приговаривали: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выгляни в окошко, подуй на опару».

Из-за своей формы, напоминающей солнце, блины стали символом смены времен года. Так, их часто пекли на проводы зимы, считали их символом солнца, красных дней, крепких браков.

В старину блинчики были также частью обрядов. На Руси у молодых была своеобразная традиция: будущая теща давала будущему зятю приготовленные собственноручно яства. Блины на тарелке покрывали сверху платком, а зятю нужно было завернуть в этот платок деньги — выкуп за невесту. Обряд в разных регионах носил различные названия — например, хлибины или яишня — и считался крайне важным при создании семьи, а от него уже пошло выражение «к теще на блины», которое позже стало ассоциироваться с Масленицей.

А как блины стали незаменимым атрибутом Масленицы? Стоит обратиться к истории этого праздника, а именно к тому моменту, когда языческий праздник Масленица стал церковным. Произошло это после того, как в 1492 году Иван III перенес празднование Новолетия с весны на 1 сентября. Тогда обряд приготовления блинов всегда предшествовал наступлению нового года и проходил в начале марта.

Поэтому люди встречали весну, как и раньше: накрывали большие столы, ели каши, сыр, яйца, сметану, пекли пироги, блины и оладушки. Последние были особенно популярны в Сибири, где о блинах мало кто знал. Блинов готовили всегда много, угощали ими странников и нищих.

Кстати, на Руси блины именно пекли, хотя само блюдо подразумевает, что их нужно жарить. На сковороду выливали тесто и клали под печь, где блин поджаривался снизу от тепла камня, а сверху покрывался корочкой от жара в самой печи. Часто на сковороду сразу клали начинку — припек, а затем заливали тестом. Так получался цельный блин с начинкой.

Читайте также:  Отличие чернозема от других почв

Блины имеют богатую историю, которая выходит далеко за пределы истории празднования Масленицы на Руси. Церковь смогла сохранить богатые языческие традиции проводов зимы и встречи весны, объединив их с масленичной неделей, которая предшествовала Великому посту. Таким образом, блины стали не только вкусным угощением, которое могли готовить круглый год, но и религиозным символом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник

Феномен блинов с лопаты: как люди дерутся за еду

В эти выходные российские ленты обошёл очередной сюжет про «блины с лопаты». В Томске во время празднования Дня томича одна из праздничных локаций была посвящена кулинарным искусствам местных компаний. Организаторы совершенно безвозмездно раздали толпе желающих целых 150 кг пирожного «картошка». Внимание на себя обратила сервировка угощения: пирожные разбрасывались в алчущую халявы толпу щедрыми жестами сеятеля. Толпа с переменным успехом ловила сладкие снаряды.


Уже вечером вдохновлённые исполнители из группы «Дискотека Авария» решили во время концерта подарить жителям Томска торт. Примерно тем же методом. Метание торта в довольных местных жителей остановил мэр Томска Иван Кляйн, который заявил, что впервые видит в Томске такое безобразие, и призвал «не кидать подарок как собакам». Где мэр был днём и почему он не узнал о разлетавшейся как шрапнель «картошке», осталось неизвестно. Впрочем, «картошка» – не торт, так что мэр в какой-то степени прав.

В эти выходные томский случай не стал уникальным. Нечто подобное было продемонстрировано и братским белорусским народом на дне города Минска. Там компания «Минскхлебпром» приготовила торт в виде цветка массой целых 270 кг и диаметром около 4-х метров. Вначале торт испытали на детях главы Минска Андрея Шорца, который заявил, что так остальные точно убедятся в безопасности торта для здоровья. После детей дали отмашку для всех. И уже через несколько минут на место событий был приглашён ОМОН, чтобы привести к белорусскому законодательству энтузиазм толпы. Досталось всем. Торта, а не того, что вы подумали.

Подобные эпизоды происходят регулярно, и не только в России. Когда смотришь на поведение «сеятелей» и толпы, можно увидеть экстаз, объединяющий участников процесса. Казалось бы, почему нельзя устроить культурную раздачу с адекватными очередями? Что двигает людей ломиться с боем за грошовыми подарками или получать их в унизительной форме?

Разбрасывание подарков в толпу на праздниках восходит к средневековым традициям. Например, во время коронаций и других торжеств толпа могла рассчитывать на золотые монеты.

«При выходе из церкви бросали народу деньги; русские дрались за них палками. Подходя к полякам, Дмитрий заметил толпу знатных панов и приказал бросить между ними несколько португальских червонцев, к коим, однако, никто из них не притронулся; даже когда два червонца упали одному пану на шляпу, он сбросил их. Русские же кидались за деньгами и производили тесноту; царь, видя сие, не велел более бросать монеты».

Из дневников Марины Мнишек. 20 ноября 1605 года, Описание свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек

«Дьяк Богдан Сутулов, Афанасий Власьев и Шуйский по многу раз полными горстьми бросали золото по пути, по коему шествовал царь, державший за руку свою супругу. Золото было самое лучшее, от монет величиною в талер и до самых маленьких в пфенниг».

То же событие в описании Исаака Массы, голландского купца, присутствовавшего на свадьбе Марины и Лжедмитрия.

Читайте также:  Почва для земляники садовой какая нужна

Если вы после чтения этих отрывков прониклись просвещённостью европейцев и дикостью русскими, избавляйтесь от таких мыслей. Европа тоже не чуралась подобных развлечений. Для коронаций чеканились специальные монеты, которые разбрасывались в толпе. Дарились и другие вещи. Например, в 1883 году в английском Сандерленде при раздаче детских подарков в концертном зале в результате массовой давки погибло 183 ребёнка. Но всё-таки мало что может сравниться с чудовищностью трагедии на Ходынке. По официальным данным, за царские гостинцы (кружка и около килограмма различной еды и сладостей) погибли 1379 человек и около полутора тысяч получили травмы и увечья. Некоторые историки оценивают численность погибших в 3-4 тысячи, а раненых могло быть до 20 тысяч.

Кстати, на инаугурации президента РФ гости получают памятные медали. Но их не кидают в толпу, всё культурно.

Но если на государственных церемониях раздача сувениров – лишь милая традиция, то всё-таки стоит остерегаться скопления людей на акциях раздачи халявы. В XXI веке люди погибают в толпе в ночных клубах (2003 год – Чикаго, 2009 год – Первоуральск), на городских праздниках и фестивалях (2010 год – Германия и Камбоджа, 2014 год – Шанхай), во время митингов (2014 год – Симферополь), на остановках общественного транспорта (2017 год – Индия). Отдельная тема – религиозные праздники. Там давят с завидной регулярностью и тысячами. Например, в 2015 году во время хаджа в районе Мекки были задавлены 2110 паломников. Впрочем, у верующих своя атмосфера.

Невозможно не вспомнить самые выдающиеся случаи одаривания людей ништяками, произошедшие за последние годы. Особенно те эпизоды, которые окончились благополучно, но вызвали резонанс в обществе.

Если вы захотите поставить на первое место по эпичности «блины с лопаты», то ошибётесь. Американцы и тут обогнали великий русский народ. Ведь у них есть самый эксцентричный президент США Дональд Трамп. Старина Дональд почти год назад на встрече с с жителями Пуэрто-Рико, пострадавшего от двух сильнейших ураганов, устроил раздачу бумажных полотенец, бросая их в толпу. Кадры события выглядят, мягко выражаясь, очень своеобразно. Президент США кидает людям предметы, которые они без проблем получили бы по окончании встречи.

Уверенное второе место займут, конечно же, ваши любимые блины с лопаты. Событие, которое дало название явлению и породило множество смешных и грустных мемов. Теперь каждый раз, когда случается подобное событие, мы сразу же вспоминаем «блины с лопаты». Спасибо ставропольцам за такую самоотверженность и жертвенность. Ваше кормление теперь вряд ли забудется.

Почётное третье место можно смело отдавать жителям города русской славы Севастополя, которые дрались за пластиковые стаканчики с салатом оливье. Этот героический эпизод взятия салата произошёл в декабре 2012 года. Местные повара поставили рекорд Украины, приготовив 416 кг салата, который потом решили раздать страждущим жителям Севастополя. Штурм помоста с салатом запомнился всем. В интернете до сих пор обсуждают, кто оказался таким голодным – украинцы или русские.

Невозможно не упомянуть и эпизод, когда лидер цифрового сопротивления и талантливый IT-менеджер Павел Дуров устроил тестирование бумажных самолётиков на возможность пересылки пятитысячных купюр. 27 мая 2012 года Павел на день города прикреплял деньги к бумажным самолётикам и кидал их из окна своего офиса в Санкт-Петербурге. Акция «Телеграм, начало» быстро была прекращена, потому что энтузиазм собравшихся под окнами людей быстро перерос в зверство.

С не меньшим энтузиазмом встретили жители Чечни акцию по раздаче велосипедов в мае этого года. Во время торжественного открытия отреставрированного и благоустроенного города Шали власти решили раздать тысячу велосипедов. Подростки и их родители с большой радостью кинулись навстречу самому европейскому виду городского транспорта. Не обошлось без драк.

Читайте также:  Ребенок с корзиной урожая

Не чураются мирских радостей и православные христиане. Так, три года назад в Михайловском сквере Санкт-Петербурга состоялась раздача двух тонн молдавских яблок в рамках празднования Яблочного Спаса. После того, как священник прочёл молитву и побрызгал на яблоки водой, собравшиеся пошли на штурм. Яростный напор первых рядов оказался столь значителен, что все находившиеся поодаль махнули рукой и ушли с места событий под крики и стоны лидеров гонки. Все яблоки разобрали за 20 минут. Не помешала даже полиция.

В заключение хотелось бы порекомендовать всем вне зависимости от цвета кожи, религии и политических убеждений всегда оставаться разумными и здравомыслящими людьми. Уважать себя и окружающих. Ну а там как получится.

— Прошу глядеть вверх. Раз! — в руке у него показался пистолет, он крикнул: — Два! — Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: — Три! — сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.

Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.

Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумленье охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались восклицанья «ах, ах!» и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки.

На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, а артисты без церемонии начали высовываться из кулис.

В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкану!» И вдруг послышалась плюха. Тотчас в бельэтаже появился шлем милиционера, из бельэтажа кого-то повели.

Вообще возбуждение возрастало, и неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Фагот не прекратил денежный дождь, внезапно дунув в воздух.

Двое молодых людей, обменявшись многозначительным веселым взглядом, снялись с мест и прямехонько направились в буфет. В театре стоял гул, у всех зрителей возбужденно блестели глаза. Да, да, неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Бенгальский не нашел в себе силы и не шевельнулся бы.

Стараясь покрепче овладеть собой, он по привычке потер руки и голосом наибольшей звучности заговорил так:

— Вот, граждане, мы с вами видели случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никаких чудес и магии не существует. Попросим же маэстро Воланда разоблачить нам этот опыт. Сейчас, граждане, вы увидите, как эти, якобы денежные, бумажки исчезнут так же внезапно, как и появились.

Тут он зааплодировал, но в совершенном одиночестве, и на лице при этом у него играла уверенная улыбка, но в глазах этой уверенности отнюдь не было, и скорее в них выражалась мольба.

Публике речь Бенгальского не понравилась. Наступило полное молчание, которое было прервано клетчатым Фаготом.

— Это опять-таки случай так называемого вранья, — объявил он громким козлиным тенором, — бумажки, граждане, настоящие!

— Браво! — отрывисто рявкнул бас где-то в высоте.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Источник

Adblock
detector