Что такое коровяк танец
Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: «в танце народа узнаешь его душу, его характер». Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: «любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк». Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют «спящим» танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же. В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название «мазурка» происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование «мазовецкий народный танец», что в принципе одно и то же. Интересно, что гимн Польши, именуется как «Марш Домбровского», оригинальное название которого Mazurek D?browskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский «гонор», мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца:
Народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца:
— галоп
— подскоки
— основной ход
— «кшесаны» (krzesany; высекание)
— тройной притоп
— голубец с притопом
— голубец с шагом
— приставные шаги на месте
— поворот на месте парой
— ключ
Бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
В 18 — 19 веках краковяк «помогал» отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- История (561)
- Живописное (275)
- Литература (255)
- ЖЗЛ (255)
- Дальние страны (237)
- Великобритания (36)
- Польша (11)
- Нидерланды (8)
- Франция (3)
- Португалия (2)
- Испания (2)
- Чехия (1)
- Дания (1)
- Достопримечательности (161)
- Архитектура (138)
- Костюмные истории (125)
- Красавицы (122)
- 19 век. (95)
- Города мира (95)
- Женские штучки (85)
- Детская (81)
- Религия (79)
- музыка (70)
- Музеи мира (68)
- Военное дело (65)
- холодное оружие (9)
- Необычности (64)
- Замки (63)
- А в это самое время. (60)
- Города России (58)
- Антиквариат (55)
- Живность (40)
- 1812 (39)
- Актеры и актерки (35)
- Юмор (34)
- Чуланчик (33)
- В воздухе (28)
- Техника (27)
- Танец (27)
- Библиотеки (26)
- Сказки и мифы. (24)
- Сады и парки (19)
- Птицы (17)
- Декабристы (16)
- Цветочное (15)
- Школы (13)
- Пещеры (12)
- Спорт (8)
- Винный погребок (7)
- Друзья — соперники (7)
- Планшет (7)
- С купеческим размахом. (4)
- Море (3)
- Сборник панегириков (3)
- Чехия (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История танца. Краковяк.
Польша подарила миру три замечательных «больших» бальных танца — полонез, мазурку и краковяк. Каждый из них по-своему выражал наиболее яркие черты польского национального характера. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский «гонор», мазурка — рыцарское, чуть аффектированне поклонение прекрасной даме, краковяк — способность посмеяться над этим самым «гонором»и «рыцарством», достигавшими у поляков абсолюта.
Краковяк возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
В 18 — 19 веках краковяк «помогал» отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер, Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере « Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева.
Источник
Краковяк
Краковяк (польск. Krakowiak ) — быстрый танец польского происхождения в 2/4; форма двухколенная, мелодия оживлённого характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. Ритм острый, с частыми синкопами. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.
История
Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В XIV веке получил распространение в шляхетской среде. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX веке был популярным бальным танцем.
Краковяк, получив художественную обработку, применяется в балетной музыке и оперной музыке, например в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и других произведениях. Музыкальная форма использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Краковяк» в других словарях:
КРАКОВЯК — 1) национальный польский танец, получивший свое название от города Кракова. 2) нар. польск. песня из коротких строф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРАКОВЯК Польский танец, получивший свое название … Словарь иностранных слов русского языка
КРАКОВЯК — (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2 дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой … Современная энциклопедия
КРАКОВЯК — КРАКОВЯК, краковяка, муж. (польск. krakowiak). Танец польского происхождения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРАКОВЯК — КРАКОВЯК, а, муж. Польский народный быстрый танец, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КРАКОВЯК — муж. польская народная пляска; мера в две четверти. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
краковяк — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Краковяк — скорый польский танец в 2/4 форма двухколенная, мелодияоживленного характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте,которая синкопируется с третьей. К., получив художественную обработку,применяется в балетной музыке, напр. в опере Жизнь за … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КРАКОВЯК — народный танец у поляков. Возник в Краковском воеводстве до 14 в., первоначально в шляхетской среде … Этнографический словарь
Краковяк — (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2 дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
краковяк — краковяк, народный танец у поляков. Возник в Краковском воеводстве до XIV в., первоначально в шляхетской среде … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Источник
Танец «Краковяк»
Автор танца — Н.Л. Гавликовский
Время создания танца — конец XIX в. — начало XX в.
Краковяк — польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. Краковяк распространился в шляхетской среде, был одним из самых популярных танцев Польши. В старину Краковяк танцевали только мужчины, позднее – мужчина в паре с женщиной.
На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.
Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – «Варшавянка».
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей — 12-13 лет.
Музыка:
Музыкальный размер — 2/4.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца – Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.
Композиция танца.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя «па де баск» (4 такта) и «проходку» (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).
Композиция допускает замену «проходки» на «двойной голубец с тройным притопом», также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.
Возможно также сочетание «проходки» — по линии танца и «двойного голубца с тройным притопом» — против линии танца.
ВТОРАЯ ФИГУРА (8 тактов) — 4 тура Вальса (4 полных вальсовых поворота), исполняемые в музыкальном размере 2/4.
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 3 позиции: у мальчика левая нога впереди, у девочки — правая нога впереди.
Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).
Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.
Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.
Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки — на талии.
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
1 часть первой фигуры (1-4 такты)
И-1-И-2
Мальчик выполняет па де баск с левой ноги, девочка — с правой ноги.
Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка — вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).
Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки — налево (к левому плечу).
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Положение свободных рук не меняется.).
И-3-И-4
Мальчик выполняет па де баск с правой ноги, девочка — с левой ноги.
Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик — вправо (по диагонали от центра по линии танца), девочка — влево (по диагонали к центру по линии танца).
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение. (Положение свободных рук не меняется.)
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты — «Проходка» по линии танца
7-8 такты — «Проходка» против линии танца
1-2-3-4
Счет 1-2-3- Поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка — с правой.
С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.)
Головы — прямо, взгляд — вперед.
Счет 4- Танцующие исполняют притоп (приставка ноги в 1 позицию с мягким ударом в пол): мальчик — притоп правой ногой, девочка — притоп левой ногой. При этом вес не переносится на приставляемую ногу, а остается у мальчика — на левой ноге, у девочки — на правой.
Исполняя притоп, мальчик делает полповорота вправо на левой ноге, девочка — полповорота влево на правой ноге (через положение — лицом друг к другу), оказываясь лицом против линии танца.
Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.)
Допускается на счет 4 (вместе с поворотом на опорной ноге) сделать свободной ногой не притоп, а «флик» — лёгкий скользящий мазок по полу подушечкой стопы вперед от опорной ноги, с выведением ноги вперед на носок (против линии танца), не отрывая ее от пола: мальчик — правой ногой, девочка — левой.
1-2-3-4
Счет 1-2- Партнеры исполняют два танцевальных шага вперед против линии танца: мальчик начинает с правой ноги, девочка — с левой.
Счет 3- Поворачиваясь лицом друг к другу, партнеры делают шаг в сторону (против линии танца), слегка приближаясь друг к другу: мальчик — правой ногой, девочка — левой.
Счет 4- Танцующие приставляют свободную ногу в 3 позицию: мальчик приставляет левую ногу спереди, девочка — правую ногу спереди. (Вес корпуса на приставляемую ногу не переносится.)
Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения классического вальса.
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты — «Двойной па голубец с тройным притопом» по линии танца
7-8 такты — «Двойной па голубец с тройным притопом» против линии танца
И-3-И-4
В конце 4-ого такта (после исполнения движения «па де баск»), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру). Соединенные руки направлены в сторону (против линии танца), свободные руки — на талии.
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, продвигаясь по линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, также продвигаясь по линии танца.
И-3-И-4
Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук:
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки — правая.)
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты — «Проходка» по линии танца
7-8 такты — «Двойной па голубец с тройным притопом» против линии танца
1-2-3-4
Счет 1-2-3- После 4-ого такта танцующие поворачиваются лицом по линии танца и исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка — с правой.
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.
Счет 4- Танцующие исполняют притоп: мальчик — правой ногой, девочка — левой ногой.
Исполняя притоп, партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру). Вес на приставляемую ногу не переносится.
Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. Свободные руки остаются на талии.
И-3-И-4
В позиции лицом друг к другу:
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения вальса. (Ноги в 3 позиции: у мальчика левая нога спереди, у девочки — правая.)
ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)
В конце 16 такта танцующие принимают исходное положение танца, для повторения композиции.