«Незаметные защитники урожая». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
наталья абросименко
«Незаметные защитники урожая». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Незаметные защитники урожая.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Цели: 1. Познакомить с полезными насекомыми- защитниками урожая.
2. Развивать мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: иллюстрации, картины насекомых.
Ход занятия.
В. — Здравствуйте, ребята, сегодня на занятии мы поговорим о насекомых. А о каких, вы узнаете, отгадав загадку.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
В. — Ребята, почему, когда вы собираете урожай, он вас не всегда радует?
Д. — Потому что яблоки бывают червивые и гнилые.
В. — Что же нужно сделать, чтобы урожай был хорошим?
Д. — Опрыскивать, белить стволы известью и т. д.
В. — Оказывается, ребята, есть еще один метод, чтобы избавиться от вредных насекомых. Кто же помогает нам в сохранении урожая?
Д. — Птицы, насекомые.
В. — Сегодня на занятии мы будем говорить о незаметных защитниках урожая.
Ребята, действительно одна третья часть урожая достается вредным насекомым.
А каких вредных растительноядных насекомых вы знаете?
Д. — Саранча, гусеницы, тля.
В. — Посмотрите на жука. Какой это жук?
Д. — Полосатый, желтого цвета, гладкий, небольшие усы.
В. — Чем же он отличается от других жуков?
Д. — Он полосатый.
В. — Да, этот жук имеет 10 полосок, раньше его называли десятилинейный жук. Но сейчас его называют по-другому- колорадский жук. Он пожирает ботву картофеля, томатов. Жук этот окрашен тем, что он хорошо переносит суровые условия, очень прожорлив.
А как же он к нам попал?
Д. — Вместе с картофелем.
В. — Следующее вредное насекомое яблонная плодожорка, посмотрите. Эта гусеница прогрызает яблоко, забирается во внутрь и съедает зернышки, затем переползает в следующее.
Что происходит с яблоками?
Д. — Не растут, гниют.
В. — Следующее насекомое- саранча. Посмотрите на иллюстрацию.
Какой вред наносит саранча?
Д. — Пожирает листья у растений.
В. — Ребята, когда саранча приносит большой вред?
Д. — Когда их много.
В. — Это очень страшное насекомое. В древности из-за этого насекомого люди оставались голодными. Саранча не брезгует ничем, все ест. Следующее вредное насекомое тля.
— Что вы можете сказать об этих насекомых?
Д. — Они маленькие, зеленые.
В. — Где живет тля?
Д. — Под листьями растений.
В. — На одном месте их может быть около сотни.
А почему тля живет на листике?
Д. — Она питается соком.
В. — Тля высасывает сок, листья засыхают и опадают.
Ребята, а каких грызунов вы знаете?
Д. — Суслики, мыши, крысы, хомяки.
В. — Какой вред они могут нанести?
Д. — Подъедают корни, поедают колоски.
В. — Кроме названных вредных насекомых и животных существуют еще очень много других. В природе существуют равновесие между вредными насекомыми и полезными.
Вторая часть нашего занятия- наши помощники.
Каких полезных насекомых и животных вы знаете?
Д. — Божья коровка, дятел, пчела.
В. — Эти насекомые и животные хищники, почему?
Д. — Потому что поедают вредных насекомых.
В. — Их существует очень много. Одним из таких насекомых является божья коровка. За свою жизнь божья коровка уничтожает 4 тысячи тли. Следующий вид- жук жужелица. Он поедает гусениц и колорадских жуков (показ иллюстраций).
Трихограмма. Этих насекомых специально разводят и запускают в яблоневые сады. Трихограмма откладывает свои яйца в яйцах яблонной плодожорки.
Следующие помощники- птицы.
Какую пользу они приносят?
Д. — Поедают вредных насекомых, спасают наш урожай.
В. — Как нужно относиться к таким птицам и насекомым?
Д. — Их нужно беречь и охранять.
В. — Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали на занятии.
Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.
Занятие «Знакомство с компьютером» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром средняя группа на тему » Знакомство с компьютером» Цель: Познакомить детей с отдельными.
Источник
Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Тема: «Незаметные защитники урожая»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок с применением информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_4_kl.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области»
Конспект урока по программе «Школа России»
Тема: «Незаметные защитники урожая»
Подготовила учитель начальных классов
Цель: познакомить учащихся с отдельными представителями вредителей культурных растений и некоторыми представителями защитников растений;
формировать умение распознавать вредных и полезных насекомых;
формировать представление об экологической целостности и природном равновесии.
Оборудование: презентация «Защитники урожая» , подготовленная учителем; иллюстрации животных -вредителей; перфокарты «Культурные растения нашего края»; физическая карта мира; кроссворд «Наши помощники».
-Здравствуйте ребята. Мы приготовились к уроку «Мир вокруг нас». Прошу вас настроиться на рабочий лад. Садитесь.
2. Сообщение темы урока .
-Тема нашего урока: «Незаметные защитники урожая». Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
-Верно, защитники урожая это птицы и полезные насекомые, а пока проверим домашнее задание . Поговорим о самом урожае.
3. Проверка домашнего задания .
1. В перфокарту впишите названия культурных растений нашего края.
2. А сейчас ребята расскажут интересные подробности о некоторых культурных растениях садов, огородов и полей нашего края.
4.Работа над новым материалом .
1. Что нас ждет на уроке?
— Спасибо, большое, за сообщения. Молодцы! Узнали что-то новое сами и поделились с одноклассниками. А сейчас вернемся к нашей теме. На сегодняшнем уроке мы поговорим о вредителях культурных растений и защитниках, помогающих сберечь урожай. Обсудим некоторые экологические проблемы, будем составлять цепи питания для сообществ поля, сада и огорода, решим кроссворд, подведем итог и послушаем выступление синоптика.
2. Объяснение нового материала.
-Посмотрите на эти рисунки. Что вы знаете об этих животных. Какой вред, и каким растениям они наносят? ( На доске изображения животных -вредителей. Дети называют их и рассказывают о вреде наносимом ими. Учитель дополняет и к каждому изображению прикрепляет табличку с названием.)
Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского штата Колорадо, об этом говорит само название. Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек. Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.
Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.
Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.
Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие. Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.
Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.
Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.
Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.
Мыши, полевки, суслики, хомяки – все эти грызуны приносят большой вред урожаю зерновых культур. Суслики и хомяки могут запасти в норе до 30 кг зерна.
Вот сколько врагов у культурных растений. Вот этим растительноядным насекомым и грызунам достается часть урожая.
-Что же делать людям? Человек стараясь защитить сады, поля и огороды, обрабатывает их ядохимикатами – пестицидами. Это специальные химические вещества, применяемые для борьбы с насекомыми вредителями. Но ядохимикаты попадают и в плоды растений, а мы невольно едим отравленную продукцию. Вредные химические вещества накапливаются в организме человека, и человек начинает болеть. Кроме этого пестициды накапливаются в почве и отравляют ее, а воздушными потоками вредные вещества могут быть перенесены на десятки и даже сотни километров. Это большая экологическая проблема.
В горах Японии, вдали от городов, заводов и фабрик находится чудесное чистое озеро. ( Учитель сопровождает свой рассказ показом географических объектов на карте.) тысячи лет люди пользовались его прозрачной водой. Но вот недавно было обнаружено, что даже в нем изменился химический состав – туда попали ядовитые вещества. Откуда они взялись, ведь рядом нет никаких источников загрязнения? Анализ показал, что это были пестициды. А заносили их в озеро воздушные потоки, пришедшие с полей Китая и Кореи. Выходит, что, спасая свой урожай, люди наносят урон природе за полторы тысячи километров.
А как вы думаете, почему сейчас такое бывает: набрал человек съедобные грибы, приготовил их, съел и получил отравление?
Ядохимикаты наносят вред не только человеку, они убивают все живое. Погибают полезные насекомые: пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов. Погибают насекомые – хищники, птицы, питаясь отравленными насекомыми, тоже погибают. Нарушается природное равновесие и вредителей становится еще больше. Почему?
Так что же делать? Как справиться с этой экологической задачей? Кто нам поможет? (Дети предлагают решения проблемы?)
Давайте посмотрим презентацию «Защитники урожая». Посмотрите на этих насекомых и птиц, что вы о них знаете? ( Учитель дополняет рассказы детей о защитниках урожая.)
Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю. За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей. Почему же ее зовут коровкой? Коровы дают молоко, и божья коровка выделяет молочко, только оранжевое. Конечно на самом деле это не молоко, а едкая неприятно пахнущая жидкость. Из-за яркой окраски и из-за этого «молочка» божью коровку не едят птицы. Божья коровка может быть не только красной, но и коричневой, желтой, бронзовой, но обязательно пятнистой. Некоторые считают, что сколько точек на крыльях, столько лет жучку. Это не верно. Просто коровок много разных видов. Вы, наверное, с детства знаете веселое стихотворение про божью коровку? А есть еще поверье, будто коровка предсказывает погоду. Надо сказать:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло?
Если она взлетит при слове «холодно» — жди холода, а при слове « тепло» — жди тепла.
Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.
Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.
Яйцеед – трихограмма – здесь эта мошка нарисована большой, а на самом деле мы её не замечаем. Она очень мала. На одном вашем ноготке уместится несколько десятков. Яйцеедом она называется за то, что откладывает свои яички в яйца других насекомых, например в яйца яблонной плодожорки, и личинки трихограммы разрушают яйцо вредного насекомого, выедая его из нутрии. Трихограмму даже разводят в специальных лабораториях и выпускают на поля, в сады, огороды для защиты.
Теперь о наших помощниках насекомоядных птицах.
Скворец – за день делает около 200 вылетов и обязательно принесет скворчатам гусеницу или другое насекомое.
Кукушка – хоть про нее и идет дурная слава, она полезна. У кукушки отличный аппетит, она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.
Мухоловка – пеструшка, синица – помощники сада.
Пеночка – маленькая неприметная птичка, но приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, пеночки весят от 5 до 12 г, а съедает за день 17 г корма.
Жаворонок – тоже насекомояден и очищает полевые растения от вредителей. Гнезда делает прямо на земле.
Как привлечь птиц в сады? (Зимой делать кормушки, а весной скворечники, и синичники.)
Есть и на грызунов управа – за ними охотятся хищные птицы: ястреб, коршун, лунь, степной орел и другие. Для них в поле делают присады – высокие шесты с перекладинами. Чтобы они могли отдохнуть и выследить добычу. Если устроены такие присады, грызунов становится в поле в 6-7 раз меньше.
А ночью бесшумно летают совы и филины. Одна сова за год в среднем уничтожает 1000 мышей. Сколько зерна спасает сова, если мышь съедает в год килограмм хлеба?
Вот, оказывается, сколько помощников! Надо только хорошо их знать и оберегать.
5. Физкультурная минутка .
6. Самостоятельная работа .
— А, сейчас опираясь на полученные сведения о животных – вредителях и о животных – помощниках составьте цепи питания, для сада и огорода.
Проверка самостоятельной работы.
— Подумайте, что может нарушить в этих цепях питания человек?
7. Закрепление полученных знаний .
— откройте страницу 162, прочитайте 3 вопрос из раздела « Подумайте». Выберите правильный способ.
Прочитайте 1 вопрос из раздела « Проверь себя». Перечислите животных, которые приносят вред растениеводству.
Прочитайте 2 вопрос. Какие животные помогают людям сохранить урожай? Отвечать на этот вопрос мы будем с помощью кроссворда.
Задания к кроссворду.
- Небольшая птичка с желтой грудкой и черной шапочкой. Ее веселое пение можно услышать и в зимнюю оттепель. (синица)
- Насекомое с «золотыми» глазками. (златоглазка)
- Хищная ночная птица. (сова)
- Эта птица никогда не высиживает свои яйца, за это ее не любят. Но она очень прожорлива и этим полезна. ( кукушка)
- Этот полезный жук ест даже личинки колорадского жука и слизней. (жужелица)
- Название этой птицы говорит о том, что она ловит мух. (мухоловка)
- Яркой окраски жучек, с точками на спине. (божья коровка)
- Еле заметный защитник урожая, его даже разводят в специальных лабораториях. (яйцеед – трихограмма)
Источник