ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ
• Проблемы земледелия, М., 1978;Плодородие почв и пути его повышения, под ред. Н. П. Панова. М., 1983.
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор: В. К. Месяц . 1989 .
Смотреть что такое «ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ» в других словарях:
ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ — повышение плодородия почвы путем углубления пахотного горизонта, систематической обработки, удобрения, известкования или гипсования, регулирования водного режима … Большой Энциклопедический словарь
ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ — направленное воздействие (обработка, орошение, удобрение, мелиорация) человека на почвы, вовлеченные в сельскохозяйственное производство, с целью увеличения их плодородия. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
окультуривание почвы — Повышение плодородия почвы физическими, химическими и биологическими методами воздействия на нее. [ГОСТ 16265 89] Тематики земледелие … Справочник технического переводчика
окультуривание почвы — комплекс мероприятий по повышению плодородия почвы. Включает внесение органических, зелёных и минеральных удобрений, известкование, гипсование, оптимальную обработку пахотного слоя и др. * * * ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ, повышение… … Энциклопедический словарь
Окультуривание почвы — процесс изменения важнейших природных свойств почвы в благоприятную сторону (повышение плодородия) путём применения научно обоснованных приёмов воздействия на почву. В процессе окультуривания почвы претерпевают неодинаковые изменения,… … Большая советская энциклопедия
окультуривание почвы — окультуривание почвы, улучшение неблагоприятных агрономических свойств почвы. Применяют на почвах с низким естественным плодородием. Методы окультуривания: биологический обогащение почвы гумусом и биологическим азотом (внесение… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
ОКУЛЬТУРИВАНИЕ ПОЧВЫ — комплекс меро приятии по повышению плодородия почвы. Включает внесение органич., зелёных и минер. удобрений, известкование, гипсование, оптим. обработку пахотного слоя и др … Естествознание. Энциклопедический словарь
ЗЯБЛЕВАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ — зябь, летне осенняя обработка почвы под посев яровых с. х. культур след. года. Один из элементов интенсивных технологий возделывания с. х. культур. 3. о. п. в засушливых р нах способствует накоплению и сохранению влаги в почве, в избыточно… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
зяблевая обработка почвы — зяблевая обработка почвы, зябь, летне осенняя обработка почвы под посев яровых сельскохозяйственных культур следующего года. Один из элементов интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. З. о. п. в засушливых районах… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
СССР. Почвы — Общие особенности почвенного покрова Изменчивость в пространстве и во времени факторов почвообразования (климата, рельефа, материнской породы, растительности и др.), а вследствие этого различная история развития почвенного… … Большая советская энциклопедия
Источник
Окультуривание почв. Приемы окультуривания. Показатели окультуренности почв.
Окультуривание почвы — процесс изменения важнейших природных свойств почвы в благоприятную сторону (повышение плодородия) путём применения научно обоснованных приёмов воздействия на почву. В процессе окультуривания почвы претерпевают неодинаковые изменения, зависящие от особенностей исходного ландшафта, а также от характера применяемых агротехнических приёмов.
Окультуривание –
1. Внесение удобрений. Удобрения можно классифицировать по следующим признакам:
— по происхождению (минеральные и органические),
— по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твёрдые),
— по способу действия (прямого и косвенного),
— по способу их внесения в почву (основное, припосевное, подкормочное).
Минеральные удобрения вносятся для пополнения запаса питательных веществ в почве, таких как фосфор (P), калий (К), азот (N). Если эти удобрения вносятся отдельно – их называют простыми (аммиачная селитра (N), суперфосфат (P), хлористый калий (K)).
При внесении могут использоваться смеси удобрений, но это значительно усложняет подготовку к внесению и ухудшает качество их распределения по полю. Поэтому широкое распространение получили сложные удобрения (нитрофоски (фосфор, азот и калий) и аммофоски (фосфор и азот)) для внесения которых применяются разбрасыватели минеральных удобрений различных типов:
— азотные, — фосфорные, — калийные, — сложные (комплексные), — известковые.
Наиболее распространённые виды органических удобрений — перегной, торф, навоз, гуано, птичий помёт, компост, сапропель.
Другие — органно-минеральные, — микроудобрения, — бактериальные удобрения.
Удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах, называются местными (навоз, компост, торф, зола), на химических предприятиях — промышленными. В последнее время зависимость растений от концентрации углекислого газа также становится объектом исследований. Углекислый газ применяется, в частности, для повышения продуктивности растений в теплицах.
2. Мелиорация — комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Мелиорация отличается от обычных агротехнических приёмов длительным и более интенсивным воздействием на объекты мелиорации. Основные виды мелиорации: гидротехническая, химическая, агролесомелиорация, культуртехнические работы. Выбор вида мелиорации зависит от природно-хозяйственных условий территории; как правило, применяют комплекс мелиоративных мероприятий.
Мелиорация состоит из двух этапов — строительного и этапа эксплуатации. Строительный этап заключается в проектировании и строительстве мелиоративной сети с использованием специализированных мелиоративных машин. На этапе эксплуатации проводится постоянная оценка состояния мелиоративных сооружений и их соответствия постоянно изменяющимся условиям эксплуатации, а также поддержание мелиоративных систем в работоспособном состоянии, их адаптации к изменяющимся условиям.
— Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы. Орошение является одним из видов мелиорации. Орошение улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность.
— Осушение — применяется в зоне избыточного увлажнения, где количество выпадающих осадков преобладает над испарением. Следовательно, в почве избыток влаги, температура почвы снижается, деятельность микроорганизмов уменьшается. Преобладают закисные процессы, которые ведут к заболачиванию почвы. Устранение избыточной влаги достигается осушением и осушительными инженерными оборудованиями.
3.Известкование почв — метод химической мелиорации кислых почв, заключающийся во внесении в них известковых удобрений: кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашёной извести и т. д. Эффект известкования основан на замещении в ППК ионов водорода и алюминия на содержащиеся в удобрении кальций или магний. Соли натрия для известкования непригодны, так как в результате ухудшаются физические свойства почвы. Также непригодны кальциевые соли сильных кислот, например гипс, которые напротив приводят к подкислению почвы.
41. Учение В. В. Докучаева о факторах почвообразования и их взаимодействие. Современное представление об эволюции почв.
Основные учения о факторах почвообразования заложил В.В. Докучаев. Он установил, что почва формируется в результате взаимодействия климата, растительности, почвообразующих пород, рельефа местности и возраста страны (времени). В дальнейшем был выделен еще один фактор почвообразования – производственная деятельность человека.
Климат. С этим фактором почвообразования связано поступление в почву воды, необходимой для жизни растений и для растворения минеральных питательных веществ. От климата зависит активность биологических процессов. Количество солнечной энергии, попадающей на земную поверхность, возрастает от полюсов к экватору.
Большое значение имеют такие элементы климата, как атмосферные осадки, испарение и температура. Атмосферные осадки, выпадающие на земную поверхность, расходуются на испарение, фильтрацию в нижние горизонты, стекание по склонам, рост и развитие растений. При этом растворенные вещества и механические частицы передвигаются с водой, как по поверхности почвы, так и по ее вертикальному профилю.
Рельеф. Его роль в почвообразовательном процессе проявляется в перераспределении и различном количестве тепла, поступающего на склоны разной экспозиции. Рельеф влияет на относительный возраст почв, так как в различных условиях почвообразовательный процесс может протекать с разной скоростью. Так, в лесостепной зоне, а также в горах на северных склонах часто растет лес, и образуются дерново-подзолистые или серые лесные почвы. На южных склонах, покрытых травянистой растительностью, формируются степные черноземы или даже каштановые почвы. Южные склоны всегда более теплые и сухие, чем северные, поэтому на склонах разной экспозиции создаются неодинаковые условия почвообразования.
Почвообразующие породы. В одних и тех же природных условиях, но на различных материнских породах могут формироваться разные почвы. Это обусловлено тем, что почва наследует от почвообразующей породы гранулометрический, минералогический и химический составы, а так же физические свойства. От материнских пород зависят биологическая продуктивность, скорость разложения растительных остатков и образование гумуса. Так, в таежно-лесной зоне на алюмосиликатной морене формируются малоплодородные подзолистые почвы, а на карбонатной морене – почвы с высоким плодородием, имеющие хорошо развитый гумусовый горизонт. В южных зонах на засоленных породах образуются солончаки и солонцы.
Почва – среда обитания многих представителей простейших, беспозвоночных и позвоночных животных.
Простейшие — это микроскопические одноклеточные организмы, к которым относятся жгутиковые, амебы, корненожки и инфузории. Они питаются бактериями, водорослями и более мелкими видами простейших. Большинство простейших живит в поверхностном15-сантиметровом слое почвы в аэробных условиях и участвуют в разложении органических веществ.
Беспозвоночные животные (дождевые черви, членистоногие – клещи, ногохвостки и др.) принимают активное участие в почвообразовании. Дождевые черви улучшают и химические свойства почвы, снижают ее кислотность. Насекомые (жуки, муравьи и др.) разрыхляют почву, улучшают ее физические свойства, участвуют в минерализации растительных остатков и обогащают почву гумусом.
Позвоночные животные (кроты, суслики, мыши и др.) проделывают в различные ходы, смешивают растительные остатки с породой и почвой. Растительность, переработанная в пищеварительных органах животных, попадая в почву, превращается в гумус.
Возраст почв. В развитии почвы различают абсолютный и относительный возраст.
Абсолютный возраст определяется временем, прошедшим от начала возникновения почвы до современной стадии ее развития. Чем раньше территория освободилась от моря и ледника, тем больший возраст имеет почва. Это обусловлено суммарным проявлением биологических процессов.
Относительный возраст зависит от рельефа и свойств почвообразующих пород. Эти факторы влияют на интенсивность почвообразовательных процессов. Различия в рельефе создают разные направления и скорости биологических процессов на участках, имеющих одинаковый абсолютный возраст.
Производственная деятельность человека. Освоенная почва подвергается сильному воздействию обрабатывающих орудий, на ее состав и свойства влияют вносимые удобрения, мелиоративные мероприятия и др. При этом ее свойства изменяются значительно быстрее, чем это происходит в природных условиях. Действие природных факторов продолжается, но сильно видоизменяется. Влияние климата на обрабатываемую почву становиться иным, в особенности в условиях мелиорации – орошения и осушения. С заменой природной растительности на культурную изменяются состав почвенных микроорганизмов и характер биохимических процессов.
В результате правильной агротехники, применения высоких доз органических удобрений, фитомелиорации и других приемов создаются окультуренные и культурные почвы.
Знание законов развития почв необходимо для целенаправленного расширенного воспроизводства почвенного плодородия. Проект землеустройства, составленный с учетом взаимосвязей всех факторов почвообразования в ландшафте, — важная предпосылка для применения системы земледелия, обеспечивающей формирование почв с более высоким уровнем эффективного и потенциального плодородия. Если же производственная деятельность осуществляется без учета условий развития почв и их свойств, то возникают такие отрицательные последствия, как эрозия, засоление, заболачивание, загрязнение, дегумификация, разрушение структуры почв и др.
Эволюция почв – изменение уже сформировавшихся почв в подтипы или типы вследствие эволюции природной среды. В результате развития и эволюции природной среды. В результате развития и эволюции почвы приобретают остаточные (унаследованные от материнских пород), рецентные (приобретенные в процессе развития в неизменной экологической среде), реликтовые (унаследованные от других фаз развития) свойства.
В эволюции почв следует следующие циклы:
биогенный (собственно биологический)-саморазвитие,накопления при почвообразовании;
биогеоморфологический-связан с геологическими.геоморфологическими и геохимическими процессами;
Источник
Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое.
Тема № 31. «Воспроизводство плодородия почвы при интенсивном земледелии».
1. Простое и расширенное воспроизводство плодородия почв
2. Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое.
Простое и расширенное воспроизводство плодородия почв
В интенсивном земледелии получение урожая связано с потреблением элементов плодородия (органического вещества, питательных элементов, воды) и ухудшением агрофизических свойств почвы, т.е. снижением плодородия. Устранение этого негативного явления требует постоянного воспроизводства (восстановления) плодородия.
Наибольшую значимость в агрономической практике имеют два вида воспроизводства: простое и расширенное.
Простое воспроизводство — это восстановление почвенного плодородия к исходному состоянию.
Расширенное воспроизводство — это создание почвенного плодородия выше исходного.
Как простое, так и расширенное воспроизводство осуществляется двумя путями:
Первый путь предполагает:
— правильный подбор и рациональное размещение с/х культур;
— научно обоснованное чередование с/х культур;
— возделывание многолетних и однолетних бобовых трав и их смесей, зернобобовых культур, сидеральных и промежуточных культур;
— внесение органических, минеральных и бактериальных удобрений; известкование почв, применение пестицидов;
Вещественный путь оказывает наиболее сильное и многостороннее воздействие на плодородие почвы.
Второй путь основывается на улучшении агрономических свойств почвы путем применения обработки почвы и отдельных мелиоративных мероприятий. Однако технологический путь не может компенсировать вынесенных с урожаем вещественных показателей плодородия. Он позволяет только форсировать использование находящихся в почве веществ и по своему воздействию он краткосрочен. Более того, интенсивное и длительное его применение приводит к снижению почвенного плодородия, хотя и обеспечивается краткосрочный эффект. Интенсивная обработка приводит к снижению содержания гумуса, переуплотнению и распылению почвы, созданию эрозионных условий. Этот путь применяется из-за отсутствия достаточного количества вещественных факторов повышения плодородия.
Все технологические операции, система удобрений, система севооборотов, обработка почвы и т.д. строятся таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство всех факторов плодородия. Однако решающее значение принадлежит воспроизводству наиболее важного интегрального фактора плодородия — органического вещества.
С плодородием почвы связывали пригодность почвы для возделывания культурных растений и удовлетворение их потребностей в земных факторах жизни. Удовлетворение потребностей растений в воде, воздухе и питательных веществах осуществляется только через почву, а степень обеспечения их обусловлена почвенными свойствами и режимами. Таким образом, плодородие является объективным интегральным показателем, отражающим состояние почвенных процессов.
В современном земледелии под плодородием почвы следует понимать способность почвы служить культурным растениям средой обитания, источником и посредником в обеспечении земными факторами жизни и выполнять экологическую функцию. Плодородная почва должна соответствовать следующим требованиям:
· — обеспечивать оптимальные условия водно-воздушного и теплового режимов;
· — содержать достаточное количество подвижных форм питательных веществ;
· — трансформировать питательные вещества почвенных запасов и вносимых извне и накапливать их;
· — обладать сильновыраженным фитосанитарным эффектом, проявляющимся в устранении фитотоксичных веществ и микроорганизмов, фитопатогенов и установлении равновесия между полезной и вредной энтомофауной в межвегетационные периоды, быть относительно чистой от семян и вегетативных органов размножения сорных растений;
· — быть устойчивой к различным факторам разрушения и пригодной для применения современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Уровень плодородия одних и тех же типов и разновидностей почвы во многом зависит от их пространственного расположения в пределах ландшафта, характеризующегося рельефом, крутизной и экспозицией склонов, гидрологическим режимом, химическим составом почвообразующих пород и др.
Наряду с понятием «плодородие почвы» в агрономии широко используют термин «окультуривание почвы». Под окультуриванием понимают улучшение природных свойств почвы посредством применения агромелиоративных мероприятий.
При земледельческом использовании почвы ее плодородие снижается, поскольку для производства растениеводческой продукции расходуются органическое вещество и элементы минерального питания, ухудшаются условия водно-воздушного режима, фитосанитарное состояние, микробиологическая деятельность и т.д. Поэтому возникает необходимость управления плодородием почвы в интенсивном земледелии.
Простое воспроизводство применимо для почв с оптимальным уровнем плодородия. Расширенное воспроизводство реализуется для почв с низким естественным уровнем плодородия, не способным обеспечить достаточную эффективность факторов интенсификации земледелия.
Расширенное воспроизводство плодородия дерново-подзолистых почв — обязательное условие расширенного воспроизводства продукции земледелия вообще.
Естественнонаучная основа теории воспроизводства плодородия почвы закон возврата — частное проявление всеобщего закона сохранения вещества и энергии.
Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое.
Длительное использование почв как средства сельскохозяйственного производства приводит к изменениям природных процессов почвообразования и свойств почв, к формированию новых культурных почв.
Процесс изменения природных свойств почвы с целью создания и постоянного поддержания высшего уровня плодородия под воздействием производственной деятельности человека называется окультуриванием почвы. Окультуривание почвы достигается применением комплекса мероприятий, конечной целью которых является создание в почвах свойств, обеспечивающих высокие и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур.
Для окультуривания почвы используют методы биологического, химического и физического воздействия.
Биологический метод включает приемы, направленные на обогащение почвы гумусом и биологическим азотом. Это осуществляется при посеве многолетних трав (бобовых и травосмесей — злаковых и бобовых), сидератов, правильного подбора и соотношения сельскохозяйственных культур в севообороте.
Химический метод направлен на увеличение количества элементов питания, доступных для растений, путем внесения в почву минеральных удобрений и на улучшение химических свойств почвы, связанных с неблагоприятной реакцией (известкование, гипсование почв).
Физический метод воздействия включает физико-механические приемы — обработку почвы, создание агрономически ценной структуры в пахотном слое, регулирование водного, воздушного и теплового режимов, в том числе и использование мелиорации (осушение, орошение).
На разных почвах в зависимости от их свойств и природных условий почвенно-климатической зоны методы окультуривания применяются раздельно или в сочетании. Наилучшие результаты по окультуриванию, например, дерново-подзолистых почв можно получить, применяя одновременно все три метода, со следующими приемами: 1) посев многолетних трав) применение органических и минеральных удобрений, 3) известкование, 4) система правильной обработки почв и создание мощного слоя, 5) мелиорация избыточно увлажненных почв.
При окультуривании повышается окультуренность почвы- это степень выраженности в строении, составе почвенных признаков, обусловленных процессами окультуривания. Обычно выделяют три степени окультуренности: слабая, средняя и сильная. Степень окультуренности почвы устанавливается по определенным показателям. Наибольшие изменения под влиянием эивания произошли с сероземами, используемые под хлопчатник, с дерново-подзолистыми и другими почвами.
Степень окультуренности может быть различной, и связана с уровнем плодородия почвы.
Классификация почв по степени окультуренности. В разработанных классификациях степень окультуренности почвы учитывает показатели морфологических и агрохимических свойств почвы. Например, для дерново-подзолистых почв основными показателями являются следующие: мощность и окраска пахотного слоя, его структура, содержание гумуса и его качественный состав, состав обменных катионов, степень насыщенности основаниями, рН солевой вытяжки, содержание подвижных форм фосфора и калия, мощность и степень выраженности подзолистого горизонта.
Помимо установленных показателей для каждого типа почвы в степени окультуренности, еще учитываются засоренность посевов, выраженность эрозионных процессов и др.
1. Что такое воспроизводство плодородия почвы?
2. Виды воспроизводства почвы.
3. Пути воспроизводства почвы.
4. Назовите суть биологических методов окультуривания почвы.
5. На что направлен химический метод окультуривания почв?
6 . В чем заключается физический метод окультуривания почв?
Алгоритм выполнения задания:
1. В рабочей тетради записать дату занятия, тему, план .
2. Внимательно изучить содержание вопросов темы.
3. Письменно, в тетради, ответить на контрольные вопросы, размещенные в конце темы.
Источник