География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
- В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
- Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
- Узнают о необходимости охраны почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
- Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
- Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
- Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
Твердая, каменная оболочка земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Верхняя часть литосферы Земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.
Источник
Урок по цветоводству и декоративному садоводству для 6 класса «Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Данные об авторе
Место работы, должность:
КС(К)ОУ РА«Специальная(коррекционная)школа -интернат VIII вида РА», учитель
Регион: Республика Алтай
Характеристики урока (занятия)
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 6 класс (3ч)
Предмет: Цветоводство и декоративное садоводство
Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет.
Цель: Формировать у обучающихся общее представление о почве, как о природном богатстве.
Познакомить с процессом образования почвы. Выявить основное свойство почвы. Определить в процессе опытов, наличие воздуха, воды в почве, ее способности пропускать воду.
Коррекция и развитие умения выделять главное, существенное, развитие умения действовать самостоятельно, делать выводы в процессе опытов.
Воспитывать бережное отношение к почве и ответственность за экологическое благополучие планеты.
Компьютерная презентация, образцы почвы,
Материалы для опытов, для изготовления эскиза среза почвы.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок!
Мы друг другу улыбнёмся,
Дружно новое познать возьмёмся!
Мы сегодня превратимся в исследователей и отправимся в научную экспедицию.
2. Проверка рабочей одежды и обуви обучающихся.
3. Обратить внимание на состояние здоровья обучающихся.
4. Сообщение дежурного.
II . Устная работа. Постановка проблемы, актуализация знаний, и составление плана занятия.
Для того, чтобы понять, что мы будем исследовать в нашей экспедиции разгадайте этот ребус:
.Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что исследовать?
Как вы думаете, куда нужно сажать растения? (Слайд 2)
Вырастут ли в песке красивые цветы и сочные травы? (слайд 3)
Почему растениям нужна именно почва?
Какова, по вашему мнению, роль почвы в природе?
Составим план нашего исследования и узнаем: (слайд 4)
Что такое почва?
Как образуется почва?
Рассмотреть образцы, взятые на экскурсии.
Образец №1(глина), образец №2( песок), образец № 3(камешки), образец № 4 (почва)
определить в каком из образцов можно вырастить красивый цветок?
Молодцы! Правильно определили объект нашего исследования — почву, назвали все заготовленные образцы.
словарная работа: перегной —перегнившие органические остатки растений и животных
Работа в тетрадях
Чтение записанных фраз 2-3 чел
Словарная работа: плодородие почвы —
способность давать урожай растений.
коррекционная минутка для улучшения мелкой моторики пальцев рук с массажером «Суджок»
представители групп знакомят с выводами
Работа с учебником
естествознание 6 класс А.И. Никишов
работа с презентацией
рассказ детей о почве своего района
коррекционная минутка для глаз. «Далеко- близко»
За 1 мин вспомните и запишите как можно больше подземных жителей.
( микроорганизмы, черви, муравьи, насекомые, мыши, кроты, суслики ).
Вы правильно определили, что образец№4 это почва. Наш великий соотечественник В.В. Докучаев, создатель науки о почвах, назвал их зеркалом природы.(слайд 5 с портретом В.В.Докучаева)
Давайте же ответим на первый пункт нашего плана: что такое почва? Исследуем её.
Возьмите лупу и внимательно рассмотрите почву образец№4 результаты исследования запишите в тетрадь:
Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли, в котором видны остатки растений и их корни, песчинки, частички глины. (слайд 6)
Почвою не вся земля зовется, (грозят пальцем)
Только верхний плодородный слой, ( разводят руки в стороны и обратно)
Только в нем, когда пригреет солнце, (руки вверх и в стороны, присесть)
Прорастают семена весной. (медленно встать)
Но не скоро станет доброй пашней (поворот головы вправо, влево)
Влажный перегной листвы опавшей, (присесть руки вперед, движения пальцами)
Отцветают травы каждый год, (руки опустить вниз)
Только долго почвы слой растет.(очень медленно встать)
Так давайте же исследуем, как образуется почва?
В начале урока вы перечислили подземных жителей, проверим(дети зачитывают свои записи): это (слайд8)
микроорганизмы, черви, муравьи, насекомые, мыши, кроты, суслики. Молодцы, а какую роль, по вашему мнению, они играют в образовании почвы?
(они перерабатывают остатки растений и животных в минеральные вещества, необходимые растениям )
(слайд 9) По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5см, требуется 2000 лет, горные породы под действием влаги, воздуха, холода и тепла постоянно разрушаются.
На каменистой поверхности первыми селятся лишайники и мхи. Из их остатков под воздействием бактерий и других микроорганизмов образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так, медленно, под воздействием живых существ каменистая поверхность превращается в почву. В почве селятся разные животные, которые повышают плодородность почвы.
Какой вы можете сделать вывод? (почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.)
Правильно! Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано и
нам с вами беречь, охранять и улучшать это творение природы!
Закончите фразу и запишите в тетрадь ответ на второй пункт нашего плана:
Почва образуется в результате разрушения. под воздействием ….
(слова для справки: ветер, вода, холод, тепло, горные породы, живые организмы)
Итак, переходим к следующему пункту нашего плана: свойства почвы.
Почва отличается от других слоев земли не только тёмной окраской и расположенными в ней корнями растений. Основное её отличие — способность давать урожай растений.
Другими словами основное свойство почвы — это плодородие
проведем опыт№1: 1 группа посеет семена бархатцев в почву, взятую с клумбы- образец № 4,
2 группа посеет семена бархатцев в песок –образец № 2
3 группа посеет семена бархатцев в глину — образец №1
Ваши предположения- появятся ли всходы растений? Будут ли они расти? Обоснуйте их и запишите предположения в тетрадь, а проверить мы их сможем позже, когда увидим результат.
Опыт № 2: (группа 1)
Бросьте кусочек почвы в стакан с водой. Наблюдения запишите в тетрадь
Опыт № 3 (группа2)
На фильтровальную бумагу насыпьте немного почвы плотно придавите вторым листом. Стряхни почву. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Возьмите горшок с почвой, налейте немного воды держите над пустым стаканом.
Наблюдения запишите в тетрадь.
Основное свойство почвы — плодородие
В почве есть воздух
В почве есть вода
Почва пропускает воду
страница 120 прочитать, сделать вывод:
(чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее , тем лучше на ней растут
Как можно улучшить плодородие почвы? (плодородие почвы можно улучшить, внося в почву удобрения )
И последний пункт нашего плана это виды почв . (слайд12)
рассмотрите образцы почвы на слоях земли.
Что вы заметили? (они разные по цвету)
Правильно. А у нас в Республике Алтай почвы везде одинаковые?
Сделайте вывод: ( почвы нашей республики разнообразны)
Выделим 3 основных вида почвы: (слайд 13)
Почвы, в которых содержится много глины, как назовём. (глинистыми)
глинистые почвы серые или рыжеватые, плотные. Они хорошо удерживают влагу. В глинистых почвах мало воздуха. Из комочка такой почвы можно скатать колбаску и свернуть ее в колечко.
Почвы, в которых содержится много песка, как назовём? …. (песчаными)
Песчаные почвы обычно светлые, рассыпчатые. В них много воздуха, но мало воды и минеральных солей, необходимых для питания растений(объясните почему).
Почва с мощным отложением перегноя и богатая минеральными солями, называется чернозём.
Чернозём — темная почва, она рыхлая и в ней много воздуха. Чернозёмные почвы хорошо впитывают воду. Такие почвы с мощным отложением перегноя находятся в основном на юге России.
Любую почву подстерегает много опасностей:
Почва размывается водой, выдувается ветром, образуются овраги. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром называется эрозией почвы.
Деятельность человека наносит большой урон почве — это загрязнение почвы бытовым мусором и химическими отходами, вырубка лесов, уничтожение растений ядохимикатами, которые накапливаются в почве. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без них почва теряет плодородие.
Поэтому почву нужно беречь, ведь её так мало на планете Земля.
Вот мы и исследовали все пункты нашего плана, подведем итог.
Источник
Плодородие почвы
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Полезное
Смотреть что такое «Плодородие почвы» в других словарях:
плодородие почвы — Совокупность свойств почвы, обеспечивающих необходимые условия для жизни растений. [ГОСТ 16265 89] плодородие почвы Способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их… … Справочник технического переводчика
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико химической средой для нормальной деятельности. Различают потенциальное… … Большой Энциклопедический словарь
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется… … Википедия
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — совокупность свойств почвы, обеспечивающая урожай сельскохозяйственных растений; высокое плодородие почвы зависит от оптимального содержания в ней питательных веществ (азота, фосфора, калия, микроэлементов, влаги и т. д.), степени увлажненности,… … Экологический словарь
плодородие почвы — Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и пр. и давать урожай … Словарь по географии
плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико химической средой для нормальной деятельности. Различают потенциальное… … Энциклопедический словарь
плодородие почвы — одна из главнейших экологических функций почвы, заключающаяся в её способности обеспечивать растения на всех этапах роста и развития элементами минерального питания, влагой и воздухом. Осн. фактор продуктивности с. х. угодий. Плодородие почвы… … Географическая энциклопедия
Плодородие почвы — 16. Плодородие почвы Способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности Источник: ГОСТ 27593 88: Почвы. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
плодородие почвы — dirvožemio derlingumas statusas Aprobuotas sritis žemdirbystė apibrėžtis Dirvožemio gebėjimas aprūpinti augalus maisto medžiagomis, drėgme, suteikti jų šaknims pakankamai oro ir šilumos, sudaryti palankią fizikinę ir cheminę terpę normaliai augti … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы удовлетворять потребности р ний в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным кол вом воздуха, тепла и благоприятной физ. хим. средой для нормальной деятельности. Различают потенциальное (естеств.) и… … Естествознание. Энциклопедический словарь
Источник