Меню

Что такое почва 3 класс окружающий мир дмитриева

План-конспект урока по Окружающему миру в 3 классе на тему: «Что такое почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока по

Окружающему миру в 3 классе на т ему :

«Что такое почва»

Предмет: Окружающий мир, 3 класс.

Тема: « Что такое почва».

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление о почве: ее составе и свойствах

формирование у учащихся понятия «почва»- познакомить с составом почвы, ее свойствами;

— формировать элементарные представления о процессах образования почвы;

— получат представление о составе почвы и процессах ее образования;

— научатся с помощью опытов, исследовать основные свойства почвы

— развить пространственное мышление

— продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений;

— развивать исследовательский подход к изучению природных объектов;

— приобретут первоначальные умения выдвигать гипотезы и доказывать их;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— проводить простейшие исследования

— формирование элементов научного мировоззрения учащихся;

— ответственного отношения к учёбе:

— прививать интерес к учебе и учебному предмету;

— воспитывать организованность, прививать навыки бережного обращения к природе.

— осознают значимость процесса познания;

— почувствуют интерес к исследовательской деятельности.

Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация;

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2008, 144 с.

— Давайте проверим домашнее задание .

Кто правильно ответит на все вопросы, тот получит «5 баллов», допустите 1 ошибку, получите «4балла», 2 ошибки «3балла», а 3 ошибки – это всего «2балла». Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока повысить свои баллы.

Тест «Как разрушаются камни?»

1.Твёрдые тела при нагревании

2.Твёрдые тела при охлаждении

3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры?

4.Что ещё играет роль в разрушении камней?

А) воздух, ветер, дождь

Б) Вода, ветер, растения

В) Вода, ветер, животные

5.Что образуется в результате разрушения камней?

А) песок и глина

Б) Слюда и гранит

В) глина и гранит

— Давайте проверим ответы.

Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5 баллов.

Выполняют тестовое задание.

Проверяют свои работы (самоконтроль)

III. Постановка проблемы. Подготовка к изучению нового материала3

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

— Правильно, это «земля». Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. А одинаково ли они пишутся?

Читайте также:  Ограждение для грядок конструктор

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова: «Почва». Это и есть тема сегодняшнего урока.

-Что мы должны сегодня узнать? Попробуем сформулировать цель урока.

Планета Земля, суша, почва…

Надо узнать, что такое почва и из чего она состоит.

IV. Открытие нового знания20

А где можно посмотреть, что называют почвой?

Работа с материалом учебника с.65

-Рассмотрите рисунок, прочитайте определение. Запишите его.

-Какое же её главное свойство?

Чтение определения в толковом словаре

-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Какой вывод можно сделать?

За правильные ответы ставить плюсики на листочках.

Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.66

Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради.

Инструктаж по ТБ

-Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом.

Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее)

Прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?

Какой вывод можно сделать?

Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Что произошло?

Вам, наверное, случалось видеть как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать?

Что нужно сделать с этими листьями, чтобы принести пользу?

Как же они там образуются? Как вы думаете?

-Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки. 2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли. Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.

— Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

(слайды на презентации)

-Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

Читайте также:  Ферма для выращивания краба

-Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)

-Полезное отодвинем налево, а вредное направо.

-Давайте предоставим им самим слово.

-Я — бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.

-Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.

-Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.

-Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Читайте также:  Умный мини сад для выращивания овощей

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Adblock
detector