презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме «Образование и разнообразие почв»
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему
Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему «Образование и разнообразие почв».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_pochv.doc | 48 КБ |
obrazovanie_pochv.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Образование почв и их разнообразие.
- Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Образование почв и их разнообразие» (слайд 1) На уроке мы с вами должны (слайд 2):
- обозначить вклад В. В. Докучаева в изучение почв;
- изучить что такое почва, факторы почвообразования, основное свойство почвы, почвенный профиль;
- познакомиться с основными видами почвы.
Но для начала, давайте вспомним, что же такое почва? (Верхний слой земной коры, обладающий плодородием)
Чем отличается почва от горной породы? (Почва обладает плодородием, в ней обитают животные и микроорганизма, растут растения)
От чего зависит плодородие почвы? (От наличия питательных веществ)
Какие виды почв вам известны?
Мы привыкли называть почву – землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось оно в пословицах, поговорках, песнях (слайд 3).
Прочитайте внимательно пословицы. О чем они нам говорят?
Какие пословицы о земле вам известны? (Господь повелел от земли кормиться; Без хозяина земля круглая сирота)
Почвы всегда интересовали людей, так как люди издревле занимались земледелием.
Первым исследователем почв в России был Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). В своем трактате «О слоях земли» он ставит вопрос: «Что есть почва?» Так что же «есть почва». Вот как М. В. Ломоносов сам отвечает на этот вопрос: «Почва – это особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающие уникальным свойством – плодородием , т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание».
Основателем же науки «Почвоведение», которая занимается изучением почв, был русский ученый Василий Васильевич Докучаев (слайд 5). Он впервые доказал, что почва – это не горная порода, не просто верхний слой Земли, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.
Вся научная деятельность В. В. Докучаева была направлена на изучение свойств почв, разработки методов их защиты. Докучаев научно доказал, что «земля живая», что её неправильная обработка, истощение могут «убить» её.
«Царем почв» Василий Васильевич называл русский чернозем (слайд 6). Он писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота и самоцветов русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов фашистские захватчики вывозили из нашей страны эшелонами именно чернозем, подтверждая тем самым справедливость учения В. В. Докучаева.
В. В. Докучаев справедливо называл почвы «зеркалом ландшафта».
Как вы думаете, что это значит?
А это значит, что именно почвы, как никакой другой компонент природы, являются выразителем самых главных особенностей территории.
Какова же роль В. В. Докучаева в русской и мировой науке?
Мы с вами рассмотрели несколько вариантов определения «почва». Попробуйте из всего выше сказанного сами сформировать понятие «почва».
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени, в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (слайд 7). Запишите определение в тетрадь.
Так что же такое почва?
Прочитайте внимательно определение и скажите, под влиянием каких факторов формируется почва (слайд 8).
Как влияет на почву материнская порода?
От материнской породы зависит не только минеральный состав почвы, но и мощность самой почвы.
Как на почву влияют растения и животные?
Как влияет климат?
Какое влияние будет оказывать рельеф?
Как вы думаете, как время будет влиять на образование почв?
Какой фактор мы с вами не упомянули?
Как деятельность человека влияет на почву? Каковы отрицательные стороны влияния человека на почву? Назовите положительные стороны влияния человека на почву.
Назовите основные почвообразующие факторы.
Вспомните, пожалуйста, основное свойство почвы.
Что такое – плодородие? (слайд 9)
Плодородие — это способность обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ.
Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (слайд 10)
Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором накапливаются необходимые для питания растений элементы: азот, фосфор, калий и др. Но плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая – все это влияет на плодородие.
Например: на водоупорных глинах образуются тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоряемые почвы (слайд 11).
В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль (слайд 12).
Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Посмотрите внимательно на фотографию (слайд 13), которая была сделана на берегу Цимлянского водохранилища. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.
Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля (слайд 14), где
А 0 – это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);
А 1 – это гумусовый горизонт;
А 2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;
В – элювиальный горизонт или горизонт вмывания;
С – это материнская порода.
Назовите эти горизонты еще раз.
Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга (слайд 15).
Посмотрите внимательно на почвенные профили и скажите, почему мощность почв тундры, намного меньше мощности почв смешанных лесов?
Как вы думаете, почему в почвах тайги гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах степей?
Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?
Действительно, на всей территории Земли очень разнообразны.
А от чего зависит образование почв?
Посмотрите на схему «Основные типы почв» (слайд 16).
Все почвы земли поделены на три основные группы:
- почвы равнин;
- почвы гор;
- покровные ледники.
Определите, какая группа из этих занимает наибольшую территорию.
Каких почв на равнинах больше всего?
Количество, каких равнинных почв очень мало?
Как вы думаете можно ли получить урожай с тундровых почв?
А возможно ли ведение сельского хозяйства на пойменных почвах?
Почвы пойм очень плодородны. Эти почвы некогда «вскормили» древнюю цивилизацию египтян, которые, несмотря на то, что вокруг их древнего государства была пустыня, всегда имели хороший урожай (слайды 17, 18)
В Древней Руси, люди тоже селились по берегам рек, замечая, что на этой территории очень хорошо растут растения, что отображено в первых письменных источниках.
Подумайте, почему почвы пойм рек будут так плодородны?
Запишите домашнее задание в дневник. Внимательно прочитайте параграф, ответьте на вопросы к нему, самостоятельно рассмотрите схемы в этом параграфе, выучите термины, записанные в тетрадь.
- Закрепление изученного материала.
Вопросы кодированного диктанта. (Слайд 20)
- Самый богатый, по количеству питательных веществ почвенный горизонт.
- Этих почв на равнинных территориях больше всего.
- Основатель науки почвоведение.
- Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
- Основа для формирования почв.
- Он написал трактат «О слоях земных»
- Почвы образованные илистыми наносами.
- Способность обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами, водой, воздухом.
- Это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия органического и неорганического мира.
- «Царь почв».
Источник
Урок по теме «Почва-особое природное тело» (5 класс)
методическая разработка по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии по теме «Почва — особое природное тело» (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Невротов Вячеслав Валерьевич, учитель высшей категории БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»
Учебный предмет: география
Авторы УМК: И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География. Начальный курс. 5 класс.
Тема урока: Почва — особое природное тело.
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
- Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
- Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
- Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности.
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны — почве.
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности
Краткий фронтальный опрос по теме «Живая оболочка Земли» (П.25).
с учителем во время проса, осуществляемого
Постановка цели и задач урока (5 мин.)
1. Читает стихи и просит ребят подумать, о чем идет речь.
2. Просит выдвинуть предположение
о теме предстоящего урока.
3. Организует беседу, выявляющую
представления детей о почве.
4. Выясняет, что еще учащиеся хотели бы о ней узнать.
5. Подводит итог беседы , формулируя задачи урока
Отвечают на вопросы
из текста загадки.
и обосновывать ее.
с учителем во время проса, осуществляемого
Уметь слушать в соответствии
и сохранять учебную
по существу полученного
При помощи наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию термина «почва»
с учителем во время проса, осуществляемого
и сохранять учебную
1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы.
(3 и 4 группы должны состоять из более сильных уч-ся)
2.Контролирует и при необходимости корректирует
результаты работы групп.
3. Добивается полного и точного формулирования выводов.
4. Контролирует заполнение учащимися в тетради схемы, отображающей состав почв.
5. Проводит самооценку членами групп их работы
Изучают инструкцию и проводят опыты
искать и выделять необходимую информацию
Участвуют в проведении опытов.
Лидеры групп озвучивают ответы, под-
• от каждой группы
сообщение о технологии проведения и результате опыта
и условий осуществляемых
Понимать на слух ответы обучающихся
и сохранять учебную
пошаговый и итоговый
самоконтроль и взаимоконтроль.
1. Вводит термины «гумус» и «плодородие».
2. Организует запись новых терминов в тетради.
Работают в тетрадях
устанавливать причинно-следственные связи
с учителем во время прослушивания новой информации
Планировать учебное сотрудничество с учителем
и сохранять учебную
1. Выкладывает на стол кусок горной породы и предлагает учащимся совместную работу по сочинению сказки о мечте старого камня. Учитель начинает, а затем учащиеся продолжают развивать события
Выдвигают свои предположения по продолжению сказки
Участвуют в совместной работе по составлению рассказа
усилия по решению
к общему мнению
Учитывать другие мнения
и сохранять учебную
Краткий рассказ об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»
Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста
с учителем во время прослушивания новой информации
Планировать учебное сотрудничество с учителем
и сохранять учебную
1. Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости.
2. Объясняет зависимость цвета почвы от количества гумуса.
3. Организует работу по слайду: Определите, какие почвы содержат больше
4. Организует работу с почвенной картой Омской области:
— По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области;
— Какие почвы занимают наибольшие площади в области?
Рассматривают образцы, проводят визуальный сравнительный анализ;
Слушают учителя и делают выводы
Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста
Проводить сравнение объектов по одному или нескольким признакам
с учителем во время прослушивания новой информации
Участвуют в совместной работе
Планировать учебное сотрудничество с учителем
к общему мнению
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
и сохранять учебную
1. Организует обсуждение значения почв в жизни и деятельности человека.
2. Организует обсуждение вопроса охраны почв и их рационального использования
3. Оценивает результаты обсуждения вопросов значения и охраны почв.
Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в совместной работе
к общему мнению
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
и сохранять учебную
1. Объясняет сущность домашнего задания:
а) прочитать § 26
б) выполнить задания в рабочей печатной тетради, используя ресурсы интернет.
При остатке времени организует работу с тестами
Выполняют тестовые задания
Искать и выделять необходимую информацию
Участвуют в совместной работе
к общему мнению
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
— Чем полезен для вас данный урок?
— Чему вы научились сегодня?
— Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?
— С каким чувством вы заканчиваете урок?
Устанавливать связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом
Участвуют в совместной работе
к общему мнению
В ыдел ять и осозна вать то, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоить, осознать качество и уровень усвоения
Орг.момент. Проверка учебных принадлежностей на партах.
Краткий фронтальный опрос по теме «Живая оболочка Земли» (П.25).
— Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? ( Живая оболочка Земли ).
— Как называется живая оболочка Земли? ( Биосфера ).
— Назовите условия для жизни на Земле. (Свет, температура, вода, питательные вещества).
— Кто разработал учение о биосфере? ( В.И. Вернадский ).
— Сегодня мы с вами будем изучать тему, тесно связанную с живой оболочкой Земли.
1. Вашему вниманию предлагается загадка.
Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом —
Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, среды лесной… (А. Утенкова)
2. — О чем говорится в загадке? ( о почве)
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о почве ) (Слайд 3).
— Откройте свои тетради. Запишите число и тему урока «Почва — особое природное тело».
— Как вы думаете, какая цель стоит сегодня перед нами? ( изучить почву, познакомиться с ее свойствами ).
(Слайд 5). — Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям: почва, почвоведение, плодородие, гумус;
выяснить состав почвы;
познакомиться с разнообразием типов почв;
рассмотреть значение почв.
(Слайд 6). -Знаете ли вы, что такое почва? ( Почва — верхний плодородный слой земной коры на суше ). (Учащиеся записывают правило в тетрадь).
— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые? ( Нет ).
— Почвы везде разные и все они имеют разный состав. Сейчас мы познакомимся с составом почвы. Мы будем работать в группах. В классе 4 группы.
(Слайд 7). Каждой группе предлагается выполнить определенный опыт, чтобы определить, что входит в состав почвы. Я зачитаю инструкции, которыми вы руководствуетесь при выполнении своего опыта. Все инструкции у вас на партах. Время на выполнение опыта — 4 минуты.
Опыты по определению состава почв:
(Слайд 8). Опыт №1 (группа 1)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
4. Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
(Слайд 9). Опыт №2 (группа 2)
1. Возьмите фильтровальную бумагу (салфетку).
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете? Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.
Вывод: в почве есть вода.
(Слайд 10). Опыт №3 (группа 3)
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
4. Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.
(Слайд 11). Опыт №4 (группа 4)
1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.
2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.
3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
4. Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.
( Слайд 12). Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
— Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной )
-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
— Откроем страницу 130 (параграф.26) и найдем определение термина «гумус».
(Слайд 13). ( Гумус — особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов ). (Учащиеся записывают правило в тетрадь).
От наличия в почве перегноя (гумуса) во многом зависит ее плодородие.
(Слайд 14). Плодородие — это главное свойство почвы!
— Можно ли улучшить плодородие почвы? ( Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения ). Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтобы не навредить здоровью.
Физ. минутка: Встали. Потянулись вверх. Назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем. Раз — два, думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
— Перед вами камень. Предлагаю вашему вниманию незавершенную сказку о нем, которая называется «Сказка о мечте старого камня». Вам нужно будет продолжить эту сказку 2-3 предложениями. (Слайд 15).
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
(Слайд 16). Дети продолжают сказку : И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле. (Слайд 17).
(Слайд 18). А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .
Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.
Теперь познакомимся с типами почв.
(Слайд 19). — Рассмотрите образцы почв.
— Что вы заметили? ( Они по цвету разные )
— Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? ( Нет )
(Слайд 20). — Разберем почвы Омской области. На юге Омской области распространены самые плодородные почвы России и мира — черноземы. На них можно выращивать пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу. То есть они используются под пашню.
— Откройте страницу 130 учебника. Прочитайте абзац «Значение почвы». Ответьте на вопрос: «Зачем нужна почва?» ( Почва — основа сельского хозяйства )
— Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 100 лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.
— Что вы можете сделать, чтобы сберечь почву? ( Не мусорить, бережно относиться к травяному покрову ).
(Слайд 21). — Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок: параграф 26, выполнить задания в рабочей печатной тетради на стр. 68-70, используя ресурсы интернет.
V. Обобщение и закрепление полученных знаний..
(Слайд 22). 1. Почва — это.
1=верхний слой земной коры
2=верхний плодородный слой земной коры
(Слайд 23). 2. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…
1=водой и кислородом
3=питательными веществами, водой и кислородом
(Слайд 24). 3. Гумус — это…
(Слайд 25). 4. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…
1=продуктов жизнедеятельности животных
2=частей растений, попадающих в почву
(Слайд 26). 5. Наиболее плодородные почвы России –…
(Слайд 27). 6. Черноземы в основном используют под …
1. сенокосы и пастбища
2. строительство промышленных объектов
(Слайд 28). Ключ: 2, 3, 2, 2, 1, 3.
(Слайд 29). Критерии оценивания.
0 ошибок — отметка «5»
1 — 2 ошибки — отметка «4»
3 ошибки — отметка «3»
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— Чему вы научились сегодня?
— Достигнута ли цель урока?
— Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?
— С каким чувством вы заканчиваете урок?
— Поднимите зеленый кружок, если вы чувствовали себя комфортно и было все понятно на уроке.
— Поднимите желтый кружок, если вы чувствовали себя не очень комфортно и не все было понятно на уроке.
— Поднимите красный кружок, если вы чувствовали себя некомфортно и многое на уроке было непонятно.
(Слайд 30). Закончить урок хочется следующими словами: «Добра мать для своих детей, а земля для всех людей».
Источник