Интегрированное занятие «Что такое почва?»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данное занятие с помощью экспериментов и опытов рассказывает дошкольникам о почве, её составе, наличии воздуха. В ходе проведения опытов было выявлено как пагубно загрязнение почвы влияет на растительный мир. Итогом занятия стало осознание необходимости бережливого отношения к окружающей среде и почвы в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Что такое почва?»
Воспитатель: Морозова А.Б.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к познавательной деятельности детей. Показать из чего состоит почва, что в почве есть воздух; показать как происходит загрязнение. Обсудить возможные последствия загрязнения. Показать как растут растения в чистой плодородной почве и в загрязненной неплодородной почве. Обсудить как нужно и можно беречь почву.
- Образовательные: дать представление о том, что такое почва; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах почвы, её составе; расширять представления детей о значимости почвы в жизни человека, животных, растений; учить заботиться об окружающей среде. Обогащать словарь детей новыми словами.
- Воспитательные: воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор, любознательность и взаимопомощь. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать всеми доступными способами.
- Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментов, опытов и делать выводы. Развивать умение получать информацию из различных источников.
Материалы, инструменты, оборудование: стаканчики с почвой, водой на каждого ребёнка, салфетки, листы чистой бумаги, микроскопы.
Банки с почвой для воспитателя. Вода чистая и мыльная, грязная. Лук, посаженный в хорошей почве и плохой.
Дили-дили, дили- дили
Всех зайчат, всех бельчат,
Дили-дили, дили-дили
Встали все кого будили
Раз- два, раз- два
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в ученых- исследователей. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Помещение это называется- лаборатория. В лаборатории есть правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию для проведения опытов.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность .
Вот мы и пришли в нашу лабораторию.
Воспитатель : Сегодня ученые, то есть мы с вами, будут изучать почву. Мы узнаем что такое почва, для чего она нужна, как её загрязняют и что происходит когда загрязняют почву. Уважаемые, учёные, вы готовы к работе?
Воспитатель: Почва- это верхний плодородный слой земли. Мы его называем просто земля. Сегодня мы проведём опыты с почвой.
Опыт № 1 Состав почвы.
На чистый лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем в микроскоп, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений.
Ребята, какой можно сделать вывод о составе почвы?
Опыт № 2 В почве есть воздух.
В Подземном царстве, почве, обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки). Все они, как и мы, дышат воздухом. Давайте проверим, есть ли в почве воздух? Опускаем кусочки почвы в воду и наблюдаем. Вот появились в воде пузырьки. Это воздух. Какой можно сделать вывод?
Воспитатель: Правильно, ребята, в почве есть воздух, которым дышит всё живое.
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше, выше.
Воспитатель: Но люди загрязняют почву, сейчас мы посмотрим как это происходит.
Опыт № 3 Загрязнение почвы.
Вот две банки с почвой и две банки с водой. В одной банке вода чистая дождевая, в другой банке- мыльная грязная, после стирки белья.
Поливаем почву из первой банки, то есть чистой дождевой водой. Что произошло?
Воспитатель: Почва стала влажной, но осталась чистой. Такая почва может напоить дерево, травинку.
Давайте польём почву из второй банки. Что произошло?
Воспитатель: Почва стала не только влажной, но и грязной, появилась мыльная пена, потёки. Давайте сравним образцы почвы после полива.
Воспитатель: Ребята, если бы вы были на месте дождевого червяка, жука или крота какую бы почву выбрали вы для своего дома?
Воспитатель: А что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Воспитатель: Как вы думаете, о чём бы жуки, кроты, дождевые червяки попросили людей, которые загрязняют почву?
Воспитатель: В жизни, как и в сказках есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождями, талым снегом, она поит растения, животных, насекомых), но есть и «мёртвая вода»- грязная ( когда она попадает в почву подземным жителям приходится худо. Они могут заболеть или даже погибнут ). Откуда берётся «мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей. Во многих местах на нашей планете земля или почва загрязнена и «болеет» и уже не может кормить и поить растения чистой водой, животные и насекомые не могут жить в такой почве. Всё погибает. Посмотрите, я посадила лук в двух горшочках. В одном чистая плодородная земля и поливала я почву чистой водой. А в другом плохая, грязная земля, политая грязной водой. Из этого следует, что нам надо бережно относиться к почве, заботиться о ней, чтобы всем было комфортно жить и расти, иначе всё может погибнуть. Ребята, давайте подумаем как мы можем заботиться о почве?
Воспитатель: Ну вот и заканчивается наше занятие и мы превращаемся из учёных-исследователей в детей.
Давайте вспомним что такое почва?
Воспитатель: Для чего нужна почва?
Воспитатель: Из чего состоит почва?
Воспитатель: Зачем в почве вода и воздух?
Воспитатель: Почему нам нужно заботиться о почве?
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось проводить опыты?
Воспитатель: Какой опыт оказался самым интересным?
Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели исследовать на следующем занятии?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы молодцы!
Источник
Занятие по экологии на тему «Почва».
Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».
Занятие по экологии
«Путешествие в подземном царстве»
Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой.
Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.
Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.
Ход занятия.
В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.
Обратите внимание на емкость с почвой. Что такое почва?
Всезнайка: Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)
Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?
Ответы детей: Да они рыхлят почву.
Всезнайка: Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода.Давайте проверим: бросаем в банку с водой комок почвы. Что увидели? (Пузырьки воздуха.)
Всезнайка: Из чего состоит почва?
В состав почвы входят: перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.
(Показ макета со слоями состава почвы.)
Всезнайка: Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной
Ответ:детей: глина — твердая, плотная песок — сыпучий перегной — рыхлый
Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы
Всезнайка: В какой почве лучше расти растениям?
Ответы детей: (рыхлой мягкой)
Всезнайка: В плотной почве не хватает воздуха, воды чтобы в ней росли растения.
Всезнайка: А есть ли вода в почве? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы, когда греет солнце.
Всезнайка: Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.
Всезнайка: Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.
Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!
Худ слово: Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит
Когда цветет душистый луг
И дует свежий ветер
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.
Возможна ли жизнь на Земле без почвы?
Ответы детей: Нет
Всезнайка: Как почва нас кормит?
Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»
Педагог перечисляет основные качества, дети определяют,какому объекту неживой природы они подходят:
— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)
— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)
— без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода)
— плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва)
Всезнайка: Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления). Давайте устроим огород на подоконнике.
Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.
Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.
Экологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Екатерина Смирнова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;
2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
3)Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4)Двигательные:давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва — взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5)Восприятие фольклора: пословиц о земле.
ПК и презентация «Состав почвы«, «схема-плакат состав почвы«,для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы,для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч — 4 шт., 8 леек для полива.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Восптатель: — Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. — Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).
— Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.
— Что же такое почва?
— Как вы думаете дети? (ответ детей)
Вопитатель: — Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом
появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОСТАВ ПОЧВЫ«.
Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва — это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары — осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога,как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю уйдут«.
— А, что это означает? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. — А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).
— Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).
— Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.
ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. — Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений — это и есть перегной.Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. — Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).
Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.
— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).
— Кто живёт под землёй?
Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время — осень,когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ».
— Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.
Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ».
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и соё «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень» — дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.
— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).
— Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?
— Что же мы сможем сделать?
— Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)
— А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело — полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
— Какие пословицы о земле вы знаете?
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмёшь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля — кормилица.
— А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из «подземного жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля» Ход деятельности СЛАЙД 1 (заставка) Организационный момент: (Воспитатель приглашает детей в круг.) — Ребята, с чего начинается хорошее настроение?.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?» Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е. ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её.
Конспект занятия ООД в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема: «Почва — живая земля» Конспект занятия ООД в подготовительной группе П ознавательное развитие Тема: «Почва – живая земля» Подготовила воспитатель первой категории.
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто создает книгу?» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема:«Кто создает книгу?» Цель: формировать у старших дошкольников представление о значимости.
Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.
Методическая разработка «Земля — живая планета» Проект «Земля – живая планета»[/b] Автор проекта: воспитатель МДОУ «ЦРР — детский сад №101 «Жар птица» Воропаева Анна Ефимовна Актуальность.
НОД по экологическому образованию в старшей группе с элементами детского экспериментирования «Почва — живая земля» Тема: «Почва – живая земля!» Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей.
Источник