Конспект занятия по экологии «Почва — живая Земля» для детей подготовительной группы.
Светлана Теличко
Конспект занятия по экологии «Почва — живая Земля» для детей подготовительной группы.
1. Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания,с основными факторами среды,действующими на почву (влажность,ветер,температура, живые организмы)
2. Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость,плодородность,рыхлость,мягкость,твердость, пластичность).
3. Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.
4. Воспитывать желание работать с почвой
Предварительная работа:прочитать сказку Г. Андерсена «Дюймовочка» и сказку Н. Павловой «Большое чудо»,показать иллюстрации с изображением почвы,рассмотреть макет почвы,рассмотреть почву в горшках в процессе труда. прочитать стихотворение Машковской «Давайте оставим немного земли«
Оборудование:письмо от Подземного царя,коробка с землей,стаканчики из-под йогурта,салфетки,лупы,подносы с образцами почвы,стаканчики с водой.
Материалы и оборудование для игры: две маски с изображением дождевого червя
Ход занятия:
В группу приходит почтальон и приносит посылку (коробка с землей) и письмо.
Воспитатель:Ой,ребята посмотрите что принес нам почтальон. Какая большая посылка,давайте откроем ее?Что это ребята?
Дети:Почва
Воспитатель:А вы знаете,кто и зачем прислал нам эту почву?Давайте прочитаем письмо. «Дорогие ребята!Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему это земля волшебная?Потому,что это не просто земля,это почва. Она кормит растения,а они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почвеочень много обитателей:дождевые черви,кроты,жучки,паучки. Это целое подземное царство,которое вы не видите. Хотите с ним познакомиться?Тогда громко меня позовите:»Подземный царь,к нам приди — в свое царство проведи» До встречи!Подземный царь. «
(Дети зовут Подземного царя,и он появляется)
Подземный царь:Здравствуйте,ребята!Как я рад вас видеть!Я хочу вам рассказать о своем подземном царстве. Ой,как у вас светло,у меня под землей так хорошо-темно,сыро,прохладно. Люблю я свой дом,и о нем вам расскажу. А для этого нужно пройти в мое подземное царство (дети садятся за столы).
Ребята,что вы видите на подносах?
Дети:землю
Подземный царя:Чтобы познакомиться с ней поближе,у меня есть для вас подарки. Посмотрите,что это?
Подземный царь: Правильно,это лупа. Для чего нам нужна лупа?
Дети:Для того,чтобы рассматривать почву
Подземный царь:Молодцы!Посмотрите на почву,какого она цвета?
Подземный царь:В почве находятся питательные вещества для растений,это земля плодородная (чернозем,растения очень любят чернозем. Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите почву. Что в ней вы видите?
Подземный царь:Давайте потрогаем почву руками,какая она на ощупь?
Дети:Сухая,мягкая,рыхлая (вытирают руки салфеткой)
Подземный царь:А чем мы дышим?
Подземный царь:А вы знаете,что под землей тоже есть воздухом?давайте проверим,правда ли это?
Опыт «В почве есть воздух«. У каждого на столе стоит стакан с водой,возьмите с подноса комочек земли и опустите в стакан. Что вы видите?
Дети: Пузырьки воздуха
Подземный царь:Что это значит?
Дети:В почве есть воздух
Подземный царь:Да,действительно,вода вытеснила из почвы весь воздух,и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили,что в почве есть воздух. Ребята,а вы поливаете растения?
Подземный царь:А что будет с водой,если налить ее на почву?
Дети:впитается в почву
Подземный царь:А давайте это проверим. Подойдите ко мне. Вот в этот стакан с почвой я налью воды. Что вы видите?
Дети:Вода впиталась,на поверхности видны пузырьки воздуха.
Подземный царь:Да,вода вытеснила воздух из почвы и впиталась. Значит,почва впитывает воду. Ребята,вам понравился опыт?
Подземный царь:Ребята,а теперь мы с вами не много отдахнем и поиграем. Но сначала нужно отгадать загадку.
Длинный,скользкий и прямой
Роет норки под землей. Кто это?
Дети: Дождевой червь
Подземный царь:Правильно. И наша игра называется «Дождевой червь»
(выбрать два участника)Представьте себе,что вы дождевые черви,и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки,между которыми дети будут проползать)Какой червяк быстрей доползет до цели.
Молодцы ребята!Все червяки у нас быстрые и проворные. А теперь давайте сядем на свои места.
Ребята,а вы любите пирожки?
Подземный царь:Как вы думаете можно ли слепить пирожок из земли?
Подземный царь:А давайте проведем опыт «Пластичность почвы«
Возьмите в руки влажный комочек земли,сожмите его. Что с ним стало?
Дети:Он уменьшился,стал маленьким
Подземный царь:Правильно,он уменьшился. Он может принимать любую форму и так ребята мы узнали,что почва пластична.
Подземный царь:ну,вот ребята теперь вы много знаете о моем подземном царстве,а мне пора спешить к своим подземным жителям. До свидание.
Дети: До свидание.
Воспитатель:Ребята вам понравилось занятие?Что вы узнали о подземном царстве?Какие опыты вы делали?
Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..
Занятие по экологии на тему «Почва». Занятие по экологии «Путешествие в подземном царстве» Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой..
Источник
Почва
методическая разработка по экологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_pochva.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Тема: « Почва»
Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.
Задачи: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
штатив, спиртовки, почва, минзурки, стекло, колбы.
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Работа над изученным.
1. Индивидуальная работа за компьютером.
2. Работа в парах
1. О каких природных зонах идет речь?
а) Царство деревьев – . (зона лесов)
б) Царство льда и снега – . (Арктика)
в) Море трав – . (степь)
г) Земля солнечного огня – . (пустыня)
д) Царство мхов , лишайников и карликовых деревьев– . (тундра)
2. Узнай растение по описанию, запиши название:
1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники).
2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши (дубы).
3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница).
4. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль).
1. Хозяин Арктики. (Белый медведь).
2. В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц).
3. Нос долог, голос тонок,
Тот свою кровь прольет. (Комар).
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло –спать летит в дупло. (Сова).
5. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось).
3. Рассели растения и животных по природным зонам.
Кактус, верблюжья колючка.
Лось, медведь, белка.
Морж, тюлень, белый медведь.
Северный олень, песец, лемминг.
Змеи, ящерицы, скорпионы.
Слон, страус, зебра, лев.
Полынь, ковыль, тюльпан.
Уж, хомяк, бабочка, орел.
3. Изучение нового.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
У слова «земля» есть несколько значений. ( Планета, суша, страна)
Земля! Какое это емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Твердые горные породы в природе очень медленно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды, ветра, растений. Образуется верхний слой коры нашей планеты, который назван почвой.
Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
Вы узнаете состав почвы, ее свойства, способы защиты от разрушений.
IV. Что такое почва?
Почва — это.
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Почва — чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Какое же главное свойство почвы ?
А везде ли есть почва?
Таким образом, почва — это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
V. Практическая работа «Состав почвы».
Опыт 1 .
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть воздух.
Стеклянной палочкой хорошо размешайте получившийся раствор. Посмотрите на осадок. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть песок и глина.
Чашечку с почвой поставить на кольцо штатива. Взять спички и зажечь спиртовку. Начинаем нагревать почву. Возьмите предметное стекло и поместите его над почвой. Что вы видите? Что доказывает этот опыт
Вывод : в почве есть вода.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей — это перегной или гумус.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите ? Как изменился цвет почвы? Что доказывает этот опыт?
Вывод : Почва стала серого цвета. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы»
VI. Что растения получают из почвы?
Подумайте «Что растения получают из почвы?»
VII. Как образуется почва.
Подумайте, как давно появились первые участки почвы.
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь — пустынные почвы.
По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.
Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений — в тела животных, и с остатками растений и животных — снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.
Вот почему русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет.
10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков и муравьев. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили , что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.
Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые также помогают ей.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250–300 лет. Слой в 20 сантиметров – 5–6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву?
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает. Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагом. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 18). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
VIII. Отчего почва разрушается?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Предложите способы защиты почв от разрушения.
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
Источник