Щедрая и безмерная в любви кормилица — это все наша планета
Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.
Истоки почтения
Почему земля — кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.
Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.
Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.
Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.
Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.
Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.
Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.
А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.
А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.
А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.
Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.
Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.
Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.
Волшебная кладовая
В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.
Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.
Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.
Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.
Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.
Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.
Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки — кирпичики организма?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.
Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.
Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?
Необходимая забота
Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.
Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.
Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.
Как помочь землице–матушке?
В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?
Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.
Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.
Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.
Разумное вложение капитала
Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:
- Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
- Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.
Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.
Источник
Окружающий мир. 4 класс
Что растёт на нашей земле: почвы и их защита
Земля-кормилица.
Необходимо запомнить
На уроке мы узнали, что в России существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и многие другие. Самые распространённые в нашей стране – подзолистые. Самые плодородные – чернозёмные. Почвы в природе образуются очень медленно и поэтому их нужно охранять и беречь.
Удобрения
О чудесной кладовой
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой – уже двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер.
Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Сказка это или не сказка?
Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, наверно, догадался, как она называется. Она называется – земля.
Вот сейчас ты сидишь за столом и читаешь эту книгу. И стол и книга сделаны из дерева, а дерево выросло из маленького семечка, упавшего на землю.
Твою рубашку сделали из льна. А лён вырос из семечка, брошенного в землю. Весной кладовую отпирают – вспахивают поле острым плугом.
Потом кладут в неё семена – засевают поле зерном. Потом её запирают – засыпают зерно землей.
В кладовую кладут не только зерно, но и картошку и рассаду.
А осенью приходит хозяин и берёт то, что ему припасла чудесная кладовая: горы зерна, картошки, моркови, огурцов, капусты.
Но чудесная кладовая слушается только хорошего хозяина, а плохого не слушается. Придет плохой хозяин, а у него вместо хлеба, моркови, капусты и других овощей – одна только сорная трава.
Откуда взялась сорная трава? А вот откуда.
Когда надо было сеять хлеб, плохой хозяин не отобрал хорошие семена, а посеял всё вместе: и годные семена и сорные. Сорная трава и обрадовалась, что её сеют, будто она рожь или пшеница. Принялась она расти не по дням, а по часам и заглушила хлебные колосья, отняла у них воду, заслонила их от солнышка.
И на огороде тоже сорная трава разрослась. Надо было грядки полоть, сорную траву выдергивать.
А плохой хозяин не полол огород — вот и вышло, что у него на грядках одна сорная трава и выросла.
Не так поступал заботливый хозяин. Он берёг своё добро, не оставлял его без присмотра. Он и семена хорошие отобрал, он и землю удобрил, как надо, и вспахал её глубоко, и вовремя весь хлеб убрал, ни зернышка не потерял. Хороший хозяин не давал сорной траве расти на поле и в огороде, а воевал с ней, как с самым злым врагом. Вот почему чудесная кладовая дала хорошему хозяину много, а плохому – мало.
Что же выходит? Выходит то, что, если не работать, самая расчудесная кладовая перестанет делать чудеса. А если работать хорошо и дружно, тогда и чудеса не заставят себя ждать.
Источник
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир. 4 класс.
Урок 13. Земля-кормилица.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глоссарий по теме:
Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.
Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.
Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,
используемая для удобрения почвы.
Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков
растений в болотистых местах.
Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который
используется для удобрения почвы.
Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.
Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для
борьбы с вредителями и болезнями растений.
Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;
серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.
«Великан на поляне, или первые уроки экологической этики », с. 147-148.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наш урок называется «Земля-кормилица». Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.
- Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, её состав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территории нашей страны немалое число типов почв. В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зоне тундра – тундровые почвы. В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные. На болотах – болотные. На лугах – луговые почвы. Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.
- Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет. Представляете, как это долго! Почва начала образовываться с той поры, как жизнь появилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдые природные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, который состоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательных веществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которым подходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатков получается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже больше и они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становится больше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинают селиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву. Перегноя на этой почве становится ещё больше. И опять вырастают растения, и опять их поедают животные, умирают и превращаются в перегной. Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы в растения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных, а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы от ветра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смыть её. А ветер просто развеять. Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитные полосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этого устраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные вещества в почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрения бывают органические и минеральные. Органические удобрения – это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают из минеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве. Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных, которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишком много, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относиться к добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых, бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвы образуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.
Мы ответили на наши вопросы и выяснили, почему землю называют «кормилицей». Земля кормит человека. На ней растут овощи, фрукты, ягоды, которыми человек питается. Земля кормит животных – и зверей, и насекомых, и птиц. Земля кормит растения – корни растений уходят в землю и оттуда получают пищу. А вы знаете, какая почва в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.
А в книге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах 147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте, что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Выберите верное высказывание.
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.
В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно
Правильный вариант ответа
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Впишите в предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – _________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ____________ почвы.
В лиственных лесах — ______ _______ почвы.
В зоне степей – почвы ________.
На болотах – ________.
На лугах – __________ почвы.
Правильный вариант ответа
В природной зоне тундра – тундровые почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
Источник