Меню

Что такое почва логическая задача

Занятие по экологии на тему «Почва».

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой.

Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия.

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой. Что такое почва?

Всезнайка: Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?

Ответы детей: Да они рыхлят почву.

Всезнайка: Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода.Давайте проверим: бросаем в банку с водой комок почвы. Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка: Из чего состоит почва?

В состав почвы входят: перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.

(Показ макета со слоями состава почвы.)

Всезнайка: Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ:детей: глина — твердая, плотная песок — сыпучий перегной — рыхлый

Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка: В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей: (рыхлой мягкой)

Всезнайка: В плотной почве не хватает воздуха, воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка: А есть ли вода в почве? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы, когда греет солнце.

Всезнайка: Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Всезнайка: Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

Худ слово: Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы?

Ответы детей: Нет

Всезнайка: Как почва нас кормит?

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют,какому объекту неживой природы они подходят:

— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

— без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода)

— плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва)

Всезнайка: Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления). Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Экологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.

Источник

Конспект занятия на тему: «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА»

Конспект открытого занятия

Трофимова Светлана Васильевна

Педагог дополнительного образования

Учащиеся творческого объединения «Живая природа» на открытом занятии

по природоохранной деятельности «Почва»

Составление листовок «Берегите первоцветы!» 1 год обучения

Цель: дать представление о почве Земли, как важной составляющей части жизни на планете.

*формировать представления о плодородной почве, как о равновесной хрупкой экологической системе;

*познакомить с основными причинами глобальной экологической проблемы – эрозии почвы, мерами ее предупреждения;

*развитие логического мышления, наглядно-образного мышления;

Читайте также:  При нарушении правил обработки почвы образуется

*воспитание потребностей бережного и ответственного отношения к почве.

Методы и приемы

*практический (составление схемы «Плодородная почва»);

*письменного контроля и самоконтроля (проверочный тест);

*работа в группах;

*работа с тетрадью; работа с ТСО;

*прием «мозгового штурма».

*демонстрационные схемы: «Формирование почвы», «Круговорот веществ в природе», «Что растения получают из почвы», «Плодородная почва»;

*иллюстрация «Обитатели почвы»;

*набор слов — причины разрушения почвы;

*проверочный тест «Почва»;

*раздаточный материал (для работы в группах) «Почва»;

*Видеозапись «Дождевая и ветровая эрозия».

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: самостоятельно -поисковое занятие

I .Сообщение темы и цели занятия.

II .Знакомство с новой темой.

1.Что такое плодородная почва.

2.Причины разрушения почвы.

III . Закрепление. Самостоятельная работа с тестом. Анализ теста.

IV . Подведение итогов.

V .Домашнее задание.

Ход занятия. 1.Игровой момент.

Обучающиеся входят в кабинет. Здороваются с гостями. Педагог. Сегодня я вас разделю на группы по 2 человека.

Обучающиеся проходят на свои места.

Педагог обращает внимание детей на свой стол. На столе лежит осенний лист большого размера. Что это такое? Переворачивает. Дети это не просто лист осенний, а письмо с какими — то заданиями. От кого, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадку — «Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он не знает.

( крот). Видели ли вы это животное? Где оно обитает? Ответы детей.

Сейчас мы прочитаем, что в нем написано. Читает письмо.

С заданием: узнать как можно больше о среде его обитания. Кто знает, где живет крот?

Раздает листы с заданиями каждому ребенку, знакомит с правилами его заполнения. Все работы после проверки отправим кроту.

I . Наша планета Земля уникальна. Мы знаем, что из 9 планет солнечной системы, только на планете Земля есть разумная жизнь, потому что на Земле созданы все условия для жизни. Какие? Правильно. Воздух, вода и почва.

Тема нашего занятия спрятана в кроссворде.

Отгадывание кроссворда Вопросы к кроссворду:

1.Где летом лучше всего наблюдать следы птиц.

2.Что нельзя с места поднять?

3.Без рук, без ног, на брюхе ползет?

4.Без чего нельзя и 5 минут прожить?

5. Бесцветная жидкость, необходимая всему живому?

6.Среда, откуда дерево получает воду, кислород воздуха и питательные вещества?

Тема нашего занятия «Почва»

Почва (запись в тетради)

На занятии мы узнаем:

Как формируется плодородная почва;

Что растения получают из почвы;

Какие животные обитают в почве и как они влияют на ее плодородие;

как разрушается почва и что такое эрозия почвы.

Запомним, что почва — это важнейшее условие жизни на Земле и сможем определить ряд мер по ее охране.

II . 1.Что такое почва? (ответы детей).

Верно. Почва — это верхний слой земли, на котором растут растения.

Плодородие – главное (основное) свойство почвы. Почему же она плодородна? (ответы детей).

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни?

Чтобы получить полные ответы на эти вопросы, мы сейчас проведем работу в группах. Сформируем 4 группы, каждая получит задание на карточках «Почва». Перед вами на стенде (доске) схемы и иллюстрации, которые помогут вам в выполнении задания.

После проведения работы в группах,

приглашается к стенду один ученик из группы, выполняющей задание:

«Как формируется почва?». Сообщение ученика сопровождается демонстрацией схемы на стенде (доске) «Формирование почвы».

«Под действием солнца, воды и ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются и образуют рыхлый слой. В нем нет почти питательных веществ, необходимых растениям. И все же неприхотливые растения (лишайники, мхи) поселяются здесь. Из их остатков образуется перегной, где постепенно поселяются другие виды растений и животных. Они дают еще больше перегноя. Так очень, очень медленно горные породы пол действием живых организмов превращаются в плодородную почву.

Один сантиметр плодородной почвы образуется в природе за 200-300лет». Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста №1.

Вызывается к стенду (доске) ученик из группы, выполняющей задание: «Как в почве образуется перегной?» Сообщение сопровождается демонстрацией схемы « Круговорот веществ в природе» на стенде (доске).

«Вы помните, что главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием обитателей почвы превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие животные. Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют перегной. Чем больше перегноя, тем она плодороднее» Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста№2.

Запомните, плодородие- главное свойство почвы.

К стенду (доске) выходит ученик из группы, выполняющей задание: «Какие живые организмы обитают в почве?» и «Как они влияют на плодородие почвы?» Сообщение сопровождается иллюстрациями «Обитатели почвы».

«Насекомые и их личинки: кроты и мыши; дождевые черви, микробы и др. Они делают в почве ходы, куда легко проникают вода и воздух; перемешивают почву; размельчают остатки растений и животных и превращают их в перегной. Так животные повышают плодородие почвы. «Правильно.

Читайте также:  Чем удобрять вишню осенью чтобы был хороший урожай

Письменная проверка. Заполнение теста №3.

К стенду выходит ученик из группы, выполняющей задание: «Что растения получают из почвы?».

Перед вами на стенде (доске) – растение,,вак с молочной начинкоййинкой корни которого получают из почвы—что? Учащиеся отвечают, а ученик прикрепляет на стенде соответствующие слова: вода, кислород воздуха, перегной (питательные вещества) соли, соли растворенные в воде. Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста №4.

Корни растений дышат кислородом воздуха, всасывают воду и растворенные в воде соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Соли же образуются из перегноя, под действием микробов, которые живут в почве. Перегной, как бы «кормит» растения солями.

Еще раз подчеркнем. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Плодородие-главное свойство почвы.

Практическая работа. Обратите внимание, перед вами на стенде схема «Плодородная почва».

Оказывается, в почве сложным образом взаимодействуют горные породы (песок, глина, известняк), промежутки, между которыми заполнены водой и воздухом; мертвыми остатками растений и животных; множеством живых организмов. Это подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. Почва не может появиться без живых существ, и в то же время, почва необходима растениям и животным

Теперь подчеркнем определение почвы:

«Почва – это верхний плодородный слой Земли, где связаны между собой горные породы, мертвые остатки и обитатели почвы.

II .2.В нормальных естественных условиях(лес, луг) все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но, нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение почвы, изменение ее состава и даже уничтожение.

Уничтожение (разрушение) (эрозия почвы) почвы — глобальная экологическая проблема.

Как только человек на каком-то участке Земли уничтожит природную растительность, сразу же начинается разрушение ее поверхности.

Как разрушается почва? Давайте попытаемся найти причины, которые приводят к уничтожению растительности и дальнейшему разрушению почвы.

Педагог, обобщая ответы детей, прикрепляет на доске слова — причины разрушения почвы:

1.Вырубка (уничтожается растительность);

2.Добыча полезных ископаемых;

3.Распашка огромных площадей (ежегодный сбор урожая нарушает круговорот веществ в природе; снижается плодородие почвы);

4.Пожары (гибель растений и животных, обитающих в почве);

5.Строительство (грубо перемешивается почва; гибель растений и животных)

6.Тяжелая техника (переуплотнение)

7.Перевыпас скота (переуплотнение; трава съедается быстрее, чем растет).

Все это приводит к уничтожению растительности и оголению почвы, которая подвержена эрозии.
Просмотр информации «Ветровая и водная эрозия почвы»

III .1.Сейчас для закрепления материала –самостоятельная работа. Детям выдаются проверочные тесты «Почва» Работа с тестом. Выполнили задание. Проверяем. Педагог читает первый вопрос и спрашивает, кто выбрал ответ «а» (обучающиеся поднимают руки), кто выбрал «б» (поднимают руки), кто выбрал ответ «в»(поднимают руки Правильный ответ. В ходе проверки педагог (анализа) анализирует выбор правильного ответа учащимися, где они испытывали затруднения, и делает соответствующие выводы.

По окончании работы педагог с обучающимися подводит итог занятия.

IV .Сегодня вы узнали: (спрашивает детей)

-почва- это верхний плодородный слой Земли;

— почва образуется очень медленно, а разрушить ее можно очень быстро;

-поэтому ее необходимо беречь и охранять от разрушения.

Сегодня вы стали грамотнее, не будете делать ошибок в природе, научите других охранять почву.

На следующем занятии мы с вами более подробно рассмотрим основные причины эрозии почвы.

V .Домашнее задание : вам нарисовать эскиз листовки по защите почвы, растений, животных от уничтожения.

Как формируется почва? Заполни пропуски.

Под действием ———————————,воды, ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются, и образуется рыхлый слой. В нем почти нет питательных веществ, необходимых ————————.

И все же неприхотливые растения (лишайники,——————)поселяются здесь. Из их остатков по действием обитателей почвы образуется —————.Постепенно поселяются другие виды растений и ————————-. Они дают еще больше———————.

Так, очень, очень медленно горные породы под действием живых организмов превращаются в плодородную ——————-.

Как в почве образуется перегной? Заполни пропуски.

Вы помните, что главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют —————-.Растениями питаются ————————.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в —————————— и по действием почвенных организмов превращаются в —————————-. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие——————.Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют ————————..Чем больше в почве—————-,тем она плодороднее.

Какие живые организмы обитают в почве? Нужное подчеркнуть.

Насекомые, птицы, рыбы, кроты, личинки насекомых, черепахи, мыши, дождевые черви, муравьи, ежик, тигр, микробы, лягушка, клоп — водомерка.

Как они влияют на плодородие почвы? Нужное подчеркнуть.

Роют ходы, загрязняют, перемешивают почву, уплотняют почву, размельчают остатки растений и животных, рыхлят почву, уничтожают почву, образуют перегной.

Что растения получают из почвы? Зачеркни лишнее.

Сахар, листья, вода, песок, кислород воздуха, полезные ископаемые, солнце, перегной, цветы, питательные вещества (соли), глина, ветер, соли, растворенные в воде, камни.

Читайте также:  Гранат удобрение для растений

Один сантиметр почвы образуется в природе за 200-300лет.

Выберите один правильный ответ.

1.Что такое почва?

А) земля, на которой строят дома;

Б) то, что у нас под ногами;

В) верхний плодородный слой земли.

2.Плодородие почвы зависит от содержания в ней:

3.Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) поедают корни растений;

В) перерабатывают опавшие листья и роют подземные ходы.

4.Почему огонь называют «врагом» почвы?

А) в огне погибают почвенные животные и микроорганизмы;

Б) сжигает полезные ископаемые;

В) сжигает перегной.

5.Откуда в почву поступают вредные вещества?

А) из песка и камней;

Б) из воздуха и воды;

6.Назови основное свойство почвы.

7.Знаете ли вы, какой слой плодородной почвы образуется за 200-300 лет?

8.Какое воздействие оказывает выпас скота на почву?

А) уплотнение почвы, часто трава съедается быстрее, чем растет;

Б) загрязнение почвы;

В) не оказывает воздействия.

9.Где больше загрязнена и разрушена почва?

10.Эрозия почвы происходит из-за ее разрушения:

Б) дождем и ветром;

Как формируется почва? Заполни пропуски.

Под действием ———————————,воды, ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются, и образуется рыхлый слой. В нем почти нет питательных веществ, необходимых ————————.

И все же неприхотливые растения (лишайники,——————)поселяются здесь. Из их остатков по действием обитателей почвы образуется —————.Постепенно поселяются другие виды растений и ————————-. Они дают еще больше———————.

Так, очень, очень медленно горные породы под действием живых организмов превращаются в плодородную ——————-.

Как в почве образуется перегной? Заполни пропуски.

Вы помните, что главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют —————-.Растениями питаются ————————.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в —————————— и по действием почвенных организмов превращаются в —————————-. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие——————.Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют ————————..Чем больше в почве—————-,тем она плодороднее.

Какие живые организмы обитают в почве? Нужное подчеркнуть.

Насекомые, птицы, рыбы, кроты, личинки насекомых, черепахи, мыши, дождевые черви, муравьи, ежик, тигр, микробы, лягушка, клоп — водомерка.

Как они влияют на плодородие почвы? Нужное подчеркнуть.

Роют ходы, загрязняют, перемешивают почву, уплотняют почву, размельчают остатки растений и животных, рыхлят почву, уничтожают почву, образуют перегной.

Что растения получают из почвы? Зачеркни лишнее.

Сахар, листья, вода, песок, кислород воздуха, полезные ископаемые, солнце, перегной, цветы, питательные вещества (соли), глина, ветер, соли, растворенные в воде, камни.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 200-300лет.

Причины разрушения почвы:

1.Вырубка (уничтожается растительность);

2.Добыча полезных ископаемых;

3.Распашка огромных площадей (ежегодный сбор урожая нарушает круговорот веществ в природе; снижается плодородие почвы);

4.Пожары (гибель растений и животных, обитающих в почве);

5.Строительство (грубо перемешивается почва; гибель растений и животных)

6.Тяжелая техника (переуплотнение)

7.Перевыпас скота (переуплотнение; трава съедается быстрее, чем растет).

Все это приводит к уничтожению растительности и оголению почвы, которая подвержена эрозии.

Эрозия почвы (лат. Е rosio -разъедание) — процесс разрушения и сноса верхних, обладающих самым плодородным слоем почвы. Различают естественную и ускоренную (антропогенную) эрозии почв. Естественная эрозия протекает очень медленно, и входе ее плодородие не снижается.

Ускоренная эрозия протекает очень быстро и вызвана нерациональной хозяйственной деятельности человека, в результате которой активно, усиливаются естественные эрозии (неправильная обработка и орошение земель, чрезмерное внесение в нее удобрений, бесконтрольный выпас скота, вырубка лесов, осушение болот).

Существует два основных вида эрозии почв: ветровая и водная эрозии.

Это разрушающее действие ветра: развеивание песков, лессов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь, шлифовка скал, камней твердыми частицами, поднятыми силой ветра.

Разделяется на два типа:

Начало пыльной бури связано с определенными скоростями ветра, однако из-за того, что летящие частицы вызывают цепную реакцию отрыва новых частиц, окончание её происходит при скоростях существенно меньших.

Наиболее сильные бури имели место в США в 1930-е годы ( Пыльный котёл ) и в СССР в 1960-е после освоения целины и связаны с нерациональной хозяйственной деятельностью человека: массированной распашкой земель без проведения почвозащитных мероприятий .

Разрушение почвы ударами капель дождя.Комочки почвы разрушаются под действием энергии капель дождя и разбрасываются в стороны. На склонах перемещение вниз происходит на большее расстояние. Падая, частички почвы попадают на плёнку воды, что способствует их дальнейшему перемещению. Этот вид водной эрозии приобретает особое значение во влажных тропиках и субтропиках [2]

Плоскостная эрозия

Под плоскостной (поверхностной) эрозией понимают равномерный смыв материала со склонов, приводящий к их выполаживанию. Смыв почвы производится сетью мелких временных водных потоков.

Поверхностная эрозия приводит к образованию смытых и намытых почв .

Линейная эрозия

В отличие от поверхностной, линейная эрозия происходит на небольших участках поверхности и приводит к расчленению земной поверхности и образованию различных эрозионных форм (промоин, оврагов , балок, долин ). Сюда же относят и речную эрозию, производимую постоянными потоками воды.

Источник

Adblock
detector