Занятие по экологии на тему «Почва».
Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».
Занятие по экологии
«Путешествие в подземном царстве»
Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой.
Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.
Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.
Ход занятия.
В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.
Обратите внимание на емкость с почвой. Что такое почва?
Всезнайка: Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)
Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?
Ответы детей: Да они рыхлят почву.
Всезнайка: Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода.Давайте проверим: бросаем в банку с водой комок почвы. Что увидели? (Пузырьки воздуха.)
Всезнайка: Из чего состоит почва?
В состав почвы входят: перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.
(Показ макета со слоями состава почвы.)
Всезнайка: Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной
Ответ:детей: глина — твердая, плотная песок — сыпучий перегной — рыхлый
Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы
Всезнайка: В какой почве лучше расти растениям?
Ответы детей: (рыхлой мягкой)
Всезнайка: В плотной почве не хватает воздуха, воды чтобы в ней росли растения.
Всезнайка: А есть ли вода в почве? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы, когда греет солнце.
Всезнайка: Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.
Всезнайка: Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.
Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!
Худ слово: Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит
Когда цветет душистый луг
И дует свежий ветер
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.
Возможна ли жизнь на Земле без почвы?
Ответы детей: Нет
Всезнайка: Как почва нас кормит?
Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»
Педагог перечисляет основные качества, дети определяют,какому объекту неживой природы они подходят:
— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)
— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)
— без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода)
— плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва)
Всезнайка: Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления). Давайте устроим огород на подоконнике.
Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.
Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.
Экологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.
Источник
Урок по окружающему миру «Что такое почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Что такое почва
Цель. Сформировать представление учащихся о почве; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы.
— создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав, умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы.
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
— воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать познавательно-новые открытия.
Оборудование: портрет В.В. Докучаева, образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа).
1. Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем нам удачу,
И успешности в придачу
Учитель: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку — загадку и вы отгадаете тему нашего урока.
2.Мотивация учебной деятельности
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
Ученики: Это земля.
Учитель: Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?
Ученики: Земля – планета
Земля – на которой растут растения
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы раскроем секреты этой кладовой. Узнаем, как образуется почва, из чего состоит почва, какие почвы преобладают в нашем крае, что может разрушить почву, как сберечь почву от разрушений.
Вопросов много. Сможем обо всём узнать на этом уроке? Как быть? А поможет нам в этом план (Таблица на доске).
1.Что такое почва?
3. Образование почвы.
5.Значение и охрана почвы.
Давайте посмотрим значение слова почва в словаре и определение слова почва в учебнике.
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Учитель: Обратите внимание на слово «плодородный» и вспомните какое исследование мы проводили с семенами фасоли.
— Мы посадили семена фасоли в песок, глину и землю.
-Что видим сегодня?
(Фасоль проросла хорошо в земле).
Почему так произошло? Как вы думаете? ( Ответы детей).
Учитель: Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.
— А из чего состоит почва?
— Каковы ее свойства?
— Вам это интересно узнать?
— Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование.
Сейчас мы разделимся на группы и будем исследовать состав почвы.
На столе у вас есть инструкции для проведения исследований.
-В каждой группе будет главный исследователь. Он расскажет нам о проделанном опыте.
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ . Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2 (группа 2)
1. Возьмите бумажную салфетку.
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке _____________________. Значит в почве есть _______________.
Опыт №3 (группа 3)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы
3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли
Ответ : На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.
Ответы детей: В почве содержится_______________________________________________.
Опыт №4 (группа 4)
1. Возьмите посуду с почвой с белым налётом.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ________________________________.
Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растениям. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их. Минеральные соли — пища для растений.
Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Хоть выйди ты на край села,
Хоть в поле, на околицу,
Когда идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни пошел,
И по какой распутице,
Дорогу, что нашел ты сам
Вовек не позабудется.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
6.Работа с учебником (с.66).
Учитель: От чего же зависит цвет почвы?
Дети: От количества перегноя.
Учитель: Давайте подумаем, как образуется перегной?
Дети: Остатки опавших листьев, отмерших животных, растений медленно перегнивают, и образуется перегной.
Учитель: Перегной содержит питательные вещества, которые необходимы для роста и развития растений, а растениями питаются животные. Если растения и животные отмирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микробов превращается в перегной. И снова круг превращений веществ повторяется.
7.Страничка для любознательных (сообщение ученика)
Процесс образования почвы очень продолжительный и сложный. Учеными доказано, что 1 см почвы образуется 250-300 лет, а 20см почвы — в течении 5-6 тыс. лет. Толщина почвенного слоя различна от 2-3 см до 150-200 см.
8.Окно в природу
Рассказ учителя: В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».
Кто же участвует в образовании почвы? (Ответы детей).
« Бабочка» (Гимнастика для глаз)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
10.Работа с учебником (с 67-68).
Учитель: Что мы узнали из этой статьи?
Дети: Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.
Учитель: На что еще обращал внимание академик В.В. Докучаев?
Дети: Он говорил о бережном отношении к почве. Нельзя на одном и том же участке возделывать из года в год одни и те же культурные растения, использовать большое количество удобрений, вырубать деревья (это приводит к образованию оврагов), распахивать большие пространства (это приводит к пыльным бурям).
Учитель: Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
А еще ребята, нельзя вносить в почву большое количество ядохимикатов.
Как вы думаете, почему?
Дети: Это отравляет почву, делает ее менее плодородной.
9. Работа экспертной группы. ( Заранее подготовленные 2-3 ученика).
Учитель: Что же нужно делать, чтобы сохранить плодородие почвы? Об этом вам расскажут ребята экспертной группы.
- В первую очередь бороться с оврагами. Они разрушают почву.
Необходимо высаживать растения.
- Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.
- Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.
Ученица – читает стих:
Земля нужна не только для крота,
Ведь без земли не будет тех растений,
Которые с тобою нам нужны.
Растения своими крепкими корнями
Из почвы пищу для себя берут.
Их почва кормит и поит
И просто жизнь им всем дает.
Но знай о том, что если только брать
И ничего взамен ей не давать,
10.Закрепление изученного материала
Учитель: А сейчас проведем «Брейн-ринг» (класс делится на две команды)
1.Что такое почва?
2. Почему почву называют «чудесной кладовой»?
3.Что такое перегной?
4. Что растения получают из почвы?
5. От чего зависит цвет почвы?
6. Назовите животных, обитающих в почве.
7.Кто такой Докучаев В.В.?
8.Как сохранить плодородие почвы?
Мне было интересно… .
12. Домашнее задание
Творческое задание: прочитать рассказ « Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне; составить синквейн на тему «Почва» (индивидуально).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник