Почва.Её состав и свойства.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva._eyo_sostav_i_svoystva._gornostaeva_i.n.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила : Горностаева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Донецка Ростовской области Презентация к уроку окружающего мира по теме «Почва. Её состав и свойства» 3 класс УМК «Планета знаний».
Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Загадка земля
Земля – планета земля – почва Земля земля-суша
Телеграмма Учащимся 3 «В» класса МБОУ СОШ№ 20 Лаборатория НИИ Что это?
Почва. Её состав и свойства Тема урока :
Вопросы: Что такое почва ? Как образуется почва?
Словарь русского языка: П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. Найди и сравни определение «почва» в учебнике. Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения
скалистые породы лишайники
почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы
Везде ли на земле есть почва?
Учебная лаборатория Правила работы: Внимательно слушать инструкцию. Четко выполнять указания. Быть наблюдательными.
Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №2 В почве в есть вода
Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №3 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах !
Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта , что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №4
Вывод : Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной . песок глина перегной
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод , что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде
состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух
Свойства почвы : Сыпучая Почва пропускает воду — водопроницаемость Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность Плодородие
Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет
Это интересно! На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса , лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
объясни высказывание: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» МОЛОДЦЫ!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.
Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Почва, ее состав и свойства
Цели: Образовательная:формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.Развивающая:развивать умения работы с научным текстом и схемами,выявлять причинно-следственные связи ме.
Почва. Ее состав и свойства.
Почва. Ее состав и свойства.
«Почва, ее состав и свойства»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Презентация «Почва, ее состав и свойства»
презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.
Источник
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Наталья Муравьева
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Занятие для детей старшего возраста. Проводятся опыты, в которых дети находят ответы на вопросы «Как попадает воздух в почву, из чего состоят слои почвы. Между опытами проводится игра «Где прополз червяк», пальчиковая гимнастика «Камешки катаем, углы острые стираем», физминутка. Несложная подготовка. Сложный, но интересный и доступный к пониманию, уровень знаний на этом мастер-классе вам понравится.
• Развитие интереса к экспериментальной деятельности.
• Воспитание интереса к неживой природе.
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.
2. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. 3.Воспитывать экологически грамотное поведение: в лесу, в парке ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Интеграция областей: познание, речевое развитие, социализация, коммуникация, физическое развитие, художественное.Предварительная работа:
• Игры детей с песком, лепка из глины.
• Уход за посадками лука в огороде на окне, труд в цветочной галерее, осенью на клумбе.
• Ухаживание за комнатными растениями.
Чтение: Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
Н. Рыжова «Почва – живая земля»
• Комочки сухой почвы.
• Емкости с песком, глиной, водой.
• Белый лист бумаги, палочки, лупы.
• Таблица “Почва”.
• Иллюстрации подземных жителей.
Активизация словаря: почва, перегной, плодородие, подземные жители.Литература:
1. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
2. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом».
3. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
4. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход НОД. Воспитатель –Отгадайте загадку:
Топчут, мнут меня, копают, семена в меня бросают. Накормлю всех обогрею, плодов своих не пожалею.
Воспитатель: У этого слова два значения, первое обозначает нашу планету, на которой мы живем, второе значение это верхний слой Земли или – почва. Земля как планета существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д. — Земля кормит и поит растения.
Д. — Земля нас кормит.
В. – Как она нас кормит?
В. — Как радует нас земля?
Д. — Цветами, зеленой травой.
Воспитатель: А дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто знает, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви и улитки, муравьи и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой. Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?Дети: глинистая. В. — Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Чернозем привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”. Какого цвета верхний слой земли?
В. – Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли?
В. — Как вы думаете, что это?
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода?
В. — Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
В. — На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
Что изображено над почвой (растения)
-Итак, из чего же состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, и в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
В. — Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – шкатулку с волшебной землей. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые одноразовые тарелочки.
Опыт №1. Что спрятано в комочке? Состав почвы.
В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке?
Д. — Сухая, черная.
В. — Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В. — Скажите, что вы увидели?
Д. — В комочке есть трещинки.
В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Д. — Корешки, камешки, песок.
Пальчиковая гимнастика «Камень в руках»
Вода камень омывает углы острые стирает (волнообразные движения руками)
В руки камушек возьмем углы острые сотрем (катаем камушек между ладоней)
Рассматривание песка и глины через лупу.
В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
В. – Похожи ли песчинки друг на друга?
В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Д. – Лежат отдельно.
В. — Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Опыт № 2.Что лучше пропускает воду: песок или глина?
В. – Польем по очереди песок и глину.
В. – Где быстрее впиталась вода? Д. – В песке.
В. – А почему? Кто может объяснить?
В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу они более рыхлые, между ними есть пространство, а частички глины прилипают, а значит задерживают воду. Этими свойствами песка и глины пользуются садоводы. Что они добавляют в почву своих грядок для рыхлости почвы, и для чего добавляют глину в почву?
Опыт №3 Состав почвы. Продолжаем изучать состав почвы
Провожу опыт: кладу в воду комочек земли.
Размешиваю почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
Пришла пора отдохнуть (Включаю спокойную, фоновую музыку.)
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
Продолжим разговор о воде.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает в глубь, и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Опыт № 4. В земле есть воздух.
В. — А воздух в земле есть или нет?
В. — Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки второй комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д. — Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В. — Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух. Давайте подумаем, как в подземное царств попадает воздух? Как можно увидеть воздух в воде?
Опыт №5 Как воздух попадает в почву?
Возьмите коктейльные трубочки поместите в стаканчики с водой. Дуем через трубочку.Наблюдаем: воздух идет по трубочке, попадает в воду и вода бурлит. Оказывается насекомые живущие в почве рыхлят её, проделываю в ней ходы, туннельчики, отверстия, и воздух, как по трубочкам, поступает в землю. Вот почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Сейчас у нас игра «Скажи новое слово с приставкой». Я называю приставку, вы новое слово-действие, приставку присоединяем к слову «копать». На, пере, за, вс, о, вы, до, при, ис.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень,когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Игра «Червь ползет под землей»
Я выкладываю картинки а тот кого я вызываю, рассказывает,где проползает червяк: «Червяк проползает под кустом, под деревом, под пнем, под травой».
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ» (включаю веселую музыку)
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?
В. – Что вредно или плохо для нашей земли?
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
— Земелька черная, а хлеб белый родит.
— Землю пахать не в игры играть.
— Земля не уродит – никто не наградит.
Сегодня вы узнали много нового, и мы даем вам задание нарисовать цепочку получения в природе плодородной почвы.
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы Мастер — класс по опытно-экспериментальной деятельности для детей смешанной ранней группы. Тема: «Тайны воздуха» Цель мастер-класса: формирование.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.
Планирование по опытно-экспериментальной деятельности 1 квартал (сентябрь-ноябрь). 1. Выяснения причины выхода червей во время дождя на поверхность земли. Цель: установить, почему во время.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь «Лето» Тема: На свету и в темноте Цель:Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений Материал:Лук,.
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» Актуальность: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Проект.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.
Источник