Конспект урока по географии в 5 классе «Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.»
Автор: Цыбрина Лариса Анатольевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Практико-значимая работа по теме:
«Конспект урока по географии в 5 классе «Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.»
Цыбрина Лариса Анатольевна, учитель географии
МБОУ «Шугаровская СОШ» Ступинского района
Кандидат педагогических наук
Мухорина Наталья Борисовна
1. Пояснительная записка_______________________________
2. Основная часть______________________________________
4. Список литературы___________________________________
К конспекту урока по географии « Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы».
Вопросам изучения почв своей страны и региона уделяется много внимания практиками и хозяйственниками, научными работниками и бизнесменами. С каждым годом возрастают масштабы антропогенной деятельности человека.
Почва, как поверхностный слой почвы, определяет ресурсный потенциал биосферы для потребления будущими поколениями людей. Сегодня последствия ухудшения почв уже выражаются в целом ряде глобальных, региональных и местных экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и здоровья людей.
Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Как разработчик урока, ставлю следующие цели:
1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.
1. Усвоение понятий: почва, почвоведение; выяснение состава почвы, условий образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определение почвенных горизонтов и их особенностей; сравнение видов почв и выявление сходств и различий.
2.Развитие умения сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
3. Воспитание умения работать в группе, бережное отношение к богатству страны — почве.
На уроке используются игровые технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации,- здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность. А также совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.
В условиях введения ФГОС актуальной становится задача формирования у учащихся целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста, поэтому был выбран еще один метод- метод интеграции. Использование межпредметных связей играет роль пускового, побуждающего стимула и способствует включению учащихся в познавательную деятельность. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами познавательной активности.
Основным критерием результативности деятельности в процессе проведения урока будет выступать критерий сформированности у детей правильного понимания понятий по данной теме. Основными показателями такого критерия будут служить: активизация познавательной деятельности учащихся, информированность по теме урока.
Основная часть
Авторы УМК: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин «Введение в географию. 5 класс»
1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом —
Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)
2. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о почве)
-Знаете ли вы, что такое почва?
— Знаете ли вы, как образуется почва?
— Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?
— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?
— Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?
— Знаете ли вы кто такой Докучаев?
Свойства почвы: Опыты по определению состава почв:
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.
Вывод: в почве есть вода.
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.
1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.
2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.
3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
— Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)
-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
Значит главное свойство почвы – плодородие ! Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Дети продолжают сказку : И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.
А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.
Теперь познакомимся с видами почв.
-Рассмотрите образцы почв.
— Что вы заметили? (Они по цвету разные)
— Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?
— Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.
V . Обобщение и закрепление полученных знаний..
1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…
1. водой и кислородом
2. питательными веществами
3. питательными веществами, водой и кислородом
2. Плодородие почв зависит от…
1. содержания гумуса и влажности
2. механического состава и структуры
3. содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности
3.Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…
1. продуктов жизнедеятельности животных
2. частей растений, попадающих в почву
3. почвенных минералов
4. Наиболее плодородные почвы России –…
5. Черноземы в основном используют под…
2. строительство промышленных объектов
3. сенокосы и пастбища
6. На черноземных почвах в основном выращивают…
1. рожь, лен–долгунец и хлопок
2. пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу
3. чай и цитрусовые культуры
Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.
Разработка урока продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Проблема сохранения земельных ресурсов, на которых строится сельскохозяйственная деятельность человека, действительно остается актуальной. Быстрый рост населения земного шара постоянно требует увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Эту проблему можно решить либо увеличением урожайности сельскохозяйственных культур, либо освоением новых земель.
Своевременно полученная информация может побудить учащихся задуматься о том, что среди природных ресурсов почвы занимают особое место, так как обладают естественным плодородием. Это их важнейшее свойство служит нам, людям для производства продуктов питания.
Тип урока: комбинированный
Содержание урока: проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на активизацию работы учащихся с использованием почвенной карты мира, закреплении терминов и понятий, выявлении причинно-следственных связей между климатом и почвой. Урок построен так, чтобы весь достаточно объемный материал был охвачен на уроке.
Тестовые задания были составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки данного класса.
Мотивация: Чтобы заинтересовать учащихся, на уроке использовались:
— Эмоциональный настрой; — работа в группах; — быстрый результат; — игровые технологии; — технология уровневой дифференциации; — здоровьесберегающие технологии.
Формы: На уроке присутствовали все три формы: — общеклассная (изучение нового материала), групповая ( взаимопроверка), индивидуальная (повторение изученного материала)
Средства обучения: учебник, атлас, карточки с заданиями, физическая карта.
Методы: На уроке использовались следующие методы:
— по источникам знаний : словесные, наглядные, практические.
— по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа, работа в группах
— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти), частично-поисковый (при формулировке и объяснении некоторых понятий), проблемный ( в течении изучения нового материала)
— по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий, сравнительный, классификационный
Дифференцированный подход: при выполнении теста, при работе в группах.
Оценки и домашнее задание: объявлены и прокомментированы.
Условия проведения урока: урок проводился в кабинете географии, в классе светло, чисто, уютно. Кабинет оформлен необходимыми картами. Температурный режим – в норме. Для ребят это привычная рабочая обстановка.
Результат: на цель вышла.
1. Джахангиров А.Д. Кузьминцев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 2007.
2. Добровольский Г.В. Принципы и задачи почвенного мониторинга. Почвоведение, №11, 2004
3. Докучаев В.В. Дороже золота русский чернозем. – М.: Издательство МГУ,
3. Зверев А.Т. Экология: сборник задач и упражнений. – М.: Издательство МИИГАиК, 2006.
4. Ильин В.Б., Степанова М.Д. Относительные показатели загрязнений в системе почва-растения. – Почвоведение, 2008.
5. Качинский Н.А. Почва, ее свойства и жизнь. – М. : Наука, 2007.
6. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. – СПб.: «Крисмас+», 2000.
7. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2005.
Источник