Меню

Что такое подкормка для растений 6 класс

Минеральное питание растений

Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Для минерального питания больше всего растению нужны азот, калий и фосфор.

Остальные вещества требуются в небольших количествах (обычно сотые доли процента от массы клетки и ниже). Это — магний, натрий, бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.

Как растения поглощают питательные вещества?

Водоросли, а также некоторые другие водные растения усваивают вещества минерального питания всей поверхностью тела. Высшие наземные растения получают их из почвы через корневые волоски.

Что такое корневое давление?

Корневое давление — это сила, обеспечивающая поступление воды в клетки или межклетники коры, а затем в сосуды корня и по ним — в другие органы растения.

Почему растения нельзя поливать холодной водой?

Холодная вода плохо поглощается корнями. В связи с этим растение может погибнуть от недостатка влаги.

Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения состоят из неорганических соединений, преимущественно солей. По виду основного питательного элемента различают азотные, фосфорные и калийные удобрения. Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др., потребляемые растениями в незначительных количествах.

Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Вещества, содержащие азот, способствуют росту растений, фосфор — скорейшему созреванию плодов, калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням.

Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение минеральных удобрений в период роста и плодоношения растений. Растения подкармливают минеральными веществами, необходимыми в данный период жизни.

Источник

Поглощение питательных веществ растением

Вопрос 1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?
для нормального жизненного цикла растительного организма необходима лишь определенная группа основных питательных элементов, функции которых в растении не могут быть заменены другими химическими элементами. Для минерального питания больше всего растению нужны азот, калий и фосфор. Остальные вещества требуются в небольших количествах (обычно сотые доли процента от массы клетки и ниже). Это — магний, натрий, бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.

Вопрос 2. Как растения поглощают питательные вещества?
Водоросли, а также некоторые другие водные растения усваивают вещества минерального питания всей поверхностью тела. Высшие наземные растения получают их из почвы через корневые волоски.

Вопрос 3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это сила (гидростатическое давление), обеспечивающая поступление воды в клетки или межклетники коры, а затем в сосуды корня и по ним — в другие органы растения. Показано, что у растений, обитающих в холодных и плохо аэрируемых почвах, а также в результате действия ядов и ингибиторов корневое давление снижено.

Вопрос 4. Почему растения нельзя поливать холодной водой?
Холодная вода плохо поглощается корнями. В связи с этим растение может погибнуть от недостатка влаги.

Вопрос 5. Какие виды удобрений вы знаете?
Существуют органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Минеральные удобрения — это удобрения, состоящие из неорганических соединений, преимущественно солей. По виду основного питательного элемента различают азотные, фосфорные и калийные удобрения. Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др., потребляемые растениями в незначительных количествах.

Вопрос 6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
Вещества, содержащие азот, способствуют росту растений, фосфор — скорейшему созреванию плодов, калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням.

Вопрос 7. Что такое подкормка?
Подкормка — это внесение минеральных удобрений в период роста и плодоношения растений. Растения подкармливают минеральными веществами, необходимыми для нормального их роста в данный период жизни.

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Читайте также:  Вербена гибридная мамут микс выращивание

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
  2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
  3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
  4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
  5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).

Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно — зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Читайте также:  Короба для умных грядок

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Минеральное питание растений

Урок 13. Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Минеральное питание растений»

Минеральное питание растений — это поглощение ими воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ.

Исследуя золу растений, учёные обнаружили множество химических элементов, в том числе и редких. Это говорит о том, что найденные элементы необходимы растениям и накапливаются в них.

Элементы, которые присутствуют во всех растениях, были отнесены к жизненно важным — это калий, кальций, магний, железо, сера и фосфор. Для разных растений они необходимы в различных количествах.

Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание.

Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.

Например, вещества, содержащие азот, способствуют росту растений.

А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.

Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.

Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.

Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.

Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.

Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.

Железо играет важную роль в дыхании растений. При его недостатке сначала лист желтеет, а потом белеет.

Кроме указанных жизненно необходимых элементов, растению нужны и другие… марганец, фтор, йод, бром, цинк, кобальт, стимулирующие рост растений. Если растение не получает хотя бы одно из нужных элементов, то процессы его жизнедеятельности резко нарушаются.

Рассмотрим, каким образом происходит поглощение питательных веществ.

Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела.

Высшие же растения поглощают их из почвы через корни. Поглощение воды и минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня.

Зона всасывания имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность её защищена покровной тканью — кожицей с корневыми волосками.

Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня.

Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Слизь облегчает проникновение корня между частиц почвы, а также растворяет минеральные вещества. Ведь только в растворенном виде они могут быть в дальнейшем поглощены корнем.

Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.

Читайте также:  Снижение плодородия почв при росте численности населения грозит

Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения.

Сила, которая вызывает одностороннюю подачу влаги от корней к побегам, называется корневым давлением. Чем сильнее корневое давление, тем выше поднимается жидкость.

Корневое давление можно наблюдать на опыте. У растения срезают стебель на высоте 10 см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой.

Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё.

После полива почвы очень холодной водой вода из трубки вытекает меньше. Благодаря опыту мы убедились, что поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.

Выделение пасоки можно наблюдать и в природе. Пасока — это жидкость, которая выделяется из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления.

Ранней весной, когда листья на деревьях ещё не развернулись, в стволах клёна, берёзы и других деревьев начинается весеннее сокодвижение.

Если ветка или ствол берёзы поранены, то из ранки начинает сочится сок — пасока берёзы. Пасока сладковата на вкус, в ней растворены различные питательные вещества, в том числе сахара и витамины. Она необходима растению для его весеннего роста, набухания и развёртывания почек. Берёзовый сок вкусен и полезен для здоровья человека, его заготавливают в берёзовых лесах, предназначенных к рубке.

Управление минеральным питанием растений

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Почва ― это верхний слой земли, обладающий особым свойством ― плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами.

Сельскохозяйственные растения так, как и другие растения поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения (от слова «организм») ― это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Навоз от разных видов животных отличается по составу, в свежем виде его нежелательно вносить в почву, так как он содержит семена растений, болезнетворные бактерии и даже яйца гельминтов. А вот отстоявшийся от 4 месяцев до 3 лет — отличное средство для обогащения разных видов почв.

Птичий помёт считается очень хорошим органическим удобрением, причём наиболее насыщенным по химическому составу, является куриный и голубиный.

Компост представляет собою смесь различных органических удобрений, которую складывают в кучи, ямы, ящики.

Минеральные удобрения ― это не природные удобрения, а созданные человеком.

В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.

Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.

Конечно, намного проще использовать покупные минеральные подкормки, нежели возиться с органикой. Но ни одна «химия» не заменит природные компоненты.

Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Например, навоз вносят задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.

Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые им требуются в данный период жизни. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может навредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

Источник

Adblock
detector