Меню

Что такое типы почв география 8 класс

Почвы России

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 870.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 870.

В России существует несколько основных типов почв, которые находятся в разных природных зонах и отличаются друг от друга по ряду характеристик. Какие же почвы самые плодородные и сколько видов почв находятся на территории нашей страны?

Что такое почва?

Почва – природное образование, обладающее плодородием и создающееся под влиянием горных пород, климата, растительности, животного мира, рельефа, деятельности человека и геологического возраста территории. Процесс формирования почвы идет столетиями и тысячелетиями. Он начинается с разрушения горных пород и находящихся в них простейших организмов, которые готовят условия для растений и животных. Отмершие остатки растений и животных под влиянием микроорганизмов превращаются в гумус (перегной), который способен скреплять минеральные частицы почвы в комочки разной величины. Почва обладает рядом свойств: цвет, влажность, механический состав, структура, плотность, наличие включений.

Глина, песок, ил – основные составляющие почвенного слоя.

По мере развития почвы происходит разделение ее профиля на горизонты – примерно однородные слои, взаимосвязанные друг с другом. Сверху расположен гумусовый горизонт, в котором накапливаются основные вещества, необходимые для питания растений. Ниже расположен горизонт вымывания, бедный питательными веществами, затем – горизонт вымывания, переходящий в материнскую породу.

Рис. 2. Арктические почвы.

Типы почв России

В России почвы отличаются разнообразием. К главным типам, встречающимся на территории нашего государства, относятся:

  • тундровые глеевые почвы – отличительной чертой этих почв является малое содержание гумуса и повышенная кислотность. Находятся южнее арктических почв в районах вечной мерзлоты.
  • арктические почвы – такой тип почвы образуется в процессе таяния вечной мерзлоты. Плодородный слой составляет не более 2 см.Эти почвы не восстанавливаются и из-за сурового климата на них нет растительности.
  • подзолистые почвы – тип почв характерный для лесов с содержанием гумуса до 4%. Из-за воздействия с кислотой эти почвы называют кислыми. Для получения стабильного урожая почвы нужно удобрять и правильно обрабатывать.
  • серые лесные почвы – образуются в лиственных лесах исключительно с континентальным климатом. Из-за содержащегося в почве кальция вода не проникает внутрь и не размывает ее. Плодородность средняя, так как слой гумуса не превышает 8%.
  • бурые лесные почвы – почвы распространены в лесах умеренного климата. Плодородный слой составляет 30 см, далее следует слой глины 20–40 см. Основные подвиды: оподзоленные, типичные, глеевые.
  • каштановые почвы – распространены в таких природных зонах, как степи и полупустыни. Плодородный слой достигает 4,5%, что является показателем средней плодородности почвы.

Первым ученым, который предложил классификацию почв, стал В. В. Докучаев

Таблица «Типы почв России »

Типы почв Географическое положение почв России
тундровые, глеевые Чукотка, Аляска, США
арктические Арктика
подзолистые Дальний Восток, Восточная Сибирь
серые лесные Забайкалье, Карпатские горы
бурые лесные Кавказ
каштановые Поволжье

которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Почва – природное образование, состав которого зависит от множества характеристик: климат, рельеф, растительность, животные мир. В России выделяют 7 основных типов почв, каждый из которых имеет свои особенности. В статье по географии (8 класс) дается краткое описание каждого вида, его отличительные черты и внешний вид.

Источник

Презентация и конспект урока по географии для 8 класса «Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка.doc

География 8 класс.

Тема: «Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению главных типов почв России ,ориентируясь на самостоятельную работу.

создать условия для развития у школьников:

умений самостоятельной работы;

решения проблемных ситуаций;

потребности в творческой деятельности;

информационной и коммуникативной культуры (учителя)

используя почвенные карты самостоятельно выявить закономерности распространения типов почв России ;

развивать умения делать выводы на основе полученной информации;

совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)

способствовать формированию у учащихся:

индивидуального стиля учебной деятельности;

умения адекватно мыслить;

действовать в условиях ситуации выбора (учителя)

Почвенная карта России ,интерактивная доска, компьютер ,географические атласы для 8 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся

Читайте также:  Урожай помидор с сотки

I. Организационный момент

1.Создание положительного настроя.

-Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

2. Формулировка учащимися темы и задач урока – 1 мин

-Ознакомитесь с рабочим листком и скажите тему урока и какие основные задачи сегодня стоят перед нами? (Знакомство с рабочим листком. Приложение 1)

-В течении урока мы будем проводить самооценку каждого этапа работы , а в конце урока подведём итог всей работы .

II Проверка домашнего задания

1.Вставить пропущенные слова

Почва отличается от горной породы…….(плодородием).

Материнская порода это горизонт…..(с)

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..(гумуса)

Лучшая структура почвы ..(зернистая)

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….(бактерий и грибков)

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

(материнской породы, растений, животных ,микроорганизмов, климата и рельефа.)

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… .(песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые).

Основатель науки о почвах………(Докучаев)

2.Проверка домашнего задания. (Оцените свою работу)

II. Изучение нового материала ( интерактивная карта)

1.Подготовка к восприятию нового материала

-Ребята, посмотрите на почвенную карту России. (Атлас, почвенная карта)

-Почему она такая пёстрая?

-Есть ли закономерности в размещении почв?

(Почвы подчиняются закону широтной зональности. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной зональности)

2.Сообщение о Докучаеве (Приложение 2)

-Эти закономерности установил Докучаев. Послушайте сообщение об этом учёном и запишите какой вклад внёс Василий Васильевич Докучаев в науку почвоведение.

4. Организация самостоятельной работы по карточкам

-Познакомитесь с содержанием карточки ,и заполните таблицу в рабочем листе используя алгоритм.

Работа в парах(6 пар). Каждая пара получает своё задание и в соответствии с алгоритмом, который есть в рабочем листе, приступает к самостоятельной работе..

(подготовить характеристику различных типов почв . Приложение 3)– 15 мин.

5.Характеристика различных типов почв у доски с использованием интерактивной карты

-Охарактеризуйте типы почв и покажите их распространение на территории России.

-Ребята на местах продолжите заполнять таблицу по характеристике почв, используя ответ своих одноклассников.

(Каждая пара выходит к доске и характеризует почву с использованием интерактивной карты.(на карте показывают географическое положение каждого типа почвы ). Во время ответов своих одноклассников, ученики продолжают заполнять таблицу в рабочем листе.) Заполнение таблицы.

-Какие почвы нарушают закон широтной зональности?

(Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, горные)

III. Закрепление материала.

Соотнесите (ученики по очереди выходят к доске)

Смешанный лес чернозёмы

Степь бурые, серо-бурые

Полупустыня серые лесные

Лиственничная тайга тундрово-глеевые

IV. Результат самооценки..

-Кто на уроке поработал отлично?

-Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

-Что вам особенно понравилось?

-Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.

1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту типы почв

2 уровень: творческие задания: Кроссворд. “ Почвы России”

Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трубачевская СОШ» «Главные типы почв России и закономерности их распространения« 8 класс Преподаватель : Горковенко Ирина Дмитриевна. первая квалификационная категория Предмет – география

«Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Вставите пропущенные слова Почва отличается от горной породы……. Материнская порода это горизонт….. Плодородие почвы зависит от наличия в почве….. Лучшая структура почвы .. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,……. Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и…… По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… Основатель науки о почвах……… плодородием. с гумуса зернистая бактерий и грибков материнской породы, растений, животных , микроорганизмов, климата и рельефа .песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые Докучаев

Василий Васильевич Докучаев Основатель науки-Почвоведения. Установил из чего образуется почва Почвы связаны с органическим миром и климатом. Выделил основные типы почв и дал им русские названия. Выявил причины деградации земли. Разработал и внедрил методы защиты почв

Соотнесите природные зоны и типы почв Тундра подзолистые Тайга мерзлотно-таёжные Смешанный лес чернозёмы Степь бурые, серо-бурые Полупустыня серые лесные Сибирская тайга тундрово-глеевые

Домашнее задание 1 задание с контурной картой: нанести на контурную карту типы почв 2 творческое задание: составит кроссворд по теме “ Почвы России”

Читайте также:  Вред яблок для компоста

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Василий Васильевич Докучаев-великий русский учёный ,основатель почвоведения, родился в 1846 году в семье сельского священника и был младшим ребёнком.. В возрасте 11 лет отец отправил его учится в Вяземское епархиальное училище, а затем в Смоленскую духовную семинарию. Он заканчивает её в 1887 году.. Докучаев решает поступить в Петербургский университет на геологическое отделение. Через четыре года он заканчивает его и начинает заниматься научно- исследовательской работой. Благодаря незаурядному таланту и огромной работоспособности через восемь лет он становится доцентом университета, а через 12 лет- профессором.

В1876 году общество врачей и естествоиспытателей посылает его как географа для исследования чернозёмной зоны России. Докучаев за 2 года прошёл 10000 километров, составил карту чернозёмной полосы Европейской части России. Результатом его работы стала диссертация «Русский чернозём».Докучаев явился основателем науки-Почвоведения. В.В. Докучаев утверждал, что почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Учёный установил не только, что такое почва, но и как и из чего она образуется.

Докучаев доказал , что почвы располагаются не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом. Он выделил основные типы почв и дал им русские названия.

О дерново-подзолистых и подзолистых учёный писал: «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины –в дожди. Эти почвы требуют ежегодного внесения удобрения и дают хорошие урожаи ржи и льна».

О самых плодородных почвах учёный писал «Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России». «Царём почв» назвал Докучаев русский чернозём.

О серых и бурых почвах, солонцах Докучаев говорил «Ценна здесь не земля ,а вода. Земля, за которую не дают и ломаного гроша, как только удаётся оросить стоит баснословных денег. Она даёт прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса.»

Докучаев доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить. Более ста лет назад учёный увидел отрицательное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли.

Докучаев разработал и внедрил методы защиты почв:

-насаждение лесополос в степи

-укрепление оврагов ,посадка лесов

-устройство прудов, плотин

-регулирование стока рек

— расчистка ключей и колодцев

Почвенные образцы , труды Докучаева и его учеников экспонировались в 1889 году на Всемирной выставке в Париже и в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Докучаев награждён орденом за заслуги по земледелию.

Всю свою жизнь Докучаев посвятил тому, чтобы жители России имели хлеб на столе.

Источник

План урока » Главные типы почв России.»(8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема : Закономерности распространения почв.

Цели урока: познакомить учащихся с типами почв России, с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами, научить сравнивать почвенные разрезы.

Оборудование: почвенная карта России; таблицы: «Типы почв», «Мелиоративные работы»; индивидуальные карточки для учащихся.

Образовательные: формирование у учащихся представление о типах почв России и с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами.

Развивающие: формирование у учащихся навыков работы с учебником, с картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательные: воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины, привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.

Оборудование: почвенная карта России; таблицы: «Типы почв», карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы.

Тип урока комбинированный.

I Организационный момент. Объявление целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

механический состав почв –

перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.

что называется почвенными профилем?

какие горизонты в нем выделяются?

от чего зависит плодородие почвы?

1.Вставить пропущенные слова

Почва отличается от горной породы…….(плодородием).

Материнская порода это горизонт…..(с)

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..(гумуса)

Лучшая структура почвы ..(зернистая)

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….(бактерий и грибков)

Читайте также:  Наборы для выращивания растений экокуб

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……(материнской породы, растений, животных ,микроорганизмов, климата и рельефа.)

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… .(песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые).

Основатель науки о почвах………(Докучаев)

.Проверка домашнего задания. (Оцените свою работу)

II. Изучение нового.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почвы и грунты есть зеркало и
вполне правдивое отражение,
peзультат векового взаимодействия
между водой, воздухом, землей, с
одной стороны, растительности и
животными организмами
и возрастом территории с другой.

Почва – это величайшее природное богатство.

Активизация знаний учащихся для изучения нового материала.

Вопрос учителя — «Верно ли утверждение, что размещение основных типов почв на поверхности Земли подчинено закону зональности и важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик — режима увлажнения и температурного режима? Свой ответ обоснуйте»

Цель нашего урока — познакомиться с главными типами почв России и закономерностями их распространения; с основными мерами по улучшению почв.

В России зональность выражена ярче, чем в других странах мира и это связано с преобладание равнинного рельефа. Учитель обобщает, что размещение по поверхности Земли типов почв подчиняется закону зональности, важнейшей причиной которой является климат: режим увлажнения и температурный режим). В горах проявляется высотная зональность.

Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы

58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.

62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.

44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.

46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Работа с почвенной картой.

1. Назовите почвы России: тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, каштановые, черноземы..

2. Есть ли закономерности в размещении почв? Почвы подчиняются закону широтной зональности. Нарушают зональность аллювиальные почвы, болотные и вулканические.

3. Тип почв соответствует типу растительности. «Почва – Зеркало ландшафта».

Типы и свойства почв разных природных зон.

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Мало тепла и растительности. избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Гумуса больше, чем подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков.

Г) широколиственные леса

Черноземы, каштановые почвы.

Самые плодородные, зернистая структура.

К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.

Бурые полупустынь и серо-бурые.

Сухой климат, разреженный растительный покров.

«Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв».

Практическая работа №10.
Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 98-99, рис. 56, почвенной кapты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 97, рис 55) определите условия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;
Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.

Источник

Adblock
detector