Почвы России
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 870.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 870.
В России существует несколько основных типов почв, которые находятся в разных природных зонах и отличаются друг от друга по ряду характеристик. Какие же почвы самые плодородные и сколько видов почв находятся на территории нашей страны?
Что такое почва?
Почва – природное образование, обладающее плодородием и создающееся под влиянием горных пород, климата, растительности, животного мира, рельефа, деятельности человека и геологического возраста территории. Процесс формирования почвы идет столетиями и тысячелетиями. Он начинается с разрушения горных пород и находящихся в них простейших организмов, которые готовят условия для растений и животных. Отмершие остатки растений и животных под влиянием микроорганизмов превращаются в гумус (перегной), который способен скреплять минеральные частицы почвы в комочки разной величины. Почва обладает рядом свойств: цвет, влажность, механический состав, структура, плотность, наличие включений.
Глина, песок, ил – основные составляющие почвенного слоя.
По мере развития почвы происходит разделение ее профиля на горизонты – примерно однородные слои, взаимосвязанные друг с другом. Сверху расположен гумусовый горизонт, в котором накапливаются основные вещества, необходимые для питания растений. Ниже расположен горизонт вымывания, бедный питательными веществами, затем – горизонт вымывания, переходящий в материнскую породу.
Рис. 2. Арктические почвы.
Типы почв России
В России почвы отличаются разнообразием. К главным типам, встречающимся на территории нашего государства, относятся:
- тундровые глеевые почвы – отличительной чертой этих почв является малое содержание гумуса и повышенная кислотность. Находятся южнее арктических почв в районах вечной мерзлоты.
- арктические почвы – такой тип почвы образуется в процессе таяния вечной мерзлоты. Плодородный слой составляет не более 2 см.Эти почвы не восстанавливаются и из-за сурового климата на них нет растительности.
- подзолистые почвы – тип почв характерный для лесов с содержанием гумуса до 4%. Из-за воздействия с кислотой эти почвы называют кислыми. Для получения стабильного урожая почвы нужно удобрять и правильно обрабатывать.
- серые лесные почвы – образуются в лиственных лесах исключительно с континентальным климатом. Из-за содержащегося в почве кальция вода не проникает внутрь и не размывает ее. Плодородность средняя, так как слой гумуса не превышает 8%.
- бурые лесные почвы – почвы распространены в лесах умеренного климата. Плодородный слой составляет 30 см, далее следует слой глины 20–40 см. Основные подвиды: оподзоленные, типичные, глеевые.
- каштановые почвы – распространены в таких природных зонах, как степи и полупустыни. Плодородный слой достигает 4,5%, что является показателем средней плодородности почвы.
Первым ученым, который предложил классификацию почв, стал В. В. Докучаев
Таблица «Типы почв России »
Типы почв | Географическое положение почв России |
тундровые, глеевые | Чукотка, Аляска, США |
арктические | Арктика |
подзолистые | Дальний Восток, Восточная Сибирь |
серые лесные | Забайкалье, Карпатские горы |
бурые лесные | Кавказ |
каштановые | Поволжье |
которые читают вместе с этой
Что мы узнали?
Почва – природное образование, состав которого зависит от множества характеристик: климат, рельеф, растительность, животные мир. В России выделяют 7 основных типов почв, каждый из которых имеет свои особенности. В статье по географии (8 класс) дается краткое описание каждого вида, его отличительные черты и внешний вид.
Источник
Презентация и конспект урока по географии для 8 класса «Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Методическая разработка.doc
География 8 класс.
Тема: «Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению главных типов почв России ,ориентируясь на самостоятельную работу.
создать условия для развития у школьников:
умений самостоятельной работы;
решения проблемных ситуаций;
потребности в творческой деятельности;
информационной и коммуникативной культуры (учителя)
используя почвенные карты самостоятельно выявить закономерности распространения типов почв России ;
развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
способствовать формированию у учащихся:
индивидуального стиля учебной деятельности;
умения адекватно мыслить;
действовать в условиях ситуации выбора (учителя)
Почвенная карта России ,интерактивная доска, компьютер ,географические атласы для 8 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся
I. Организационный момент
1.Создание положительного настроя.
-Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
2. Формулировка учащимися темы и задач урока – 1 мин
-Ознакомитесь с рабочим листком и скажите тему урока и какие основные задачи сегодня стоят перед нами? (Знакомство с рабочим листком. Приложение 1)
-В течении урока мы будем проводить самооценку каждого этапа работы , а в конце урока подведём итог всей работы .
II Проверка домашнего задания
1.Вставить пропущенные слова
Почва отличается от горной породы…….(плодородием).
Материнская порода это горизонт…..(с)
Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..(гумуса)
Лучшая структура почвы ..(зернистая)
Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….(бактерий и грибков)
Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……
(материнской породы, растений, животных ,микроорганизмов, климата и рельефа.)
По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… .(песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые).
Основатель науки о почвах………(Докучаев)
2.Проверка домашнего задания. (Оцените свою работу)
II. Изучение нового материала ( интерактивная карта)
1.Подготовка к восприятию нового материала
-Ребята, посмотрите на почвенную карту России. (Атлас, почвенная карта)
-Почему она такая пёстрая?
-Есть ли закономерности в размещении почв?
(Почвы подчиняются закону широтной зональности. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной зональности)
2.Сообщение о Докучаеве (Приложение 2)
-Эти закономерности установил Докучаев. Послушайте сообщение об этом учёном и запишите какой вклад внёс Василий Васильевич Докучаев в науку почвоведение.
4. Организация самостоятельной работы по карточкам
-Познакомитесь с содержанием карточки ,и заполните таблицу в рабочем листе используя алгоритм.
Работа в парах(6 пар). Каждая пара получает своё задание и в соответствии с алгоритмом, который есть в рабочем листе, приступает к самостоятельной работе..
(подготовить характеристику различных типов почв . Приложение 3)– 15 мин.
5.Характеристика различных типов почв у доски с использованием интерактивной карты
-Охарактеризуйте типы почв и покажите их распространение на территории России.
-Ребята на местах продолжите заполнять таблицу по характеристике почв, используя ответ своих одноклассников.
(Каждая пара выходит к доске и характеризует почву с использованием интерактивной карты.(на карте показывают географическое положение каждого типа почвы ). Во время ответов своих одноклассников, ученики продолжают заполнять таблицу в рабочем листе.) Заполнение таблицы.
-Какие почвы нарушают закон широтной зональности?
(Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, горные)
III. Закрепление материала.
Соотнесите (ученики по очереди выходят к доске)
Смешанный лес чернозёмы
Степь бурые, серо-бурые
Полупустыня серые лесные
Лиственничная тайга тундрово-глеевые
IV. Результат самооценки..
-Кто на уроке поработал отлично?
-Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?
-Что вам особенно понравилось?
-Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?
V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)
VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.
1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту типы почв
2 уровень: творческие задания: Кроссворд. “ Почвы России”
Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трубачевская СОШ» «Главные типы почв России и закономерности их распространения« 8 класс Преподаватель : Горковенко Ирина Дмитриевна. первая квалификационная категория Предмет – география
«Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Вставите пропущенные слова Почва отличается от горной породы……. Материнская порода это горизонт….. Плодородие почвы зависит от наличия в почве….. Лучшая структура почвы .. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,……. Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и…… По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… Основатель науки о почвах……… плодородием. с гумуса зернистая бактерий и грибков материнской породы, растений, животных , микроорганизмов, климата и рельефа .песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые Докучаев
Василий Васильевич Докучаев Основатель науки-Почвоведения. Установил из чего образуется почва Почвы связаны с органическим миром и климатом. Выделил основные типы почв и дал им русские названия. Выявил причины деградации земли. Разработал и внедрил методы защиты почв
Соотнесите природные зоны и типы почв Тундра подзолистые Тайга мерзлотно-таёжные Смешанный лес чернозёмы Степь бурые, серо-бурые Полупустыня серые лесные Сибирская тайга тундрово-глеевые
Домашнее задание 1 задание с контурной картой: нанести на контурную карту типы почв 2 творческое задание: составит кроссворд по теме “ Почвы России”
Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc
Василий Васильевич Докучаев-великий русский учёный ,основатель почвоведения, родился в 1846 году в семье сельского священника и был младшим ребёнком.. В возрасте 11 лет отец отправил его учится в Вяземское епархиальное училище, а затем в Смоленскую духовную семинарию. Он заканчивает её в 1887 году.. Докучаев решает поступить в Петербургский университет на геологическое отделение. Через четыре года он заканчивает его и начинает заниматься научно- исследовательской работой. Благодаря незаурядному таланту и огромной работоспособности через восемь лет он становится доцентом университета, а через 12 лет- профессором.
В1876 году общество врачей и естествоиспытателей посылает его как географа для исследования чернозёмной зоны России. Докучаев за 2 года прошёл 10000 километров, составил карту чернозёмной полосы Европейской части России. Результатом его работы стала диссертация «Русский чернозём».Докучаев явился основателем науки-Почвоведения. В.В. Докучаев утверждал, что почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Учёный установил не только, что такое почва, но и как и из чего она образуется.
Докучаев доказал , что почвы располагаются не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом. Он выделил основные типы почв и дал им русские названия.
О дерново-подзолистых и подзолистых учёный писал: «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины –в дожди. Эти почвы требуют ежегодного внесения удобрения и дают хорошие урожаи ржи и льна».
О самых плодородных почвах учёный писал «Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России». «Царём почв» назвал Докучаев русский чернозём.
О серых и бурых почвах, солонцах Докучаев говорил «Ценна здесь не земля ,а вода. Земля, за которую не дают и ломаного гроша, как только удаётся оросить стоит баснословных денег. Она даёт прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса.»
Докучаев доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить. Более ста лет назад учёный увидел отрицательное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли.
Докучаев разработал и внедрил методы защиты почв:
-насаждение лесополос в степи
-укрепление оврагов ,посадка лесов
-устройство прудов, плотин
-регулирование стока рек
— расчистка ключей и колодцев
Почвенные образцы , труды Докучаева и его учеников экспонировались в 1889 году на Всемирной выставке в Париже и в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Докучаев награждён орденом за заслуги по земледелию.
Всю свою жизнь Докучаев посвятил тому, чтобы жители России имели хлеб на столе.
Источник
План урока » Главные типы почв России.»(8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : Закономерности распространения почв.
Цели урока: познакомить учащихся с типами почв России, с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами, научить сравнивать почвенные разрезы.
Оборудование: почвенная карта России; таблицы: «Типы почв», «Мелиоративные работы»; индивидуальные карточки для учащихся.
Образовательные: формирование у учащихся представление о типах почв России и с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами.
Развивающие: формирование у учащихся навыков работы с учебником, с картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины, привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.
Оборудование: почвенная карта России; таблицы: «Типы почв», карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы.
Тип урока комбинированный.
I Организационный момент. Объявление целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)
механический состав почв –
перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
что называется почвенными профилем?
какие горизонты в нем выделяются?
от чего зависит плодородие почвы?
1.Вставить пропущенные слова
Почва отличается от горной породы…….(плодородием).
Материнская порода это горизонт…..(с)
Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..(гумуса)
Лучшая структура почвы ..(зернистая)
Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….(бактерий и грибков)
Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……(материнской породы, растений, животных ,микроорганизмов, климата и рельефа.)
По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,…… .(песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые).
Основатель науки о почвах………(Докучаев)
.Проверка домашнего задания. (Оцените свою работу)
II. Изучение нового.
В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».
Почвы и грунты есть зеркало и
вполне правдивое отражение,
peзультат векового взаимодействия
между водой, воздухом, землей, с
одной стороны, растительности и
животными организмами
и возрастом территории с другой.
Почва – это величайшее природное богатство.
Активизация знаний учащихся для изучения нового материала.
Вопрос учителя — «Верно ли утверждение, что размещение основных типов почв на поверхности Земли подчинено закону зональности и важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик — режима увлажнения и температурного режима? Свой ответ обоснуйте»
Цель нашего урока — познакомиться с главными типами почв России и закономерностями их распространения; с основными мерами по улучшению почв.
В России зональность выражена ярче, чем в других странах мира и это связано с преобладание равнинного рельефа. Учитель обобщает, что размещение по поверхности Земли типов почв подчиняется закону зональности, важнейшей причиной которой является климат: режим увлажнения и температурный режим). В горах проявляется высотная зональность.
Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.
Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.
1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из
факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.
Карточки – задания для участников экспедиций.
67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.
2).Работа в группах.
Составляют характеристику почвы по плану.
Основные условия образования почвы:
а) соотношение тепла и влаги;
б) характер растительных остатков.
3. Особенности почвенного профиля:
а) Степень выраженности отдельных горизонтов;
б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.
в) вывод о плодородии почвы.
Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)
3.) Выступление представителей «экспедиций».
В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Работа с почвенной картой.
1. Назовите почвы России: тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, каштановые, черноземы..
2. Есть ли закономерности в размещении почв? Почвы подчиняются закону широтной зональности. Нарушают зональность аллювиальные почвы, болотные и вулканические.
3. Тип почв соответствует типу растительности. «Почва – Зеркало ландшафта».
Типы и свойства почв разных природных зон.
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктическая
Мало тепла и растительности. избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота
Маломощные, имеют глеевый слой.
Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.
Б) тайга Восточной Сибири
В) смешанные леса
Гумуса больше, чем подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков.
Г) широколиственные леса
Черноземы, каштановые почвы.
Самые плодородные, зернистая структура.
К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.
Бурые полупустынь и серо-бурые.
Сухой климат, разреженный растительный покров.
«Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв».
Практическая работа №10.
Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)
1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы:
1. На основе анализа текста учебника, с. 98-99, рис. 56, почвенной кapты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 97, рис 55) определите условия почвообразования для основных типов почв России.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Работа по вариантам.
Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;
Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.
Источник