почему известный ландшафтовед сказал, что «почва — зеркало ландшафта»?
Почва — зеркало ландшафта. Это выражение ведет свое начало от Докучаева. Он первый сказал, что почва — зеркало окружающих условий (следовательно, зеркало ландшафта) . Но конечно, этот афоризм нельзя понимать буквально. Во-первых, почва — зеркало не только современного ландшафта, но и тех ландшафтов, которые были здесь раньше. Во-вторых, почва, конечно, отражает ландшафт не как зеркало. Это метафора. В последнее время ведется много споров, адекватно ли это отражение или нет. Обычно под адекватностью понимают два свойства явлений. В узком смысле адекватность — это тождество двух явлений одного класса: тождество двух деревьев, двух предметов. Например, отражение в зеркале адекватно, тождественно своему прототипу. В этом смысле нельзя говорить о почве как об адекватном отражении окружающих условий. Она, скорее, может быть адекватной, тождественной другой почве, развивающейся в таких условиях.
Но есть и другой, более широкий смысл в этом слове: соответствие. Почва соответствует данным условиям. На этом соответствии построено изучение почв в природе, и, надо сказать, оно очень хорошо помогает в исследованиях почв при их картировании и т. д.
Свойство почвы отражать воздействие окружающих условий — факторов почвообразования можно сравнить со способностью знаменитого портрета Дориана Грея из романа Оскара Уайльда: портрет отражал все, что случалось с Дорианом, в то время как сам Дориан Грей не менялся, оставался молодым. Нам кажется, что окружающие условия не меняются, климат, рельеф остаются прежними, а почва отражает в себе, «записывает» все события в жизни ландшафта и биогеоценоза и меняется в соответствии с этими событиями. Но расшифровать эти связи очень трудно.
Конечно, одно и то же свойство почвы может быть связано с разными факторами, и по одному образцу, а тем более по одному свойству нельзя судить о почве. Например, в руки исследователя попал образец по своему виду — из верхнего горизонта почвы, содержащий пять процентов гумуса. Если судить только по этому свойству, то образец может относиться и к дерновой, и к луговой, и к дерново-подзолистой почвам, а также к серой лесной, каштановой (темно-каштановой) , чернозему. Но уже анализ кислотности почв поможет исключить ряд возможных вариантов. Поэтому соответствие почв и окружающих условий можно оценивать только по комплексу свойств. И в этом отношении почва действительно хороший индикатор окружающих условий.
Но, как заметил Докучаев, почва — зеркало местного настоящего и прошедшего климатов и, конечно, настоящего и бывшего здесь ранее ландшафтов. Поэтому почва обладает свойствами, связанными с историей развития ландшафта.
Источник
Почва — зеркало природы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация состоит из 19 слайдов и предназначена для использования на уроках географии, природоведении, биологии при изучении материала по теме «Почва». Предлагает совместную работу педагога и обучающихся (фронтальную, индивидуальную, парную ). Материал, освещённый в презентации, полностью ориентирован на действующую программу, составленную МОН ДНР и легко интегрируется в рамках учебного процесса. Материал отвечает поставленным дидактическим задачам урока, вариативен по способам представления информации (рисунок, схема, таблица, мини текст, иллюстрации). Содержание освещённого материала понятно для восприятия обучающимися с нарушением слуха. Данный методический материал может использоваться на каждом этапе урока, при закреплении пройденного теоретического материала. ЭПИГРАФ «Береги её, защищай, заботься о ней, ибо она кормит людей, защищает и заботится о них! уничтожь её — и человек погиб». Джон Сторер Пояснительная записка
Тема «Почва» является одной из сложных для восприятия обучающимися. Задача учителя – дать ученикам теоретические знания и научить практически применять их в практической деятельности. Важно, чтобы школьники не только усвоили определённый фактический материал, но и поняли причинно – следственные связи между географическими явлениями и природными компонентами, опираясь на географические закономерности. В ходе изучения темы мы имеем возможность несколько раз повторять материал: первый раз на уроке, первоначально знакомимся с изучаемым материалом, потом в ходе подготовки домашнего задания, при проверке выполненных заданий, затем перед итоговым уроком и на заключительном занятии в ходе выполнения тестовых заданий. Учитывая, что обучающиеся впервые приступили к более подробному изучению почв, продолжаем повторять ведущие идеи темы также в процессе изучения природных зон и отдельных природных регионов. Учитывается, что элементарные знания о почве как особенном природном образовании ученики получили со школьных курсов природоведения, биологии, начальной географии. Эти знания используем как опорные. Ученики вспоминают состав почвы, некоторые её особенности, главное отличие почвы от горных пород – её плодородие. На основе приобретенных знаний, мы формируем новые знания с более подробным изучением: факторы почвообразования, их связь; строение профиля – почвенные горизонты; классификация почв… Цель – сознательное усвоение учащимися программного материала; работают на уроке все, учитывая индивидуальные возможности учащихся, учатся самостоятельно работать с разными источниками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные раскрыть суть понятия «почва», узнать, как она формируется, научиться определять из чего и как образуется гумус, что такое плодородие, земельные ресурсы и какой слой почвы самый плодородный, самому объяснять значение почвы в жизни человечества. Метапредметные При помощи учителя объяснять, что такое почва и как она формируется, применяя знания по биологии, природоведению, определять значение биосферы в формировании почвы, её плодородия. Личностные Умение работать в паре, индивидуально, определять, какие природные оболочкиучаствуют в формировании почвы, убеждение в необходимости охраны и восстановлении почвы.
Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат №19 МОН ДНР Составил: учитель географии ИВАНОВ М.М. высшая квалификационная категория, методист. Почва – зеркало природы 1
Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности земли в результате взаимодействия живой (органической) и мёртвой (неживой) природы. Важнейш почвы, Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Плодородие обусловлено наличия в почвах органического вещества – гумуса, или перегноя. — Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством. — Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5 – 2 см. 2
Факторы почвообразования Выдающийся русский учёный – основоположник науки о почве (почвоведения)В. В. Докучаев писал, что почва – «зеркало» природы. Горные породы, рельеф, климат, воды, микроорганизмы, растения и животные участвуют в формировании почв. — Подчёркивая важную роль всех компонентов в образовании почвы В. В. Докучаев назвал их факторами почвообразования. В число этих факторов он включил также деятельность человека и время (продолжительность формирования почв). 3
Строение почв В формировании почв принимают участие процессы выветривания, образования гумуса и передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля Верхний горизонт — ГУМУСОВЫЙ — Пронизан корнями. Накопление органических веществ и гумуса — Самый тёмный, цвет от накопившегося перегноя — Просачивается влага и выносит часть органических и минеральных соединений Горизонт вмывания В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы Материнская порода Слабо изменённая, из которой образовалась почва Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществом путём циркуляции почвенного раствора 4
По строению почвенного профиля (по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу, определяют принадлежность почвы к определённому типу. По механическому составу – соотношение различных по величине минеральных частиц (песка и глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные Структура почв поддерживает благоприятный для растений водный и воздушный режим. Способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность неодинаковы в различных типах почв. Лучшей является зернистая или мелкокомковая . Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, то такие почвы бесструктурные (песчаные, супесчаные). 5
Разнообразие и размещение почв Тип, механический состав, структура почвы, её плодородие зависят от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. В условиях одинакового климата разнообразие почв обусловлено рельефом и горными породами. Для каждой территории характерны свои сочетания почв с определёнными свойствами. Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты. Размещение почв на Земле зависит от климата. На равнинах наблюдается смена почв от экватора к полюсам, а в горах — от подножий к вершинам 6
7 Сообщение ученика 10 – а класса Гурко Александра ЦАРЬ ПОЧВ Почвенный покров степей развивается в условиях дефицита влаги. В степях малое количество осадков идёт на пользу почвам (из них не вымывается много питательных веществ, сколько из лесных почв), то в южных частях степей из — за недостатка воды страдают не только почвы, и все, что живёт на них, — растения, животные, люди. Царь почв – чернозём распространён в России, Украине. Чернозём не зря называют «царём почв», это одна из самых плодородных почв на Земле. Она содержит от 8 до 20 % гумуса, обладает самой лучшей структурой и многими замечательными почвенными свойствами. Основоположник почвоведения В. В. Докучаев свой основной труд так и назвал – «Русский чернозём». С этого труда стали накапливались знания обо всех почвах Земли. Чернозём образуется в результате разложения корневых остатков степной растительности , а также соединения органических кислот с кальцием и интенсивного перемешивания органических и минеральных веществ многочисленной почвенной фауной – от сурков до земляных червей. Это гумусовый горизонт чернозёма, хотя он может быть свыше метра, Обязательной принадлежностью чернозёма является горизонт вмывания карбонатов кальция. Он располагается ниже гумусового горизонта и отличается светлой окраской. Если в почве есть мощный горизонт накопления гумуса, но она не имеет карбонатного горизонта, то это не чернозём, а чернозёмовидная почва. Такие почвы есть в прериях США, в Амурской области.
8 ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Сообщение ученика 9 класса Тернового Саши САлександра Земельные ресурсы принадлежат к числу тех природных ресурсов, без которых жизнь человека немыслима. Их на Земле столько, сколько и суши. Однако лишь 31% земельного фонда мира – это сельскохозяйственные угодья, земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. Структура земельного фонда: Азия – 26 %, Европа – 20%, Африка – 19%, Северная и Южная Америка – по 15%, Австралия и Океания – 6%. Наибольшее количество обрабатываемых земель приходится на Азию – 32%, лугов и пастбищ – на Африку – 24%, лесов – на Азию – 28%. Общая площадь обрабатываемых земель на планете составляет 1000 млн. гектаров(или на душу населения – 0,16 гектара). Наиболее освоенными на планете в земледелии являются чернозёмные и серые лесные почвы степей и лесостепей – 36,5 % площади.
9 ПОЧВЫ — ЗАЩИТНИЦЫ В наше время, когда человек активно вмешивается в глобальные природные процессы, одним из главных свойств почвенного покрова является его способность противостоять загрязнению. Он принимает на себя основной удар от загрязнения кислотными дождями, тяжёлыми металлами, гербицидами и пестицидами – химическими средствами борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, старается их нейтрализовать , задержать в себе, не дать им попасть в культурные растения, которые мы едим, и в воду, которую мы пьём. Однако плодородие почвенного покрова, защита растений и вод от загрязнения и нежелательных климатических изменений в первую очередь необходимы нам, людям. Почва и биосфера Для биосферы почва – хранитель биоразнообразия , ведь в ней таятся семена растений и обитают мириады живых организмов, особенно микроорганизмов и беспозвоночных. Даже некоторые млекопитающие, например кроты, могут жить и питаться только в почве. Сообщение Веретюк Ирины, 10 класс
10 ПОЧВА И АТМОСФЕРА Для атмосферы почва — регулятор газов. Её обитатели поглощают углекислый газ, защищая землю от парникового эффекта и потепления климата. Почва влияет на тепловой баланс Земли, поскольку разные почвы имеют разное альбедо. Из физики мы знаем, что чёрное тело тепло поглощает, а белое отражает. Значит распаханные чернозёмные поля сильно впитывают солнечное тепло, а каменистые россыпи светлых кварцевых или сланцевых пород активно его отражают. Торфяные почвенные горизонты при охлаждении удерживают тепло в почве, а при нагревании не дают прогреваться глубоким почвенным горизонтам. Почва также поставщик пыли в атмосферу. Пыль, отражая солнечные лучи, влияет на тепловой баланс планеты. Если вдруг в атмосферу подымутся огромные массы почвенных частиц, то на планете может наступить долгая зима. ПОЧВА И ЛИТОСФЕРА Почва для литосферы – это фабрика глин. Именно в почве плотные горные породы под воздействием атмосферы и организмов разрушаются, превращаясь в глинистые и песчаные частицы. Глины, также как и песок, накапливаются в морских бассейнах и в период активизации глубинных процессов Земли и формирования гор опять оказываются на поверхности в виде сланцев и песчаников. Поэтому многие плотные породы, которые мы называем горными, состоят из частичек, которые в далёкие времена успели побывать почвой. Почва – это щит, предохраняющий поверхность от сильной эрозии. В процессе почвообразования и накопления гумуса в почве создаётся прочная зернистая и комковая структура, которая мешает воде и ветру разрушать поверхность. Сообщение Ковалёвой Кати, 9 класс
11 Почва и гидросфера Сообщение ученицы 10 класса Гуравской Алины Для гидросферы – вод рек, озёр, морей и океанов- почва тоже важна. Почвенный покров, как большая губка, впитывает в себя влагу дождей и талого снега, а затем потихоньку отдаёт её ручьям, рекам, выступая в роли регулятора гидрологического режима рек. Без этой способности почв почти каждое лето были бы засуха и обмеление рек, а каждую весну «всемирный потоп». Почва обогащает поверхностную воду минеральными солями, делая её пригодной для питья. Вода из родников — самая вкусная. А вода без минеральных солей вредна для живых организмов, в том числе и для человека, потому что она растворяет и вымывает соли самого организма. Почва и гидросфера
Источник
«Почва — зеркало ландшафта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почва — верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы — плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев. Ландшафт в географии подразумевает участок земной поверхности с однотипными характеристиками его составляющих: рельефа, климата, растительности, геологической основы
Почва- зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. К ним ещё можно отнести и деятельность человека.
Урбанозём- это антропогенно изменённая почва. В ней в разном соотношении сочетаются различные по окраске и мощности слои искусственного происхождения, о чём свидетельствуют резкие переходы и ровная граница между ними. Скелетный материал представлен строительным и бытовым мусором (кирпичная крошка, куски асфальта, битое стекло,уголь и т.д).в сочетании с промышленными отходами, торфо-компостной смесью или включениями фрагментов естественных почвенных горизонтов.
Почвенный покров России удивительно пёстр. Но нас больше интересуют почвы Владимирской области: дерново-подзолистые, подзолистые, серые лесные, пойменные, болотные.
Рассмотрим почвы долины реки Клязьма, около которой расположена наша школа. В долине реки представлена смена нескольких природных фаций: дубрава, луг, пашня (огород), городской парк ( смешанный лес ). Каждая из этих фаций образована однородной почвой со свойственным ей растительным сообществом.
Обнажение №1 – притеррасная пойма реки Клязьма, пойменная равнина. Растительность: луг – щучник. Почва – аллювиальная, гумус небольшой -5 см., так как это молодые недоразвитые почвы с признаками заболачивания- присутствуют в больших количествах окислы железа. В гумусе плохо разложившиеся растительные остатки, близко залегают грунтовые воды. Материнский горизонт –песок. Обнажение №2- смешанный лес в районе парка. Растительность — снытьевая дубрава. Почва — дерново- подзолистая. Грунтовые воды залегают глубоко, но промачиваются на большую глубину. Лесная подстилка (опад листьев) небольшой- 0,5 см, так как молодой лес. Подзолистый горизонт большой мощности (30-35 см). Белёсые языки подзолов в результате промывной деятельности поверхностных вод проникают в горизонт В. Почвы формируются на глинах.
Обнажение №3- дубрава. Серые лесные почвы. Растительность –абсолютный суходол. Представлена злаками и бобовыми. Рельеф – водораздел. Горизонт грунтовых вод залегает глубоко. Лесная подстилка мощностью 2-5 см, состоит из побуревшего лесного опада; Гумусовый горизонт мощностью 10-55 см, серый или темно-серый, иногда буровато-темно-серый, зернистой неясно комковато-порошистой структуры, содержит много живых корней растений; Переходный горизонт, на буром, темно-буром или коричневом фоне белесые пятна, языки и присыпка. Иллювиальный горизонт, темно-бурый или темно-коричневый, ореховатой или ореховато-призматической структуры, плотный, грани структурных отдельностей покрыты блестящими глянцевитыми пленками; почвообразующая порода- суглинок.
ВЫВОД: Проложив поперечный профиль через долину реки Клязьма, мы выявили элементарные природные комплексы, расположенные в разных участках долины реки и доказали взаимосвязь между растительностью, климатом, водами и почвами. Учитывая то, что на этих территориях давно живут люди, нет ничего удивительного, что почвы в долинах рек сильно изменены. Из века в век считалось, что почва — биокосное творение. Родившись под влиянием растений, микробов и других живых существ, Она из геооболочки превратилась в тончайший слой, дарующий нам благо.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Почва — верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы — плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев.
Ландшафт в географии подразумевает участок земной поверхности с однотипными характеристиками его составляющих: рельефа, климата, растительности, геологической основы
Почва- зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. К ним ещё можно отнести и деятельность человека.
Урбанозём — это антропогенно изменённая почва. В ней в разном соотношении сочетаются различные по окраске и мощности слои искусственного происхождения, о чём свидетельствуют резкие переходы и ровная граница между ними. Скелетный материал представлен строительным и бытовым мусором (кирпичная крошка, куски асфальта, битое стекло,уголь и т.д ).в сочетании с промышленными отходами, торфо-компостной смесью или включениями фрагментов естественных почвенных горизонтов.
Источник