Подготовка почвы для сада
Когда садовая почва находится в хорошем состоянии, потребность в удобрениях или пестицидах уменьшается. Можно сказать: создавая почву, человек не только повышает урожайность и доходность сада, укрепляет здоровье своих растений, но и улучшаете сам себя.
Ухоженная садовая рыхлая почва наполнена воздухом, в котором нуждаются корни растений. Она также содержит много минералов, необходимых для интенсивного их роста. Такая почва насыщена живыми организмами — от дождевых червей до грибков и бактерий. Они, в свою очередь, помогают поддерживать качество почвы. Правильный кислотный баланс также является важной характеристикой здоровой почвы.
Из примерно 17 элементов, которые считаются самыми важными для роста растений, азот, фосфор и калий являются наиболее значимыми. Удобрения, которые содержат эти три питательных вещества, классифицируются, как полные, но вряд ли они являются полными в абсолютном смысле. Кальций, магний и сера, известные, как вторичные питательные вещества, также необходимы для многих растений. В число менее необходимых питательных микроэлементов входят бор, медь, железо, марганец и цинк. Некоторые растительные микроэлементы имеют специфические функции. Например, кобальт, который не используется большинством растений, но существенно помогает бобовым и азоту.
Один из способов определения насыщенности вашей почвы минералами — проверка ее состава. В процессе анализа обычно измеряют уровень кислотности почвы (pH), а также содержание основных элементов.
Уровень кислотности почвы может иметь решающее значение для способности растения поглощать питательные вещества. Большинство минералов и питательных веществ лучше всего усваивается растениями в почвах с рН от 6,5 до 6,8 единиц. Если почва кислая (pH на уровне 6,0 или ниже) или щелочная (pH выше 7,0), растения не смогут поглотить питательные вещества, даже если их достаточно. Лучшее время для тестирования почвы — весна или осень. Это также лучшее время для внесения в почву каких-либо добавок или органических удобрений, если в вашей почве будет выявлен недостаток минералов или питательных веществ.
Текстура и тип почвы
Помимо определения pH почвы, содержания макроэлементов и минеральных веществ необходимо изучить и ее текстуру. Текстура почвы зависит от содержания в ней песка, ила и глины. Самые большие частицы почвы — это песок. Следующими по размеру частицами являются иловые. Они, как правило, ощущаются нами как влажные во влажном состоянии и порошкообразными в сухом виде. Самые маленькие частицы – это кусочки глины. Они имеют тенденцию к плотному прилеганию друг к другу. Вам может не понадобиться эксперт, чтобы определить текстуру почвы. Просто возьмите небольшое ее количество и потрите ее между пальцами. Если почва оставит ощущение песчаной, то она и будет считаться песчаной. Если почва кажется гладкой, как тальк, то она будет расцениваться, как иловая. Если почва кажется жесткой, когда она сухая, и скользкая и липкая, когда она влажная, то она ближе к глиняной.
Песчаные почвы, как правило, бедны питательными веществами, поскольку вода и питательные вещества быстро покидают их через большие пространства между частицами песка. Эти почвы также имеют тенденцию к низкому содержанию полезных микробов и органических веществ, благодаря которым растут растения. Иловые почвы плотные и плохо дренируются. Однако, они более плодородны, чем песчаные или глинистые почвы. Тяжелые глинистые почвы довольно плотные, плохо дренируются, имеют тенденцию к отвердеванию и растрескиванию при высыхании. Поскольку между преобладающими глинистыми частицами почвы сохраняется очень небольшое пространство, в такой почве чаще всего содержится не так много органических веществ или микробной жизни. К тому же корни растений с трудом растут в такой почве при ее затвердевании.
Улучшение почвы сада
Получив результат исследования почвы, можно приступать к ее улучшению. Традиционными мерами для улучшения качества почвы в саду являются добавление органического вещества в виде компоста, выдержанного навоза или использование мульчи, а также выращивание покровных культур (зеленых удобрений). Внесение химических удобрений, чаще всего, компенсирует недостаток только определенных видов питательных веществ и практически никак не влияет на поддержание рыхлой структуры почвы. Не забывайте, что именно органические вещества помогают обеспечить всем необходимым ваши растения.
Кроме этого, растениям нужен воздух — над землей для фотосинтеза и в почве. Воздух в почве удерживает атмосферный азот, который необходимо преобразовать в удобную форму для усвоения растениями. Кислород в почве имеет решающее значение для выживания почвенных организмов, которые помогают растениям.
Хорошая почва обеспечивает оптимальное пространство между ее частицами для удержания воздуха, которым и будут пользоваться растения. Глинистые и тяжелые глинистые почвы содержат мало воздуха. Песчаные почвы имеют противоположную проблему — избыточное количество воздуха приводит к быстрому разложению органических веществ.
Добавление органических веществ, особенно компоста, поможет сбалансировать подачу воздуха (идеальная почва содержит до 25% воздуха). Кроме того, старайтесь не оказывать чрезмерное давление на поверхность почвы или использовать тяжелое оборудование, которое может уплотнить почву. Избегайте также проведение обработки почвы в случаях, если она будет очень влажной.
Органические питательные элементы
Добавление компоста улучшает практически любую почву. Все почвы хорошо стимулируются при ежегодном внесении органики. Компост и другие органические материалы удерживают частицы почвы во взаимосвязи и обеспечивают сохранение влаги. Они также поглощают и хранят питательные вещества, которые затем становятся доступными для растений. Компост, кроме того, является источником пищи для полезных микроорганизмов.
Эффективным также является использование соломы, сена, измельченной коры в качестве мульчи. Она уменьшает потери воды за счет испарения и сдерживает рост сорняков. Она медленно разрушается, обогащая почву органическими веществами. Во многих садовых хозяйствах также используют неорганическую мульчу (галька, гравий, черный пластик, специальные ткани), которая предотвращает быстрое испарение и подавляет сорняки. В отличие от органических мульч, их не нужно заменять каждый год, и они не будут привлекать насекомых и грызунов. Однако стоит помнить, что неорганические виды мульчи не улучшают почву.
Поскольку садовые культуры ежегодно выносят из почвы значительное количество питательных веществ, землю в садах необходимо регулярно удобрять. Многие садоводческие хозяйства делают упор на органические удобрения. Органические сухие удобрения вносятся в почву в соответствии с указаниями на этикетке, а затем поливаются. Они работают медленнее, чем жидкие удобрения, но в течение более длительного времени. Смеси удобрений содержат различные количества азота, фосфора и калия. Их соотношение должно быть указано на этикетке.
Жидкие удобрения распыляются непосредственно на листву растений или на почву. К популярным органическим жидким удобрениям относятся смеси эмульсий и водорослей. Если вы решите использовать лиственные подкормки, обязательно смочите нижнюю поверхность листьев. Там находятся микроскопические отверстия, которые принимают в себя газы. Когда они открываются, чтобы впустить углекислый газ и выпустить влагу, они быстро впитают удобрение.
Оптимизация уровня кислотности почвы
Улучшение садовой почвы невозможно без оптимизации уровня pH. Не планируйте изменять уровень кислотности почвы с помощью одной дозы какого-либо «чудодейственного» средства. Для снижения pH требуется сезон или два, а затем потребуются небольшие усилия для его поддержания. Независимо от того, является ли почва кислой или щелочной, добавление значительного количества органического материала ежегодно поможет сбалансировать ее.
Чтобы повысить pH песчаного грунта, добавьте молотый известняк. Чтобы раскислить супесчаную и песчаную почву на 10 кв.м вносят килограмм известняка. Для раскисления суглинистых и глинистых почв нужно увеличить количество в три раза. Известняк следует применять как минимум за два-три месяца до посадки, чтобы дать ему время для проявления всех своих достоинств.
Древесная зола также может повысить рН почвы, но при ее использовании необходимо соблюдать осторожность. Применение слишком большого количества древесной золы может привести к высоким показателям pH, снизив тем самым насыщенность питательными веществами. Используйте только небольшое количество золы осенью и тщательно переворачивайте почву после этого весной. Семена, которые вступают в контакт с ранее внесенной золой, могут не прорасти.
Щелочная почва, с другой стороны, должна быть преобразована в более кислую. Это можно сделать путем добавления серы, опилок, хвои или дубовых листьев.
Органика для изменения структуры почвы
Чтобы сделать песчаную почву менее насыщенной песком, применяйте органику. Используйте древесную щепу, листья, сено, солому или кору, чтобы мульчировать почву вокруг растений. Следует затем добавлять, по крайней мере, по 2 дюйма органического материала каждый год. Если возможно, выращивайте покровные культуры и превращайте их в почву весной.
Вы можете улучшить также и илистую почву, добавляя слой органического материала толщиной в один дюйм каждый год. Старайтесь избегать уплотнения почвы. Высокие грядки, например, отличный способ эксплуатации илистой почвы в отсутствии необходимости ее интенсивной обработки.
Тяжелая глинистая почва будет существенно улучшена с добавлением слоя в 5-6 см из органического вещества. Впоследствии добавляйте еще по одному такому слою каждый год. Можно также использовать технологию выращивания на «высоких» грядках. Это обеспечит хороший дренаж почвы и защитит почву от уплотнения.
Важные подробности
Опыт европейских и американских садоводов уместным будет дополнить практикой работы российских садоводов. Большинство из них уверены: лучшая подготовка почвы — это идеальное сочетания песка, илистого грунта и глины. Желательно, чтобы почва состояла на 40% из илистого грунта и песка, и на 20% из глины. Другой важный момент, который необходимо учитывать при подготовке почвы — содержание воды. С дефицитом воды российские садоводы справляются, а вот с избытком – не всегда. Особенно когда сад расположен у основания наклонной плоскости. В таких случаях необходимо будет поднять уровень почвы на таких участках на несколько сантиметров (от 10 до 15) над уровнем остальной земли. Это улучшит дренирование и снизит степень насыщения почвы водой.
И еще одно полезное замечание касается методики применения удобрений. Хорошо смешивайте их с почвой и дайте им некоторое время «отлежаться». Только тогда почва сада будет полностью готова к посадке любых семян и саженцев.
Источник
«Исследовательская работа с почвой»
Исследовательская работа для группы общеразвивающей неправленности 6-7 лет№2 ДОУ№12 г.Оренбург.
Содержимое разработки
Исследовательская работа с почвой
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой), банки с водой (на каждого ребенка), большая банка с водой у воспитателя.
Напомнить о том, что в Подземном царстве ‒ почве ‒ обитает
много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый ‒ с участка, который
редко посещают люди (рыхлая почва); второй ‒ с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой ‒ рисунок любого растения).
Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше ‒ в местах, которые любят посещать
люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустить образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросить детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха под тропинкой меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать.
Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы. Образцы почвы ‒ комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Раздать детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратить их внимание на то, что внутри комочков есть пустые места ‒ там и “прячется” воздух. Затем предложить сжать комочек земли в руке.
Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они “прижались” друг к другу, а воздух «ушел» для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух “уходит”.
После проведения опыта задаются вопросы.
■ В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ ‒ в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
■ Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
■ На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушать предположения детей (они должны основываться на осмыслении
результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога ‒ подвести детей к выводу о необходимости экологически
грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь “дома” и даже жизнь многих подземных обитателей.
Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной ‒ чистая вода, в другой ‒ грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта. Предложить детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой ‒ грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке?
Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.
Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задать детям следующие вопросы.
• Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
• Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
• Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
• Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделать вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая» вода ‒ грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется “мертвая” вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва
загрязняется, “болеет” и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели.
Расскажите о том, что в некоторых странах научились «лечить» почву – очищать ее от грязи.
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ: ДЫХАНИЕ,
ПИТАНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОТРЕБНОСТИ.
Может ли растение дышать?
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
‒ Как вы думаете, дышат ли растения? Как доказать, что дышат? Как дышит
человек? Куда поступает воздух вначале? А потом? Значит, при дыхании растения воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Вдыхают и выдыхают через трубочку. ‒ Замажьте отверстие вазелином. Почему вы сейчас не можете дышать?
Вывод: вазелин не пропускает воздух.
Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Что проверить это, смазывают одну сторону листочка вазелином, на другом листе – другую сторону. В течение недели делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Есть ли у растений органы дыхания?
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материал: Прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
‒ Как вы думаете, проходит ли воздух через листья внутрь растения?
Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду.
‒ Что вы наблюдаете? Откуда выделяется пузырьки? Есть воздух в стебле?
Взрослый проводит опыт «Сквозь лист»:
1. наливают в бутылку воды, оставив её незаполненной на 2-З см;
2. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
3. здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином:
4. встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.
‒ Что выходит из погруженного в воду конца стебля?
Вывод: воздух через лист проходит в стебель, т. к. видно выделение пузырьков
Что выделяет растение?
Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материал: Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
‒ Почему в лесу так приятно дышать? Кто из вас знает, что выделяют растения для дыхания человека?
Опыт: помешают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой
горшочек с растением (в 5-ти литровую банку). Ставят в тёплое, светлое место.
‒ Как вы думаете, если растение даёт кислород, то его в банке должно стать больше или меньше? Почему? Через 1-2 суток: ‒ как можно узнать, накопился ли в банке кислород? Кислород горит.
‒ Что произошло с лучиной, когда мы её внесли в банку? Почему она ярко
вспыхнула? Что это загорелось в банке?
Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материал: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой. Стаканчики.
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.
Цель: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
Материал: прозрачные ёмкости с песком и глиной. Ёмкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную « песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.
Опыт “Сухо — мокро”
Цель. проверить, как впитывают влагу различные ткани.
• чистые стаканчики из-под йогурта
1. накройте чистый сухой стаканчик из-под йогурта лоскутком ткани, закрепив его резинкой;
2. осторожно налейте на каждый лоскуток чайную ложку воды;
3. повторите 2-3 раза;
4. снимите лоскутки со стаканчиков и посмотрите, сколько в них воды.
Те стаканчики, в которых воды мало, были накрыты тканью, хорошо впитывающей влагу. Те, в которых воды больше, были накрыты тканями, пропускающими воду.
Притягивается – не притягивается
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.
Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются). Предложить найти места использования магнита в помещении.
Источник