Деградация почв
Земля производит более 90% продуктов питания и является главным богатством, но существует множество факторов, приводящих ее к вырождаемости. Деградация почв – это актуальная экологическая проблема нашего времени.
Человек за пару месяцев может уничтожить плодородный слой земли, который природа создавала веками: всему виной промышленная и сельскохозяйственная деятельность.
Причины деградации почв
Качество земли с каждым годом становится все хуже: изменения в щелочном, кислотном или солевом составе почвы, уменьшение плодородности, затопление земель, эрозия и другое. Изменения обычно носят локальный характер: например, люди выращивают урожай, изымают его с поля и не возвращают в землю, из которой он высосал жизненные соки. Названные причины в дальнейшем приводят к глобальным экологическим катастрофам. Разберем факторы, влияющие на деградацию почвы более подробно.
Плодородный слой почвы постоянно находится под неблагоприятными воздействиями от дождей, наводнений, сильного ветра, обработки земель человеком. Это приводит к ухудшению качества земли и потере верхнего слоя.
Урожайность земли снижается, когда разные виды бактерий и грибков попадают в почву через биохимические реакции.
ООН уже в 1980 году признал сельское хозяйство одной из самых опасных деятельностей, которая несет крупный ущерб живой природе: происходит истощение питательных веществ в земле и общее снижение плодородия. Кроме того, слишком большое количество удобрений и пестицидов уничтожают полезные микроорганизмы, помогающие формировать почву.
Заболачивание приводит к сокращению питательных веществ в почве и меняет ее химический состав, что в дальнейшем приводит к потере производительности и появлению глинистых почв.
Отметим и причины, которые влияют на деградацию земель по вине человека: чрезмерная вырубка лесов, промышленная деятельность, урбанизация и перевыпас. Все они уничтожают растительный покров, что приводит к повышенному темпу эрозии.
Виды деградации почв
Виды деградации почв разделяются на 3 основные группы:
Физическая
- Ухудшение структуры основы почвы в результате изменения климата, опустынивания, каких-то иных естественных процессов и тому подобное. Процессы являются накопительными и медленно приводят к катастрофе или те, которые в течение небольшого времени моментально могут вызвать разрушение природных объектов.
- Сельскохозяйственные процессы вызывают потерю элементов минерального питания, гумуса, окисление сульфидов, а также промышленные отходы, избыток навоза, разливы нефти ведут к деградации почвы.
Биологическая - Нарушается биоразнообразие в составе земли, происходит замена доминирующих видов и исчезновение некоторых почвенных организмов.
Все 3 вида наносят многогранный вред не только на плодородную почву, но и могут привести к общей экологической катастрофе.
Оценка деградации почв
Существует балльная система оценки качества и функций почв, которая отражает общее состояние растительного слоя. Каждый балл отвечает за уровень падения урожайности на конкретном участке.
- Меньше 5 – недеградированная
- До 25 – слабая деградация
- От 25 до 50 – средняя деградация
- От 50 до 70 – сильная деградация
- Больше 70 – предел деградации
Также в ходу такие критерии, как степень засоленности и заболоченности, подверженность опустыниванию и нарушению рельефа поверхности почв.
Последствия деградации почв
Последствия деградации почв глобальны, они затрагивают экологию планеты, ведут к экономическим и социально-политическим проблемам. Происходит нарушение баланса почв и почвенного покрова, что приведет в дальнейшем к большим потерям среди биологического разнообразия и по итогу к экологической катастрофе.
За последние года общая площадь земель, которая пригодна к сельскому хозяйству сократилась вдвое.
Методы сохранения плодородных почв
Для формирования одного сантиметра плодородного слоя почвы земля тратит порядка ста лет. Поэтому нужно уже сейчас задуматься о тех методах, которые помогут сохранить плодородность грунта:
- Сокращение использования пестицидов и различных синтетических удобрений;
- Чередование сельскохозяйственных культур на одном и том же участке земли;
- Отдых поля (без посевов) в течение 5-6 лет;
- Применение зеленых биоудобрений (растения-сидераты);
- Мульчирование;
- Рекультивация земель.
Рекультивация земель
Один из способов восстановления плодородности земли – это рекультивация. Обычно данный метод задействуют на:
землях, которые загрязнены токсичными веществами, мусором;
- участках, утративших плодородный слой;
- почвах с ямами, буграми.
При рекультивации земель на ровных участках закапывается или удаляется мусор и загрязненный слой почвы, далее укладывается новый слой земли. При необходимости проводятся дренажные или оросительные работы.
Второй этап состоит из мероприятий, которые улучшают состав почвы: био-очистка, удобрения, посев многолетних трав и деревьев.
Значение деградации почвы для здоровья людей
Почва, достигшая предела деградации, становится абсолютно непригодной для выращивания культур, а также для выпаса домашних животных. Это влияет на сокращение количества продуктовых запасов и может привести к голоду в отдельных странах, а затем и в мире.
Кроме этого, загрязняющие почву элементы попадают в дальнейшем в воду, атмосферу и грозят увеличением роста различных заболеваний, которые могут достичь масштаба глобальных эпидемий. Все эти факторы являются предвестником резкого сокращения численности населения планеты.
Сохранение почвы зависит от людей и каждый может более бережно к ним относиться и правильно их использовать.
Источник
Деградация земель: причины и последствия
Деградация земель – это процесс, в результате которого ухудшается качество почвы, происходящий из-за таких аспектов, как неправильное землепользование, сельское хозяйство и пастбище, городские или промышленные цели. Процесс связан с ухудшением физического, биологического и химического состояния покрова планеты.
Причины деградации земель
Формы деградации земель: снижение плодородия почвы, неблагоприятные изменения щелочности, кислотности или солености, экстремальное затопление, использование токсичных загрязнителей почвы, эрозия и ухудшение ее структурного состояния. Эти элементы ежегодно способствуют значительному снижению качества земли. Чрезмерная ее деградация, таким образом, приводит к немедленным и долгосрочным воздействиям, которые приводят к серьезным глобальным экологическим проблемам.
В то время как деградация почвы может происходить естественным путем, она сильно подвержена антропогенной деятельности. Кроме того, изменение климата в сочетании с деятельностью человека продолжает усугублять деградацию почвы.
Факторы, вызывающие деградацию земель
Причины деградации земель:
- Физические факторы, которые изменяют естественный состав и структуру почвы. Дожди, поверхностный сток, наводнения, ветровая эрозия, обработка земли и массовые перемещения приводят к потере плодородного верхнего слоя, что ухудшает качество почвы.
- Биологические факторы, которые непосредственно зависят от деятельности людей и растений, из-за чего снижается качество земли. Определенные вилы бактерий и грибков оказывают сильное влияние на микробную активность почвы через биохимические реакции. По этой причине снижается урожайность и продуктивная пригодность почвы. Человеческая деятельность, например, плохие методы ведения сельского хозяйства, может также истощать питательные вещества в земле, тем самым снижая ее плодородие. Биологические факторы влияют в основном на снижение ее микробной активности;
- Химические факторы. По причине чрезмерной щелочности, кислотности или заболачивания воды происходит сокращение питательных веществ в почве. Из-за этого меняются ее химические свойства, которые определяют наличие питательных веществ. Вызвано накоплением соли и вымыванием питательных веществ, которые ухудшают качество почвы, вызывая нежелательные изменения в основных химических компонентах почвы. Эти химические факторы обычно приводят к необратимой потере почвенных питательных веществ и производительности, такой как упрочнение глинистых почв, богатых железом и алюминием, в жесткие лотки.
Все указанные выше физические факторы приводят к различным типам эрозии почвы (главным образом, водной и ветровой эрозии) и действиям по отслоению почвы, и их физические силы в конечном итоге изменяют состав и структуру почвы, изнашивая верхний слой почвы, а также органическое вещество. В долгосрочной перспективе физические силы и процессы выветривания приводят к снижению плодородия почвы и неблагоприятным изменениям в составе / структуре почвы.
Кроме того, деградация земель сельскохозяйственного назначения непосредственно связано с чрезмерным и неправильным использованием пестицидов и химических удобрений убивают организмы, которые способствуют связыванию почвы. Большинство методов ведения сельского хозяйства непосредственно касаются применения удобрений и пестицидов. Нередко это сопровождается их неправильным или чрезмерным применением. Результат – уничтожение полезных бактерий и других микроорганизмов, которые помогают в формировании почвы.
Причины деградации земель по вине человека
Другие причины деградации земель:
- Вырубка лесов – из-за воздействия на почву минералов путем удаления деревьев и растительного покрова, которые поддерживают наличие слоев гумуса и подстилки на поверхности почвы;
- Промышленная и горнодобывающая деятельность – за счет загрязнения, уничтожения растительного покрова и выпуска в почву множество токсичных химикатов, таких как ртуть, отравляя и делая земли непродуктивными для любых других целей;
- Неправильная практика выращивания – разбивает почву на более мелкие частицы, которые увеличивают скорость эрозии;
- Урбанизация – денудирует (сносит, переносит) растительный покров почвы, уплотняет почву во время строительства и изменяет схему дренажа, покрывает почву непроницаемым слоем бетона, который усиливает поверхностный сток, что приводит к большей эрозии верхнего слоя почвы;
- Перевыпас – разрушает поверхностный растительный покров и частицы почвы, увеличивая темпы ее эрозии.
Сложные формы химических веществ удобрения также ответственны за денатурирование основных минералов почвы, вызывая потери питательных веществ из почвы. Следовательно, неправильное или чрезмерное использование удобрений увеличивает скорость деградации почвы, разрушая биологическую активность почвы и накапливая токсичность из-за неправильного использования удобрений.
Все это приводит в тому, что запускаются необратимые процессы деградации земель, снижение биоразнообразия стимулирует следующий виток деструктивных процессов.
Решение проблемы деградации земель
Снижение качества почвы является одной из основных причин деградации земель и считается причиной 84% постоянно уменьшающихся площадей. Год за годом огромные акры земли теряются из-за эрозии почвы и загрязнения. Около 40% сельскохозяйственных угодий в мире значительно ухудшается по качеству из-за эрозии и использования химических удобрений, которые препятствуют регенерации земли. Снижение качества почвы в результате чрезмерного применения сельскохозяйственных химических удобрений также приводит к загрязнению воды и земли.
Пути решения этой проблемы:
- Сокращение вырубки леса;
- Мелиорация земель;
- Предотвращение их засоления;
- Правильные механизмы обработки почвы являются одним из наиболее устойчивых способов избежать ухудшения ее качества.
Все эти меры требуют взвешенного и грамотного решения со стороны государственных властей разных государств. Они затронут не только сельское хозяйство, доля которого в развитых странах около 1%, но и строительный, промышленный комплекс, обеспечивающий в значительной степени благосостояние граждан. Поэтому такие решения не вызовут массового одобрения со стороны населения, особенно развитых стран. Но они необходимы, чтобы остановить деградацию земель в глобальном масштабе.
Источник
Дифференцированный зачет по экологическим основам природопользования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Получите 5000 руб. за каждого привлечённого клиента
Количество клиентов и сумма вознаграждения неограничена
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине
«Экологические основы природопользования»
по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Разработчик: Назимова Л.Г . преподаватель химии и биологии ГБПОУ «БРТСиПТ»
1. Паспорт комплекта контрольно- измерительного материала
1.1. Контрольно – измерительные материалы предназначены для оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
1.2. КИМы включают контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических заданий и творческих.
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов
— объяснять смысл экологических глобальных проблем;
— давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;
— прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий
человека на окружающую среду;
— давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;
-анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной
— определять задачи государственных органов по охране окружающей среды;
— решать ситуационные задачи по видам юридической ответственности;
-давать характеристику принципам экономического механизма управления
-анализировать эколого-географическую обстановку своего региона, края;
— задачи, структуру экологии и природопользования;
— о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
— глобальные проблемы экологии;
— о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;
— основные мероприятия по охране окружающей среды;
— виды особо охраняемых территорий;
— правовые основы экологической безопасности;
— задачи природоохранных органов управления и надзора;
— понятие и виды экологического мониторинга;
— виды юридической ответственности за экологические правонарушения;
— принципы экономического механизма в природоохранной деятельности.
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
1. Запасы пресной воды сосредоточены в…
2. По темпам роста народонаселения среди стран мира лидирует
3. С целью защиты и охраны природной среды, растительного и животного
1) Национальные парки
3) Ботанические сады
4. Основным этапом, способствующим защите окружающей среды, является…
1) Переработка отходов
2) Использование нефти
3) Загрязнение атмосферы
4) Рациональное природопользование
5. Деградация почв опасна снижением производства…
2) Минерального сырья
4) Фосфорных удобрений
6. Для успешного развития экосистем полезно…
1) Увеличивать площадь полей
2) Использовать вторичное сырье
3) Увеличивать территории городов
4) Внедрять безотходные технологии
7. Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и различными
8. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства неизбежно ведет к …
1) Гибели цивилизации
2) Экологической катастрофе
4) Процветанию человечества
9. Преднамеренным воздействием на окружающую среду являются…
1) Изменения русла рек
4) Осушения болот
10. Причиной начавшейся деградации земель является…
1) Развитие информационных технологий
2) Истощение запасов ископаемого топлива
3) Перенаселение планеты
4) Глобальное климатическое потепление
11. Экологически чистым автомобилем является…
12. Движущей силой биохимического круговорота веществ в биосфере является…
1) Перенос ветрами водяного пара с океана на сушу
2) Извержение вулканов
3) Сжигание ископаемого топлива
4) Деятельность живых организмов
13. Сокращение численности белок в Сибири было вызвано …
1) Ростом перевозок по железной дороге
2) Уменьшением концентрации кислорода в воздухе
3) Увеличением концентрации углекислого газа в воздухе
4) Вырубкой спелых хвойных лесов
14. Отходы медеплавильных заводов, в том числе мышьяк и сурьма, выбрасы-
ваются в воздух, затем оседают на почву и вызывают…
1) Усиление плодовитости животных
2) Усиленный рост травы
3) Гибель животных
4) Рост мышечной массы животных
15. С целью бережного отношения к земельным ресурсам…
1) Происходит интенсивный выпас скота
2) Осуществляется рекультивация земель
3) Увеличиваются сельскохозяйственные угодья
4) Создаются новые пестициды
16. В настоящее время испытания ядерного оружия…
1) Разрешены под водой
2) Разрешены в лесах
3) Разрешены в космосе
4) Запрещены в атмосфере
17. Повсеместно распространенные неклеточные организмы, способные прони-
кать в живую клетку и там размножаться, вызывая опасные заболевания, та-
кие как оспу, грипп, ящур, называются…
18. Проблема истощения водных ресурсов возникает из-за…
1) Роста ее потребления человеком
2) Увеличения площади Мирового океана
3) Неравномерного распределения воды по планете
4) Увеличения объема морской воды
19. Основные жизненноважные потребности человека заключаются в…
20. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в возду-
хе и воде необходимы…
1) При подготовке статистической отчетности предприятия
2) Для сохранения здоровья людей
3) На всякий случай
4) Для обеспечения чиновников работой
21. Нарушением прав государства на недра, воды, леса является…
1) Сбор черники в лесу
2) Самовольная добыча алмазов
3) Ловля рыбы на удочку
4) Полив огорода из скважины
22. Составление прогноза о состоянии окружающей среды, информирование
граждан об изменениях в окружающей среде являются задачами экологиче-
23. Локальный уровень управления экологической безопасностью осуществля-
1) Администрацией города
3) Руководством предприятий
24. В бедных странах родители рассматривают детей как своеобразное _______
1. Отходы медеплавильных заводов, в том числе мышьяк и сурьма, выбрасы-
ваются в воздух, затем оседают на почву и вызывают…
1) Гибель животных
2) Усиленный рост травы
3) Рост мышечной массы животных
4) Усиление плодовитости животных
2. С целью бережного отношения к земельным ресурсам…
1) Увеличиваются сельскохозяйственные угодья
2) Осуществляется рекультивация земель
3) Создаются новые пестициды
4) Происходит интенсивный выпас скота
3. Загрязнение окружающей природной среды в результате деятельности чело-
4. Физическое загрязнение воды связано с (со)…
1) Сбросами тепла в воду
2) Радиоактивным загрязнением водоемов
4) Выхлопными газами автотранспорта
5. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП) – стратегия охраны природы,
подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ре-
сурсов при финансовой поддержке программы ООН и других организаций.
Одна из основных целей ее…
1) Создание новых промышленных комплексов
2) Создание новых сельскохозяйственных производств
3) Использование видов животных для нужд человека
4) Выявление видов животных, нуждающихся в охране
6. Сокращение численности белок в Сибири было вызвано …
1) Ростом перевозок по железной дороге
2) Уменьшением концентрации кислорода в воздухе
3) Вырубкой спелых хвойных лесов
4) Увеличением концентрации углекислого газа в воздухе
7. Перед человечеством стоит задача управления природными экосистемами с
2) Сохранения жизни на Земле
3) Связи с другими планетами
4) Полного использования невозобновимых ресурсов
8. Предельная концентрация веществ, поступающих или содержащихся в сре-
де, допускаемая нормативными актами, называется нормой…
9. Ноосфера – это сфера деятельности человеческого разума, или…
1) Сфера обитания пауков на планете
2) Сфера применения радиотехнологий
3) Новый этап развития биосферы
4) Противометеоритная оболочка вокруг планеты
10. Экологически чистым автомобилем является…
11. Прямое воздействие загрязнения биосферы на человека происходит при
1) Колбасы из сои с добавками мяса
2) Огурцов из парника
3) Воды из радиоактивного пруда
4) Поддельных лекарств
12. Последовательность организмов, в которой каждый предыдущий организм
служит пищей последующему, называется _____________цепью
13. Нарушением прав государства на недра, воды, леса является…
1) Полив огорода из скважины
2) Ловля рыбы на удочку
3) Самовольная добыча алмазов
4) Сбор черники в лесу
14. Составление прогноза о состоянии окружающей среды, информирование
граждан об изменениях в окружающей среде являются задачами экологиче-
15. Источниками экологической опасности могут быть…
1) Растения и животные
2) Природные явления
16. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в возду-
хе и воде необходимы…
1) На всякий случай
2) Для сохранения здоровья людей
3) При подготовке статистической отчетности предприятия
4) Для обеспечения чиновников работой
17. Стремительный рост народонаселения называется…
1) Экологическим кризисом
2) Геомагнитным взрывом
3) Демографическим взрывом
4) Экологическим взрывом
18. Основные жизненноважные потребности человека заключаются в…
19. Лесные ресурсы относятся к группе _________ ресурсов
20. Характерной особенностью «зеленой революции» является…
1) Уничтожение экологически чистых продуктов
2) Применение искусственных ингредиентов
3) Внедрение методов генной инженерии
4) Создание низкопродуктивных сортов
21. С целью защиты и охраны природной среды, растительного и животного
2) Национальные парки
3) Ботанические сады
22. Запасы пресной воды сосредоточены в…
23. Важнейшее значение для ресурсосбережения имеет переход к …
1) Безотходным технологиям
2) Увеличение использования сырья
3) Альтернативным источникам энергии
4) Образованию отходов
24. Для успешного развития экосистем полезно…
1) Увеличивать площади полей
2) Внедрять безотходные технологии
3) Увеличивать территории городов
4) Использовать вторичное сырье
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5» ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования»
по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Дата проведения ________
Количество «5» — _______- _____ ______% Успеваемость: _________
Количество «4» — _______- _____ Качество: __________
Количество «3» — _______ — _____
Количество «2» — _______ — _____ Средний балл: _______
Количество «н/а» — ______ — ______%
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-939498
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник