День подкормки лесных зверей день помощи лесным зверям
Четвертого октября весь мир отметил День защиты животных. Благодаря этой дате жители разных стран приобщаются к экологической повестке и узнают, как можно помогать животному миру, не являясь профессиональным экологом. Важность этой инициативы заключается в том, что она мотивирует на простые, но эффективные действия, доступные каждому жителю города.
Наступление холодов в Москве — особый повод вспомнить о том, что сохранение природного мира зависит не только от больших организаций, но и от нас с вами. Для этого в начале октября Мосприрода инициировала начало акции «Листопад добрых дел», к которой может присоединиться любой житель Москвы. Цель акции — помочь животным и птицам с обустройством их жилищ и поиском корма в холодный период.
Интересно, что животный мир начинает готовиться к зиме уже в августе. Те, кто впадает в анабиоз, например ежи, усиленно питаются, набирая подкожный жирок, и ищут укромное место для спячки. Птицы сбиваются в стаи и обучают потомство перед предстоящей миграцией. А те виды, которые не впадают в спячку и остаются зимовать в Москве, активно запасаются кормом. Более того, к пернатым москвичам добавляются и гастролеры с севера: в столицу на зимовку прилетают птицы из северных широт. Зимой в Москве появятся обыкновенная чечетка, серый сорокопут, зимняк, пуночка, клест-еловик, длиннохвостая неясыть и свиристель.
Пернатые улетают с севера, когда заканчиваются запасы корма на привычных для них местах обитания. Первыми прилетают обыкновенная чечетка и серый сорокопут, и вскоре вслед за ними — зимняк, пуночка и клест-еловик. Эти виды птиц можно увидеть на природных территориях Москвы в декабре. В январе прилетают длиннохвостая неясыть и свиристель.
Именно им и призывают помочь инициаторы акции. Подкармливать животных и птиц в октябре нельзя, это можно начинать делать позже, в морозные, снежные дни. В противном случае можно сильно навредить природному миру. Подкормка птиц и диких животных до наступления климатической зимы притупляет природные инстинкты обитателей леса. Они отвыкают искать корм самостоятельно, у них теряется инстинкт самосохранения. Ранняя подкормка может привести к отказу или недостаточному потреблению естественной пищи и, как следствие, нехватке нужных в организме веществ и к зависимости от человека.
А в ноябре уже можно развесить кормушки, сделать искусственные гнездовья (дуплянки, скворечники и синичники) и запасти зимний корм для животных.
В рамках акции «Листопад добрых дел» работники Мосприроды развешивают, а также чистят и ремонтируют кормушки и гнездовья для птиц. Если вы хотите присоединиться к инициативе, но не знаете, как правильно подготовить домик для пернатых, вот несколько правил, которых следует придерживаться:
- Самодельные гнездовья следует разместить там, где преобладают молодые деревья и есть дефицит естественных дупел.
- Скворечник лучше установить на высоте от 3 м и выше, немного под углом вниз, чтобы защитить его от дождя и хищников. Леток должен располагаться с восточной или юго-восточной стороны.
- Кормушки для птиц следует размещать на небольших лесных полянах и опушках, чтобы рядом были густые заросли кустов или хвойные деревья. Открытая поляна предоставляет птицам хороший обзор, а кусты и хвойные деревья — укрытие от хищников.
Важно помнить, что животных и птиц нельзя подкармливать осенью. Но чтобы встретить холода во всеоружии, готовиться к зимней подкормке нужно уже сейчас.
Можно собрать на своих дачных участках или в лесу плоды рябины и боярышника и высушить их. Через два месяца ими можно будет подкармливать снегирей. Для мелких лесных птиц подойдут сушеные семена диких трав. Лани предпочитают желуди, орехи и плоды каштанов, зайцы — сено и овес с добавлением небольшого количества долек моркови, яблок и листьев капусты. Желудям также обрадуются сойки, дятлы и белки.
Для белок можно организовать такие же дуплянки, как и для птиц, только они должны быть крупнее размером. С наступлением сильных морозов или после образования наледи на земле к этой дуплянке можно принести сухофрукты, орехи (кроме миндаля), нежареные и несоленые семечки. Специалисты московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды напоминают, что кормить белок с рук запрещено — у них острые зубы, а к тому же они могут быть переносчиками опасных инфекций.
Помимо мелких животных, на территориях природных заказников и парков Москвы можно встретить и более крупных. Лосиный Остров получил свое название неслучайно: это историческая территория обитания лосей. Их также можно встретить в зеленых зонах Новой Москвы.
Летом лоси ведут себя относительно безобидно, но с началом осени у них начинается брачный период и их поведение меняется. Осенью, как и ранней весной — в феврале-марте, они могут вести себя враждебно и непредсказуемо. И нужно вести себя особенно осторожно, если вы встретили лосиху с детенышем.
Ни в коем случае не нужно подходить к зверям и пытаться покормить их с рук — это может напугать животное и вызвать агрессию. Обычно лоси сами способны добыть в лесу достаточно корма, а в самые холодные месяцы еду им подкладывают работники парков.
В природном парке «Битцевский лес» живут кабаны, которых из-за ночного образа жизни редко можно увидеть в дневное время. Интересно, что они научились проходить под МКАД по подземным рекам и постоянно мигрируют из Битцы в Бутовский лес и обратно.
Однако следует помнить, что хотя встреча с диким животным может стать ярким и запоминающимся событием, но для собственной безопасности необходимо соблюдать ряд простых правил, которые можно уточнить на сайте ДПиООС.
Существенный вклад в понимание поведения птиц в период межсезонья вносит международная акция Общеевропейский учет птиц EuroBirdwatch, которая прошла с 21 сентября по 4 октября.
В этом году Россия одержала победу по числу мероприятий в рамках данной акции, при этом среди российских городов самое большое количество участников — 2 797 человек — было в Москве.
По результатам проекта были составлены отчеты о видах птиц, обитающих на природных объектах города, и их количестве. Благодаря этой информации экологи получают более полное представление о путях миграции птиц, а также о том, с какими трудностями они сталкиваются во время перелетов и зимовки.
В рамках EuroBirdwatch 2020 москвичи участвовали в интерактивных и образовательных мероприятиях, соревнованиях и мастер-классах. Организаторы мероприятий приглашают на следующий год присоединиться всех, кто еще не успел стать волонтером акции, но хотел бы лучше понимать природный мир Москвы и внести посильную лепту в его сохранение.
Источник
Конспект занятия «Поможем лесным зверятам»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия «Поможем лесным зверятам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в группе компенсирующей направленности детей
Тема «Поможем лесным зверям»
— Расширять у детей представление о диких животных, их образе жизни, формировать интерес к жизни животных.
-Развивать у детей связную речь, память, логическое мышление, коммуникативные способности.
— Развивать у детей диалогическую речь посредством использования моделей-схем.
-Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида диких животных, их детёнышах, среде их обитания.
— Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к животным.
-Рисование животных по трафаретам.
-Игры-перевоплощения в животных.
-Дидактическая игра «Кто где живет?»
-Лепка животных из пластилина.
-Чтение произведений: сказки: «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Теремок», рассказ Б.Заходера «Русачок».
-Заучивание стихотворений о животных.
-Русские народные потешки и загадки о животных.
-Рассматривание альбома «Дикие животные».
— Просмотр познавательного фильма «Дикие животные».
— Беседа «Жизнь животных в лесу».
Словарная работа: бурый, округлый, кора, нора, дупло, берлога, хищник, млекопитающие.
-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Лесные звери», картинки с изображением диких животных, мольберт.
-раздаточный материал: карточки с изображением лабиринтов, карандаши, плоскостные модели — схемы, медали.
Технические средства: компьютер , мультимедийный проектор, магнитофон.
1.Игровая мотивация «Письмо» (сюрпризный момент).
2.Наглядный — мультимедийная презентация «Лесные звери».
3 . Беседы «Все животные разные», «Кто чем питается».
5.Динамическая пауза «У оленя дом большой».
7.Практическая работа с моделями — схемами.
8.Игра с лабиринтами.
9.Сюрпризный момент с медалями.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Игровая мотивация «Письмо» (сюрпризный момент)
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно пришло? (ответы детей)
(Читает): «Детям средней группы детского сада №52 «Самолётик» от лесных зверей».
Что же пишут нам звери? (Предлагает открыть его (открывает, читает):
«Здравствуйте, дорогие ребята, у нас случилась беда, в нашем лесу поселился злой волшебник, он всех не пускает гулять по лесу. Мы надеемся, что вы ребята, поможете нам. Для этого нужно выполнить трудные задания злого волшебника, тогда он выпустит нас и уйдёт из нашего леса навсегда».
Дети: (Соглашаются оказать помощь лесным зверям).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень добрые и отзывчивые. А теперь приступим к выполнению заданий. Назовите, каких диких животных вы знаете?
Первое задание «Дикие животные и их детёныши»
Дети, вам нужно найти различие между дикими животными и назвать их.
(Демонстрация мультимедийной презентации «Лесные звери»)
Воспитатель: (загадывает загадку).
-Вы догадались, ребята, кто это?
Слайд №1 (медведица с медвежатами).
Воспитатель: Кого вы видите?
Предполагаемые ответы детей: Это медведь с медвежатами.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какой медведь, какие медвежата?
Предполагаемые ответы детей: Медведь большой, у него бурая, тёмная шерсть, маленькие круглые уши, большие лапы.
Воспитатель: Чем они похожи?
Предполагаемые ответы детей: Медвежата похожи на свою маму, только они маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята, у медведицы и медвежат уши маленькие и округлые . Повторите, округлые уши.
Воспитатель (загадывает загадку).
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
-Вы догадались, ребята, кто это?
Слайд №2 (Зайчиха с зайчатами)
Воспитатель: Кого вы видите?
Предполагаемые ответы детей: Это зайчиха с зайчатами.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая зайчиха? Какие зайчата? Предполагаемые ответы детей: Зайчиха больше, чем зайчата. У них уши длинные. Длинные уши нужны, чтобы слышать, как приближаются лиса, волк. Зайчата такие же пушистые, как мама.
Воспитатель (загадывает загадку о лисе)
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
— Вы догадались кто это?
Воспитатель (загадывает загадку о белке)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
-Вы догадались о ком мы говорим?
Слайд №3 (белка и лиса)
Воспитатель: Дети, злой волшебник думает, что вы не можете отличить белку от лисы? Они ведь обе рыжие, и хвосты у них пушистые?
Предполагаемые ответы детей: Нет, их можно отличить дуг от друга. Лиса большая, а белка маленькая. Лиса живёт в норе, а белка на дереве — в дупле. У лисы хвост длинный, она метёт им по земле. У белки хвост поднят кверху.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на белку и лису, и найдите, каких частей тела у них по две? По четыре? По одной?
Предполагаемые ответы детей: лапы, уши, глаза, нос, хвост, голова, туловище.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием волшебника!
Воспитатель: А теперь задание «Заколдованные картинки» .
-Ребята, посмотрите внимательно на первую картинку, на ней изображена голова и два уха. У всех этих животных есть голова и два уха.
— Тело этих животных покрыто шерстью, найдите эту картинку.
-У всех этих животных четыре лапы, найдите у себя данную картинку.
— Все эти животные питаются молоком своей мамы, найдите эту картинку. Животных этих называют млекопитающими . Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! Повторите, ребята.
Воспитатель: Сейчас предлагаю передохнуть.
Физкультурная минутка «У оленя дом большой».
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит и ушами шевелит.
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
И мне лапу подавай!
Предполагаемые ответы детей: Да!
Воспитатель: А теперь внимание, следующее задание «Кто, чем питается».
Вам нужно вспомнит, какое животное, чем питается и по картинкам определить — кому что нужно? (дети подходят к столику и выбирают соответствующие картинки — кто, чем питается).
-Чем питается заяц? (картинка с изображением коры, веточек деревьев, морковь).
-Чем питается белка? (картинка с изображением орехов, грибов).
-Чем питается лиса? (картинка с изображением мышки, зайца).
-Чем питается медведь? (картинка с изображением рыбы, ягоды, мышки, зайца).
Предполагаемые ответы детей: Заяц грызёт кору, веточки. Белка грызёт орехи, питается грибами. Медведь ловит рыбу, ест ягоды и охотится на мелких зверей. Лиса охотится на мелких зверей, она, как и медведь хищник.
Воспитатель: Молодцы, дети, и с этим заданием вы справились.
-Ребята, и последнее задание «Лабиринт» .
Вам нужно помочь животному: по лабиринту, с помощью карандаша провести линии и найти путь для каждого животного, отыскать ему пищу. В левом нижнем углу изображено животное, а в правом верхнем – то, чем питается это животное.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданиями и помогли диким животным освободиться от злого волшебника. И за ваше старание лесные звери приготовили сюрприз – медали. (Воспитатель раздаёт детям медали с изображением животных).
Источник