День урожая у татар
Своим Путём — Эсэнь Ки запись закреплена
Осенние праздники и обряды народов Поволжья. Татары.
К осенним обрядам и праздникам относятся Уныш бэйрэме (Праздник урожая), в который входят обряды, связанные со сбором урожая, заготовкой продуктов к зиме; праздник Сонбел, Сембелэ — Сюнбель (Дева), приуроченный к дням календарного осеннего равноденствия 21-23 сентября; Каз омэсе (Гусиная помощь). Сущность этих обрядов состоит в благодарении богов и прочих земных и водных духов и хозяев за богатый урожай и просьбы по поводу урожая в следующем году.
Обряды, связанные со сбором урожая:
— благодарение земли за богатый урожай. Обращение к богам с просьбой помочь собрать урожай без потерь;
— обряды, справляемые после связывания первого снопа;
— работы по сбору урожая. Каждодневное угощение для работников. За богато накрытым столом люди старались показать свою радость;
— приношение последнего снопа в дар духам земли; своеобразное жертвоприношение;
— праздник урожая. Пища, приготовленная из новых продуктов;
— работы, связанные с обработкой нового урожая.
Сбор урожая. Собрать поспевший урожай и успеть сложить его в амбары – для земледельца это главный период в его работе. Приложив все усилия, обратившись за помощью ко всем существам земли и воды, собрать весь урожай без потерь – тяжелый физический труд. И в то же время это и обычай. Сбор урожая приходился на август. Первый день сбора урожая считался праздничным. Завершение сбора не означало окончания работ. Колосья предстояло собрать, помыть, высушить, разместить в амбаре, рассортировать на семена или измолотить. Поэтому, даже будучи основным среди полевых работ по осени, сбор урожая не означал окончания работ. И только после их окончания, когда хлеба уже были размещены в амбарах, наступала пора гуляний и свадеб. Люди начинали ходить друг к другу в гости. Для них начинался период осеннего благосостояния.
Сљмбелђ (Сембелэ). Раньше август у татар назывался “Сембель”. В поговорках это название дошло и до наших времен: «Сљмбелђдђ су суыныр» (Родится Сембелэ, остынет вода). — поговорка, которая напоминает о том, что осень уже не за горами. «Сљмбелђдђ арыш чђч – тамагыћ булмас ач» (В Сембель рожь посеешь – голодать не будешь никогда). – эти поговорки напоминают о делах, которые необходимо завершить в августе.
У татар праздник Сембелэ праздновался в последний день месяца сембель, то есть 23 сентября. А у персов в этот день начинался месяц Михрджан. В это время проводились праздничные гуляния.
В этот день на территории Поволжья дни обращались к зиме, начинали заявлять о себе и небольшие заморозки. У таджиков праздник Михрджан являлся началом уборочной. Для персов этот праздник был праздником урожая.
Но есть одно общее свойство у всех этих обрядов: они связаны с мифами, в которых природа определяется как нечто могущее умирать и возрождаться. Земля-матушка и природа, которые уже проснутся только в Науруз, в этот день заснут крепким сном или же умрут. Сембель означает солнце, в этом прослеживается связь обычая Сембель с культом солнца.
С этим праздником связан красивый обычай: в деревне выбирали самую озорную, острую на язык светловолосую девушку, одевали её в национальной костюм, выводили в поле или на площадь и там задавали ей каверзные вопросы о предстоящей зимовке, о том, каким будет следующий год, чего ждать земледельцу. К предсказаниям Сюмбели прислушивались даже старейшины, за хорошее предсказание аплодировали со словами «Пусть твоё предсказание осуществится!». Считалось, что Сюмбеля обязательно должна иметь светло — желтые волосы, потому что они — символ осени и золотых колосьев.
В этот день проводился большой пир, на который всё готовили из муки первого урожая, подавался хмельной напиток Максыма и специальное обрядовое блюдо баурсак, символизирующее солнце и плодородие.
Љмђлђр (коллективные работы — омэ). Когда завершались полевые работы, у татар начиналась пора уборок, что считалось наполовину обычаем, наполовину работой. Это работа, требующая вложения большого труда, сил и времени, выполняемая коллективно: по изготовлению пряжи — жел омэсе, йон омэсе, войлока — тула омэсе, обработке холстов — киндер тукмаклау. Среди молодежи наиболее популярными были помочи по обработке забитых гусей – каз омэсе, проводимые поздней осенью, с наступлением первых заморозков.
Каз Омэсе — («Гусиное перо») древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей — отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря
Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. «Каз омэсе» — это не только работа, но и общение, развлечение.
Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома.
Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.
Источник
День урожая у татар
+7 926 686 85 91
zakaz@kukla-v-podarok.ru
В корзине пусто!
Время работы
Работаем с 08:00 до 20:00 мск
7 дней в неделю без выходных
Сабантуй — татарский праздник урожая
Сабантуй в Татарстане празднуют более тысячи лет. Раньше народное гуляние начиналось в апреле, селяне отмечали начало посевных работ. В наши дни празднуют их завершение. Сабантуй — это два татарских слова, туй означает праздник или торжество, сабан – плуг, урожай, яровые. Прочие народы Поволжья не остались в стороне от возможности весело провести время. Аналогичные культурные мероприятия — чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй. Популярный праздник Сабантуй с размахом отмечают в Татарии, многочисленные диаспоры татар в Москве и Санкт-Петербурге, по России и в других странах мира.
В древности язычники задабривании потусторонних духов плодородия и землепашества. Позднее мифическое значение потеряло свой изначально сакральный смысл. Крестьянский сход превратился в народные увеселения и массовые гуляния. У обычного человека словосочетание «праздник Сабантуй» ассоциируется с множеством приглашенных гостей, богатым столом и всеобщим весельем.
Чему посвящен праздник Сабантуй
Ответ на этот вопрос прост и лаконичен: результатам тяжелого крестьянского труда. После окончания сбора урожая, хлеборобы народов Поволжья организуют пышное торжество с народными увеселениями. В народном празднике присутствует масса положительных эмоций:
- искренняя радость по окончании тяжелого сельского труда;
- надежда на сытую и безбедную зимовку;
- общение с окружающей природой, которая дарит свои несметные богатства.
Неподдельное веселье и беззаботное ликование сельских тружеников создает неповторимую атмосферу народного единения, всеобщего ликования и искрометного веселья.
В национальной культуре татарский праздник Сабантуй — главный и любимый в народе сельский праздник крестьян. Только в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, его временно приостановили. Как только в страну возвратилась мирный уклад, народы Поволжья снова вернулись к своим многовековым традициям.
Как готовятся к Сабантую
Подготовка татар к празднику Сабантуй начинается заранее. Молодые рукодельные девушки собираются у кого-нибудь дома на вечерние посиделки. Там они шьют или вяжут вручную свои подарки для праздника. Мужчины татары заранее назначают сборщиков подарков. С весёлыми песнями выбранные юноши разъезжают по родному селу, обходят по очереди все дома, собирают вышитые девушками платки, рубашки и полотенца.
Особое внимание молодых людей привлекают именно те дома, в которых живут невесты на выданье. Там их ожидают рукодельные сюрпризы: красиво расшитые паласы, занавески, полотенца и прочая домашняя утварь. Одно из бранных (от слова «брать») полотенец вывешивается на вершине длинного шеста, оповещая всех о наступлении долгожданного праздника.
Как празднуют Сабантуй
На следующее утро и стар и млад одеваются понаряднее и собираются всей деревней на круглой площадке на лесном лугу, для больших городов – поле (майдан). Там и начинаются веселые спортивные дружеские соревнования. С самого раннего утра на поле стекаются и стар и млад, все одеты в яркие праздничные национальные костюмы. Приходят не с пустыми руками, а с вкусными домашними угощениями и напитками, среди которых наиболее часто бывает домашняя медовуха и безалкогольный кумыс.
Весь летний день длится торжество и народные гуляния. Старшее поколение поет национальные песни, дети играют в куклы и отгадывают немудреные загадки, отовсюду слышится веселый смех. Развлечений и игр на Сабантуе великое множество, но самая главная потеха – национальная борьба кэрэш. Главная задача борющихся повалить на лопатки соперника, использую только широкие пояса противника и свою богатырскую силу. Победитель соревнований получает в награду упитанного барашка. Взвалив живой приз на свои плечи, батыр должен совершить круг почета, доказав, что его победа не случайна.
На майдане любят шуточные спортивные состязания, вызывающие радостный смех пришедших зрителей. Схватка объемистыми мешками с сеном, сидя на толстом бревне друг напротив друга. Два приблизительно равных по силе противника сидят на круглом горизонтальном бревне и со всего размаха лупят друг друга. Полотняные котомки набиты сушеной травой, поэтому пораниться невозможно. Кто не увернется от удара мешком, падает на землю и проигрывает схватку. Изюминка этого соревнования в том, что зачастую ноги под перекладиной связаны и проигравший переворачивается вверх тормашками к вящему удовольствию окружающих.
Практикуются на татарском празднике Сабантуй и прочие веселые и забавные соревнования. Прыжки в надетых глубоких мешках и бег вдвоем со связанными попарно ногами. Бег за призом по качающемуся висящему бревну. Хитроумная игра «Разбей с завязанными глазами глиняный горшок». Звание почетного победителя в этой игре завоевал первый Президент России Борис Николаевич Ельцин. Особо проворные молодые татары карабкаются вверх по смазанному салом скользкому столбу. На вершине их поджидает утешительный приз — черный петух.
Татарские девушки в национальных костюмах соревнуются, кто быстрее и ровнее нарежет домашнюю лапшу. На майдане Сабантуя всегда можно отведать очень вкусные татарские народные блюда из мяса и теста: бешбармак, эчпочмак, балиш, перемяч. Национальная кухня богата сладкой выпечкой из сдобного теста, которую подают к ароматному чаю – чельпек, катлама, кош теле, чак-чак.
Сабантуй — татарский праздник
Сабантуй – древний национальный праздник народов Поволжья. Он издревле пользуется истинной и безграничной любовью всего татарского народа по всей России. Сельское народное гуляние – культурное мероприятие, которое отмечается не только в нашей стране, но и во всем остальном мире, где проживают татарские диаспоры.
Национальный праздник Сабантуй законодательно приобрёл официальный статус государственного мероприятия в Татарстане и Башкортостане. Праздник татарского народа Сабантуй выдвинут в число претендентов на соискание статуса шедевра устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Источник
Праздник Сабантуй: что это, когда проходит
Праздник Сабантуй: Wikimedia
Слово «сабантуй» стало нарицательным: так называют любое застолье. Однако для некоторых тюркских народов праздник Сабантуй — национальное торжество, которое ежегодно отмечают летом. Прикоснемся к истокам празднества, чтобы понять, что такое Сабантуй, какова его история и традиции.
Праздник Сабантуй: дата, описание
Почти тысячу лет назад предположительно у народов Среднего Поволжья зародился праздник Сабантуй. Описание его оставил в 921 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан. Но единого мнения относительно истоков праздника нет, некоторые связывают его происхождение с культурой монголов.
Во времена язычества земледельцы старались особыми обрядами задобрить природные силы, чтобы получить хороший урожай. Выполняли определенные ритуалы и совершали жертвоприношения. За правильным исполнением всех действий наблюдали старейшины.
Дословно перевод с тюркского звучит так: «сабантуй» — это ‘торжество плуга’. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты.
Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом — сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена с принятием этими народами мусульманства. Теперь это веселая народная традиция.
Сабантуй — праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Четко фиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля.
В наше время дата празднования оглашается руководством Республики Татарстан, в которой Сабантуй — государственный праздник. На эту дату ориентируются общины в иных регионах и странах. Международная организация ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия человечества.
Праздник Сабантуй: Wikimedia
Отмечают это торжество в несколько этапов. Уже известно, когда Сабантуй в 2021 году:
- по деревням, селам и районам его будут отмечать 12–13 июня;
- в городе Набережные Челны — 19 июня;
- в Казани, столице Республики, — 26 июня.
Уже несколько лет Сабантуй празднуют на федеральном уровне. Каждый год для этого выбирают какой-то крупный центр. Так, федеральный Сабантуй уже принимали: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие города России. В нынешнем году татарский праздник состоится 19 июня в Нижневартовске.
В РФ проживает только половина общей численности татар (немного больше 5 млн). Другие разбросаны по всему миру, в связи с чем расширилась география праздника. Сабантуй теперь известен в США, Канаде, Европе. Общеевропейские торжества проходили в таких столицах, как:
В Казахстане во многих городах компактно проживают татары и башкиры. Праздничные мероприятия организуют и проводят их местные общины «Дуслык».
В прошлом году из-за эпидемической ситуации и карантина торжества были ограничены. В 2021 году мероприятия организовывают с соблюдением ограничительных мер:
- Массовыми они могут быть только в деревнях, где не очень много участников и празднуют на природе.
- На более высоком уровне концерты и другие мероприятия проводятся онлайн, их можно смотреть всем в удобное время.
Праздник Сабантуй: Wikimedia
Сабантуй: особенности и традиции праздника
Яркий, веселый Сабантуй — чей праздник? В общих чертах у ряда народностей он одинаков, но у каждой этнической группы есть особенности его проведения. Классические обычаи сохранились главным образом в деревнях, где празднуют согласно сложившемуся порядку.
Сбор подарков
Накануне праздника группа молодых джигитов объезжает дворы и собирает дары. Иногда это делают и пожилые уважаемые члены общины. Жители выносят домашнюю выпечку, национальные сувениры, полотенца, посуду.
Все собирается в общий котел. Это призовой фонд для участников конкурсов и состязаний, которые будут проводиться.
Торжественное открытие праздника
В центре населенного пункта предварительно готовят сцену, ряды для зрителей. Здесь торжественно начнется праздник. Продолжат его местные таланты — самодеятельные коллективы дадут концерты. К празднику принаряжаются в национальные костюмы, поэтому он становится ярким и красочным.
Для участников обычно организовывают выездную торговлю, буфеты, где можно подкрепиться. Угощаются на Сабантуй традиционным десертом — медовым тортом чак-чак.
Состязания по традиционной борьбе куреш
Главным зрелищем праздника становится соревнование борцов. Мужчины в национальной борьбе куреш стремятся свалить соперника с помощью широких кушаков или полотенец, перекинутых через пояса.
Победителем становится сильнейший из мужчин, он получает звание батыра. Соревнуются в боевом мастерстве и мальчики, и подростки со своими ровесниками.
Праздник Сабантуй: Wikimedia
По народной традиции главная награда победителю — баран, которого водружают на плечи героя. В наше время национальная борьба куреш стала самостоятельным видом спорта, по которому проводятся чемпионаты.
Другие события праздника
Все участники веселого Сабантуя могут найти для себя состязания по силам:
- Опытные наездники участвуют в заездах на лошадях.
- Молодежь и дети задорно и весело сражаются мешками с соломой, сидя на бревне. Задача каждого участника боя — свалить противника.
- Для людей любого возраста организованы шуточные состязания: бег в мешках или с коромыслом. Веселят зрителей попытки с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок.
Состязания эти самые разнообразные, главное — в них вовлекаются все от мала до велика.
Во второй половине дня праздник продолжается. На него часто приглашают профессиональных артистов: их концертов ждут с нетерпением и принимают горячо.
Наступает время народных гуляний, для молодежи — танцев. Бытует древнее земледельческое поверье, что чем веселее пройдет праздник, тем богаче будет урожай.
Узнав традиции задорного народного праздника Сабантуй, никто не удивляется, почему его название стало нарицательным. Так емко, коротко и выразительно называется любое шумное веселье.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник