Меню

Детские опыты с почвой

Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Цель:

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Скачать:

Вложение Размер
97647_52245.docx 21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная опытно – экспериментальная деятельность

для детей старшей группы.

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Ход совместной деятельности

Воспитатель рассматривает лэпбук «Почва»

Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.

Мы с вами уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и хочу предложить вам сейчас провести несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? ( Учёные) . Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.

А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется? (Лаборатория)

Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?

Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)

Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.

Воспитатель : Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети : Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки и вода.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1. Возьми комочек почвы.

2. Брось её в стакан с водой

3. Наблюдай, что происходит.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель : Какой вывод можно сделать?

Дети : В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух

Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги.

2. Насыпь на неё немного почвы.

3. Придави её плотно к бумаге.

4. Стряхни почву.

5. Наблюдай, что произошло.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель : Откуда же она берется в почве? (ответы детей )

Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь

Воспитатель : Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?

Дети : червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.

Воспитатель : Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были настоящими учёными, и хорошо сотрудничали все вместе в нашей научной лаборатории.

Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять и уничтожать.

Для данного эксперимента нам понадобятся : 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)

Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку

Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку — лэлбук.

Источник

Экспериментирование с детьми 3–4 лет «Проведение опытов с почвой и землей»

марина миловидова
Экспериментирование с детьми 3–4 лет «Проведение опытов с почвой и землей»

Экспериментирование с детьми 3-4 лет

«Проведение опытов с почвой и землей»

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей.

Задачи: Расширять представления детей о почве, камнях, песке. Активизировать в речи слова: почва — рассыпчатая, сжимается; песок — сыпучий; камни — твёрдые. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.

Материал: Три тарелочки накрытые салфетками: с песком, с камнями, с почвой. Одна большая мисочка или поднос. Кувшин с водой. Листки бумаги – 2 шт. Интерактивная доска, презентация к занятию.

Ход мероприятия.

Корней Корнеевич. Помогите, мне ребята, Лесовичок попросил разобраться во что же лучше сажать деревья? А здесь смотрите, что — то спрятано под салфетками. (На столе лежат предметы для исследования, накрытые салфетками.) Давайте посмотрим, что тут лежит? Назовите их. Какие предметы вы узнали быстрее всего?

Исследование песка. Показ 1 слайда.

Что находится в этой тарелочке? (песок) Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? (песчинки) Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте на листок бумаги. Хорошо ли он сыплется? Про песок мы можем сказать, что он сыпучий. А что будет, если в песок налить немного воды? Какой стал песок? (мокрый) Можно ли его насыпать теперь? Возьмите, попробуйте пальчиками. Мокрый песок прилипает к рукам. Из него легче делать постройку. Летом мы с вами играем в песок в песочнице. А растут ли в ней деревья? (нет) (2 слайд)

Исследование камней. На доске 3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, что же лежит в другой тарелочке. Давайте, исследуем камни. Рассмотрите их, возьмите камешки в руки, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые, крепкие, бывают очень разными по цвету и форме и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Могут ли, деревья расти на камнях?

Мы с вами уже выяснили, что деревья не растут на песке и камня. (слайд 4)

Исследование почвы. На доске слайд 5.

Источник

Исследовательская работа. Тема: « Знакомим детей с почвой» по материалам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Знакомим детей с почвой

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_znakomstvo_s_pochvoy.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25»

Тема: « Знакомим детей с почвой»

по материалам программы

Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

  1. Знакомство детей с почвой
  2. Исследовательская работа. Опыт № 1
  3. Опыт № 2
  4. Опыт № 3
  5. Опыт № 4
  6. Литература

Знакомство детей с почвой.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Если есть, в дошкольном учреждении целесообразно отвести специальное помещение под экологическую лабораторию. В ней будут храниться различные материалы и оборудование( например , лабораторное посуда, лупы, образцы песка, глины и др). В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из под йогуртов, упаковку из — под мороженого, пластиковые бутылки и т.д. Тем самом вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

В лаборатории необходимо создать условия для провидения опытов с водой, почвой чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок ( можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т.д.)

Цель : Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы:

Образцы почвы ( рыхлой) ; банки с водой ( на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведения опыта. Напомнить о том, что Подземном царстве – почве – обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух.

Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появится ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы ( например: на тропинках, игровых площадках ) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становиться меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдении правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы:

Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которой вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой – рисунок любого растения).

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свой гипотезы (где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывание, но не оценивайте, ибо в верности ( или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков ( в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздух « под тропинкой меньше? ( Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов). Когда мы ходим по земле, то « давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Цель: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух.

Оборудование и материалы:

Образцы почвы – почвы рыхлой, влажной земли ( на каждого ребенка).

Проведение опыта: Раздать детям комочки земли. Пусть они рассмотреть их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть « пустые места» — там и « прячется» воздух.

Затем предложить сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они « прижались» друг к другу, а воздух « ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

После проведения опыта задать вопросы:

  • В лесах , парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
  • Что произойдет подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
  • на газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающим в этих местах?

Выслушать предположения детей ( они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщить их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит во многих местах отдыха.

Задача педагога: подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки – символы.

Цель : Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы :

две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Предложить детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Сказать, что в одной чистая дождевая вода; в другой – грязная вода, которая остались после стирки. Такую воду в домашних условиях после стирки мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полить почву в одной банке чистой водой, в другой – грязной. Что изменилось?

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставить банки рядом и предложить сравнить образцы почв после полива.

Задать детям следующие вопросы:

  • Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
  • Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
  • Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
  • Видел ли кто – нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделать вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» ( она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и « мертвая вода» — грязная ( когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо, они могут заболеть или даже погибнуть.)

Откуда берется «мертвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей ( показать иллюстрации, наглядный пример).

Во многих местах на нашей планете земля – почва загрязняется, «болеет» и уже не может поить – кормить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относится к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудить, что могут для этого сделать дети ( каждый из них), их родители и воспитатели. Рассказать о том, что в некоторых странах научились « лечить» почву – очищать ее от грязи.

  1. Журналы « Дошкольное воспитание» №4 / 1998г., № 7 / 1997г.
  2. Программа Н. А. Рыжовой: « Наш дом – природа».

Источник

Читайте также:  Удобрение для растений иммунитет
Adblock
detector