Диктант собранный урожай вязаные варежки
Словарные диктанты
I. Соленые огурцы; груженый вагон; сушеные фрукты; вязаные варежки; плетеная корзина; жареные грибы; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; отшлифованная деталь; дисциплинированная девочка; организованная экскурсия.
II. Собранный урожай; испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; соленная в кадушке капуста; тетради проверены; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; груженные кирпичом; плетенная из веток; просеянная мука; выстроенное здание; полученное письмо.
III. Несоленый суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм.
IV. Люди взволнованы сообщением; его речь была взволнованна; войска сосредоточены на границе; девочка внимательна и сосредоточенна; блюда изысканны; средства на экскурсию изысканы родителями; собравшиеся увлечены рассказом; люди унылы и подавленны; ягоды подавлены в корзине; девочка избалована родителями; девочка капризна и избалованна.
Объяснительные диктанты
I. 1) Но я открыть упорно не хотела зажмуренных от мыльной пены глаз. (О. Фокина) 2) Из тьмы выступали груженные углем платформы. (А. Казанцев) 3) Засыпанная обломками разрушающихся обнаженных скал долина была раскалена, как печь. ( И . Ефремов) 4) Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезженной дороги. ( И . Ефремов) 5) Голый бугор с редкими, недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками, обмазанными красно-бурой глиной. ( И . Ефремов)6) Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. (Л. Толстой) 7 ) Блестели отшлифованные росой рельсы. (М. Шолохов) 8) Улицы были пустынны, завалены обломками кирпича. (В. Крестовский)9) Тяжело груженные составы шли в Москву с Урала, из Сибири. (Э. Хруцкий) 10) Он вспоминал бешеный грохот копыт по улицам Ростова. (Э. Хруцкий) 11) Скудный свет едва пробивался сквозь полузашторенные окна. (Е. Яковлева) 12) Дорога пролегала между двумя живыми изгородями стриженого кустарника. (О. Погорелов) 13) Дальше шла песчаная дорога, кое-где пересыпанная щебнем.(Т. Полякова) 14) Они уселись вокруг полированного стола. 15) Босые ноги чуть покалывает свежескошенная трава. (П. Дашкова) 16) Вы были чем-то озабочены, встревожены? (А. Маринина)
II. 1) Все стены заклеены афишами. 2) Были повешены тут и расстелены чудные персидские ковры толщиной в пластинку свежесрезанного дерна. (Л. Кожевников) 3) Как странно было шелестеть томами нечитаных, несчитанных листов. (В. Устинов) 4) Вдали показались крутые купола соборов и высокие золоченые шпили. (В. Шкловский) 5) Картина Брюллова была выставлена в Античном зале Академии художеств. (В. Шкловский) 6) Граница горной страны была прочерчена резкой рубленой линией. (М. Семенова) 7 ) Малоезженая дорога заросла густой жесткой травой. (М. Семенова)8) Окружающее пространство было загромождено переломанными ящиками. (В. Пелевин) 9) Платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. (Н. Гоголь) 10) В углу комнаты было организовано нечто вроде уголка отдыха. (Т. Степанова) 11) Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега.(В. Короленко) 12) Море бесновалось в полной тьме, и были слышны смешанные крики убегавшего шквала. (В. Короленко) 13) Буйству ветра подчинилось все: выстиранное белье, вывешенное для просушки, расклеенные на щитах, шатающихся от резких порывов ветра, афиши, оборванные провода троллейбусов, деревья, посаженные по краям асфальтированных дорожек. 14) Свет заполнил комнату, увешанную картинами.
III. 1) Окно, завешенное толстым ковром, не давало света. ( И . Ефремов) 2) На стене горела масляная плошка, а у стены стоял удивительной красоты сундук, окованный чеканными медными листами.(В. Пелевин) 3) Небо желтой зарей окрашено. (В. Тушнова) 4) Спит омут запорошенный под коркой ледяной, на мельнице заброшенной зимует водяной. (В. Тушнова) 5) Снизу поднимался слабый запах масляной краски, исходивший от жестяной крыши пристройки, покрашенной несколько лет назад.(В. Пелевин) 6) Там неба осветленный край средь дымных пятен, там разговор гусиных стай так внятен.(А. Блок) 7 ) Северное лето спрессовано в три месяца. (Ф. Абрамов) 8) Чем пахнет ржаное поле в жаркий день? Печеным хлебом, только что вынутым из печи. (Ф. Абрамов) 9) Там громоздились обкатанные валуны старого пляжа. (А. Коновко) 10) На стене была нарисована карта маршрута. 11) Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. ( И . Соколов-Микитов) 12) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. ( И . Соколов-Микитов)
Предупредительный диктант
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.
(По И . Соколову-Микитову)
Источник
Словарные диктанты
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Данный материал полезен при подготовке к сасостоятельной работе по русскому языку. так же — это разминки на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_diktanty.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарные диктанты «Написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»
I. Солен…ые огурцы; гружен…ый вагон; сушен…ые фрукты; вязан…ые варежки; плетен…ая корзина; жарен…ые грибы; сеян…ая мука; рван…ый рукав; путан…ый ответ; лакирован…ые туфли; отшлифован…ая деталь; дисциплинирован…ая девочка; организован…ая экскурсия.
II. Собран…ый урожай; испуган…ый малыш; девочка испуган…а; писан…ая красками картина; солен…ая в кадушке капуста; тетради проверен…ы; письмо написан…о, прочитан…о, отправлен…о; прочитан…ая книга; замечен…ые ошибки; гружен…ые кирпичом; плетен…ая из веток; просеян…ая мука; выстроен…ое здание; получен…ое письмо.
III. Несолен…ый суп; свежеморожен…ая рыба; свежезаморожен…ый судак; куплен…ые книги; штопан…ые носки; легкоранен…ый солдат; солдат, ранен…ый в руку; жарен…ые в масле; ткан…ая скатерть; запутан…ые нитки; крашен…ый пол; крашен…ый краской пол; нескошен…ый луг; писан…ая масляной краской; золочен…ые орехи; стиран…ое белье; много раз стиран…ое белье; писан…ая красавица; маслен…ый блин; мазан…ый маслом хлеб; ткан…ый золотом костюм.
IV. Люди взволнован…ы сообщением; его речь была взволнован…а; войска сосредоточен…ы на границе; девочка внимательн…а и сосредоточен…а; блюда изыскан…ы; средства на экскурсию изыскан…ы родителями; собравшиеся увлечен…ы рассказом; люди унылы и подавлен…ы; ягоды подавлен…ы в корзине; девочка избалован…а родителями; девочка капризна и избалован…а.
Словарные диктанты «Написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»
I. Соленые огурцы; груженый вагон; сушеные фрукты; вязаные варежки; плетеная корзина; жареные грибы; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; отшлифованная деталь; дисциплинированная девочка; организованная экскурсия.
II. Собранный урожай; испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; соленная в кадушке капуста; тетради проверены; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; груженные кирпичом; плетенная из веток; просеянная мука; выстроенное здание; полученное письмо.
III. Несоленый суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм.
IV. Люди взволнованы сообщением; его речь была взволнованна; войска сосредоточены на границе; девочка внимательна и сосредоточенна; блюда изысканны; средства на экскурсию изысканы родителями; собравшиеся увлечены рассказом; люди унылы и подавленны; ягоды подавлены в корзине; девочка избалована родителями; девочка капризна и избалованна.
Правописание приставок – пре и — при
1.Пр…возносить человека, беспр…дельный простор, пр…одолеть пр…пятствие, пр…клеить афишу, пр…строить веранду, пр…лежный ученик, пр…ветствовать друзей, пр…гладить волосы, пр…интересный рассказ, непр…ступные горы.
2. Пр…интересная головоломка, пр…клонный возраст, пр…вилегия человека, непр…ступная крепость, пр…сытиться обедом, пр…уральские растения, пр…остановить движение, пр…зидент России, пр…ободрить товарища.
3. Пр…мьера спектакля, пр…ступить закон, пр…градить дорогу, пр…тихий шепот, пр…чудливое очертания, старинная пр…мета, пр…ключение Незнайки, давние пр…дания, пр…удивительная истории, пр…рывистые звуки, пр…задуматься над проблемой, непр…рывный шум.
4. Пр…дорожный куст, пр…спокойно уснул, Василиса Пр…мудрая, пр…расти к дереву, пр…храбрый пес, пр…открыть дверь, пр…милый малыш, пр…сесть на стул, пр…клонить к земле, пр…чесать волосы, пр…винтить винт, опасный пр…ступник, пр…клонный возраст, пр…клоняться перед красотой.
5. Пр…творить дверь, пр…морский край, пр…бывать в горах, пр…небрежение высказать, пр…лестный цветок, красивая пр…рода, пр…интересная пр…сказка, пр…поднять настроение, пр…странный разговор, сидеть в пр…зидиуме.
Правописание приставок – пре и — при
1.Превозносить человека, беспредельный простор, преодолеть препятствие, приклеить афишу, пристроить веранду, прилежный ученик, приветствовать друзей, пригладить волосы, преинтересный рассказ, неприступные горы.
2. Преинтересная головоломка, преклонный возраст, привилегия человека, неприступная крепость, пресытиться обедом, приуральские растения, приостановить движение, президент России, приободрить товарища.
3. Премьера спектакля, преступить закон, преградить дорогу, претихий шепот, причудливое очертания, старинная примета, приключение Незнайки, давние предания, преудивительная истории, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, непрерывный шум.
4. Придорожный куст, преспокойно уснул, Василиса Премудрая, прирасти к дереву, прехрабрый пес, приоткрыть дверь, премилый малыш, присесть на стул, приклонить к земле, причесать волосы, привинтить винт, опасный преступник, преклонный возраст, преклоняться перед красотой.
5. Притворить дверь, приморский край, пребывать в горах, пренебрежение высказать, прелестный цветок, красивая природа, преинтересная присказка, приподнять настроение, престранный разговор, сидеть в президиуме.
Источник
Уроки русского языка в 7 классе
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
в страдательных причастиях и прилагательных,
образованных от глаголов
Цель урока: ознакомление учащихся с условиями выбора гласной перед одной и двумя буквами н в причастиях и отглагольных прилагательных; формирование навыка написании гласной перед н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Работа по развитию речи: составление устного связного рассказа на лингвистическую тему; конструирование предложений по схемам.
Повторение: написание гласной в суффиксах глаголов и причастий прошедшего времени.
I . Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют предложение по схеме, включая в слова говорящего обращение, а в слова автора — причастный оборот.
II. Словарно-орфографическая диктовка.
Требуется объяснить графически выбор гласных перед суффиксами -л- глагола и -вш- причастия.
Снег растаял, ветер веял, слышавший шорох, обидевший ребенка, правивший конями, оттаявшая земля, выпавший снег, обессилевший враг, раскаявшийся преступник, рассыпавшийся песок.
Делается вывод: написание гласной перед суффиксом глагола прошедшего времени -л- и перед суффиксом причастия -вш- зависит от того, какая буква стоит в глаголе перед окончанием -ть .
III. Объяснение нового материала.
Учащиеся образовывают от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие) и объясняют, какая гласная будет стоять перед суффиксами — н, -нн — и от чего это зависит.
— Итак, в написании каких глагольных форм необходимо знать гласную (глагольный суффикс) перед окончанием -ть ? (В написании форм прошедшего времени: гласной перед -л- в глаголе прошедшего времени и гласных перед суффиксами -вш-, -нн- (-н-) , в суффиксе -енн- (-ен-) .)
I V . Закрепление материала.
1. Упр. 114 выполняется под руководством учителя. Внимание учащихся обращается на графическое объяснение орфограммы.
2. Словарная диктовка.
Выкачанная нефть, выкаченная из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замешанный в преступлении, замешенное тесто, подстреленная утка, расстрелянные патроны, настоянный чай, увенчанный венком победитель, рассеянные тучи, потерянное письмо, утоптанная песчаная тропинка, терраса достроена.
3. Составление схемы (на доске и в тетрадях).
Карточки для индивидуальной работы.
К а р т о ч к а № 1
Вставить пропущенные буквы.
Обещ..нная поддержка, услыш..нная новость, слом..нный велосипед, утер..нные документы, прострел..нная нога, обстрел..нные неприятелем позиции, выдерж..нное испытание, засе..нные поля, подслуш..нные разговоры, замеш..нный раствор, раскле..нные по городу афиши, зате..нный спор.
К а р т о ч к а № 2
Вставить пропущенные буквы.
Засе..нное поле, слож..нное в скирды зерно, украш..нная ребятами елка, сдел..нная модель, развеш..нные картины, созд..нное народом искусство, взорв..нный мост, засуш..нные растения, вывеш..нный приказ, объявл..нные результаты.
Домашнее задание: § 20; упр. 113 (или индивидуальные карточки — см. выше).
У р о к 32. Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
и прилагательных, образованных от глаголов
Цель урока: формирование навыка написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: написание н, нн в прилагательных; вид глагола.
I . Проверка домашнего задания осуществляется учителем при проверке тетрадей. Упражнение, выполненное в соответствии с заданиями учебника, даст учителю представление о степени овладения семиклассниками практическими навыками, графическое объяснение орфограмм покажет и уровень усвоения учащимися некоторых теоретических сведений о причастии.
II. Работа с перфокартой.
Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных.
Источник