Меню

Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей выращивание

Зарождение производящего хозяйства.

Вопрос о причинах зарождения производящего хозяйства остается спорным. Если жителей П. Азии к этому подталкивал экологический кризис (засуха), то в других регионах могла быть и другая причина.

В любом случае зарождение растениеводства, связано с наблюдениями человека, а именно за тем, как осыпавшиеся зерна колосьев зерновых культур прорастают на месте падения, избавляя человека от необходимости поиска таких природных полей.

Зарождение скотоводства также связано с таянием ледника, за которым последовало изменение климата, животного и растительного мира. Если ранее удачная охота на мамонта обеспечивала племя пищей на длительный период времени, то исчезновение таких крупных животных и условий для хранения мяса порождало серьезную проблему. Крупные коллективы охотников распадаются на более мелкие, изобретается лук и стрелы, позволяющие охотиться на более мелкую и пугливую дичь. Неуверенность в завтрашней успешной охоте и отсутствие ледника, где можно было хранить мясо убитых животных, наверное, и натолкнула охотника на мысль о сохранении молодняка. Этих животных помещали в специальные загоны и использовали в пищу в случае неудачной охоты. Со временем, рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Возможно, так и появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысяче­летиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно одомашнен рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пше­ница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди уже много знали об окружающем мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции, отрезали поврежденную руку или ногу. По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями (смена дня и ночи, грозы, смена сезонов и т.д.), которые человек не мог себе объяснить приводили к зарождению первобытной религии. Такие размышления могли появиться не раньше позднего палеолита, когда у человека появились первые излишки пищи, и борьба за жизнь несколько ослабила свое значение.

Первобытная религия имела, как правило, 4 формы: тотемизм, магию, фетишизм, анимизм.

Читайте также:  Метод горяева по выращиванию зубов

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы.

В пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением,и именно это животное или растение и называлось тотемом.Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Фетишизмвера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам — как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

Магия— четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Эти формы религии сохранились у некоторых народов тропической Африки, индейцев Америки, аборигенов Австралии и островов Океании, в некоторых районах Азии.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий человек стремился сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в З. Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Читайте также:  Выращивание трав для чая как бизнес

Источник

Древний Восток урок 10 класс

Древний Восток урок 10 класс

Цели урока: рассмотреть причины образования государства и его признаки, дать характеристику общественных отношений в древних государствах.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: государство, восточная деспотия.

— проверить заполненные таблицы, сдать.

1) когда приблизительно началась эпоха первобытности? (2.5 млн. лет назад)

2) когда появился человек современного типа? (кроманьонцы 40-35 тыс. лет назад).

3) расположите в правильной последовательности: человек умелый, разумный, прямоходящий, разумный разумный

4) отличие человека от его животных предков?

5) что такое родовая община?

6) этапы периодизации предцивилизационной стадии развития человечества? (палеолит, мезолит, неолит). Что явилось критерием?

7) что такое присваивающее хозяйство?

Изучение нового материала:

Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства были в этом смысле подлинным прорывом, для определения которого используют понятие неолитическая революция. (записать позже)

Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей.

Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории:

    Почему данный процесс называется революцией? Почему неолити­ческой? Предложите свое определение понятия «неолитическая рево­люция». ЗАПИСАТЬ

Неолитическая революция имела выдающееся значение. По существу, с переходом к производящему хозяйству были запущены процессы, приведшие — в конечном счете и не вез­де! — к смене первобытности цивилизацией.

Впечатляет даже далеко не полный перечень новых явлений, вызванных к жизни неолитической революцией: отделение скотоводства от земледелия позднее, в эпоху бронзового века, — выделение ремесла); возрастание роли семьи в общине, которая посте­пенно переставала быть родовой и становилась соседской, объединявшей как родственников, так и не связанные кров­ным родством семьи (соседская община окончательно сложи­лась также в бронзовом веке); углубление имущественной и социальной дифференциации в общине и между общинами; появление поселений нового типа с прочными и большими домами; возникновение крупных поселений, похожих на го­рода (Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Джармо в Западном Иране и др.).

Первобытность отступала, но зоны прорыва территориаль­но были весьма ограниченными. Первобытное море окружало отдельные островки, на которых закладывались основы для перехода к цивилизации.

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Историческое пространство древнейших цивилизаций — это главным обра­зом речные долины крупных рек Северной Африки и Азии: Нила (египетская цивилизация), Междуречья Тигра и Евфра­та (шумеро-аккадская, вавилонская цивилизации), Инда (ин­дийская цивилизация), Хуанхэ (китайская цивилизация). Эти цивилизации называют также архаическими и первичны­ми ЗАПИСАТЬ; последнее определение подчеркивает, что они возникли как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности.

Историческое время цивилизаций древности измеряется тысячелетиями. IV—III тыс. до н. э. — рождение египетской и шумерской цивилизаций. В III—II тыс. до н. э. возникает индийская цивилизация (тогда же зарождается первая циви­лизация в Европе — крито-микенская, предшественница ци­вилизации Древней Греции), во II тыс. до н. э. — китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская (Передняя Азия) цивилизации. В I тыс. до н. э. мир цивилизаций продолжа­ет расширяться — Мидия и Персия, Урарту (Закавказье), Древний Рим, Согд, Парфия и Бактрия (Средняя Азия).

Ученые давно обратили внимание на роль рек — Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и Хуанхэ — в развитии большинст­ва древних цивилизаций.

    С 28 Что писал Геродот о пророчестве Нефертити? Почему Египет со времен Геродота на­зывают дар Нила? Почему в предсказании Неферти катастрофа на­чинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?
Читайте также:  Оквэд выращивание косточковых культур

Большинство древневосточных цивилизаций, таким обра­зом, были речными. => Древневосточная экономика была аграрной. Определение специфики древневос­точных цивилизаций многие историки начинают с обращения к государству. Вопрос о его происхождении остается дискус­сионным.

    Из курсов истории и обществознания вспомните, что такое государст­во. Какие взгляды на его происхождение и сущность вам известны?

В современной исторической науке наметилась определен­ная близость позиций по вопросу о конкретных факторах и формах возникновения государства. Базовыми условиями процесса ученые признают два обстоятельства: реципрокный обмен и престижный характер первобытной экономики.

    Прочитайте отрывок из книги историка о первобытном обществе c.29 Почему вождями и старейшинами становились удач­ливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

Вождь, власть которого формально оставалась выбор­ной, стал восприниматься как могущественный носитель сверхъестественных сил. Настойчивое стремление закрепить должность вождя за представителями его семьи начинало приносить результаты. Оставалось добровольные дары вождю рядовых общинников превратить в обязательные дань и на­логи, а власти вождя окончательно присвоить наследствен­ный и легитимный (законный) статус. Это и произошло с воз­никновением государства, когда существовавшее на более ранних ступенях развития имущественное и социальное нера­венство было дополнено разделением общества на управляю­щих и управляемых.

Форму государства, сложившуюся на Древнем Востоке, обычно определяют понятием восточная деспотия.

    С.30 Особенности восточной деспотии выписать кратко в тетрадь.

1) наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный харак­тер;

2)мощный бюрократический аппарат управле­ния;

3)весь земельный фонд и людские ресурсы — счи­таются собственностью правителя

Исследователям общество на Древнем Востоке представляется относительно статичным (малоподвижным), строго иерархичным, основанным на почи­тании традиций, недоверчивым к нововведениям и потому весьма устойчивым. Это общество, в котором занимающие не­равное положение слои выполняют отведенные им функции (роли).

    Стр. 32 Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:

«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные бу­дут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, на­род взбунтуется против своего государя. А если младшие бу­дут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать oi раздоров и соперничества. Вот по­чему древние мудрецы установили различия между людьми».

    Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор тракта­та? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?

Соци­альная иерархия может быть представлена ступенчатой мно­гоярусной пирамидой: рабы — крестьяне-общинники — ремесленники и торговцы — воины — жрецы и вельможи — правитель. Переход из одного социально­го слоя в другой был крайне затруднен. Классический в этом смысле пример — система варн в Древней Индии, где грани­цы между варнами брахманов (вельможи), кшатриев (вои­ны), вайший (торговцы, крестьяне-общинники) и шудров (не входившие в общину крестьяне и рабы) были практически непроницаемыми. Впрочем, известны и другие примеры: в Китае, для того чтобы стать чиновником, выходцам из низ­ших слоев достаточно было сдать государственные экзамены и доказать свою готовность к исполнению государственных функций.

Понятно, что в обществах такого типа (их называют тра­диционными) ведущими социальными нормами являлись ве­ками складывавшиеся традиции, обычаи, нравственные и ре­лигиозные ценности. Новым по сравнению с первобытностью было появление — на основе обычного права — писаного права. (законы Хаммурапи, Драконта, Ману).

    Подведение итогов: Каковы причины образования Восточных государств? Что такое деспотия Востока? Общественные отношения? Неолитическая революция?

Домашнее задание: параграф 3, стр 34 в.8 письменно, Задание 1 устно

Источник

Adblock
detector